В настоящее время в переходной экономике практически каждой
постсоциалистической страны сочетаются три фундаментальные тенденции:
* постепенное отмирание административного социализма;
* генезис отношений постклассического мирового капиталистического
хозяйства, т.е. современной рыночной экономики, основанной на
частно-корпоративной собственности;
* социализация и гуманизация общественно-экономической жизни, как
фундаментальной предпосылки любых современных трансформационных процессов.
Отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и глубина
преобразований. Они захватывают основы существующего строя: отношения
собственности, политическую и правовую системы общества, общественное сознание.
О размахе экономических реформ свидетельствует тот факт, что за 5 лет
(1990—1995) в странах с переходной экономикой было приватизировано более 30
тыс. крупных и средних предприятий, а в остальных странах мира за 11 лет (1980—1991)
— менее 7 тыс.
Особенности переходной экономики нашей страны заключаются в
следующем:
* одновременное существование доиндустриальных, индустриальных и
постиндустриальных подсистем производительных сил;
* система производственных отношений находится в своеобразном
«переходном» состоянии, т.е. не относится пока ни к смешанной рыночной, ни к
постсоциалистической экономике. Прежняя система социально-экономических
отношений разрушена и уже не может быть базисом, а новая еще не сложилась и
поэтому пока не может стать базисом;
* наблюдаются процессы свертывания общественного разделения труда
и перехода к натурализации производства;
* в ключевых отношениях соединения работника со средствами
производства до сих пор сохраняются деформированные элементы социализма
(искусственно поддерживаемая гарантированная занятость, непосильная для
экономики социальная защита и др.).
Существенной чертой переходной экономики является социально-экономический
кризис. Возникший как результат краха КАС, этот кризис характеризуется
массовым падением объемов производства, снижением жизненного уровня населения,
банкротством предприятий, увеличивающейся безработицей. Кризису способствовали
такие факторы, как деформация структуры народного хозяйства, совпавший по
времени с трансформацией экономики массовый износ основных фондов,
катастрофически медленное внедрение достижений НТП в производство.
Для Беларуси этот кризис характеризуется следующими основными
чертами:
1)
длительный спад, последствия которого сохраняются до настоящего
времени. Он особенно ощутим в таких сферах, как реальное потребление населения,
инвестиции и др.;
2)
углубляющиеся структурные диспропорции;
3)
высокие темпы инфляции;
4)
значительный дефицит государственного бюджета;
5)
снижение инвестиционной активности, переходящее в инвестиционный
кризис;
6)
падение курса национальной валюты;
7)
относительно низкий жизненный уровень населения при усиливающейся
дифференциации доходов;
8)
значительные масштабы скрытой безработицы.
Кризис поразил и внешнеторговые отношения. Из-за разницы в ценах
снизился экспорт продукции белорусских предприятий на российский рынок.
Постоянное удорожание энергоносителей, поставляемых из России, привело к
растущему дефициту в торговле с соседней страной. При отсутствии в Беларуси
достаточного количества валюты расчеты за энергоносители осуществляются
посредством бартерных поставок продукции ее ведущих машиностроительных
предприятий. В результате страна теряет часть своего национального продукта.
Кроме того, предприятия, работающие на импортируемом сырье и энергии, вынуждены
повышать цены на свою продукцию, что снижает ее конкурентоспособность на
внешних рынках.
3.
Элементы
и направления переходной экономики.
Либерализация. Цели и
направления государственного
регулирования в переходной
экономике.
Выделяют следующие главные задачи переходной экономики:
1)
преодоление кризисных явлений, усугубившихся после вступления
общества в переходную экономику;
2)
формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры;
3)
реформирование отношений собственности как основы экономической
системы;
4)
создание условий экономической свободы для всех субъектов
хозяйствования;
5)
формирование развитой системы социальной защиты и социальных
гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики.
