p> В основу концепции создания СЭЗ в Беларуси был положен международный
опыт организации и развития этих территориальных образований с особым
налоговым и таможенным режимом, а также совместные разработки отечественных
и зарубежных специалистов. В этой работе самое активное участие принимали
немецкие и китайские практики. [13] Правовые и организационные основы создания, деятельности и
ликвидации СЭЗ на территории Республики Беларусь установлены Указом
Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 г. № 114 "О свободных
экономических зонах на территории Республики Беларусь" и Законом Республики
Беларусь от 07.12.1998 г. № 213-3 "О свободных экономических зонах" с
последующими изменениями и дополнениями. В соответствии со ст. 1 Закона СЭЗ - это часть территории республики
с точно определенными границами и специальным правовым режимом,
устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления
предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. Резидентом СЭЗ
признается зарегистрированное администрацией СЭЗ юридическое лицо или
физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, на которое
распространяется правовой режим, действующий в СЭЗ. В своей деятельности
резидент СЭЗ должен руководствоваться Законом, положением о СЭЗ, другими
нормативными актами, а также договором с администрацией СЭЗ об условиях
предпринимательской деятельности в СЭЗ. Согласно ст. 6. Закона резидент СЭЗ
также вправе на общих основаниях заниматься предпринимательской
деятельностью за пределами СЭЗ. Решение о создании СЭЗ принимается Президентом Республики Беларусь
на основе предложения Совета Министров. Президент также вправе продлить
срок действия СЭЗ либо принять решение о досрочной ликвидации СЭЗ, если
цели ее создания не были достигнуты или ее дальнейшее существование
противоречит экономическим и другим государственным интересам Республики
Беларусь. Создание СЭЗ на территории Республики Беларусь обусловлено: . необходимостью структурной перестройки производства в целях интеграции экономики страны в систему мирового хозяйства для того, чтобы Беларусь заняла место в мировой хозяйственной системе, соответствующее уровню ее экономического, социального и культурного развития; . выгодным расположением республики в центре Европы, предопределяющим интерес зарубежных инвесторов при освоении рынка СНГ; . особенностями экономики республики Беларусь, характеризующимися недостаточной обеспеченностью природными ресурсами и, одновременно, высоким потенциалом перерабатывающей промышленности и квалификацией трудовых ресурсов, предполагающими ориентацию производства на экспорт высокотехнологичной продукции. [14] СЭЗ в Республике Беларусь призваны инициировать деловую и финансовую
активность, в первую очередь, внешних инвесторов, стать источником новых
рабочих мест для местного населения. По мере развития зон государство
рассчитывает на оживление экономики регионов распространение деловой
активности на экономику всей страны. Создание и успешное функционирование СЭЗ может сыграть важную роль в
переходе к рыночной экономике. Процесс разработки и реализации политики СЭЗ
будет способствовать осознанию тех проблем, с которыми сталкивается
Беларусь в конкуренции с другими странами за инвестиции, и поможет повысить
конкурентоспособность белорусской экономики в области инвестиций и
торговли: . увеличение притока иностранных инвестиций, улучшение инвестиционного климата и привлечение стратегических инвесторов; . обеспечение благоприятных условий для привлечения новых и высоких технологий и передового зарубежного опыта; . стимулирование экспорта и развитие импортозамещающих производств; . создание новых рабочих мест. [13] Сегодня перечень СЭЗ ограничивается: СЭЗ "Брест", СЭЗ "Витебск", СЭЗ
