p> Таб. 1.4. Рентабельность продаж.
|Год |Балансовая |Выручка от |Рентабельность оборота, % |
| |прибыль, тыс. |реализации, | |
| |руб. |тыс. руб. | |
|2000 |9786 |15476 |63,23 |
|2001 |23476 |35467 |66,19 |
|2002 |31245 |45798 |68,22 | Коэффициент рентабельности оборота на предприятии СП «Инволюкс» носит
устойчивый повышающийся характер. Повышение рентабельности происходит за
счет снижения издержек на реализацию продукции. Повышение коэффициента
происходит не на большую величину. Это связано прежде всего с тем, что в на
данный момент предприятиям очень сложно снизить издержки в условиях
развивающейся рыночной экономики или повысить цену на продаваемую продукцию
из-за повышения конкуренции на рынке. Рентабельность собственного капитала. Рентабельность собственного капитала позволяет определить
эффективность использования капитала собственниками. С точки зрения наиболее общих выводов о рентабельности собственного
капитала большое значение имеет отношение чистой прибыли после уплаты
налогов к среднегодовой сумме собственных средств. В показателе чистой
прибыли находят отражение действия предпринимателей и налоговых органов по
урегулированию результата деятельности компании: в благоприятные для
компании годы отчисления возрастают, а в период снижения деловой активности
- уменьшаются. Поэтому здесь обычно наблюдается более ровное движение
показателя. Этот показатель отражает, сколько рублей чистой прибыли
заработал каждый рубль, вложенный собственниками компании в капитал. Исчисляется данный показатель отношением балансовой прибыли к
среднегодовой стоимости собственного капитала. В таблице 1.5 показан расчет данного показателя. Таб. 1.5. Рентабельность собственного капитала.
|Год |Балансовая |Среднегодовая |Рентабельность собственного |
| |прибыль, тыс. |стоимость |капитала |
| |руб. |собственного | |
| | |капитала, | |
| | |тыс. руб. | |
|2000 |9786 |8675 |1,12 |
|2001 |23476 |17145 |1,36 |
|2002 |31245 |21867 |1,42 | Данный коэффициент должен быть равен или больше 1,0. Как видно из
таблицы рентабельность собственного капитала на предприятии «Инволюкс» выше
1,0, что говорит о том, что предприятие эффективно использует свой
собственный капитал. 3. Анализ использования основных средств. Одним из важнейших факторов увеличения объема производства услуг
является обеспеченность основными фондами в необходимом количестве и более
полное и эффективное их использование. Задачами анализа являются определение обеспеченности предприятия
основными фондами и уровень их использования, установление причины их
изменения, определение влияния использование основных фондов на объем
производства услуг и другие показатели. Анализ обычно начинается с изучения объема основных средств, их
динамики и структуры. Таб. 1.6. Наличие, движение и структура основных фондов на СП
«Инволюкс», 2002 год.
|Группа основных |Наличие |Поступило за|Выбыло |Наличие на конец |
|средств |на начало|год, тыс. |за год, |года, тыс. руб. |
| |года, |руб. |тыс. | |
| |тыс. руб.| |руб. | |
| | | | | |
| | | | | |
|Здания и сооружения |103354 |- |- |2354 |
|Транспортные средства|3456 |1234 |456 |4234 |
|Оборудование |95684 |26554 |3568 |121343 |
|Всего основных |202494 |27788 |4024 |226258 |
|фондов | | | | | Как видно из вышеуказанной таблицы, за отчетный период произошли
существенные изменения в наличии и структуре основных средств. Сумма их
возросла на 2244 тыс. руб., или на 24,5 %, что следует оценить
положительно. Большое значение имеет анализ движения и технического состояния
основных фондов, который проводится по данным из таблицы 6. Для этого
рассчитываются следующие показатели: коэффициент обновления (К обн), характеризующий долю новых фондов в
общей их стоимости на конец года: К обн = Стоимость поступивших основных средств / Стоимость основных
средств на конец периода = 27788/226258 = 0,12; срок обновления основных фондов (Т обн): Т обн = Стоимость основных средств на начало периода / Стоимость
поступивших основных средств = 202494/27788= 7,28; коэффициент выбытия (Кв): Кв = Стоимость выбывших основных средств / стоимость основных средств
на начало периода = 4024/202494 = 0,19; коэффициент прироста (К пр): К пр = Сумма прироста основных средств / Стоимость их на начало
периода = 27788/202494= 0,13. Сформируем полученные коэффициенты в таблицу и сравним уровень
показателя с 2001 годом. Таб. 1.7. Анализ движения и технического состояния основных фондов.
