Основные подходы в изучении инновации
Основные
подходы в изучении инновации
В настоящее время
можно выделить два основных подхода в изучении инновации:
1)организационно-ориентированный;
2)
индивидуально-ориентированный.
В
организационно-ориентированном подходе термин "инновация"
используется как синоним понятия "изобретение" и относится к
созидательному процессу, где два или более представления, идеи, объекта
сочетаются вовлеченным в процесс социальным субъектом неким особым образом с
целью сформировать ранее не существовавшую конфигурацию (Дж. Хэйдж, М. Айкен,
X. Шепард, Э.М. Роджерс, Р. Данкан, Дж. Холбек, С. Беккер, Т.Л. Уайслер, Дж.К.
Уилсон, Дж. Залтмен, Г. Уатсон и др.). Этот субъект называется агентом
инновации. Инновация представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов и
является результатом концептуализации новой идеи, направленной на решение
проблемы и далее - к практическому применению нового явления. Реализация
инновационных концепций связана с использованием стандартных ресурсов,
применяемых в других видах социальной деятельности людей - это ресурсы
экономические: капитал (финансовые ресурсы, изъятые из текущего потребления и
отведенные под будущие результаты); материальные ресурсы (сырье и
оборудование): труд, управление и время. Нововведение интегрируется в систему в
контексте процесса интенсификации процессов функционирования социальной
системы. При идентификации инновационного процесса акцент делается на
программируемом характере нововведений, связанных с появлением новых товаров
или услуг. Новизна измеряется не по отношению к обществу, а по отношению к
исследуемой организации. В этом плане инновация - это первое, самое раннее
использование идеи одной или несколькими организациями, имеющими сходные цели.
Социальное изменение связано с инновационным процессом только на ранней стадии
его диффузии, причем инновация может быть как причиной, так и следствием
социальных нововведений, а результирующее изменение привносит в систему новые
идеи (не только те, в которых есть необходимость). Процесс диффузии - это
феномен, который, как считает П. Блау (1964), возникает из согласия
потенциальных реципиентов инновации с предлагаемыми нововведениями и частично
является результатом взаимодействия этих единиц. Это нечто большее, чем простая
сумма положительных решений многих индивидов, и представляет собой эмерджентное
свойство подсистемы релевантного социального субъекта. Он включает феномен
взаимодействия сторонника (агента) и потенциального сторонника инновации.
Результатом принятия и диффузии процессов является структурно-функциональное
изменение релевантной социальной системы. Диффузию можно определить и как
процесс распространения инновации по каналам коммуникаций к членам социальной
системы. Изменение происходит, когда процесс диффузии превращает инновацию в
интегрированную часть нормативных образцов системы. Эксперты убеждены, что
природа инноваций прямо связана со степенью успешности диффузии, т.е.
положительным восприятием инновации членами социальной системы .
В анализируемой
исследователем социальной системе изменение можно признать состоявшимся, когда
инновация распространена и принята значительным количеством релевантных
субъектов-реципиентов инновации в рамках данной системы ровно настолько,
насколько можно говорить о регистрации влияния рассматриваемых факторов на
систему в форме интегрирования инновации в нормативные образцы системы .
Данный
подход включает многочисленные исследования роли и действий агентов нововведений
- профессиональных консультантов по вопросам организационного развития .
Эффективным агентом инновации могут выступать:
1) группа
осуществления нововведений (change team),
2) высокостатусный
индивид,
3) консультант, -
принадлежащие или не принадлежащие релевантной системе организационных
нововведений.
По мнению Г.
Липпита, основные задачи агентов нововведений, практикующих интервенции,
связаны с реализацией следующих действий: 1) диагностика проблемы; 2) оценка
систем мотивации клиента и его способности к изменению; 3) оценка мотивации
агента нововведений и ресурсов; 4) отбор подходящих целей нововведения; 5)
выбор соответствующей роли консультанта (ассистента консультанта); 6)
установление и поддержание взаимосвязей с системой клиента; 7) уточнение и
ориентация фаз нововведения; 8) Отбор приемлемых типов поведения и особенностей
планируемой к применению техники . В работе консультанта основное ударение
должно делаться на помощи заинтересованным членам системы клиента в интеграции
с процессом нововведения путем обеспечения выработки и циркуляции валидной
информации (в ситуации организационного кризиса количество каналов передачи и
распределения информации резко сокращается) и создания условий для их
свободного выбора в отношении своей организации. Значительное число моделей
организационного развития (например, Р. Бекхарда, Д. Конимэна, И.О. Шилда и
др.) включали стадии установления консультантом контакта с потенциальным
клиентом и уточнение субъекта потребления консультационных услуг.
Инновационный процесс
моделируется в виде некоторой последовательности явлений, формирующих жизненный
цикл инновации. В качестве базовой можно считать модель инновации Милоу,
состоящую из следующих этапов: 1) концептуализация новшества; 2)
предварительное согласие с инновацией; 3) приобретение ресурсов; 4) реализация
инновационной концепции; 5) институционализация результатов.
