Основные направления денежно-кредитной политики в 2005 г.
Основные
направления денежно-кредитной политики в 2005 г.
Основные
направления денежно-кредитной политики определяют три варианта развития
экономики в 2005 г. Первый сценарий предполагает существенное ухудшение ценовой
конъюнктуры на товары российского экспорта, то есть снижение цен на нефть марки
“Urals” до 22,5 долл./бар. В данном случае сокращение положительного
внешнеторгового сальдо по товарам и услугам может составить более 40%. Снижение
экспортных доходов ограничит инвестиционные возможности российских предприятий.
Отток частного капитала уменьшится до $5,5 млрд. ($8,5 млрд. в 2004 г.), а
золотовалютные резервы возрастут на $7,6 млрд. ($24,8 млрд. в 2004 г.).
Замедление роста инвестиций в основной капитал, а также снижение возможностей
для роста реальных располагаемых денежных доходов населения приведет к росту
ВВП всего на 4,8%.
По второму
сценарию цена на российскую нефть составит около 26 долл./бар., объем экспорта
останется примерно на уровне 2004 г.($180 млрд.), а рост импорта обеспечит
сокращение сальдо внешней торговли товарами и услугами примерно на 1/4 по
сравнению с 2004 г. Чистый отток частного капитала увеличится относительно
первого варианта на $1 млрд. (до $6,5 млрд.), золотовалютные резервы возрастут
на $14,5 млрд. Прирост ВВП оценивается в 6%.
В рамках
третьего сценария предполагается, что среднегодовая цена на нефть марки “Urals”
составит 28 долл./бар. Данная цена принималась за основу при расчете доходов
федерального бюджета и поступлений в Стабилизационный фонд РФ. Сальдо баланса
товаров и услуг составит $43,9 млрд., отток частного капитала достигнет $7
млрд., а золотовалютные резервы увеличатся на $17,9 млрд. Активный рост
инвестиций в основной капитал и реальных располагаемых денежных доходов
населения, согласно данному варианту развития экономики, будут способствовать
росту ВВП, который оценивается на уровне 6,3%.
В качестве
целевого ориентира по инфляции выбран интервал 7,5-8,5%, при этом для базовой
инфляции он составляет 7-8%. Прирост реального эффективного обменного курса
рубля не должен превысить 8%. Кроме того, в области политики валютного курса
устанавливается перспективная задача Банка России – создание условий для
перехода к более гибкому формированию курса российской национальной валюты при
минимальном участии Банка России в формировании спроса и предложения на
внутреннем валютном рынке. Предполагается, что это позволит в будущем перейти к
полноценному инфляционному таргетированию, прежде всего, путем воздействия на
стоимость денег в экономике с помощью инструментов процентной политики. К тому
же, исходя из растущего значения евро для российской экономики, в качестве
операционного ориентира при реализации политики сглаживания колебаний валютного
курса предполагается использовать стоимость корзины доллар-евро.
Говоря об
инструментах денежно-кредитной политики, которые ЦБ РФ планирует использовать в
2004 г., следует отметить планы по расширению ломбардного списка за счет
высоколиквидных ценных бумаг крупнейших российских эмитентов с относительно
высоким рейтингом, а также признание необходимости перехода к регулярному
выпуску облигаций Банка России и формированию их ликвидного рынка. Последнее в
определенной степени будет способствовать усилению влияния процентных ставок по
операциям ЦБ РФ на целевые ориентиры денежно-кредитной политики.
26 августа т.г.
Центробанк направил в Госдуму доработанный проект “Основных направлений
денежно-кредитной политики на 2005 г.”, одобренный 19 августа в целом
правительством.
Вывод: Главной
целью денежно-кредитной политики на 2005 г. признается “снижение инфляции до
запланированного уровня” (7,5-8,5%), при этом Банк России будет учитывать
“влияние динамики обменного курса национальной валюты на состояние российской
экономики”. Важно отметить, что инфляционный ориентир не меняется в зависимости
от варианта развития экономики. Вместе с тем, очевидно, что влияние на инфляцию
в трех вариантах различно.
Возможность
реализации первого варианта развития экономики (снижение цены на нефть до 22,5
долл./бар.) практически исключена, второго (26 долл./бар.) – также весьма
сомнительна. Вероятнее всего средняя цена на российскую нефть в 2005 г.
составит не менее 28 долл./бар. В таких условиях денежные власти столкнутся с
активным притоком валютной выручки в страну. Объемы экспорта товаров и услуг,
представленные в “Основных направлениях…” для третьего варианта развития
представляются нам несколько заниженными, как и риски, связанные с притоком
валюты в страну и увеличением денежной базы. Таким образом, основной проблемой
ЦБ РФ в 2005 г. будет необходимость стерилизации излишней ликвидности в
условиях нехватки соответствующих инструментов.
Кроме того,
“Основные направления…” готовятся на основе фактических данных за I полугодие
т.г., что является одним из главных недостатков документа. Это приведет к
необходимости пересмотра ряда показателей в конце года. По-нашему мнению, по
итогам 2004 г. существенно недооценены показатели оттока частного капитала и
инфляции.
Также не совсем
ясно, почему показатель реального эффективного курса рубля выбирается в
качестве индикатора конкурентоспособности экономики страны, поскольку принятая
методика его расчета не позволяет делать подобные выводы.
В целом,
несмотря на определенные позитивные сдвиги, “Основные направления…” остаются
противоречивым и излишне политизированным документом.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.finansy.ru/
|