"Гомель-Ратон", СЭЗ "Гродноинвест", СЭЗ "Минск", СЭЗ "Могилев". Цели и задачи каждой из СЭЗ определяются в зависимости от
функционального типа СЭЗ, устанавливаемого соответствующим Положением о
СЭЗ. В основном это привлечение и эффективное использование иностранных и
национальных инвестиций для создания и развития ориентированных на экспорт
производств, основанных на современных и высоких технологиях, а также
эффективное использование имеющихся производственных площадей. Тем не
менее, есть и специфические цели. Например, для СЭЗ "Гомель-Ратон" - это
вовлечение в производственную деятельность нетрадиционных ресурсов и
источников энергии; для СЭЗ "Брест" - расширение производства
потребительских товаров и услуг; для СЭЗ "Минск" - повышение загрузки
аэропорта "Минск-2" и дальнейшее развитие воздушного сообщения; для СЭЗ
"Витебск" и "Могилев" - развитие и обеспечение эффективного использование
имеющейся инженерной и транспортной инфраструктуры, для СЭЗ "Гродноинвест"
- трансформация в экономику региона передовых ресурсо- и энергосберегающих
технологий. Современное состояние К 2002 гг. в действующих СЭЗ зарегистрировано более 200 предприятий-
резидентов, из которых 93% осуществляют хозяйственную деятельность. 86,6% -
промышленное производство: мебель (19), химическая продукция (16),
резиновые изделия и пластмассы (15). С момента образования привлечено USD 40,6 млн. иностранных инвестиций
из 25 стран мира. Из них USD 24,6 млн. (60,6%)– вливания в уставной
капитал, 78,5% - в товарной форме. Общий объем внутренних инвестиций – BYR 46,7 млрд., в том числе BYR
32,8 млрд. – инвестиции, полученные от других организаций (65,5% - кредиты
банков). Экспорт на 90% ориентирован на Россию, импорт на 80% ориентирован на
страны вне СНГ (сырье, станки, машины и оборудования). В 2001 г. отрицательное сальдо торгового баланса составило USD 25
млн. [12, 17] Доля СЭЗ в общем объеме промышленного производства республики не
превысила 2%, что свидетельствует о несущественном вкладе данных территорий
со специальными режимами налогового и таможенного регулирования в экономику
республики. Это подтверждается и основными удельными показателями
деятельности резидентов такими, как выработка на 1 работающего, объем
инвестиций на создание 1 рабочего места, фондовооруженность, мало
отличающимися от сложившегося уровня аналогичных показателей в среднем по
республике. Абсолютное большинство реализуемых в СЭЗ инвестиционных
проектов не отвечают критериям новизны и наукоемкости. Подобное положение
объясняется в первую очередь тем, что СЭЗ в своем развитии проходят период
становления, характеризующийся отработкой конкретных методов и подходов к
привлечению инвесторов. [13, 11] Несмотря на льготный режим деятельности резидентов-субъектов
хозяйствования, имеются только единичные случаи привлечения в СЭЗ
стратегических инвесторов, реализующих масштабные инвестиционные проекты.
Это свидетельствует о том, что для осуществления инвестиций в СЭЗ
основополагающими моментами является их защищенность, стабильность
законодательства, страхование рисков, возможность вывоза капитала. Исходя
из мирового опыта, существенным фактором является наличие права
собственности инвестора на землю. Развитие инженерной и транспортной
инфраструктуры требует существенных единовременных затрат инвестора при
высоком инвестиционном риске, обусловленном дальнейшей востребованностью
обустроенных территорий. Проводить анализ деятельности всех СЭЗ вместе не имеет смысла, т.к.
показатели СЭЗ довольно сильно рознятся из-за различной давности создания
зон. Одни из них уже крепко стоят на ногах («Гомель-Ратон», «Брест»,
