Особый путь Китая
Особый путь
Китая
России гораздо
ближе к Востоку, чем к Западу
В новом
столетии российско-китайские отношения столкнулись с совершенно новой
ситуацией: впервые за всю историю Китай стал мощной экономической державой.
Значение Китая, китайского опыта и в целом китайского фактора для России в
последнее десятилетие принципиально изменилось.
Экономика и
политика
Много споров
ведется о китайском примере экономического развития, его применимости в СССР и
России. Результаты стремительного роста китайской экономики очевидны. Спор идет
лишь о том, могли ли Горбачев или Ельцин пойти по китайскому пути и что бы это
принесло России.
К сожалению,
большинство подходов слишком стереотипны и не отражают сути значения опыта
китайских экономических реформ для России. А суть эта не в обозначении
конкретных мер, которые Россия должна или не должна заимствовать у КНР. Суть -
в демонстрации того, как реалистичный и прагматичный экономический курс,
работающий для данной экономической системы в данный исторический период,
реализуемый настойчиво и последовательно, но не фанатично, способен менее чем
за одно поколение превратить отсталую и голодную страну в мощного и динамично
развивающегося гиганта.
Пример Китая -
это приговор руководителям российской экономики, не потому, что они не
скопировали какие-то конкретные китайские меры, а потому, что они не нашли мер,
адекватных для России.
В Китае правит
коммунистический режим. Именно он обеспечил экономический подъем. В России же
попытки создать образцовую демократию привели к экономическому краху. Такова
суровая правда жизни, приятная сердцу наших коммунистов и парадоксальная для
демократов, привыкших к тому, что коммунистическое правление ведет к
экономическому краху, а демократия - к процветанию. Но если приглядеться к
китайской ситуации, то окажется, что все не так просто. Китайский режим
меняется. Он уже не идет ни в какое сравнение с царившим там до реформ - методы
гораздо мягче. Это, конечно, не западная демократия, но и далеко не
классический тоталитарный коммунизм.
Наша же
российская демократия в области жестокости даст сто очков вперед китайскому
коммунистическому режиму.
Цивилизация
Восток, Россия
или Запад, хотим ли мы жить, "как в Европе", или сами по себе и как в
этой связи вести себя с Китаем? До того как говорить о политике в отношении
Китая, необходимо решить, чего добивается Россия. Опросы общественного мнения
показывают, что большинство россиян хотели бы видеть свою страну свободной,
независимой, стабильной и экономически развитой, то есть способной обеспечить
населению высокий жизненный уровень. И здесь пример Китая - крупного
государства, сумевшего обеспечить экономический рост и вхождение в современную
технологическую цивилизацию, одновременно проводя независимый
внешнеполитический курс, - как и опыт ряда других крупных государств, нам
чрезвычайно важен. С одной стороны, он опровергает ретроградные планы наших
коммунистов-патриотов сохранить Россию неким патриархально-консервативным
островом, с особой экономической или политической системами. Хотя сторонники
этих планов часто и выставляют Китай в качестве образца, в действительности
китайская история, крупнейшие катастрофы которой связаны с попыткой сохранить
или навязать стране патриархальные и коммунистические утопические режимы, как
раз демонстрирует полную несбыточность и опасность этого пути. Только встав на
путь ускоренного включения в современный мир, Китай смог добиться значительных
успехов в экономике и государственном строительстве и в течение длительного
времени сохранять государственное единство и стабильность.
С другой
стороны, китайский пример свидетельствует и об утопичности взглядов наших
западников, их планов немедленного включения в западный мир, в Европу. Если под
вступлением в западный мир понимать проведение глубоких судебной, военной,
административной реформ, то против этого особых возражений нет. Но уже в части
экономики вопрос стоит сложнее. История показала, что современная западная
рыночная экономика в принципе наиболее эффективна. Однако Россия далека от
такой системы, и пути ее достижения, предложенные западными экспертами и нашими
либералами-западниками, показали свою неэффективность. В то же время Китай,
выработавший собственную стратегию, движется к современной экономической модели
гораздо более эффективно. Таким образом, истинное вступление в мировую
экономику вовсе не означает следования сиюминутным советам Запада.