Как показывает практика, в каждой постсоциалистической стране, ставшей на путь
перехода к рыночной экономике, существуют свои концепции и программы решения
главных задач переходной экономики, формирования рыночных отношений. Вместе с
тем в них можно выделить несколько общих, «обязательных» направлений:
* либерализацию экономики, связанную, в первую очередь, с отпуском
цен. Это первоочередной шаг реформирования экономики. Он позволяет выявить
реальное соотношение спроса и предложения, определить нерентабельные виды
производства и тем самым наметить первоочередные направления структурной
перестройки народного хозяйства. Последующие (а зачастую и одновременные) шаги
— освобождение от государственного диктата финансовых отношений, а также
внутренней и внешней торговли;
* реформирование отношений собственности путем разгосударствления
и приватизации государственной собственности. Именно в результате приватизации
должно установиться многообразие форм собственности: государственной,
коллективной и частной. Оно необходимо для преодоления монополии государства,
формирования многоукладной рыночной экономики, сокращения сферы государственной
регламентации общественного производства, создания и развития конкурентных
рыночных отношений;
* стабилизацию экономики, под которой понимается устранение резких
колебаний цен и формирование устойчивых финансовых отношений;
* реструктуризацию (структурную перестройку) экономики и отдельных
предприятий, включающую санацию производства, приведение структуры народного
хозяйства в соответствие с требованиями современной рыночной экономики и
потребностями страны, перестройку технической базы предприятий на основе
передовых, высокоэффективных технологий;
* интеграцию национальной экономики в систему мирохозяйственных
связей, становление экономики открытого типа. Для этого необходимо
либерализовать внешнюю торговлю, обеспечить надежную правовую и экономическую
защиту иностранных инвестиций, внешнюю и внутреннюю конвертируемость
национальной валюты. Важнейшую роль в переходной экономике играют
широкомасштабная либерализация и последовательная стабилизация.
Либерализация предполагает свободное ценообразование и
прекращение контроля со стороны государства над торговлей. Значимость
либерализации заключается в возможности преодоления двух фундаментальных
недостатков централизованной экономики: искаженной системы стимулов и
ограниченности информации. Либерализация заставляет предприятия ориентироваться
на потребительский спрос и получение прибыли в условиях конкуренции. Она
способствует ценообразованию, соответствующему реальному соотношению спроса и
предложения, предоставляющему производителю сигнальную информацию о потребности
в тех или иных товарах. Либерализация на первом этапе неизбежно ведет к скачку
цен, а инфляция мешает нормальному функционированию экономики. Но, несмотря на
все издержки, либерализация позволяет разорвать жесткие административные связи
между государством и предприятиями, сократить субсидии, создав тем самым
условия для стабилизации экономики.
Роль либерализации не ограничивается только «отпуском» цен. В
переходной экономике она включает целый комплекс широкомасштабных мероприятий:
отмену системы государственных заказов и поставок, ликвидацию государственной
производственной и торговой монополии, предоставление экономической свободы
предприятиям в выборе ассортимента продукции и поставщиков, отказ от
централизованного распределения иностранной валюты.
В постсоциалистических странах либерализация была осуществлена в
различные сроки. В Венгрии частичные преобразования начались в 60-е годы, в
Китае — в 70-е. В Польше провели «мгновенную» либерализацию, когда в январе
1990 г. отпустили 90 % цен, отменили монополию государства в сфере торговли и
обеспечили конвертируемость валюты. Подобная модель быстрой и комплексной
либерализации была реализована в Албании, Чехословакии, странах Балтии и
Кыргызстане.
В России и некоторых других странах СНГ на первоначальном этапе
перехода к рыночной экономике произошла значительная либерализация цен и
импортных операций. В то же время более медленными темпами в этих странах
освобождаются цены на коммунальные услуги и общественный транспорт, а цены на
многие потребительские товары до сих пор находятся под контролем местных
властей.
Практически во всех странах с трансформирующейся экономикой после
освобождения цен наблюдалась значительная инфляция, спад производства, взаимные
неплатежи, усиление социального расслоения населения, снижение его жизненного
уровня. Опыт разных стран показывает, что если уровень инфляции превышает порог
в 40 % в год, то развитие экономики резко замедляется. Высокая инфляция
искажает ценовые стимулы, порождает неопределенность ожиданий, препятствующую
накоплению сбережений и инвестирования. Поэтому правительства этих стран
вынуждены проводить политику макроэкономической стабилизации, Она
означает сокращение инфляции и дефицита государственного бюджета, прекращение
льготного кредитования и ничем не обеспеченной денежной эмиссии.
