Меню
Поиск



рефераты скачать Общественные блага. Внешние эффекты и их государственное регулирование

                                                                                                10                                                     DВ

                                                                                                                                                     DБ

                                                                                                   5

                                                                                                                                                  DА

                                                                                                                                                                                     

     

 0      2     4     6              12                  Q                            0                                           Qs=12                         Q                  



а) Чисто частное благо                                 б) Чисто общественное благо                     

        Рисунок 5                                                                     

Цена в данном случае не является переменной величиной. Поэтому кривая спроса на чисто общественное благо отражает предельную полезность всего имеющегося его наличного объема. Все потребители (в нашем примере их трое: Андреев, Борисов и Васильев) должны потребить весь объем выпущенного блага целиком. В отличие от совокупного спроса чисто частных благ (который получается путем сложения кривых индивидуального спроса по горизонтали) совокупный спрос чисто общественных благ определяется путем суммирования предельных выгод (получаемых от имеющегося наличного объема) по вертикали.

Потребление чисто общественных благ происходит коллективно, однако индивидуальная польза от этого потребления различна. В нашем примере индивиды получают различную выгоду: наименьшую - Андреев, наибольшую - Васильев. Такая ситуация предполагает наличие точной информации о предельных выгодах каждого человека. Однако в реальной действительности наличие такой информации - большая редкость

Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, "зайца".

Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско. Исправить "провалы" рынка помогает государство.

Таким образом, необходимость в чистых общественных благах ставит перед экономикой две проблемы: как достичь экономически эффективного объема производства таких благ и как обеспечить их производство при наличии "безбилетников".

Эффективный объем производства товара индивидуального потребления определяется сравнением предельного выигрыша от производства дополнительного товара с предельными издержками производства этого товара. Эффективность достигается тогда, когда предельный выигрыш и предельные издержки равны. Тот же принцип применим и к общественным товарам, но метод анализа при этом другой иной. Для товаров индивидуального потребления предельный выигрыш измеряется выгодой, получаемой потребителем. Рассматривая общественные товары, мы должны ответить на вопрос, как оценивает каждый человек дополнительную единицу продукции. Предельный выигрыш получается сложением этих оценок для всех людей, пользующихся этим товаром. Для достижения эффективного использования ресурсов обще­ственное благо должно производиться в таком объеме, при кото­ром, по обычному правилу принятия оптимальных экономических решений, предельная выгода от потребления блага равна предель­ным издержкам выпуска данного блага.

Таким образом, существует некоторый однозначно определяе­мый оптимальный объем общественного блага, который обеспе­чивает наибольшую эффективность использования ресурсов. Он может быть определен по формуле:

 

 

MSB (Qs) - МС (Qs),

где MSB (Qs) — предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в количестве Qs, МС(Qs) - пре­дельные издержки производства и обеспечения потребителей дан­ным общественным благом в количестве Qs. (рис. 6).

                                                                                                        

        P                                                                                        

                                                                                                            

                                                                                                           

                                                       MC                                         

                                                                                                          

                                                                                                         

       PS                                                                                       

                                                         MSB                               

                                                                                                           

                                                                                                         

                                                                                                         

                                                                                                           

                                                                                                                  Рисунок 6                                              

                                          QS                                Q                    

                                                                                          





Итак, для эффективного размещения благ в экономике данное общественное благо должно производиться в таком объеме, когда предельная общественная выгода от потребления данного объема станет равной предельным издержкам выпуска дополнительного количества данного блага до общего объема выпуска Qs. Другими словами, данное общественное благо должно выпускаться до та­кого количества Qs, пока общественная (напомним, суммарная) готовность оплатить это количество (в размере Ps) не станет рав­ной предельным издержкам выпуска этого количества данного блага (в размере МС (Qs)). Для определения этого объема нужно точно знать общественные предпочтения в отношении общест­венного блага. Приведем пример. На рисунке 7 можно определить оптимальное количество общественного товара.




