Стоимость
проданной (реализованной) продукции также может учитываться в двух вариантах в
зависимости от учетной политики предприятия: 1) по отгруженной продукции; 2) по
оплаченной продукции. Объем отгруженной продукции представляет собой
стоимость продукции собственного производства, фактически отгруженной
(переданной) в отчетном периоде потребителю, выполненных работ и услуг,
принятых заказчиком, независимо от того, поступили деньги на счет производителя
или нет.
Самым
обобщающим стоимостным показателем продукции является объем продаж или оплаченная
отгруженная продукция. Основные факторы, определяющие этот обобщающий
показатель, отражает формула товарного баланса:
РП
= ВП + ΔНЗП+ ΔГП + ΔТО,
где РП
– объем оплаченной отгруженной товарной продукции; ВП – объем
валовой продукции; ΔНЗП – приращение незавершенного производства;
ΔГП – приращение остатков товарной продукции на складе; ΔТО
– приращение остатков товаров отгруженных, но еще не оплаченных.
В
процессе анализа объема производства продукции дается оценка степени выполнения
плана по выпуску продукции, изучается динамика выпуска за ряд лет.
Важную
роль при анализе объема производства и продаж продукции играют измерители продукции.
Для управленческого анализа используются натуральные, условно-натуральные,
трудовые и стоимостные измерители. Применение натуральных и условно-натуральных
измерителей ограничено, как правило, условиями многономенклатурного
производства, когда используют трудовые и стоимостные измерители. Для разных
целей могут использоваться различные стоимостные измерители: брутто-выручка
(валовая выручка), нетто-выручка, сопоставимая себестоимость, нормативно-чистая
продукция.
На
динамику обобщающих показателей хозяйственной деятельности (выпуск и реализацию
продукции, себестоимость и прибыль) оказывают влияние сдвиги в структуре
продукции. Поэтому большое значение для целей исследования хозяйственной
деятельности имеет анализ структуры продукции.
Особое
внимание в процессе анализа уделяется изучению влияния факторов, определяющих
объем производства и продаж продукции. Их можно подразделить на
производственные и рыночные.
Продукция
создается тремя производственными факторами: средствами труда,
предметами труда и живым трудом, каждый из которых характеризуется показателями
экстенсивности и интенсивности. Причем производственные факторы взаимосвязаны и
оказывают комплексное воздействие на выпуск продукции. Отсюда факторную модель
объема выпуска продукции можно выразить следующим образом:
ВП
= ЧР · ГВ = ОПФ · ФО = МЗ · МО.
Алгоритм
факторного анализа продукции строится по следующим этапам:
1)
определяется лимитирующий из трех производственных факторов, для чего
рассчитывают максимально возможный объем продукции по каждому фактору при
полном обеспечении всеми другими факторами;
2) по
каждому производственному ресурсу определяют показатели экстенсивности и
интенсивности;
3)
определяется приращения экстенсивных и интенсивных показателей по каждому
производственному фактору;
4)
одним из методов факторного анализа определяют влияние экстенсивности и
интенсивности на приращение продукции.
В
качестве основных рыночных факторов, оказывающих влияние на объем
производства и продаж продукции, принято рассматривать изменение конъюнктуры
рынка, инфляционные процессы, изменение уровня потребительского спроса,
сезонные колебания спроса.
Важным
направлением анализа продукции является анализ ее качества. Влияние этого
фактора на общий объем производства определяется, как правило, прямым счетом на
основе разницы в цене изделий повышенного качества по сравнению с ценой изделий
более низкого качества. Если продукция подразделяется по сортам (по другим
критериям качества) и соответственно по цене, то влияние изменения качества на
объем продукции определяется с помощью средней взвешенной цены.
Объем
продаж продукции зависит от многих факторов, но, с другой стороны, сам является
фактором еще более обобщающих показателей – прибыли от продаж и капиталоотдачи.
4. Анализ себестоимости
продукции, взаимосвязи себестоимости, объема продаж и прибыли
Выживание
субъекта хозяйствования в условиях конкуренции во многом зависит от способности
поддерживать оптимальный уровень себестоимости продукции. Важнейшая роль в
решении этой задачи принадлежит анализу себестоимости, главная цель которого –
выявление возможностей более рационального использования производственных
ресурсов, снижение затрат на производство и реализацию, обеспечение роста
прибыли.
Обобщающими
показателями себестоимости являются: полная себестоимость произведенной
продукции, производственная себестоимость проданной продукции, полная
себестоимость продаж продукции как сумма производственной себестоимости и
расходов периода (общехозяйственных и коммерческих), затраты на один руб.
продукции. Анализируются также произведенные организацией расходы по обычным
видам деятельности, показатель себестоимости единицы продукции.
Себестоимость
продукции изучается в следующей последовательности: 1) оценка выполнения плана
по обобщающим показателям и их динамики; 2) измерение факторов изменения
показателей себестоимости; 3) выявление резервов снижения себестоимости.
Анализ
себестоимости продукции проводится как в поэлементном, так и в постатейном
разрезе.