Стабилизация включает преодоление диспропорций в народном
хозяйстве и внешнеэкономической сфере. При всем разнообразии способов она
обычно предусматривает такие меры, как контроль над денежной массой и ее
регулирование, введение внутренней конвертируемости валют, регулирование
учетной ставки валютного курса и другие жесткие монетаристские методы. Однако в
тех странах, где наблюдается высокая социальная и политическая нестабильность,
проведение подобной политики значительно усиливает социальную напряженность и
иногда чревато социальным взрывом. В таких условиях более результативными
являются более мягкие методы финансового регулирования.
В переходной экономике можно выделить три основных направления
деятельности государства.
Во-первых, это создание правовых и организационных институтов,
необходимых для функционирования рыночной экономики. К ним относятся; институт
частной: собственности, правового государства, обеспечение свободы
предпринимательства, проведение эффективной антимонопольной политики.
Во-вторых, перестройка самой государственной системы на принципах
демократии и удовлетворения потреби: остей рыночного хозяйства. Она требует
коренного преобразования аппарата исполнительной власти, использования новых
методов управления экономикой. Это длительный, болезненный и противоречивый
процесс. Простое разрушение прежнего аппарата управления не обеспечит автоматического
рождения новой системы государственного управления, адекватной рыночной
экономике. Оно лишь ведет к потере контроля над хозяйственными процессами,
порождает анархию, предоставляет относительную свободу криминальным элементам,
усугубляет экономический кризис. Поэтому огромное значение приобретает работа
по реформированию государственной власти на демократических началах, сокращению
численности государственного аппарата. Необходим переход от системы отраслевых
министерств к органам функционального управления.
В-третьих, переход к новым формам регулирования, реализация
социальной и экономической политики, призванной найти оптимальный путь для
решения триединой задачи: обеспечить структурную перестройку и экономический
рост; остановить инфляцию, т.е. стабилизировать экономику; сохранить
устойчивость и порядок в обществе, в котором усиливается социальное расслоение
и может появиться социальная напряженность.
Важнейшим направлением деятельности государства является выбор
приоритетов развития. От его правильности зависят как направление
социально-экономического развития, так и темпы экономического роста.
Определение приоритетов — многофакторный процесс, в котором учитываются
масштабы страны, ее геополитическое положение, сохранение экономической безопасности
страны, экономическая эффективность национального производства,
сбалансированность внешней торговли и др. Четко определенные национальные цели
и приоритеты являются устойчивыми ориентирами для экономической политики.
Особое внимание в переходный период государство должно уделить выработке
экономической политики, стратегии и тактики реформирования экономики, т.е.
направлений воздействия на хозяйственные процессы для достижения целей
устойчивого развития общества.
Важнейшей функцией государства в этой связи является обоснование и
выбор целей и ограничений развития, их приоритетов, последовательности и сроков
реализации. Совокупность целей образует своеобразную иерархически упорядоченную
систему, в которой цели расположены по стене- ^ ни их значимости и срокам
достижения.
Так, стратегической целью реформирования экономики Беларуси является
повышение благосостояния населения до уровня высокоразвитых европейских
государств. Стратегическим же направлением социально-экономического развития
является движение к обществу постиндустриального типа для достижения высокого
уровня качества жизни населения, улучшения среды обитания на снова формирования
нового технологического способа производства и многоукладной рыночной
экономики.
Этот стратегический курс является тем стержнем, вокруг которого
разворачиваются остальные направления экономической политики и формируются их
долгосрочные цели. К ним относятся: стремление к полной занятости населения,
обеспечение экономической свободы для субъектов рынка, поддержание равновесия в
экономике и стабильности цен, сохранение окружающей среды, достижение
устойчивого роста, обеспечение социальных гарантий поддержание
внешнеэкономического равновесия, защита от внешней экспансии.
