p> Денежные отношения, в которых находятся банки с хозяйствующими
субъектами, формируются под воздействием всей совокупности экономических
отношений, частью которых они являются. Объем кредитно-расчетных отношений
прежде всего зависит от масштабов национальной экономики. По мере развития
рыночных отношений все большая часть произведенного продукта, в том числе и
создаваемого в строительном комплексе, проходит денежную фазу. Таким
образом, преобладающая часть национального дохода, направленного на цели
накопления, используется непосредственно в денежной форме, что и
предопределяет возможность и необходимость развития кредитных отношений в
этой сфере. Внедрение рыночных отношений в хозяйственную систему Украины с
их непременным требованием самофинансирования предприятий также
сопровождается развитием денежных отношений. Иначе говоря, по мере перехода
к рынку создается рыночный механизм, который способствует осуществлению
конечных целей структурной перестройки экономики страны.
Банковские кредиты в инвестиционной сфере.
Банковский кредит – важнейшая составная часть рыночного
самофинансирования, а банковская деятельность – совокупность мер по
повышению эффективности хозяйствования, основанного на рыночной
самоокупаемости. Порожденные товарным обращением кредитные сделки
предприятий с банками опосредуют его, помогают совершить и завершить акты
купли-продажи. Кредит участвует в рыночном обороте и тем самым, в рыночном
«признании» товаров и услуг, что очень важно учитывать для характеристики
роли банков в хозяйственном обороте и аккумуляции средств для
инвестиций в структурные сдвиги в народном хозяйстве. Банковские структуры
в рыночных условиях выступают как самостоятельные экономические единицы,
вступающие в обычные, равноправные коммерческие сделки с хозяйствующими
субъектами. Банки принимают активное участие в капиталовложениях в
экономику страны, с помощью механизма кредитования и расчетов влияют на
сокращение сроков строительства, осуществляют контроль за эффективным
использованием финансовых ресурсов. Главным направлением в работе банков по
обслуживанию предприятий в осуществляемых инвестициях являются максимизация
результатов использования кредитов. Кредитно-денежная политика, проводимая
правительством, закрепляет основы структурной политики, приоритеты в
развитии отраслей, на ее основе строится деятельность коммерческих структур
(банков, инвестиционных фондов и компаний и т.д.), при этом, распределение
финансовых средств носит коммерческий характер. В планах кредитования
должна быть зафиксирована нормативная эффективность выдаваемых кредитов.
Существующие процентные ставки должны оказывать практическое воздействие на
выбор преимущественных, с точки зрения результатов, объемов кредитования.
Банки привлекают в свой ссудный фонд подавляющую часть ресурсов на
коммерческой, а не дотационной основе, что является мощным стимулятором
повышения эффективности инвестиционных вложений. В экономической литературе высказывались суждения (например, Г.Д.
Новиковым) о том, что в отличие от краткосрочного долгосрочный кредит
должен иметь строго целевой характер, ибо резко различаются условия
функционирования различных видов основных фондов. Таким образом,
обосновывается пообъектный подход при выборе целей кредитования, причем под
объектом понимается конкретный вид основных фондов с присущей ему скоростью
кругооборота. Предоставление кредита имеет конечной целью не объект строительства как
таковой, а его продукцию, доходы. Выделяя средства в ссудный фонд, в
основном, за счет временно свободных ресурсов предприятий и бюджета, банки
размещают их в народном хозяйстве на основе возвратности, срочности и
платности, то есть, на условиях возмещения их в продукции и доходах.
Пообъектный подход к определению целей кредитной программы приводит к
пониманию контрольной функции как к праву банков разрешать или отказывать
клиенту в получении долгосрочного кредита на определенный объект или
операцию (существует также термин «некредитуемые объекты», хотя
экономически подавляющая часть капитальных вложений может быть объектом
кредита, так как окупается совокупным эффектом). Кроме того, каждая гривна инвестиционных вложений в строительство, на
оплату новой техники может обернуться различными накоплениями в зависимости
от выбранного варианта, затрат на содержание, интенсивности,
производительного использования объекта (рентабельности, фондоотдачи).