Наибольшую
проблему представляет собой понятие "независимость". Отдельные
крупные государства показали, что можно проводить политику, самостоятельную от
системы западных союзов, и при этом эффективно развивать современную экономику
и даже демократию. Китай является примером первого, Индия - второго. России,
крупной стране, культурно отличной от Запада (пусть и не в такой степени, как
Китай или Индия, но все же достаточно значительно), и не возможно и не нужно
стремиться вступить в организационную военно-политическую связь с Западом. Ведь
западная идеология самым фундаментальным образом основана на представлении о
превосходстве западной цивилизации. Крупные и отличные центры силы неизбежно
будут рассматриваться на Западе как потенциальная угроза, даже если они придут
к идеальной демократии и рыночной экономике. Можно ли представить, что
демократический Китай согласится на доминирующую роль Запада во внешней
политике? Скорее всего его курс станет еще более антизападным.
Давление Запада
на Россию и Китай, и это хорошо показывает российский опыт, это не борьба
Запада за демократию, а в гораздо большей степени следствие сложности для
Запада признать существование альтернативных центров сил. Американские планы
развертывания системы ПРО, расширения НАТО, панические страхи перед
российско-китайским стратегическим сотрудничеством свидетельствуют о том, что
Запад, в особенности США, как и во времена холодной войны, продолжает видеть
потенциального врага - как в России, так и в Китае - с той лишь разницей, что
ослабленная Россия уступает место Китаю в качестве основной "империи
зла".
России если и
нужно чего-то опасаться, так это не нынешнего "недемократического"
правительства в Пекине, бросившего основные ресурсы на экономическое развитие,
а его краха и очередного распада многомиллионного ядерного Китая. Впрочем,
сегодня нет серьезных оснований говорить о такой перспективе.
Свободной,
современной и независимой, центром цивилизованного притяжения, а не его
объектом, такой только и можно представить Россию в случае ее успешного
развития.
России выгодна
позиция прагматичной равноудаленности, но одновременно в ее интересах совместно
со всеми заинтересованными силами решительно противодействовать любым попыткам
монополизировать мировую политику, откуда бы они ни исходили. И здесь нам есть
чему поучиться у Китая, последние двадцать лет проводящего "независимую и
самостоятельную" внешнюю политику, любые решения в рамках которой
обусловлены не абстрактными идеями, а интересами собственного экономического и
государственного развития. В многополярном мире, за который Россия и Китай
выступают совместно, влиятельных и по-своему уникальных центров должно быть
несколько.
Навстречу
Азии
Россия,
объективно становящаяся все более азиатской и по своим интересам, и по своим
проблемам, тем не менее никак ни хочет этого признать. К Китаю отношение
особое. Парадоксально, но, согласно одному из опросов, жители южной части
Приморья предпочитают сотрудничать с кем угодно: США, Японией, Южной Кореей,
даже Германией, но только не с Китаем, на границе с которым живут. В то же
время на Дальнем Востоке особенно сильны настроения панического страха перед
Китаем. Здесь говорят о наплыве китайских иммигрантов, причем называются
совершенно нереалистические цифры чуть ли не в несколько миллионов человек.
Усиливающийся и
динамично развивающийся Китай действительно объективно создает для России
проблему. Однако проблема эта наша, а не китайская. Китай повинен здесь лишь в
том, что уже более двадцати лет поддерживает высокие темпы роста, укрепляется и
проводит политику в собственных национальных интересах. Китайский вопрос
сегодня - это чисто русский вопрос, вопрос о том, сможем ли мы поднять нашу
страны из ямы, куда завели ее коммунисты и псевдолибералы. Пример Китая
показывает, что подтянуть страну к современному уровню развития за 15-20 лет
возможно, если решительно взяться за дело.
Но развитие
азиатской части России, то есть двух третей ее территории, невозможно без
поворота российского сознания в сторону Азии, без понимания того, что здесь
находятся наши экономические и политические партнеры, которые не уступают по
значению европейским. Такой поворот немыслим без разработки широкой программы
развития изучения языков, истории и культуры стран Востока на всех уровнях.
Александр Лукин
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://asiapacific.narod.ru/
|