p>4 Европейское политическое сотрудничество. Первым из них было Европейское политическое сотрудничество (EPC),
которое было основано в 1970 как инструмент добровольного регулирования
внешней политики, и с тех пор стабильно расширяется и усовершенствуется.
Вторым крупным шагом было создание Европейской Валютной Системы (EMS) в
марте 1979 года, которая вывела на качественно новый уровень европейское
сотрудничество в этой области. Ее целью было и является создание зоны
валютной стабильности в Европе, по возможности свободной от стихийных
колебаний валюты. Сейчас EMS является одним из краеугольных камней цели
Европейского Союза – экономического и валютного единства. 5 Европа второго поколения. В начале 80-х г.г. был дан старт интенсивным реформаторским дебатам,
проходившим как “Европа второго поколения” или “Европейский Союз”. Наиболее
значительные из идей и предложений по реформам легли в основу “проекта
Соглашения, учреждающего Европейский Союз”, принятого Европарламентом 14
февраля 1984 г. Плод ума Альтиеро Спинелли, он стал качественно новой вехой
для Парламента на пути к Европейскому Союзу. Соглашением предлагалось
передать полномочия Союзу в таких сферах как экономическая и валютная
политика (включая социальную сферу и здравоохранение) и в сфере внешней
политики (вопросы безопасности, мира и разоружения), что должно было иметь
некоторую привлекательность в глазах местных политиков. Законодательство
Союза вводилось бы в действие двухпалатной организацией, что очень похоже
на федеральную систему, и имело целью достичь равновесия между
демократически избираемым Европарламентом и Советом Союза, где заседали бы
представители национальных правительств. Несмотря на то, что проект
Соглашения не имел никаких шансов быть ратифицированным национальными
Парламентами и таким образом приобрести законную силу, он бросил вызов
странам-участни-цам, и явился как бы проверкой серьезности их намерений по
отношению к реальным действиям в сторону Европейской интеграции, заставив
их показать их настоящие намерения. Этот вызов был принят. На Европейском Совете в Штутгарте в июне 1983
года они оказались не способными договориться о чем-либо более серьезном,
чем “широкий спектр мер по расширению сотрудничества в Сообществе”. Но на
встречах глав государств в Фонтенбло и Милане в июне 1984 и 1985 г.г. они
приняли во внимание инициативу Парламента, осмысливающую более ранние
заявления о намерениях путем адаптации решений для практических действий на
двух параллельных фронтах по приданию ускорения Европейской интеграции.
Первая область действий – институциональная реформа. Был утвержден Комитет
по иностранным делам, возглавил который Ирландский сенатор Джеймс Дудж. Так
же как Комитет Спаака, который подготовил отчет, послуживший основой
переговоров по учреждению ЕЕС и EURATOM, Комитет Дуджа был составлен из
личных представителей Глав государств или правительств. Его заданием было
выработать предложения для расширения сотрудничества в Европе и в рамках
Сообщества, и в плане Европейского политического сотрудничества, и
предвидеть возможные области для продвижения к Европейскому Союзу. Вторая
концепция заключалась в выработке шагов по проекту «Европа для людей», что
предполагало повышенное внимание к нуждам и интересам рядовых граждан. И
опять работа по формированию конкретных предложений была возложена на
комитет ad hoc, который приступил к работе 7 ноября 1984 года под
председательством Пьетро Адоннино. Его полномочия включали спектр
направлений для совместной деятельности, таких как образование,
здравоохранение, судебная власть, борьба с наркотиками и терроризмом, а
также нахождение областей продвижения к Европейскому Союзу. Деятельность этих двух комитетов легла в основу дискуссий между
лидерами государств на встрече в Милане в июне 1985 года. Эти встречи
наметили направления на пути к Европейскому Союзу посредством создания
экономической зоны без внутренних границ, укреплению Европейского
политического сотрудничества путем объединения усилий в области
безопасности и защиты, и улучшения механизма принятия решений при помощи
расширения прав Европарламента. 6 Единый Европейский Акт. Важным шагом на пути к созданию Европейского Союза стал Единый
Европейский Акт, который вступил в силу 1 июля 1987 года. В его преамбуле
повторилась основная цель — создание Европейского Союза — которую должны
были воплотить Европейское сообщество и Европейское политическое
сотрудничество. Затем был принят ряд законодательно закрепленных мер,
предусматривающих создание единого рыночного пространства к 1992 году, и
более общей политики в области экологии, исследований и технологий.