Поэтому и в системе инвестиционных вложений кредит не может быть понят
иначе как в роли ограниченного ресурса, использование которого приносит
приращение эффекта. Инвестиционная программа в этих условиях, из расписания
конкретных объектов вложений неминуемо превращается в задание по
эффективности. Но для того, чтобы инвестиционная программа получила такое
содержание, важно, чтобы и само формирование ресурсов инвестиционных
вложений было на платной, коммерческой основе, ибо последующее размещение
их осуществляется исходя из платности (под процент). Плата за привлеченные ресурсы также находится в русле интересов
государственного регулирования инвестиционными вложениями. Плата за
привлеченные ресурсы оказывает стимулирующее, для хозяйствующих субъектов,
воздействие на экономное использование фондов накоплений. Ведь
использование фонда развития производства при получении ежегодного дохода
ниже, чем ставка вкладного процента, окажется для предприятия
нерациональным. Коммерческое положение банков означает также, что они получают прибыль
по результатам своей деятельности и после внесения отчислений в доходы
бюджета от этой прибыли, банки получают возможность использовать оставшуюся
ее часть для пополнения фонда долгосрочного кредитования, увеличения
взносов в фонды развития. Причем банки заинтересованы и в том, и в другом:
вложение кредита в новые объекты – это как бы фонд развития банковской
системы, ее будущие прибыли. Важно подчеркнуть, что исполнение программы инвестиционных вложений, не
должно противоречить интересам банковской системы. В практике случается,
что в момент обращения за долгосрочным кредитом субъект хозяйствования
имеет просроченную задолженность по другим кредитам или другие виды
неплатежей. Тогда зачастую ему предоставляются (по решению
правительственных органов или самого банка) отсрочки платежей по
несвоевременно уплаченным кредитам и тем самым открываются возможности для
нового кредитования. Если в процессе исполнения кредитного плана выявляются
неплатежеспособность, экономическая неустойчивость предприятия, которому
определены ссуды на новое строительство, приобретения и т.п., то уместно в
данном случае (если будет признана неотложная необходимость строительства)
решить вопрос о выделении предприятию бюджетных ассигнований или средств из
резервных фондов, если предприятие государственное. Необходимо отметить, что в условиях высокой инфляции, практически не
производится выдача долгосрочных кредитов и это сильно ограничивает
возможности предприятия финансировать техническое развитие. Зарубежный опыт
показывает, что даже преуспевающие фирмы редко обходятся без долгосрочных
кредитов. Усилить роль долгосрочных кредитов в финансировании инвестиций
можно за счет перехода к долгосрочным процентным ставкам не только по
кредитам, но и по депозитам. Банковская политика в области инвестиционных вложений, должна
совершенствоваться путем превращения кредита в орудие достижения
эффективности инвестиций. При характеристике эффективности инвестиций, как
известно, различают показатели для макроуровня – народного хозяйства в
целом, отдельных регионов и отраслей, а также отдельных предприятий.
Последние органически вытекают из первого, являются частным случаем
показателя народнохозяйственной эффективности. В процессе распределения
ресурсов капитальных вложений в целом по стране, по территориям и отраслям,
показатели экономической эффективности инвестиций определяют отнесением их
к национальному доходу страны. Что касается использования ссудного фонда
предприятиями, то сравнительные варианты вложений оцениваются и принимаются
к кредитованию на основе локального критерия эффективности вложений,
характеризуемого величиной прироста прибыли по отношению к вызвавшим его
вложениям. При этом, однако, нужно учитывать следующее: критерием экономической
эффективности является всемерное развитие производительных сил общества. В
этой связи, при оценке эффективности инвестиций, во-первых, учитывается
производство тех благ, которые служат названным целям, и, во-вторых, наряду
со стоимостными показателями (прибыли, издержек производства) учитываются
другие факторы (ограничения), вытекающие из необходимости выполнения
общегосударственных задач развития и зачастую несовпадающие с показателями
экономического эффекта. К ним относятся расходы по внедрению достижений
технического прогресса, по материальному обеспечению фундаментальной науки,
способствующие улучшению показателей использования трудовых и материальных
ресурсов, сдвиги в структуре капитальных вложений и размещении объектов
строительства, связанные с комплексным развитием регионов, проведение
политики развития городов, экологических мероприятий и т.д. Таким образом, задача банковской деятельности состоит в том, чтобы с
помощью наиболее целесообразных форм и методов кредитных отношений
способствовать повышению эффективности инвестиций в экономику и тем самым
обеспечивать единство требований общества и его хозяйственных единиц в ходе
экономического процесса. Цель банковской деятельности по кредитованию –
способствовать формированию эффективной народнохозяйственной структуры на
основе предоставления кредитов на мероприятия, которые соответствуют
требованиям по локальным критериям, вытекающим из глобального
экономического критерия. Формирование целей банковской деятельности должно основываться на
критериях эффективности. Это означает: во-первых, что кредитные вложения
направляются в объекты с высокими народнохозяйственными показателями отдачи
и, наоборот, неизбежно совершают «отток» при низких показателях; во-вторых,
что государственное регулирование инвестиционным процессом должно
определять главные параметры в работе банков по этому направлению, а его
деятельность состоит в выборе эффективных направлений кредитования,
отвечающих интересам банка, как коммерческого центра и тех вкладчиков,