|Показатель |Уровень показателя |
| | |
| |2001 год |2002 год |Изменение |
|Коэффициент |0,012 |0,12 |0,108 |
|обновления | | | |
|Срок обновления лет |5,7 |7,28 |1,58 |
|Коэффициент выбытия |0,06 |0,19 |0,13 |
|Коэффициент прироста |0,11 |0,13 |0,02 | Сведения таблицы 1.7 показывают, что за отчетный год техническое
состояние основных средств на предприятии несколько улучшилось за счет
более интенсивного их обновления. 1.2.4 Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия. При анализе внешнеэкономической деятельности СП «Инволюкс»
следует помнить, как об этом уже говорилось выше, что 90 % произведенной
продукции экспортируется. Это связано с тем что режим СЭЗ накладывает на
предприятие определенные рамки. Основными импортерами продукции СП «Инволюкс» являются Россия, Чехия,
Польша. Кроме того небольшие поставки осуществляются и в такие страны как
Англия, Германия, Франция и др. В следующей таблице приведены некоторые показатели внешнеэкономичекой
деятельности предприятия. Таб. 1.8. Анализ внешнеэкономической деятельности СП «Инволюкс». |Вид товара |Чехия |Россия |Польша |Германия |Англия |Франция |
|мебель для |25% |20% |15 % |12% |5% |5% |
|офиса | | | | | | |
|мебель |25% |25% |16% |15% |8 % |- |
|кухонная | | | | | | | Исходя из данных таблицы можно сделать вывод о том, что СП «Инволюкс»
проводит эффективную политику в области управления внешней экономической
деятельностью. 1.3. Организационная структура предприятия СП «Инволюкс». 1.3.1. Организационная структура предприятия. Для того чтобы проанализировать структуру отдела по управлению
внешнеэкономической деятельностью предприятия, необходимо рассмотреть
структуру предприятия в целом. В настоящее время предприятие представляет собой организацию с
функциональной структурой - отделы имеют четко определенные функции в
производственном процессе, что отличает их друг от друга. Такая структура
позволяет каждому подразделению решать свою определенную, конкретную
задачу. Ниже представлена организационная структура СП «Инволюкс»( см. рис.1). Приведенная схема показывает, что высшим органом управления предприятия
является Совет Учредителей, причем, каждый Учредитель имеет один голос
независимо от размера вклада в Уставной фонд. Рис 1. Организационная структура СП «Инволюкс». К исключительной компетенции Совета Учредителей относятся вопросы
определения основных направлений производственного (экономического) и
социального развития, утверждение планов и отчетов об их выполнении. Текущее руководство деятельностью предприятия осуществляет Генеральный
директор, который принимается по контракту Советом Учредителей. Генеральный
директор самостоятельно решает вопросы деятельности предприятия,
осуществляет прием и увольнение работников. Он организовывает работу с
целью обеспечения эффективного взаимодействия всех сотрудников, повышения
эффективности работы предприятия, роста объемов всех обязательств перед
бюджетом, государственными выполнения работ и увеличения прибыли.
