Меню
Поиск



рефераты скачать Общая характеристика воспроизводства

Общая характеристика воспроизводства

Министерство образования Российской Федерации

Татарский Институт Содействия Бизнесу

Т  И  С  Б  И

Экономический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по курсу Экономическая теория

на тему:

Общая характеристика воспроизводства”

 

 

 

 

Выполнила

студентка I курса

гр. № Э-005

Валеева В. М.

Руководитель:

преп. Найда А. М.

 

 

 

 

 

Казань

Содержание

Введение.                                                                                                                                                                                          3

1. Хозяйственная деятельность, ее эволюция и ее организации в обществе.                        4

1. 1 Понятие производства и производственных отношений, их сущность.                           4

1.2 Периоды развития общественной экономической организации человеческого общества.         6

1.3 Воспроизводственный процесс.                                                                                                                         11

2. Структура общественного производства и его основные формы.                                        16

2.1 Понятие экономических структур.                                                                                                                  16

2.2 Типы экономических структур.                                                                                                                         19

3. Объективные условия и противоречия экономического развития.                                     25

Заключение.                                                                                                                                                                               30

Использованная литература.                                                                                                                                      32



Введение.


Категория "общественное производство" относится к философс­ко-социологическим понятиям, отражающим, прежде всего, - первич­ность в нем. Понятия "общество", "социальная реальность", "жизнь общества", "общественный прогресс", "законы общества" фиксируют единство социальной системы. Понятия общественно-экономической формации, образа жизни, закона социальной революции, антагонистического и неантагонистического общества, исторической эпохи и др. и системность этапов и типов исторического прогресса, поня­тие личности, коллектива, социального закона и др. фиксируют системность элементов общества. Производство как созидание об­щественных благ - "исходный пункт ... и господствующий момент" по отношению к не созиданию; материальное производство первично к духовному и другим производствам[1].

Понятие общественного производства является одним из всеобщих определений общества, однако оно не тождественно понятию общест­венной жизни. Процесс общественного производства людьми своей жизни, включает в себя прежде всего материальное производство, ибо без производства и воспроизводства материальных условий и средств жизни невозможна сама жизнедеятельность людей во всем ее многообразии. Этим и обусловлена определенная, конституирующая весь многообразный процесс общественной жизни роль материального производства.

Итак, тема моей курсовой работы – “Общая характеристика воспроизводства”.

Актуальность данной темы заключается в том, что первоначальную основу жизни составляет общественное производство. Прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой и любовью, люди должны иметь минимум средств к жизни: крышу над головой, одежду, пищу. И поэтому, если мы хотим прикоснуться к сложному клубку общественных отношений, раскрыть хозяйственные связи, социальные процессы и определить направленность, тенденции в их движении, нам, прежде всего необходимо рассмотреть общественное производство, как источник всякого благополучия.

И не смотря на то, что производство – вовсе не единственный фактор, определяющий богатство стран и народов. На экономическое развитие оказывают влияние природные ресурсы, климат, естественное плодородие земли, накопленные людьми знания и опыт, численность народонаселения и другие факторы. Однако определенный результат общество может получить лишь в том случае, если использует эффект, заложенный в этих факторах, в процессе производства.

Поэтому изучение такой категории как производство и воспроизводство интересно и актуально на любой ступени развития общества.

Целью моей курсовой работы является рассмотрение сущности производства, воспроизводства и их структуры.

Итак, перейдем к рассмотрению понятие общественного производства.



1. Хозяйственная деятельность, ее эволюция и ее организации в обществе.

1. 1 Понятие производства и производственных отношений, их сущность.

Под производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей[2]. В нем взаимодействуют три компонента: рабочая сила человека, предметы труда и средства труда.

Под рабочей силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм и которые реализуются в ходе трудового процесса. По мере развития общественного производства изменяются характер и содержание рабочей силы. На ранних этапах развития общества главную роль играли физические способности человека к труду. По мере развития производства, особенно в условиях современной научно-технической революции, все более высокие требования предъявляются к умственным способностям человека, к его интеллектуальному уровню, научно-техническому образованию, квалификации и другим качествам.

Рабочая сила выступает личным фактором производства, а человек - как ее носитель, трудящийся - как главная производительная сила.