Формально это было оформлено в качестве дополнений и приложений к
Соглашениям, учреждающим Сообщества. Наконец, третья часть Единого Акта
касалась сотрудничества по внешней политике, под эгидой ЕРС, в которой
учреждалась законодательная сеть, в то время как до этого в этой области
все было на уровне неофициальных образований. 7 Европейский Союз. Работа над проектом по созданию единого рыночного пространства дала
большой толчок вперед, и к началу 1990-х начала обретать новое направление
и цель, с перспективой на Европейский Союз. В декабре 1990 года лидеры
стран Сообщества провели две межправительственные конференции, первую для
наработки шагов по учреждению экономического и валютного союза, вторую –
для устранения препятствий к политическому союзу. Результатом этих двух
конференций стало Соглашение по Европейскому Союзу, подписанное странами-
участницами в Маастрихте 7 февраля 1992 года. Но для его окончательной
ратификации и вступления в силу 1 ноября 1993 года существовало несколько
препятствий. На референдуме в Дании 2 июня 1992 г. люди проголосовали
против ратификации Соглашения, и только после того, как для Дании были
выработаны специальные условия и меры, на втором референдуме в мае 1993
года было принято решение о ратификации. Во Франции общественное мнение
также разделилось “за” и “против” Соглашения – и на референдуме в сентябре
1992 года решение о ратификации было принято, но лишь незначительным
большинством. В Великобритании ратификация затягивалась до 2 августа 1993
года оппонентами правящей Консервативной партии. В Германии ратификация
была оспорена в Конституционном суде, с формулировкой, что Соглашение
подрывает конституционную структуру страны. Несмотря на это,
Конституционный суд отклонил иск 12 октября 1993 года, хотя и обратил
внимание на следующие моменты, например, ужесточение мер для политических
маневров в вопросе интеграции. И даже в остальных странах-участницах, где
Соглашение было ратифицировано до 31 декабря 1992 года, присутствовала
изрядная доля критики. В основном дискуссии возникали по поводу того, что
решение о создании Европейского Союза было принято за закрытыми дверями. В
отличие от ситуации, когда создавалось единое рыночное пространство,
межправительственные конференции почти не освещались в прессе, так что
рядовые граждане не имели возможности ни понять цели и мотивы своих лидеров
по созданию Европейского Союза, ни каким-то образом повлиять на процесс,
внести в него свои коррективы. Последствие этого информационного голода
всплыли на первом референдуме в Дании, и только после этого начались
широкие и плодотворные дискуссии по вопросам будущего Европейской
интеграции. Но, несмотря на то, что невозможно было убедить всех в
преимуществах объединения Европы, эти дебаты дали возможность всем понять
одну истину: Европейская интеграция не может возникнуть стихийно, она
должна органически развиваться — по общему согласию народов, собранных в
Союз. 2 История вступления: Члены Европейского Союза.
1 Предпосылки объединения – страны-члены ECSC.