Обеспечивает выполнение предприятием внебюджетными социальными фондами,
поставщиками, заказчиками и кредиторами, включая учреждения банка, а
обязательств по хозяйственным и трудовым договорам. Обеспечивает правильное сочетание экономических и административных
методов руководства, коллегиальность в обсуждении и решении вопросов,
применение принципа материальной заинтересованности и ответственности
каждого работника за порученное ему дело и результаты работы всего
коллектива, выплату заработной платы в установленные сроки. Генеральный
директор несет материальную и административную ответственность за
достоверность данных бухгалтерского и статистического отчетов. В соответствии с рыночной ориентацией предприятия Генеральный директор
должен назначать коммерческого директора, ведущего вопросы сбыта,
маркетинга и рекламы продукции. Главному бухгалтеру надлежит вести
деятельность по составлению документальных отчетов предприятия. Отдел маркетинга изучает рынки сырья и рынки сбыта продукции,
положение товаров на рынках сбыта, конкурентоспособность продукции и пути
ее повышения, разрабатывает ценовую и структурную политику предприятия и
другие вопросы, связанные с внешней средой функционирования предприятия. Отдел снабжения контролирует своевременность и качество материально-
технического обеспечения производства, выполнение плана поставок по объему,
номенклатуре, срокам, качеству, состояние и сохранность складских запасов,
соблюдение норм отпуска материалов, транспортно-заготовительные расходы и
др. Дизайн-бюро занимается разработкой стиля и внешнего вида
изготавливаемых изделий, разрабатывает новые модели. Отдел по управлению ВЭД изучает внешнюю конкурентоспособность товаров и
пути ее повышения, изучает внешние рынки сбыта, занимается заключением
контрактов с зарубежными партнерами, изучает зарубежных конкурентов. Служба учета и планирования ведет прием и обработку количества
поступающих заказов; контролирует обеспеченность подразделений предприятия
необходимыми материалами; вычисляет потребность материалов на заказы,
запущенные и не запущенные в производство исходя из текущих остатков
материалов на предприятии; производит предварительное прогнозирование
сроков изготовления заказов; контролирует выполнение плана и осуществляет
оперативное регулирование хода производства в соответствии с планами. Отдел управления качеством анализирует качество сырья и готовой
продукции, брак и потери от брака, рекламации покупателей, мероприятия по
сокращению брака, повышение качества продукции, соблюдение технологической
дисциплины. Главный инженер определяет техническую политику и направление
технического развития предприятия, обеспечивает необходимый уровень
технической подготовки производства и его постоянный рост, повышение
эффективности производства и производительность труда. Организует
разработку и реализацию планов внедрения новой технологии, обеспечивает
своевременную и качественную подготовку производства, ремонт и модернизацию
оборудования. Конструкторско-технологический отдел несет персональную ответственность
за разработку и реализацию мероприятий, направленных на улучшение качества
выпускаемой продукции, организует разработку и внедрение в производство
наиболее прогрессивных технологических процессов, новейших материалов,
руководит разработкой плана повышения эффективности производства,
возглавляет работу по совершенствованию методов технологического контроля,
составляет отчет о планируемом расходе материалов, контролирует соблюдение
установленных норм и нормативов. Производственный отдел. Сотрудники данного отдела непосредственно
производят продукцию. То есть в данном отделе выполняются следующие
действия: V обработка древесины; V изготовление отдельных частей из древесины; V сборка готовых изделий. Одел бухгалтерского учета и отчетности анализирует выполнение сметы
затрат на производство, себестоимость продукции, выполнение плана прибыли и
ее использование, финансовое состояние, платежеспособность предприятия и
т.п. Бухгалтерия выполняет следующие функции: . учет нематериальных активов; . учет финансовых вложений; . учет труда и его оплаты (расчеты с бюджетами); . учет реализации продукции; . учет денежных средств; . учет денежных средств и операций в иностранной валюте; . учет финансовых результатов и использования прибыли. Финансовый отдел анализирует процесс формирования и использования
финансовых ресурсов с целью поиска резервов наращивания и увеличения
доходности собственного капитала, проводит комплексный анализ эффективности
работы предприятия, разрабатывает мероприятия по итогам анализа. 2. Организационная структура отдела по управлению ВЭД и процесс взаимодействия с другими структурными единицами Рассмотрим более подробно структуру отдела ВЭД (см. рис.2). Рис.2 Организационная структура отдела ВЭД. Во главе отдела ВЭД стоит начальник отдела. Начальник отдела занимается: V ведением переговоров с зарубежными партнерами; V заключением договоров; V организовывает участие в международных тендерах, выставках и ярмарках; V представляет предприятие на мировом рынке.