«Минск», «Витебск»), другие же только начали свое функционирование
(«Гродноинвест», «Могилев»). Наиболее актуальным будет рассмотрение
деятельности СЭЗ «Минск», «Гомель-Ратон», «Брест», «Витебск». В 2001 г было зарегистрировано 207 предприятий-резидентов СЭЗ, что
более чем в 1,2 раза более числа зарегистрировавшихся в 2000 г. Наибольшее число зарегистрированных резидентов сосредоточено в СЭЗ
"Брест" (40,1% всех резидентов СЭЗ РБ). Активно процесс роста числа
резидентов происходил в СЭЗ «Минск» (более чем в 1,6 раза), СЭЗ «Витебск»
(в 1,9 раза), СЭЗ «Гомель-Ратон» (почти в 1,3 раза). При общем приросте по
все СЭЗ республики 38 резидентов, 25 из них приходится на СЭЗ «Минск» и 10
– на СЭЗ «Гомель-Ратон», в СЭЗ «Брест», напротив, произошло уменьшение
количества резидентов (рис. 1) [pic] Рис. 1. Количественная характеристика резидентов [6], [7], [15] Действующими в целом по СЭЗ в 2001 г. являлись почти 90% общего
количества зарегистрированных резидентов, в том числе в СЭЗ «Брест» -
97,6%, СЭЗ «Минск» - 85,9%, СЭЗ «Гомель-Ратон» - 77,8%. Активно процесс
организации производства идет в СЭЗ «Витебск». Все 15 зарегистрированных
резидентов начали функционировать. [10, 11] Важным направлением деятельности резидентов СЭЗ является производство
промышленной продукции. В целом по все СЭЗ республики на долю
промышленности приходится 86,6% общего числа действующих резидентов. Из 161
резидента почти 89% осуществляют свою деятельность в машиностроении
металлообработке, химической и нефтехимической, а также лесной,
деревообрабатывающей и пищевых отраслях. Относительно невелика доля
сельского хозяйства, всего 2 резидента. Доля предприятий, оказывающих
транспортные услуги – 2,7%, строительные услуги – 2,2%. Общей коммерческой
деятельностью занимается 4,3% резидентов (табл. 2) [6, ст. 14] Табл. 2. Структура распределения резидентов по отраслям и видам
деятельности в разрезе форм собственности на 31.12.2001 г., %
|Отрасль |всего|СП |ИП |Прочие |
| | | | |предприятия |
|Промышленность - всего |86,6 |91,3|90,|76,4 |
| | | |3 | |
|химическая |18,8 |21,7|17,|16,4 |
| | | |7 | |
|машиностроение и металлообработка |22,6 |23,2|17,|27,3 |
| | | |7 | |
|лесная, деревообрабатывающая |22,0 |23,2|24,|8,2 |
| | | |2 | |
|легкая |6,5 |4,3 |9,7|5,5 |
|пищевая |13,4 |15,9|17,|5,5 |
| | | |7 | |
|полиграфическая |1,6 |1,4 |1,6|1,8 |
|другие промышленные производства |1,6 |1,4 |1,6|1,8 |
|Сельское хозяйство |1,1 |1,4 |- |1,8 |
|Транспорт |2,7 |- |4,8|3,6 |
|Строительство |2,2 |1,4 |1,6|3,6 |
|Торговля и общепит |2,2 |1,4 |1,6|3,6 |
|Общая коммерческая деятельность по |4,3 |2,9 |1,6|9,1 |
|обеспечению | | | | |
|функционирования рынка | | | | |
Источник: Э.В.Костромичева, А.М.Лобейко. Итоги и проблемы функционирования
СЭЗ в РБ в 2001 г. Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование -
№ 4 – 2001 - ст. 19
О позитивных структурных изменениях, произошедших в деятельности СЭЗ,
свидетельствует количественная характеристика предприятий-резидентов с
долевым участием иностранных инвесторов (СП), полностью принадлежащих
иностранным инвесторам (ИП) и прочим предприятиям. Активная работа по
привлечению иностранных инвесторов способствовала тому, что в 2001 г.
количество совместных и иностранных предприятий составило 70,4% общей
численности резидентов (рис. 2). [pic] Рис. 2. Структура резидентов по формам собственности [6, 7] О степени привлекательности отдельных отраслей промышленности для
инвесторов можно судить по доле СП и ИП в этих отраслях. Так, в пищевой
промышленности эта доля равна 88% общего количества резидентов отрасли, в
лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной – 75,6%, химической и
нефтехимической – 74,3%, машиностроении и металлообработке – 52, 4%.[6, ст.