Поэлементный
разрез себестоимости состоит из однородных элементов затрат:
З
= А + МЗ + ФЗП + НР.
Прочие
расходы обычно занимают небольшой удельный вес (1,5–3%). При анализе их
распределяют пропорционально трем основным элементам затрат.
В
процессе анализа определяются абсолютные отклонения по общей сумме затрат и по
каждому элементу, изучаются их причины. Однако такие отклонения не дают
представления об экономии или перерасходе. Поэтому целесообразно выполнить
расчет относительного отклонения в затратах с учетом изменений объема продаж.
Оценка
структуры затрат и их динамики позволяет определить материалоемкость,
трудоемкость, энергоемкость продукции, выяснить характер изменений и их влияние
на себестоимость продукции.
С
целью более полного выявления внутренних резервов снижения себестоимости она
анализируется по отдельным статьям или группам статей.
Наиболее
универсальным показателем себестоимости продукции считается уровень затрат на
один руб. продукции. Он рассчитывается как отношение полной себестоимости
продукции к стоимости этой продукции в отпускных ценах производителя. Основными
факторами, влияющими на уровень затрат на один руб. продукции, являются:
изменение структуры продукции, изменение цен на продукцию, изменение
себестоимости продукции. Следует отметить, что данный показатель тесным образом
связан с долей прибыли в отпускной цене. Поэтому анализ уровня затрат на один
руб. продукции приемлем и для анализа рентабельности продукции.
Большое
значение в анализе, планировании и прогнозировании себестоимости продукции
имеет методика маржинального (предельного, операционного) анализа,
которая базируется на изучении соотношения между тремя группами экономических
показателей себестоимости, объема продаж и прибыли и прогнозировании
критической и оптимальной величины каждого из этих показателей при заданном
значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом
безубыточности или содействия доходу.
Основу методики составляет деление операционных затрат в
зависимости от изменения объема деятельности хозяйствующего субъекта на
переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональны) и использование
предельных (маржинальных) величин.
Заметим,
что переменные расходы будут переменными по отношению ко всему объему продаж,
но для каждой единицы продукции они будут постоянными, так как по существу
представляют технологическую себестоимость, которая, как правило, является
нормативным расходом и не может меняться без ущерба для качества изделия. С
другой стороны, постоянные расходы являются постоянными для всей массы продаж,
но они являются переменными для каждого единицы продукции. Снижение
себестоимости продукции практически не зависит от переменных затрат, а
обусловлено постоянными расходами, поскольку каждая последующая единица
продукции будет иметь меньшую себестоимость за счет уменьшения доли постоянных
расходов, приходящихся на эту единицу.
Возникает
новая категория предельной прибыли (маржинального дохода), которая
определяется как разница между выручкой от продаж и переменными затратами. Это
дает возможность оценивать динамику таких взаимосвязанных показателей, как
критический объем продаж, запас прочности, операционный рычаг и делать выводы о
рисках хозяйственной деятельности, связанных с нерациональной структурой затрат
и последствиями вероятного снижения объема продаж.
Критический объем продаж определяется
как частное от деления постоянных расходов на маржу с единицы продукции. Под
единицей продукции можно понимать как натуральный показатель, так и
стоимостной. При критическом объеме продаж выручка становится равной совокупным
затратам на производство и продажу продукции.
Разница
между годовым фактическим объемом продаж и критическим объемом составляет запас
финансовой прочности, который рассматривается как показатель риска. Если
снижение объема продаж станет равным запасу прочности, то финансовый результат
будет равен нулю. При снижении объема продаж, превышающем запас прочности, финансовый результат обратится в
убыток. Чем ниже запас финансовой прочности, тем выше риск не покрыть
постоянные расходы и получить убыток при сокращении объема продаж.
По
горизонтали (на оси абсцисс) показывается объем продаж продукции, по вертикали
– себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют
выручку от продажи. Заштрихованная часть дает представление о предельной
прибыли. Реальная прибыль возникает в том случае, если предельная прибыль
полностью покрывает постоянные расходы. Ее размер определяется экономией
постоянных расходов, главным фактором которой является рост объема продаж. Если
взаимосвязь между рассматриваемыми показателями принимается как линейная, то
запас прочности является обратной величиной показателя операционного рычага,
который определяется как отношение маржинального дохода к прибыли от продаж.
Увеличение операционного рычага свидетельствует об усилении риска, связанного с
нерациональной структурой затрат.
В
заключение отметим, что расчет и анализ вышеназванных показателей дает
достаточно точную картину, если проводится по отношению к релевантному периоду,
в течение которого затраты не меняют своего поведения.
5. Анализ величины и
структуры авансированного капитала
При
проведении анализа следует учитывать, что авансированный капитал может быть
рассмотрен с двух сторон:
1) со
стороны размещения – активы;
2) со
стороны источников формирования – пассивы.
Согласно
международным стандартам бухгалтерской отчетности, а также Концепции
бухгалтерского учета в рыночной экономике активами считаются
хозяйственный средства, контроль над которыми организация получила в результате
свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей
экономические выгоды в будущем. В составе активов выделяют две основные группы:
внеоборотные (долгосрочные) активы и оборотные (краткосрочные, текущие) активы.