Кроме того, на каждом этапе переходной экономики существуют свои,
более локальные цели. Так, цель современного этапа для стран СНГ, в том числе и
для Беларуси, является стабилизация социально-экономической ситуации и создание
предпосылок для экономического pоста.
Все цели должны быть взаимоувязаны как между собой, так и с
ресурсами, необходимыми для их достижения. Вместе с тем сложность и новизна
стоящих перед государством задач объективно препятствуют разработке детальной
программы долгосрочных рыночных преобразований в экономике.
Формирование рыночной экономики требует решения ряда других задач.
К ним относятся:
* ограничение прямого вмешательства государства в экономику. Государство
должно отказаться от большинства функций, выполняемых им в командной экономике.
Главной его задачей является защита формирующейся рыночной экономики,
сохранение стабильности функционирования народного хозяйства;
* демонополизация экономики ~ ликвидация преобладания на
рынке товаров отдельных производителей;
* введение института частной собственности, гарантированной
законом, в том числе на землю;
* обуздание инфляции, неизбежной после проведения
либерализации цен. Переход подавленной инфляции, характерной для КАС и
проявляющейся в «вымывании» товаров с прилавков и росте цен на «черном рынке»,
в открытую инфляцию требует проведения жесткой антиинфляционной политики;
* развитие рынка товаров и услуг производственного и
непроизводственного назначения, финансового рынка, регулируемого рынка
труда;
* формирование рыночной инфраструктуры, включая фондовые,
валютные, товарные биржи и др.;
* финансово-экономическая стабилизация посредством
проведения жесткой денежно-кредитной политики с целью ограничения инфляции;
* преодоление в экономическом мышлении у значительной части
населения проявлений патернализма (государство должно все обеспечить) и эгалитаризма
(уравнительности в распределении).
4.
Основные
направления формирования социально
ориентированной смешанной
экономики.
Как уже отмечалось, целью всех преобразований в Беларуси и других
странах СНГ является построение социально ориентированной модели рыночной
экономики. Она отличается от других систем тем, что в ее основе лежит широкий
плюрализм форм собственности, причем значительное место в экономике занимает
государственный сектор. Государство здесь играет активную роль в обеспечении экономического
роста и повышении эффективности экономики, регулировании доходов населения и
занятости. Однако необходимо учитывать, что в каждой стране складывается своя
социально-экономическая ситуация, существуют свои стартовые условия. Есть также
своя история, культура, наконец, менталитет населения, которые накладывают свой
отпечаток на формируемую экономику. Поэтому естественно, что создаваемая
рыночная модель белорусской экономики, при наличии общих признаков, будет
отличаться от других моделей социально ориентированной экономики.
Любая экономическая система имеет соответствующую социальную
составляющую, содержит в большей или меньшей степени социальные элементы, а
потому любые экономические реформы влекут за собой соответствующие социальные
преобразования. Это значит, что реформирование экономики объективно
представляет собой целостную социально-экономическую деятельность, оба
компонента которой связаны друг с другом. А потому результатом реформирования
экономики должно быть создание такой экономической системы, которая сочетала бы
преимущество современного высокоразвитого рыночного хозяйства с обеспечением
эффективной социальной защиты граждан.
Отсюда следует, по крайней мере, два принципиально важных вывода,
касающиеся оценки проводимых реформ и социальной политики государства.
Во-первых, ожидаемые и реальные результаты экономических реформ и
преобразований следует оценивать на основе не только экономических, но и
социальных критериев, таких как качество и продолжительность жизни населения,
защита и улучшение среды обитания людей, социальные гарантии и социальная
справедливость. Во-вторых, социальную политику государства нельзя сводить
лишь к социальному обеспечению и социальной защите малоимущих групп населения.
Более важным элементом этой политики является социальный аспект (социальная
составляющая) приватизационной, финансовой, налоговой, инвестиционной, ценовой
и иной собственно экономической политики. Только в этом случае можно говорить о
социально ориентированной экономике, в которой производственные отношения и
механизм хозяйствования обеспечивают подчинение воспроизводственных процессов
задачам развития личности, преодолевая отчуждение человека от труда и его
продуктов, средств производства, общества и культуры.