14, 17] Из общего объема иностранных инвестиций, полученных резидентами СЭЗ
по состоянию на 1 января 2002 г. взносы иностранных инвесторов в уставной
фонд составили 60,7%, кредиты – 8,6%, прочие инвестиции – 30,7%. Важнейшие
зарубежные инвесторы – Германия, Кипр, Чехия, Латвия, Польша, Швейцария ,
Великобритания, США, Россия, Израиль (рис. 3.) [pic] Рис. 3. Важнейшие зарубежные инвесторы в СЭЗ РБ [6, 7] Самые высокие темпы роста объемов производства наблюдались в СЭЗ
«Минск» (в 2,4 раза), и СЭЗ «Брест» (почти в 2 раза). Наиболее весомый
вклад в общий прирост продукции внесла СЭЗ «Брест», доля которой составила
50,4%. В этой зоне объем производства на одного резидента увеличился в 1,7
раза, в то время как в СЭЗ «Гомель-Ратон» и «Минск» соответственно 1,2 и
1,6 раза. Более 58% общего прироста объемов производства обеспечила СЭЗ
«Брест», СЭЗ «Минск» - 24,1%. Наибольшее его увеличение наблюдалось на
совместных предприятиях. В определенной степени о финансовом состоянии СЭЗ можно судить по
рентабельности от реализации продукции. Среди всех СЭЗ наибольший уровень
рентабельности (31,1%) в СЭЗ «Брест». Следует отметить, что продолжается
тенденция снижения рентабельности. За анализируемый период в целом по всем
СЭЗ она снизилась с 32,3 до 20%. В 4 раза уменьшилась рентабельность СЭЗ
«Гомель-Ратон», в 1,5 раза в СЭЗ «Брест» и «Минск» (рис. 4.). В целом такое
положение обусловлено, во-первых, тем, что затраты на производство и
реализацию продукции в 1,5 раза растут быстрее, чем прибыль от ее
реализации, во-вторых – в СЭЗ недостаточно внимания уделяется снижению
материало- и энергоемкости производства, внедрению новых и высоких
технологий. [5, ст. 68, 7, ст. 22, 17] [pic] Рис. 4. Рентабельность от реализации продукции [8, 7] За 2001 г. в бюджет СЭЗ уплачено налогов почти в 3,2 раза больше, чем
в 2000 г. Итак, можно выявить некоторые тенденции работы СЭЗ в 2001 - 2002
гг.: . заинтересованность иностранных и отечественных инвесторов, представляющих малый и средний бизнес; . фактическое функционирование СЭЗ не как комплексных, а как промышленно-производственных зон с размещением на их территории производств с неглубокой степенью переработки; . преобладание выпуска товаров, не основанных на высоких технологиях.; . равнонаправленность экспортных и импортных операций; . более высокая результативность деятельности предприятий с иностранным капиталом; . ориентированность резидентов без иностранных инвестиций на реализацию продукции на внутреннем рынке, а предприятий с иностранными инвестициями – на внешнем; . финансирование развития инфраструктуры за счет средств республиканского бюджета и фонда развития СЭЗ; . углубление процесса реинвестирования. . ЗАКЛЮЧЕНИЕ Иностранные инвестиции – это то, для чего, собственно, и создаются
СЭЗ во всем мире. С их помощью правительство предполагает решить ряд
существенных проблем, которые нависают над страной в процессе перехода к
рынку. СЭЗ позволяют активизировать внешнеэкономическую деятельность страны
по средствам привлечения инвестиций, снизить социальную напряженность,
улучшить имидж страны в глазах иностранных инвесторов. Опыт многих стран, а
особенно наших соседей Польши, Венгрии, позволяют сделать вывод, что СЭЗ,
при разумном к ним подходе, глубоком понимании механизмов функционирования,
способны вывести экономику страны на более высокий качественный уровень.
Кроме того, примеры этих стран могут послужить хорошим примером
деятельности СЭЗ для нашей страны. Процесс создания СЭЗ – процесс требующий тщательного продумывания
всех составляющих СЭЗ. Разработка целей и задач должна быть всесторонней и
всеобъемлющей, необходимо принимать во внимание множество факторов:
экономическое положение страны, стабильность инвестиционного
законодательства, стабильность налогового законодательства, внешнеторговые
связи страны и прочее. Только в этом случае функционирование СЭЗ будет
эффективным. По средствам создания СЭЗ правительства стран пытаются решить те
проблемы, которые собственными силами они решить не в состоянии. Для новых
инвесторов создаются определенные условия, именно это условия и являются
особенностями функционирования СЭЗ. В работе были рассмотрены составляющие
СЭЗ, принципы и условия функционирования, этапы создания и опыт
деятельности СЭЗ некоторых стран. Исходя из всего вышесказанного можно