          P                                                                                                   

                                                       S                                                

                                                                                                                   

                                                                                                                  

           5                                                                                                        

           3                                                       D                                                   

                                                                                                                  

                   2         3                 4        Q                                            

                                                       Коллективный спрос и предложение                                                                                                

4                                                                                                         

                                                                                                                   

                                                                                                               

2                                                      D2                                     

                                                                                                         

                                                                                                          

          0                   2                           4                                                 

                                                              Бенсон                                                                                          

                                                                                                          

                                                                                                         

                                                                                                         

           3                                                                                                 

                                                                                                         

                                                                                                        

                                                    D1                                         

           1                                                                                               

         0                  2                             4                                              

                                                                Адамс                                    Рисунок 7                                                    

                                                                                                          

Для коротких периодов времени применим закон убывающей отдачи, который определяет вос­ходящий характер кривой предложения, независимо от того, производятся ракеты (общественные това­ры) или варежки (товары, предназначенные для ин­дивидуального потребления). В данном случае оп­тимальное количество общественного товара соста­вит 3 единицы - на это указывает пересечение кривых коллективного спроса и предложения. По­мня о том, что кривая предложения отражает пред­ельные издержки, мы увидим, что, если, например, произведены 2 единицы, коллективная готовность платить за вторую единицу (7 дол.) превысит пред­ельные издержки производства данного товара (3 дол.). Такая ситуация означает недопроизводство этого товара, а следовательно, и недовложение ресу­рсов в его производство, С другой стороны, сумма, которую Адаме и Бенсон вместе готовы заплатить за четвертую единицу общественного товара (3 дол.), меньше предельных издержек на данную еди­ницу (7 дол.), поэтому четвертая единица означает перепроизводство этого товара и перерасход ресур­сов на его производство. Оптимальное количество общественного товара составляет 3 единицы, когда общая готовность потребителей платить за допол­нительную единицу - общая выгода для двух по­требителей - как раз соответствует предельным издержкам производства этой единицы (5 дол. = 5 дол.). Следовательно, принцип соответствия пред­ельной выгоды предельным издержкам, использо­ванный для определения оптимального количества общественного товара, аналогичен правилу MR = МС для выпуска продукции и правилу MRP = MRC для определения затрат, которые необходи­мы для максимизации прибыли.


Спрос на общественные блага не во всем идентичен спросу на частные блага. Прежде всего, каждый потребитель не может произвольно изменять количество используемого им общественного блага, а вынужден потреблять данное количество целиком. Например, все жители данной страны пользуются одним и тем же количеством военных самолетов, защищающих их от внешнего нападения.

Общая кривая спроса на общественное благо может быть получена путем вертикального суммирования индивидуальных кривых спроса, выражающих индивидуальную готовность каждого из потребителей оплатить данное количество общественного блага в соответствии со своей индивидуальной выгодой от потребления этого блага.

На рис. 8 общая кривая спроса D на объем Qs данного общественного блага получается в результате вертикального сложения двух кривых индивидуального спроса d1 и d2, причем цена Ps, которую данное общество готово заплатить за данный объем Qs, складывается из индивидуальных цен Р1 и Р2 потребителей:

Ps=P1+P2



          P

 




        Ps                      D(>MSB)        

                                                   

     P2               

                               d2(>MB2)                            

                                                           

         P1                      d1(>MB1)

                                                                                               Рисунок 8                                          

                  Qs                                   Q



2. Внешние эффекты в рыночной экономике.

    Внешние (побочные) эффекты (экстерналии) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражение в ценах. Они называются "внешними", так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг.

Побочные эффекты - это издержки или выгоды, которые выпадают на долю отдельных лиц или групп некоей третьей стороны, не участвующей в рыночной сделке. Примером побочных издержек может служить загрязнение окружающей среды, а примером побочных выгод - прививки.

Внешние эффекты делятся на положительные и отрицательные:

Отрицательный внешний эффект (negative externality) воз­никает в случае, если деятельность одного экономического аген­та вызывает издержки других. Покажем это на примере. Целлю­лозно-бумажный комбинат осуществляет сброс недостаточно хоро­шо очищенной воды в реку. Допустим, что сброс сточной воды про­порционален объему производства. Это означает, что по мере роста производства растет и объем загрязнения окружающей среды. По­скольку целлюлозно-бумажный комбинат не осуществляет полной очистки воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расхо­ды на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что количество выпускаемой продукции превы­шает эффективный объем выпуска (рис. 9).

                                                                MSC=MPC+MEC                              

       P                                                                                       

                                                                                  S=MPC              

                                                                                                           

                                         A                                                           

                                                                                                          

                             E2                                                                    

                                                                                    MEC               

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.