Меню
Поиск



рефераты скачать Общественное производство и общественное богатство. Богатство народов - трактовка А. Смита

Общественное производство и общественное богатство. Богатство народов - трактовка А. Смита

смотреть на рефераты похожие на "Общественное производство и общественное богатство. Богатство народов - трактовка А. Смита"

ПЛАН :


Введение....................................................................
....................................... 3

1. Основы общественного производства

1.1. Производство и экономика...................................................................
..... 4

1.2. Общественное производство и общественное богатство......................... 5

2. «Богатство народов».Трактовка А.Смита.

1. Краткий очерк биографии Смита.Его главные работы............................. 6

2. Введение в работу

А.Смита........................................................

................. 7

2.3. Теория разделения труда и обмена денег................................................... 10

2.4. Концепция стоимости...................................................................
............... 12

5. Учение о прибыли........................................................

................................ 14

6. Теория производительного и непроизводительного труда........................ 14

7. Капитал основной и оборотный......................................................

............. 15

8. Воспроизводство общественного капитала.Догма

А.Смита....................... 16

9. Учение о заработной плате..........................................................

.................. 17

10. Земельная рента..........................................................

.................................. 18

3.Современная трактовка богатства................................................................
18

Заключение..................................................................
......................................... 21

Список использованной литературы................................................................
22

Введение.

Своего высшего развития классическая буржуазная политическая экономия достигла в трудах британских ученых А. Смита и Д. Рикардо, когда
Великобритания была самой передовой в экономическом отношении страной.
Британия обладала относительно высокоразвитым сельским хозяйством, быстро растущей промышленностью, вела активную внешнюю торговлю. Капиталистические отношения получили в ней большое развитие. Здесь выделились основные классы буржуазного общества: буржуазия, рабочие, землевладельцы.

Вместе с тем расширение капиталистических отношений сковывалось многочисленными феодальными порядками. Буржуазия видела главного врага в дворянстве и была заинтересована в научном анализе капиталистического способа производства, чтобы выявить перспективы общественного развития.

Таким образом, в Великобритании во второй половине ХVIII века сложились благоприятные условия для взлета экономической мысли, каким было творчество А. Смита.

1.Основы общественного производства.

1 Производство и экономика

Являются ли термины «производство» и «экономика» синонимами? Этот вопрос поставлен не случайно. На житейском,обыденном уровне принято считать,что производственная деятельность человека- это и есть экономика,экономическая жизнь людей.И как логический вывод-экономическая теория изучает производственную,хозяйственную деятельность людей в различных исторических условиях.

Такие рассуждения не в полне корректны.Разумеется,трудно оспаривать утверждение,что хозяйственная деятельность существовала и в первобытном,и в рабовладельческом обществе.Однако экономики в собственном смысле слова там не было.Производство материальных благ в таких общественных системах было основано на насилии,принуждении,на тех методах,которые принято называть внеэкономическими.Экономика же появляется там и тогда,когда производство материальных благ «управляется» такими механизмами,которые основаны на ценовых сигналах,т.е. колебаниях рыночных цен,динамике прибылей и убытков и т.п. Все это- атрибуты рыночного хозяйства.Следовательно,экономика- это синоним не слова «производство»,а синоним категории «рыночное хозяйство».Часто встречающиеся выражения «экономика первобытного строя»,
«феодальная экономика», «экономика военного коммунизма» основаны на отождествлении понятий «производство» (хозяйственная жизнь) и
«экономика».Эти словосочетания стали привычными и не вызывающие сомнений в их теоритической правомерности.Однако еще раз подчеркнем: не может быть экономики,основанной на внеэкономических стимулах.

Рассмотрим категории производства в наиболее общем виде.

Производство материальных благ-основа жизни человека и общества.Но если без этого не возможна сама жизнь человека,то не следует ли отдать изучение этого вопроса биологической науке? Но производство- не биологический процесс;он отражает взаимодействие человека и природы и взаимодействие людей между собой в процессе их хозяйственной деятельности.Итак,что же представляет собой производство в самом общем виде,не зависимо от той или иной хозяйственной системы (внеэкономической или основанной на экономических стимулах)?

1.2.Общественное производство и общественное богатство.

Производство-это целесообразная деятельность людей,направленная на удовлетворение их потребностей.В этом процессе взаимодействуют основные факторыпроизводства:труд,капитал,земля,предпринимательство.
Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ,удовлетворяющих человеческие потребности.Таким образом,для понимания закономерностей процесся производства необходимо более подробно охарактеризовать категории потребностей,блага и факторов производства.

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности,или нужды,которое он стремится преодолеть.Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия (осуществлять производственную деятельность).

Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается прежде всего высших потребностей (потребности в образовании,искусстве,развлечении и т.д.)