Предмет труда - это все то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего продукта. Если на заре цивилизации предметом труда исключительно было вещество природы, то по мере развития производства, науки и техники среди предметов труда все большее место занимают продукты производства, которые называются сырьем.

Средства труда - это вещи или комплексы вещей, с помощью которых человек обрабатывает предметы труда, воздействует на них. К ним относятся разнообразные орудия труда, механизмы, средства связи, пути сообщения, земля и др. По мере развития производства средств труда развиваются, совершенствуются, усложняются.

Предметы труда и средства труда в совокупности выступают как вещественный фактор производства, как средства производства.

Производство нельзя представлять как механическое соединение его элементов. Это сложная система взаимодействия рабочей силы со средствами производства, т.е. с его материальной основой. Способы соединения факторов производства определяют систему господствующих в обществе производственных отношений. Содержание производственных отношений определяется уровнем развития производительных сил, а характер их проявления - способом соединения работника со средствами производства, т.е. отношениями собственности на средства производства.

В обществе всегда господствуют определенные типы, виды собственности: частная, коллективная, мелкая трудовая, государственная, смешанная и т.д. При этом они изменяются, развиваются под воздействием изменений в материальных условиях производства и находятся в разных сочетаниях, в постоянных связях. Если отношения собственности перестают изменяться, то производительные силы сковываются в своем развитии, тормозится технический и социальный прогресс. Отношениями собственности определяется принадлежность произведенного продукта, форма его распределения, характер обмена и уровень потребления разных групп людей.

Часто понятие собственности сводится к владению определенным имуществом, капиталом (заводом, фабрикой, домом, счетом в банке и т.д.). Это не совсем верно. Объем собственности мэра города определяется не его счетом в банке и личным имуществом, а теми возможностями, которые фактически дает ему занимаемая должность.


1.2 Периоды развития общественной экономической организации человеческого общества.

Экономическая теория выделяет в человеческом обществе главным образом то, что отвечает задаче объяснения экономического поведения людей в различных хозяйственных системах при ограниченности ресурсов и безграничности человеческих потребностей.

Конечно, образ “человека экономического”, страдает определенной односторонностью, поскольку человек – не только “человек экономический”. И тем не менее экономическая деятельность людей – существенная характеристика реализации человеческой личности, условие, основа и предпосылка всех иных сторон жизни как отдельного человека, так и общества в целом.

Особо следует подчеркнуть огромную роль в развитии экономической деятельности психологических факторов. Ведь недаром многие, если не все, теоретики прошлого и настоящего при объяснении экономического поведения людей оперируют такими понятиями, как “склонность”, “предпочтение”, “ожидание”, “намерение” и т. д. Так, например, в России сложившаяся веками и возведенная в степень 70-летним господством коммунистической идеологии коллективистская и патерналистская психология оказалась существенной преградой в проведении рыночных реформ, психологической основой которых с необходимостью является разумный индивидуализм и экономическая обособленность хозяйствующих агентов.

Среди многочисленных периодов развития экономической организации человеческого общества условно можно выделить четыре.

Первый период представлен английской классической школой, маржинализмом и неоклассиками. Во главенство ставится эгоистический материальный, прежде всего денежный интерес, являющийся главным мотивационным стимулом деятельности “экономического человека”. “Экономический человек”, как предполагается, обладает таким уровнем интеллекта, информированности и компетентности, который в состоянии обеспечить реализацию его целей в условиях свободной конкуренции. Экономическая система, в которой действует такой человек, выступает как простая совокупность хозяйствующих субъектов, и ничем не деформированная рыночная структура не терпит никакого воздействия извне (со стороны государства, например), кроме такого, которое обеспечивает соблюдение правил свободного рыночного равновесия.

Анализ экономического поведения людей предполагает использование постулата о рациональном поведении людей. В его основе лежит стремление индивидуума получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов. При удовлетворении своих субъективных интересов люди везде находятся перед необходимостью выбирать альтернативные способы использования ограниченных экономических благ. Естественно, что для реализации своего рационального поведения индивидуумы должны обладать свободой выбора. С развитием человечества степень свободы выбора экономического поведения увеличивается, что связано с постепенной ликвидацией сословных, кастовых, политических, идеологических, правовых и прочих ограничений этой свободы.