К внеоборотным активам относятся активы, полезные свойства которых
предполагается использовать в течение периода свыше 12 месяцев после отчетной
даты или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Под оборотными
активами понимаются денежные средства и иные активы, в отношении которых
можно предполагать, что они будут обращены в денежные средства, проданы или
потреблены в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он
превышает 12 месяцев.
Пассивы – это источники собственных
и заемных средств, вложенные в активы организации. Собственный капитал
(капитал) представляет собой стоимость активов организации, не обремененных
обязательствами. Заемный капитал определяется совокупной величиной
обязательств организации перед другими юридическими и физическими лицами.
Заемные средства в зависимости от степени срочности погашения подразделяются на
долгосрочные и краткосрочные (текущие). Средства, привлекаемые на долгосрочной
основе, обычно направляют на приобретение активов длительного пользования,
тогда как текущие пассивы, как правило, являются источниками формирования
оборотных средств.
При
анализе величины и структуры активов предприятия критерием их группировки
является ликвидность, т. е. скорость превращения актива из материальной или
иной формы в абсолютно ликвидную денежную форму. В отечественной
учетно-аналитической практике активы группируют по степени возрастания их
ликвидности: внеоборотные активы, оборотные активы (запасы, дебиторская
задолженность, денежные средства).
Важное
значение для оценки структуры активов имеет горизонтальный и структурный анализ
актива баланса. Для корректировки финансовой стратегии хозяйствующего субъекта
особую значимость приобретает трендовый анализ отдельных статей баланса за
продолжительный период времени.
Для
детализации общей картины изменений структуры активов может быть проведен
анализ каждого раздела актива баланса (анализ динамики и структуры внеоборотных
активов, анализ динамики и структуры оборотных активов). Кроме того, можно
провести анализ состава и структуры нематериальных активов, основных средств,
дать оценку состояния и движения незавершенного строительства, доходных
вложений в материальные ценности, состава, структуры и динамики долгосрочных
финансовых вложений.
Для
исследования динамики и структуры состояния запасов используется таблица, в основе
которой лежат данные второго раздела актива бухгалтерского баланса,
расшифровывающие строку 210. В подлежащем этой таблицы целесообразно выделить
следующие элементы запасов: производственные запасы, незавершенное
производство, расходы будущих периодов, готовая продукция, товары, прочие
запасы.
Аналогичным образом проводится анализ структуры и
динамики денежных средств, дебиторской задолженности и прочих активов.
Таким
образом, авансированный капитал можно определить как совокупность внеоборотного
и оборотного капитала и анализ его состава и структуры проводить в соответствии
с этим принципом деления.
Для
управленческого анализа имеет смысл и другое определение авансированного
капитала – как совокупности производственного капитала и капитала, вложенного
в непроизводственную социальную сферу. Производственный капитал –
совокупность основного производственного капитала и оборотного капитала,
занятых в материальной сфере, т. е. в стадиях хозяйственной деятельности. Он
обслуживает как непосредственно стадию производства, так и стадии обращения –
снабжение и сбыт продукции. Капитал, обслуживающий непосредственно стадию
производства, по мнению профессора Д. Шеремета, можно назвать производительным
капиталом [20, с. 205]. Непроизводственный капитал – капитал, вложенный
в социальную сферу (жилищно-бытовое хозяйство, здравоохранение, образование и
культуру). Хотя в нематериальной сфере продукция не производится, но ее влияние
на производительность труда персонала делает выгодным вложение капитала в эту
сферу деятельности.
В
зависимости от источников формирования весь авансированный (вложенный) капитал
может быть представлен собственными и заемными средствами. Анализ структуры
пассива баланса позволяет установить виды, структуру и специфику этих
источников. Такой анализ имеет значительную роль в определении финансового
положения хозяйствующего субъекта.
В
составе собственного капитала могут быть выделены две основные аналитические
составляющие: инвестированный капитал, т. е. капитал, вложенный
собственниками, и накопленный капитал, т. е. созданный сверх того, что
было первоначально авансировано собственниками. Кроме того, в составе
собственного капитала можно выделить составляющую, связанную с изменением
стоимости активов организации вследствие их переоценки. Инвестированный капитал
включает номинальную стоимость простых и привилегированных акций, а также
дополнительно оплаченный (сверх номинальной стоимости акций) капитал. Первая
составляющая инвестированного капитала представлена уставным капиталом, вторая
– добавочным. Накопленный капитал находит свое отражение в виде статей,
формируемых за счет чистой прибыли (резервный капитал, нераспределенная
прибыль). Такое деление собственного капитала на инвестированный и накопленный
имеет большое значение как в теоретическом, так и в практическом плане: по
соотношению и динамике этих групп оценивают эффективность деятельности
предприятия. Тенденция к увеличению удельного веса накопленного капитала
свидетельствует о способности наращивать средства, вложенные в активы предприятия,
и характеризует финансовую устойчивость организации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|