Благо- это средство для удовлетворения потребностей. А.Маршалл определяет благо как «желаемую вещь,удовлетворяющую человеческую потребность». Ж.-Б. Сэй определяет блага «как средства,которые мы имеем для удовлетворения наших потребностей». Свойство какого-либо предмета,которое позволяет удовлетворять определенную потребность человека,еще не делает его благом. На этот факт особое внимание обращает один из виднейших представителей австрийской школы К.Менгер. Так,корень женьшеня способен поднять жизненный тонус человека. Но пока люди не обнаружили это свойство,растение не носило характера блага. Другими словами,способность предмета удовлетворять какую-либо потребность должна быть осознана человеком.

Факторы производства (труд,капиталл,земля,предпринимательство) будут подробнее охарактеризованы в разделе (2) ,здесь же подчеркнем,что под капиталом как фактором производства понимаются отнюдь не отношения эксплуатации. Если воспользоваться терминологией австрийской школы,то капитал - это блага высшего порядка. По мере развития человеческой цивилизации значение благ высшего порядка (или средств для производства,по выражению Менгера) все более увиличивается.

До сих пор речь шла главным образом о материальных благах. Но процесс производства включает в себя и оказание материальных услуг.
Например,транспортировка готовой вещи от производителя к потребителю. В данном случае производство подразумевает не создание вещи,которую можно потрогать,а перемещение ее в пространстве.

Этот параграф имеет в своем названии словосочетание «общественное производство». Почему потребовался этот эпитет? Разве понятия производства как таково не достаточно для того,чтобы уяснить необходимость взаимодействия основных факторов производства? Дело в том,что процесс производства осуществляется не изолированными субъектами хозяйства,а в обществе,в системе общественного разделения труда. Даже отдельный ремесленник или фермер,полагая что он действует абсолютно независимо,на самом деле связан тысячами хозяйственных нитей с другими людьми.

Общественное богатство выступает как результат процесса производства.
Традиционное понимание общественного богатства,восходящее к основоположникам классической школы,характеризует его как вооплащенный в материальных благах накопленный прошлый труд предшествующих и настоящего поколений.

Для того,чтобы определить факторы,повышающие эффективность производства и создания общественного богатства,обратимся к работе А.Смита
«Исследование о природе и причинах богатства народов».

2. «Богатство народов».Трактовка А.Смита.

2.1. Краткий очерк биографии А. Смита. Его главные работы

Адам Смит родился в апреле 1723г. В городе Керколди в Шотландии. Сын таможенного чиновника. Получил образование в университетах Глазго (1737-
1740г.) И Оксфорда (1740 - 1746г.). В 1748г. Начал читать публичные лекции по литературе и естественному праву в Эдинбурге. В 1751г. Занимает кафедру логики в Глазговском университете, в 1752 г. - там же кафедру нравственной философии; знакомится с Дэвидом Юмом. Впервые публикуется в 1755г. В этом же году в лекциях в ряд своих основных экономических идей.

Весна 1759г. Ознаменовалась выходом в свет в Лондоне книги "Теория нравственных чувств", заложившей основы известности Смита как философа. С
1759 по 1763 год он усиленно занимается правом, получает степень доктора прав. Тогда же делает наброски нескольких глав книги "Исследование о природе и причинах богатства народов" (иначе «Богатство народов). В феврале
1764 г. Едет во Францию. Знакомиться с Вольтером, общается с Гельвецием,
Гольбахом, Дидро, Д’Аламбером, развивает свои экономические и философские взгляды.
Март 1776г. - выход в свет в Лондоне "Богатства народов" - главного труда
А. Смита.

С 1778г. Он - таможенный комиссар в Эдинбурге, а с 1787г. - ректор университета в Глазго.
В 1786г. А. Смит тяжело заболел. По его требованию душеприказчики сожгли его рукописи. 17 июля 1790 г. А. Смит умер.

А. Смит был яркой и разносторонне развитой личностью. Достаточно сказать, что он получил образование в двух самых престижных университетах мира. Его интересы не были ограничены лишь экономикой или философией, он обладал широкими научными познаниями в других областях: например, получил степень магистра искусств и доктора прав. Кроме того, А. Смит общался с лучшими людьми своего времени, что в большой степени способствовало формированию его взглядов.
Создание своей экономической системы он поставил главной целью научной работы и исканий.

2.2. Введение в работу А.Смита.

Еще задолго до написания книги своей жизни Смит просто и четко сформулировал ее главную идею: «Для того( чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния( нужен лишь мир( легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей»( (Как же это актуально для нашей сегодняшней жизни!)

Смит начинает свое повествование в «Богатстве народов» с поразительного вопроса( Все участники рынка( как мы знаем( подгоняемы стремлением «сделать деньги» для себя - «улучшить свое положение»( как выражается Смит(
Напрашивается вопрос: каким образом рыночное общество не развязывает руки заинтересованным только в себе( жадным только до наживы людям грабить своих сограждан? Как на такой опасной антисоциальной основе( как стремление улучшить лишь собственное положение( может выработаться нормальное социальное устройство?