Идея о рациональном экономическом поведении людей в системе рыночного хозяйства очень важна. Ведь строить определенные прогнозы в отношении тех или иных последствий, например, государственной экономической политики возможно только тогда, когда предполагается, что человек будет вести себя экономически рационально.

При этом принято различать полную рациональность экономического поведения, выступающую скорее как теоретическое допущение, и ограниченную рациональность. В первом случае предполагается, что человек наилучшим из возможных образом использует всю имеющуюся информацию и достигает наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произведенными затратами (максимум выгоды при минимуме затрат). Ограниченная рациональность отражает невозможность при принятии хозяйственных решений использовать всю полноту имеющейся информации из-за трудностей в ее сборе и анализе. В этом случае решения принимаются отчасти на основе опыта, интуиции и пр., а чистый выигрыш (то есть разница между общими выгодами и общими издержками) в данном случае меньше.

Рост положительного экономического поведения людей затрудняется и неэкономическим компонентом в мотивации его деятельности (альтруизм, религиозные установки и др.), т. е. компонентом, удельный вес которого меняется с развитием человеческого общества.

Второй период лучше всего характеризует кейнсианская школа и институционализм. Человеческое общество, рассматриваемое в рамках этого направления, представляется уже более сложным. В частности, мотивационные стимулы включают в себя не только стремление к материальным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера – милосердие, цели, связанные с традициями, соображениями престижа, использованием свободного времени и др. Существенно затруднено в такой общественной экономической организации и достижение поставленных целей вследствие недостаточной информированности хозяйствующих субъектов (ограниченной рациональности), несовершенства их интеллекта, эмоциональности, стереотипности поведения в зависимости от привычек, религиозных установок и т. п.

В этих условиях представляется невозможным достижение целей хозяйствующих субъектов через посредство свободной конкуренции, тем более, что кроме индивидуального, здесь возникает еще и выраженный групповой интерес, складывающийся вследствие стремления хозяйственных агентов преодолеть ограниченность “экономического эгоизма”  путем самоорганизации в группы с общими интересами.

В этот период общество имеет более сложную структуру, для поддержания которой в состоянии равновесия требуется вмешательство в экономические отношения со стороны государства.

Третий период можно охарактеризовать как принципиально новую модель субъектов социально-экономического прогресса, отражающую современные реалии. Для этого периода характерно изменение мотивации деятельности в направлении возрастания значения тех или иных составляющих, которые обеспечивают реализацию не столько материальных, сколько духовных потребностей личности (удовлетворенность от самого процесса труда, его социальная значимость, сложность и др.). Этому периоду присущи значительная информированность о мире, в котором люди существуют, более высокий общеобразовательный и культурный уровень, его отличают многообразие и динамизм потребностей, главной из которых является потребность в свободе самовыражения, установления связи с другими людьми, свобода духовного самоопределения, свободного выбора типа культуры и общественно-политических взглядов. Этот период социально-индивидуального человека предполагает общество, основанное на демократических и плюралистических началах с развитыми межгрупповыми связями и размытыми нежесткими общностями.

Заслуживает внимания и такой специфический период как “советский экономический”, уходящий своими корнями в сталинский тоталитарно-репрессивный режим и отражающий основные черты экономического поведения человека в командно-административной системе хозяйства.

Этот период характеризуется прежде всего раздвоенностью целевой функции экономического поведения индивида, определяемого стремлением к личному благосостоянию. Труд на государство сопровождается жесткими ограничениями и уравнительностью государственного распределения его результатов в условиях отрыва непосредственного производителя от средств производства. Поэтому здесь доминируют стремления к минимизации трудовых затрат, господствуют иждивенческие настроения, нередки хищения государственного имущества, преобладает ожидание скромного, но твердого гарантированного вознаграждения не за результаты труда, а за само присутствие на рабочем месте. Интеллектуальные способности работника используются специфическим образом, в основном для того, чтобы обезопасить себя от контроля со стороны многочисленных чиновников, начальства, для обхода их указаний, обмана, приписок и др. Создается благоприятная почва для группового эгоизма, противопоставляющего интересы отдельных коллективов государственным, что является естественной реакцией на тотальное огосударствление экономики.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.