Несмотря на то, что первое из Европейских объединений — Европейское
объединение по углю и стали (1952 г.) — впервые объединило угольную и
стальную промышленности Франции и Германии, оно никогда не рассматривалось
как чисто Франко-Германская схема, а исключительно как явление, доступное
любой европейской демократии. Бельгия, Италия, Люксембург и Нидерланды
воспользовались этим преимуществом, и пошли дальше, став инициаторами
создания ЕЕС и EURATOM вместе с Францией и Германией в 1957 году. Для Германии вовлечение в интеграционные процессы явилось как бы
пропуском в содружество наций. Являясь по существу экспортером, страна
зависела, и все еще продолжает зависеть от Европейского рынка. Создав ЕЕС,
удалось в какой-то степени обезопасить рынок, которому теперь не грозила
опасность зависимости от внешней торговли. Германия, впрочем, как и другие
страны-участницы, оценили все экономические преимущества, которые давало
членство, что соответственно выразилось в цифрах: экспорт Германии в другие
страны Объединения возрос с 27% вначале до 48% на сегодня. Для Франции
экономический союз с Германией был, как бы политическим признанием
готовности поддерживать мир в Европе. Более того, членство в Объединении
предлагало прекрасную возможность реализации политики взаимной экспансии.
Доступ к большой торговой зоне Европы также открыл новые возможности для
сельского хозяйства Франции. Бельгия, также как и Германия, в большой
степени зависела от внешней торговли и состояния экспортных рынков, поэтому
идея общего рыночного пространства была очень привлекательной с
экономической точки зрения. Ее интерес к тесным экономическим узам с
другими странами Европы был вызван еще и тем, что в 1950-х годах экономика
Бельгии почти целиком была сконцентрирована на угле и стали. Единое
рыночное пространство в Европе потенциально имело большую важность, частью
потому, что открывало большие возможности для угольной и стальной
промышленности, но в большей степени потому, что открывало перспективы для
создания и развития новых отраслей промышленности. Италия к тому времени
начала активно развивать свою промышленность, и Европейский внутренний
рынок воспринимался ею как уникальная возможность роста. Она также
рассчитывала на определенную финансовую помощь от организаций Объединения
для того, чтобы развивать большее количество направлений и снизить высокий
уровень безработицы в этих сферах. Нидерланды вошли в Объединение по
подобным причинам. Вовлечение в процесс интеграции должно было дать толчок
к развитию промышленности и — в качестве крупнейшего в Европе перевозчика
грузов морем с разветвленной портовой структурой — открыть для себя новые
перспективы. И, наконец, немцы, столкнулись с проблемой защиты и
расширения их сельскохозяйственных рынков. Политика Европейских
правительств нашла широкую поддержку, не достаточную, однако, если
учитывать экономические преимущества, которые предлагались, сохранение мира
и безопасности в Европе, а также упрощение процедуры въезда-выезда из
соседних стран. На протяжении всей истории Люксембург, по причине его
географического положения, всегда оказывался в очаге конфликтов между
большими соседними странами. Европейская интеграция позволила защитить как
политические, так и экономические и социальные интересы страны. 2 Причины объединения – Великобритания и скандинавские страны. Но еще перед тем, как Соглашения вступили в силу, Правительство
Великобритании спровоцировало ожесточенные споры внутри европейских стран
по поводу лучшего подхода к Европейской экономической интеграции.
Предложение Великобритании заключалось в создании Европейской свободной
торговой зоны, которая бы не требовала никаких уступок со стороны
национального суверенитета. Тарифы между странами-участницами будут
упразднены, и предоставлена свобода действий в этом по отношению к другим
странам. Но эта инициатива не была принята остальными шестью странами-
участницами ECSC, которые настаивали на своем мнении о том, как развивать
схему ЕЕС. Дальнейшие усилия Великобритании по созданию свободной торговой
зоне в Европе, которая бы включала в себя страны-участницы Соглашения,
окончательно потерпели неудачу в 1958 году. Консенсусом явилось создание
Европейской Зоны Свободной Торговли (EFTA) в 1959, в которую вошли
Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Австрия, Португалия, Исландия и
Швейцария, и Финляндия как ассоциированный член. Правительство Великобритании, вскоре, замечая успехи ЕЕС, начало
проводить активную политику участия в процессах Европейской интеграции, так
как при существующей политике у нее не было достаточно возможностей, чтобы
влиять на общие процессы в Сообществе и проводить свои решения. EFTA в свою
очередь, была не совсем удобным средством, с помощью которого можно было
осуществлять деятельность, но только пока это касалось экономических
аспектов — в отличие от Сообщества, чьи цели были в определенной степени
политическими. Существовало даже мнение, что Великобритания изолирует себя
политически, оставаясь в стороне от Сообщества. И, наконец, принимая во
внимание изменяющуюся реальность мировой торговли, как и большинство
остальных торговых стран, Великобритания довольно сильно начала ощущать
проблемы с защитой уже освоенных экспортных рынков, и с освоением новых.