Ответ вводит нас в самый центральный механизм рыночной системы - в механизм конкуренции( Каждому( помышляющему лишь об улучшении своего положения( а вовсе не о других людях( противостоит на рынке толпа людей с такой же мотивацией( В результате каждое действующее лицо на сцене рынка вынужденно принять цены( предложенные конкурентами(

При такой конкуренции( говорит Смит( производитель( который попытается запросить больше( чем другие аналогичные производители( не сможет найти покупателя( Не сумеет найти работы тот( кто запрашивает больше установленной на рынке труда платы( А хозяин( которому хотелось бы заплатить меньше( чем его конкуренты( не сможет найти работников( Таким образом( рыночный механизм дисциплинирует участников: покупатели сами набавляют цену( конкурируя с другими покупателями( и поэтому не могут объединиться против продавцов( Продавцы должны соперничать с другими продавцами и поэтому не могут навязать покупателям свою волю(

У рынка есть еще одна важная функция( Смит показывает( как рынок выдает товары( которые хочет получить общество( и в том количестве( которого жаждет общество( без того( чтобы кто-нибудь отдавал какие бы то ни было приказания( Допустим( потребитель хочет больше горшков и меньше сковородок( чем было предложено( Публика раскупит горшки( и в результате их цена поднимется( Напротив( сковородный бизнес будет выглядеть уныло: так как сковородники постараются отделаться от своей продукции( цены на «бедные» сковородки упадут(

Дальше вступают в действие восстановленные силы( Поднимаются цены на горшки - поднимаются и прибыли горшечного бизнеса; падают в цене сковородки( падают и прибыли( И снова начинает работать стремление к
«улучшению»( Предприниматель в процветающем горшечном бизнесе начнет расширять производство( наймет больше рабочих( больше помещений( больше капитального оборудования( словом - начнет приобретать факторы производства( Владельцы же злосчастного сковородного бизнеса будут сокращать факторы производства: увольнять рабочих( отдавать земельные участки( сокращать капиталовложения(

Таким образом( производство горшков увеличится( а сковородок сократится( чего и хотела публика( Давление рынка словно бы Невидимой Рукой
(пользуясь великолепным выражением Смита) направляет эгоистические действия людей на общественно полезную тропу( Так система конкуренции переводит эгоистическое поведение к общественно полезному результату( Невидимая Рука
- эти слова характеризуют весь процесс - удерживает общество на верном пути( обеспечивая его производством нужных обществу товаров и услуг(

Эта иллюстрация Смита интересна и сегодня( Многие экономисты заняты тщательным изучением того( как работает Невидимая Рука( Не то( чтобы она работала всегда: есть в экономике области( где Невидимая Рука вовсе не использует своего влияния( В каждой рыночной системе( например( продолжает играть свою роль традиция( использующая и нерыночные способы вознаграждения
- например( чаевые( И в бизнесах продолжает существовать командная система( да и государственная власть себя проявляет( - например в налогообложении(
Кроме того( рыночная система не в силах предоставить обществу того( что не может быть закуплено в частном порядке( национальную оборону или закон и порядок( Смит это знал и подтвердил( что эти услуги должны предоставляться государством( Кроме того( рынок не всегда отвечает этическим и эстетическим критериям общества( или же поставляет товары( выгодные для производства( но вредные для потребления( Итак( отдадим должное глубочайшей проницательности
Смита( показавшего своему поколению и всем последующим( что рыночная система - могучая сила( обеспечивающая регулярное снабжение общества всем необходимым(

Он показал также( что эта система саморегулируется( Прекраснейшее следствие существования рынка в том( что он сам себе сторож( Если чьи- нибудь цены( заработные платы или прибыли выходят за установленные для всех пределы( сила конкуренции их оттеснит( Существует забавный парадокс( Рынок( высшая точка экономической свободы( является и строжайшим экономическим надсмотрщиком( К королю всегда можно обратиться с апелляцией - к рынку же апеллировать невозможно(

Поскольку рынок саморегулируется( Смит был против государственного вмешательства в дела конкуренции и прибыльности( Поэтому «лессэ фэр» стало фундаментом его философии( каким оно и сегодня является у консервативных экономистов( Однако преданность Невидимой руке не сделала Смита стандартным консерватором( Он осторожен( он не готов лечь костьми( чтобы не допустить государственного вмешательства( Более того( в «Богатстве народов» есть множество едких замечаний по поводу «низких и хищнических методов»( которыми пользуется класс предпринимателей( и выражается искреннее сочувствие к судьбе рабочего человека - не слишком популярная позиция в ту эпоху! Консерватором Смита делает - и в этом он совпадает с современными мыслителями - убеждение( что система «естественной свободы»( основанная на свободе экономической( в конце концов пойдет на пользу всему обществу(

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.