Именно поэтому в Республике Беларусь в качестве перспективной
принята модель социально ориентированной рыночной экономики, базирующаяся на
принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы
предпринимательства, выбора профессии и места работы, равенства всех форм
собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах
личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и
результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально
уязвимых слоев населения, социального партнерства.
5.
Экономическая
безопасность: определяющие факторы и
пути обеспечения.
В системе национальной безопасности ведущую позицию занимает
экономическая безопасность. Это связано с тем, что в условиях глобализации
проблемы национальных интересов и национальной безопасности приобретают особое
значение. Резко обостряются на современном этапе проблемы обеспечения
природными ресурсами: они истощаются, а наиболее рациональные государства в
этих условиях начинают проводить политику экономии и сбережения национальных
природных ресурсов. Далее, в экономической сфере деятельности государств
обостряется конкуренция с целью обеспечения более эффективного хозяйствования
на международной арене. Таким образом, в общей национальной безопасности
приоритетное положение по праву занимает экономическая безопасность.
Критерии и показатели экономической безопасности. Для понимания
сущности экономической безопасности важно раскрыть критерии и показатели
экономической безопасности. Что касается критериев экономической безопасности,
то их можно определить как своего рода оценку уровня развития экономики с
точки зрения тех процессов и показателей, которые характеризуют состояние
национальной экономики на тот или иной период, а, следовательно, гарантию и
рубеж экономической безопасности. Здесь возможно использование множества
показателей, но основными выступают те, которые в качестве официальных приняты
национальной статистической отчетностью. Среди них можно указать на темпы роста
ВВП, производство ВВП в расчете на душу населения, структуру и долю в нем
налогов и сборов, долю государственного и индивидуального потребления граждан
в ВВП, показатели социальной стабильности общества, потребление основных видов
продукции на душу населения в соответствии с научно-обоснованными нормами,
обеспеченность населения товарами длительного пользования, децильный
коэффициент и коэффициент Джинни, размер прожиточного минимума граждан страны,
уровень безработицы и продолжительность жизни населения. Сюда же следует
относить финансовое состояние общества, важнейшими характеристиками которого
должны выступать темпы инфляции, дефицит государственного бюджета и размер
задолженности государства другим странам, расходы на оборону страны, состояние
конвертируемости национальной валюты и др. В национальных интересах важно
выдерживать рациональную региональную политику в области поддержания
сопоставимого производства ВВП на душу населения и его потребления на душу населения,
размере собственных доходов в бюджетных доходах региона. Принцип открытости
экономики требует оценки сопоставимости участия государств в международном
разделении труда. Здесь используются такие характеристики, как объем и
структура экспорта и импорта, доля импорта во внутринациональном потреблении,
объем и структура внешнего долга страны и др. Поскольку развитые страны вошли
или входят в «новую экономику», важным критерием экономической .безопасности
будет являться степень развития знаний в обществе и 'экономического обеспечения
возможностей роста этих знаний, а разрыв между развитыми и развивающимися
странами здесь просто потрясающий: от 1000 долл. в день в наиболее развитых
странах на одного человека до 1 долл. или даже и того меньше в отсталых
странах. , Аналитики из Всемирного банка считают, что в ближайшие 10 лет число
бедняков сохранится неизменным, если экономический рост не ускорится, а
социальное неравенство по-прежнему будет усиливаться. Только в том случае, если
большинство стран примет политику социальной интеграции, предполагающую более
равномерное распределение доходов, численность бедняков в мире может
сократиться к 2008 г. на 40%, т.е. до 680 млн. человек. Необходимо при этом
решать двояко важную задачу: с одной стороны, ликвидировать сложившийся разрыв
в потреблении различных стран в расчете на душу населения, а с другой -
увеличить расходы на НИОКР, образование, профессиональное обучение, ибо они в
последние 1-1,5 десятилетия катастрофически возрастают. Это свидетельствует о
вступлении стран в «новую экономику».