Быстро расширяющийся рынок Сообщества дал хорошую возможность
оздоровления национальной экономики в целом, заставив компании мобилизовать
имеющиеся средства для выживания в условиях конкуренции на рынке
Сообщества. Поэтому в августе 1961 года Великобритания официально заявила
о своем желании вступить в Сообщество. Остальные страны EFTA — Дания и
Норвегия, и Ирландия — последовали ее примеру. Скандинавские страны
членство в Сообществе привлекало потому, что они могли больше выиграть,
вступив в него, чем потерять. Одним из сильнейших факторов, который повлиял
на вступление Дании в Сообщество, была перспектива свободного доступа на
единый рынок. Пищевая промышленность Дании была в состоянии накормить 15
миллионов людей — в три раза больше, чем население страны. Поэтому нет
ничего удивительного, что возникла заинтересованность в свободном экспорте
своей продукции по гарантированным ценам. На этот фактор в большой степени
повлияла Великобритания своим заявлением о вступлении в Сообщество, так как
она являлась для Дании крупнейшим рынком экспорта. Другим важным фактором
явились перспективы открытия датских промышленных товаров. Одного года
членства в EFTA для Дании было достаточно, чтобы понять, как можно
использовать те или иные возможности в промышленных целях. Все эти факторы
оказались весомее сомнений и страхов по поводу издержек интеграции и потери
национального контроля над большинством аспектов экономической политики. У
Ирландия традиционно сложились тесные культурные, религиозные и военные
взаимосвязи с континентом, и, может быть, поэтому отношение страны к
процессам интеграции в Европе оказалось довольно открытым. Ирландцы также
увидели в этом возможности для экспорта своей сельскохозяйственной
продукции, так как со времени обретения независимости в 1922 году торговля
сельскохозяйственной продукцией Ирландии в большой степени зависела от
рынка Великобритании. Но сам этот рынок не был достаточно большим для
раскрытия всех возможностей сельского хозяйства Ирландии. О том, какое
значение для Ирландии имеет фермерство, говорит тот факт, что в нем занят
каждый пятый рабочий и на него приходится одна треть всего экспорта страны,
а также то, что на пищевую промышленность приходится четверть всех
промышленных работ. Процесс индустриализации, начатый в середине 1930-х
г.г., повлек за собой сильный рост промышленности, но также потребовал
освоения новых рынков. Полученная таким образом конкурентоспособность
позволила надеяться на увеличения уровня благосостояния и улучшение условий
торговли путем вступления в единое рыночное пространство. Другим важным
фактором, оказавшим влияние на желание Ирландии вступить в Сообщество стало
создание Социального и Регионального фондов, которые могли предложить
вполне конкретные экономические выгоды. Несмотря на все это, процесс объединения был заблокирован в 1963 году,
когда Генерал Де Голль прервал переговоры, не доверяя намерениям
Великобритании. Второе заявление Великобритании о вступлении — опять с
Ирландией, Данией и Норвегией — опять потерпело неудачу по похожим
причинам. И только когда в 1969 году Де Голль ушел в отставку, на Саммите в
Гааге годом позже в этом вопросе наметился прорыв. И в завершение
затянувшихся переговоров 22 января 1972 года были подписаны Соглашения по
объединению. И 1 января 1973 года, после успешного проведения референдумов
в Ирландии и Дании и ратификации соглашений национальными парламентами,
Великобритания, Дания и Ирландия вошли в Сообщества. Норвегия осталась вне
Сообществ после того, как на национальном референдуме “против” вхождения в
Сообщества проголосовало 53,49 %. 3 Другие страны Европы и Европейское Сообщество.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|