сделать некоторые выводы: . создание СЭЗ направлено, в первую очередь, на привлечение иностранного капитала; . на территории СЭЗ действует целая система налоговых льгот, часть из которых является постоянной, часть – временной (например, в Венгрии - освобождение от местных налогов на первых 10 лет). Резиденты и вовсе освобождаются от уплаты некоторых налогов (чрезвычайный налог, налог на недвижимость, дорожный фонд и др.); . внешнеторговые льготы, связанные с введением упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций (например, резиденты СЭЗ освобождаются от пошлин, налогов на импорт и прочих видов контроля за импортом) позволяют активизировать экспорт, достичь нужного уровня импорта, предоставляют возможность национальному производителю представить свою продукцию на внешнем рынке и прочее; . товары, ввозимые на территорию СЭЗ и вывозимые с ее территории, подлежат таможенному оформлению; . административные льготы, предоставляемые резидентам СЭЗ, значительно ускоряют и облегчают процесс регистрации и, соответственно, начало производственной деятельности; В работе так же было рассмотрено и современное состояние СЭЗ
Республики Беларусь, итоги их функционирования за последние три года и
тенденции развития. К сожалению, легче выявить проблемы функционирования,
нежели определить выгоды. Нестабильность налогового законодательства,
неприемлемость валютного регулирования, отсутствие собственности на землю и
непродуманные рентные отношения, неразвитость инфраструктуры, непонимание
чиновников, множество бюрократических барьеров – это основные проблемы,
функционирования СЭЗ на сегодняшний момент. Рассмотрев условия функционирование СЭЗ в республике, основные
принципы и итоги можно сделать вывод, что если будет изменено отношение к
свободным экономическим зонам, пересмотрены законодательные и налоговые
базы, инвесторы получат все гарантии (гарантия возможности вывоза доходов,
гарантия ненационализации и др.), то капитал иностранных инвесторов и
впрямь «рекой хлынет» в нашу экономику. Это обосновывается тем, что на
рынке республики существует множество свободных ниш, во многих
производственных сферах практически отсутствует конкуренция, страна
обладает большим потенциалом высококвалифицированной рабочей силы. В
совокупности с благоприятным климатом в СЭЗ это непременно приведет к
решению если не всех, то, по крайней мере, большей части проблем, а,
значит, и к улучшению экономического положения в нашей стране. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Указ президента Республики Беларусь № 114 – 20.03.98 г. «О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь» //СЭЗ «Минск». Сборник нормативных документов 2. Т.Данько, З.Округ. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве: Учеб.пособие //Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова. М.: Инфра-М, 1998. – 168 с. 3. Я.С.Друзик. Свободные экономические зоны в системе мирового хозяйства: Учеб.пособие. - Мн.: «ФУАинформ», 2000,368 с. 4. В.Игнатов, В.Бутов. Свободные экономические зоны. – М.: Ось-89, 1997. –192с. 5. В.Бык. Свободные экономические зоны Республики Беларусь: состояние и перспективы развития. // Белорусский экономический журнал - № 3 – 2002 – с. 66 6. Э.Костромичева, Л.Груша. Итоги и проблемы функционирования СЭЗ РБ в 2001 г. //Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование - № 4 – 2002- с. 13 7. Э.Костромичева, В.Гордейчик. Функционирования СЭЗ РБ в 2000 г. //Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование - № 4 – 2001 - с. 19 8. Н.Кривецкий. Нужно запретить любую ревизию действующего в СЭЗ законодательства. // Белорусский рынок - № 28 – 2002 9. Э.Сайдловска-Мартини. Функционирование свободных экономических зон в мире и Польше. // Белорусский экономический журнал - № 3 – 2002 – с. 76 10. Свободная экономическая зона «Минск». Сборник нормативных актов 11. Свободная экономическая зона «Брест». Материалы семинара «Свободная экономическая зона «Брест»» 12. Е.Неклюдова. Венгрия: свободные экономические зоны как средство привлечения иностранных инвестиций
http://ivr.nm.ru/2001/rus/p0107/p010703.htm 13. Предпосылки и цели создания СЭЗ в РБ http://www.etp2000.com/servlet/portal.main.Servlet?command=Consu ltingFindParagraph&id=20161 14. Алексей Анищенко. СЭЗ на территории Республики Беларусь http://www.vlasovaandpartners.by/ru/pub7_sez.shtml 15. Сайт СЭЗ «Гомел-Ратон» в интернете
http://www.gomelreton.by.com 16. Инcтpумент пpивлечения инвеcтиций. Запуcк oднoй зoны cтoит пoльcкoму бюджету 5 млн. USD
http://www.br.minsk.by/archive/2001-33/ta12275.stm 17. С.Абрамчук. в СЭЗ «Брест» резидентов все больше. http://neg.by/2002/05/24/417.html
Страницы: 1, 2, 3, 4
|