которые предоставили свои средства в распоряжение ссудного фонда. Тем самым, сравнительная оценка предлагаемых решений в области
инвестиционных вложений, приобретения и использования новой техники, а
также выбор преимущественных назначений кредита – специфические формы
экономической деятельности банковской системы. В этом же смысле можно
говорить и о кредитоспособности предприятий, способности их с наибольшей
эффективностью использовать добавочные ресурсы. Проводя своеобразный
конкурс кредитоспособности своих клиентов, банки тем самым способствуют
наиболее эффективному размещению кредитов, гарантируют своевременный
возврат вкладчикам средств, мобилизованных банками для кредитования,
поддерживают эластичность денежного обращения. Заинтересованность в получении банковских средств сверх рыночных
ресурсов предприятий возникает лишь в условиях, когда вложения этих средств
обеспечивает дополнительный эффект. Количественно он равен дополнительной
прибыли, получаемой от создания новых мощностей с меньшими затратами
(экономия капитальных вложений). Во всех случаях решение о получении
заемных средств зависит от того, насколько дополнительный эффект от их
использования в условиях рыночной стихии, скажется на экономическом
положении инвестора, то есть, какая доля дополнительной прибыли остается в
его распоряжении. Важно, чтобы кредитный процент за инвестиции в реальное производство
стимулировал интерес кредитополучателя к предпочтительному использованию
этой формы пополнения средств. Спрос на долгосрочный кредит на
капиталовложения должен регулироваться обязанностью уплаты в срок
определенных платежей с процентами, так как бюджетные формы финансирования
крайне ограничены в силу несбалансированности бюджета, особенно в период
переходного характера экономики. Поэтому следует проводить совершенствование кредитной политики, при
которой, с одной стороны, гарантировались бы интересы банков, а с другой –
обеспечивалось повышение заинтересованности рыночных субъектов в получении
кредитов под инвестиционные проекты. Ну и при всем этом, прежде всего, ни в
коей мере бы ни были каким-то образом принижены интересы государства. К
стимулам пользования кредитом можно отнести: во-первых, право выбора
кредитополучателем приоритетных объектов вложений исходя из ориентации на
рыночную конъюнктуру; во-вторых, возможность отчисления в фонды потребления
добавочных средств в результате использования более эффективных проектов. Долгосрочное кредитование выступает главным источником подкрепления
ресурсов инвестиций лишь при условии, что механизм рыночной деятельности
предприятий сочетается с оптимальным налогообложением прибыли и других
финансовых средств, особенно в настоящий период, характеризующийся крайне
низкой инвестиционной активностью. И здесь необходимо отметить, что
инвестиционный кризис является наиболее глубоким в экономике и для его
преодоления необходимы радикальные меры. Сегодня у государства крайне
ограничены возможности наращивания централизованных капиталовложений,
которые в свое время были основным инвестиционным ресурсом. Необходимо
отметить, что хотим мы этого или нет, но при новой экономической ситуации
централизованные инвестиции все больше будут терять приоритетное значение в
осуществлении инвестиционных программ. Поэтому крайне важно освоить
механизм привлечения частного капитала в сферу инвестиционной деятельности.
Крайне негативную роль в финансировании вложений играет массовая неуплата
налогов украинскими хозяйственными субъектами. По существующим оценкам, в
государственную казну ныне не поступает 40 и более процентов финансовых
ресурсов от налогов. В условиях острого дефицита собственных инвестиционных вложений
значительную роль играет привлечение в Украину иностранных кредитов и
инвестиций. К концу 1997г. вложения иностранных инвесторов составили чуть
более 2 млрд. дол. Эта цифра незначительна (к примеру, в экономику Венгрии
в 1994г. было инвестировано из-за рубежа 8 млрд. дол. США). Кроме того, хорошо известно, что в условиях рынка личные сбережения
населения – это один из наиболее весомых инвестиционных ресурсов. И, таким
образом, проблема сводится к созданию в Украине цивилизованного рынка
капитала. Ныне этот процесс только разворачивается. Министерством финансов Украины разработан комплекс мер, призванных
существенно ускорить формирование фондового рынка. Создание финансового
рынка и его разветвленной инфраструктуры – важная задача, от решения
которой зависит оптимизация инвестиционной деятельности и нельзя допустить,
чтобы рынок ценных бумаг приобрел искаженные формы и уже в начальной стадии
дискредитировал себя в глазах населения. Важным источником капитальных вложений должно стать целенаправленное
инвестиционное использование средств от приватизации государственного
имущества. Недопустима почти полная направленность их на финансирование
бюджетного дефицита. Такую практику нужно изменить. Полученные от
приватизации средства должны стать эффективным инвестиционным ресурсом. В настоящее время делаются определенные попытки создания условий для
развития инвестиционной активности предприятий, тем более, что размеры
получаемой предприятиями прибыли во много раз превышают их капитальные
затраты. Однако, еще больше в деле создания благоприятных условий для
активизации инвестиционной деятельности в экономики страны, предстоит
сделать. Особенно в том, что касается стабилизации финансовой системы,
сведения к приемлемому уровню инфляции, так как в условиях неплатежей,
неконтролируемого роста цен, всякая инвестиционная деятельность носит
спекулятивный характер и сориентирована, в первую очередь, на поддержание
существующего положения, но никак не на формирование будущих экономических
условий для увеличения производства продукции , обновления ассортимента,
улучшения качества товаров и услуг.
Страницы: 1, 2
|