Пути обеспечения экономической безопасности. Они определяются
множеством характеристик, которые зависят от уровня экономического развития,
принадлежности к тому или иному блоку или союзу, обеспеченности природными
ресурсами, географического и геополитического положения государства,
природно-климатических условий на территории страны и т.д. С учетом этих
характеристик каждое государство определяет параметры своей национальной и
экономической безопасности на определенный исторический промежуток времени.
Вместе с тем можно вычленить и некоторые общие пути или направления
обеспечения экономической безопасности, среди которых можно выделить такие как:
производственная безопасность, продовольственная безопасность,
внешнеэкономическая, финансовая и социальная безопасность.
Производственная безопасность представляет собой такой уровень
развития экономики, который позволяет государству обеспечить экономическую и
политическую независимость и гарантировать свободное функционирование
субъектов хозяйствования и производить возможное количество благ и услуг. В
качестве препятствий на пути обеспечения производственной безопасности в
условиях Республики Беларусь выступают: высокая энерго- и материалоемкость
производства; слабая инвестиционная активность предпринимателей, в особенности
зарубежных инвесторов; интенсивный отток капиталов из национальной экономики и
перелив их в прибыльные, но не всегда стратегически важные сферы деятельности;
низкий информационный и технологический базис производства, не всегда
грамотная экономическая политика управленческих структур общества и др.
Отметим, что основными направлениями здесь должны выступать разгосударствление
и приватизация собственности, структурная перестройка, формирование
конкурентной среды, обеспечение условий для проведения рациональной социальной
политики и др.
Продовольственная безопасность связана с организацией системы
хозяйства, обеспечивающей производство и заготовку достаточного количества
продовольственных товаров, необходимых для поддержания в обществе, с учетом
размера формируемого дохода домохозяйств, должного уровня жизни населения.
Необходимо здесь учитывать то, что обеспечение продовольственной безопасности
должно базироваться на научно-обоснованных медицинских, биологических и
экономических нормах потребления продовольственных продуктов.
Внешнеэкономическая безопасность тесно связана и вытекает из
производственной и продовольственной безопасности, образующих основу
экономической безопасности. Одновременно она предполагает сопоставимость
экономической безопасности различных стран, особенно территориально близко
расположенных по отношению друг к другу. Обеспечение внешнеэкономической
безопасности должно базироваться на преимуществах международного разделения
труда и глобализации производства.
Финансовая безопасность обусловливает способность
финансовой системы того или иного государства выдерживать попытки иностранных
финансовых институтов оказывать воздействие на экономическую политику
государства с целью дестабилизации производства и проводимой в обществе социальной
политики. Финансовая безопасность может иметь акценты и на внутренние факторы.
Они обычно связаны с отсутствием конкурентной среды, инвестиционного климата в
обществе, инфляцией, чрезмерной безработицы и т.д.
Социальная безопасность выступает следствием обеспечения
экономической и национальной безопасности в целом. Конечно, есть свои,
специфические особенности обеспечения и развития социальной безопасности, но
они проявляются в условиях наличия стабильности в реализации производственной,
продовольственной, внешнеэкономической и финансовой безопасности. Если
наблюдаются сбои в реализации какой-либо из названных разновидностей
безопасности, социальная безопасность деформируется. Обеспечение социальной
безопасности имеет важный как социальный, так и экономический смысл, ибо в этой
сфере осуществляется непосредственное мотивационное воздействие на интересы
людей и всего общества, а поэтому должно опираться на долговременную стратегию
деятельности государства.
Литература
1
Курс экономической теории:
Учебник / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И
Плотницкого. – Мн.: «Интерпрессервис»,
2003.
2
Микро- и макроэкономика:
Учеб. Пособие / М.И. Плотницкий, Л.В. Воробьева, Н.Н. Сухарева и др.; Под. Ред.
М.И. Плотницкого. – Мн.: Мисанта, 2004.
3
Экономика: Учебник. Изд.
3-е, перераб. и доп. / Под ред. А. С. Булатова. – М.: ЮРИСТЪ, 1999.
4
Экономическая теория:
Учебник для вузов / В.Д. Камаев, М.А. Абрамова, Л.С. Александрова и др.; Под
ред. В.Д. Камаева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 1999.
Страницы: 1, 2
|