Разработки и
конкретизация данной модели описывают инновацию как двухэтапный процесс,
состоящий из этапа инициирования и этапа внедрения инновации. Этап
инициирования состоит из трех фаз: 1) заинтересованность в дополнительных
знаниях; 2) формирование инновационных установок; 3) принятие решения. Этап
внедрения состоит из двух фаз: 1) первичного внедрения (связана с испытанием
новшества на локальном участке); 2) реализации инновации (фаза имеет
циклический характер, связанный с возникновением новых явлений в процессах
перцепции индивидов и различных проблем в управлении нововведениями, после
решения которых обратная связь корректирует ход дальнейших действий). Последняя
является в предлагаемой модели наименее изученной в силу ее достаточно
абстрактного определения и отсутствия единства в ее понимании.
Подстадия
формирования установок к принятию инновации связана с решением вопросов
открытости по отношению к проблемам организационного развития, что выражается в
готовности членов организации рассмотреть инновацию, точно идентифицировать
свои чувства по шкале "скепсис - оптимизм" и обрести уверенность в
том, что инновация улучшит качество функционирования организации. Исследуя
особенности фазы формирования установок и решения, специалисты по
организационному развитию предлагают рассматривать организацию как систему
особых фильтров. Индивид способен получать, подвергать цензуре и иск ажать
информацию в зоне своего влияния (что соотносится с идеей Г. Уатсона (1973) о
системной когеренции: очень сложно изменить одну часть системы без нововведения
ее остальных частей). Чем более стратифицирована структура власти и влияния в
организации, тем сложнее внедрить инновационное ноу-хау "снизу".
Соответственно - чем выше уровень централизации управления в организации, тем
ниже инновационная активность. Восприятие потенциала инновации связано с
ощущением членами организации того, что: а) в организации есть все возможности
для инновации; б) организация обладает опытом успешной реализации инноваций в
прошлом; в), определенная часть членов организации готова принять на себя
ответственность за результаты инновационной деятельности. Здесь изучается
феномен инновационного диссонанса, под которым понимается столкновение
установок индивида с необходимостью следовать нормам поведения, диктуемым
структурами формальной власти в организации .
Другие варианты
данного подхода рассматривают инновацию как идею. практический опыт, артефакт,
который был открыт или рассматривается как новый независимо от качества его
восприятия индивидами. В данном понимании инновации акцент смещается на
происходящие процессы - включая изобретение и внедрение инновации. Любая идея,
образец поведения или артефакт - объект, который является новым в силу
качественных отличий от уже существующих форм, преобразует структуру
организации реальности. Мнение экспертов связано с представлением о том, что
значительный круг инноваций имеет прежде всего форму идеи или же констелляции
идей и по своей природе должен оставаться только ментальной конструкцией, в то
время как другие виды инновации могут получить осязаемое "вещное"
воплощение - в виде некой материальной структуры, определенной интеллектуальной
или эстетической концепции, либо определенной формы взаимосвязи индивидов. С
этим вариантом исследований связано изучение Дж. Гроссманом (1970)
инструментальных и принципиальных инноваций. Принципиальные инновации
представляют собой "ценность-в-себе". тогда как инструментальные
инновации замышляются с целью создания условий для более легкого внедрения
принципиальных инноваций. В ходе разработки и реализации программ
организационного развития инструментальная инновация является частью
продуманной интервенции в организацию. В этом плане решающим критерием для
принятия решения о проведении преобразований является знание о том, что данные
нововведения в организации и среде могут повлечь за собой другие нововведения.
В
индивидуально-ориентированном подходе описывается процесс, посредством которого
некий новый социокультурный объект (новшество) становится частью набора
образцов поведения индивидов и одной из составляющих их когнитивной сферы.
Данные явления исследователи (Н. Лин, Дж. Залтмен, Т. Робертсон, У. Белл, Р.
Крейн, Дж.Л. Уол-кер, К. Найт, Н. Гросс, Дж.Б. Джиакуинта, М. Бернстайн. Р.Дж.
Лэвидж, Дж.Э. Штайнер, Э.М. Роджерс, Дж. Клонглен и др.) связали с процессами
интернализации. Инновация рассматривается как изобретательская деятельность,
когда особым образом пересекаются две ранее не связанные между собой системы -
индивид и инновация. Типичная модель инновационного процесса состоит из трех
стадий (процесс принятия решения является здесь ключевым):
I. Разработка
новшества (создание концепции и документальное описание новшества);
II.
Принятие решения: 1) выработка альтернатив: 2) прогнозирование следствий каждой
альтернативы: 3) уточнение критериев отбора альтернативы: 4) выбор
альтернативы, в наибольшей степени удовлетворяющей минимальным стандартам
эффективности, среди других альтернатив;
III.
Реализация решения (преодоление сопротивления и рутинизация нововведения).
Характеристики инновации являются переменными управленческих решений - теми
факторами, которыми может манипулировать организационная система управления и
зависят от истории организации - ее успешной / неудачной деятельности в
прошлом.
|