Бюро сбыта (РБ, РФ) состоит из четырех менеджеров и занимается вопросами,
связанными со сбытом в таких странах как Республика Беларусь и Россия. Бюро
сбыта (СНГ, страны дальнего зарубежья) занимается вопросами сбыта в
остальные страны, пользующиеся продукцией СП «Инволюкс». Данные бюро
выполняют следующие функции: > производит расчет цен на продукцию для каждого зарубежного рынка; > производит расчет эффективности экспорта; > производит расчет транспортных издержек; > собирает и изучает информацию о внешних рынках и тенденциях его развития; > разрабатывает формы договоров для каждого партнера; > предоставляет начальнику информацию о предстоящих тендерах, выставках и ярмарках; > занимается поиском новых зарубежных партнеров для предприятия и поддерживает связь с постоянными зарубежными партнерами; > занимается подготовкой документов для участия в международных тендерах, выставках и ярмарках; > занимается поиском новых внешних рынков сбыта. Транспортное бюро ведает вопросами планирования маршрутов поставки
изделий, рационализации выбранных путей сообщения и вида транспорта и
контроля за надлежащей поставкой. Служба отгрузки осуществляет погрузку надлежащих товаров и контроль за
ней. Взаимодействие отдела ВЭД с другими структурными единицами на
предприятии можно представить следующей таблицей. Таблица 1.9. Взаимодействие структурных единиц на СП «Инволюкс»
|Структурное |Прямая взаимосвязь с |Обратная взаимосвязь с |
|подразделение |отделом по управлению |отделом по управлению |
| |ВЭД |ВЭД |
|1. Генеральный |передает всю необходимую|предоставляет |
|директор предприятия |информацию о |результаты ВЭД за |
| |предприятии; |отчетный период; |
| |подписывает |ставит в известность о |
| |международные договора. |заключаемых договорах и|
| | |подает их на подпись ; |
|2.Директор по |сообщает о планах |сообщает об изменениях |
|маркетингу |относительно ВЭД на |законодательства по ВЭД|
| |будущий год; |и таможенного |
| | |законодательства. |
|3. Отдел |составляет отчетности по|предоставляет |
|бухгалтерского учета |ВЭД; |статистические данные |
|и отчетности |открывает валютные счета|об объемах экспорта и |
| |в банках для иностранных|импорта в течение года;|
| |клиентов. | |
| | | |
|4. Финансовый отдел |проводит все необходимые|собирает информацию о |
| |расчеты с международными|своевременных платежах |
| |поставщиками и |зарубежных клиентов. |
| |покупателями; | |
| |сообщает о платежах | |
| |начальнику отдела по | |
| |управлению ВЭД | |
|5. Отдел маркетинга |осуществляет рекламную |предоставляет |
| |деятельность |статистические данные |
| |экспортируемого товара; |об объемах экспорта и |
| |предоставляет информацию|импорта в течение года;|
| |о возможных рынках сбыта| |
| |за рубежом. |передает информацию о |
| | |рынках сбыта в пределах|
| | |и за пределами РБ; |
|6. Дизайн бюро |передает информацию об |передает запросы |
| |ассортименте и внешнем |иностранных клиентов |
| |виде моделей |относительно внешнего |
| |экспортируемого товара. |вида товара; |
|7. Производственный |сообщает результаты |сообщает об изменениях |
|отдел |работы бригад по |в ассортименте |
| |производству товаров на |экспортируемого товара.|
| |экспорт; | |
|8. Отдел снабжения |сообщает о необходимости|передает информацию о |
| |приобретения сырья и |фирмах, предоставляющих|
| |оборудования у |необходимое |
| |зарубежных поставщиков |оборудование; |
|9. |сообщает о необходимости|передает информацию о |
|Конструкторско-технол|приобретения |фирмах, предоставляющих|
|огический отдел |необходимого |необходимое |
| |оборудования у |оборудование; |
| |зарубежных поставщиков | |
| |разрабатывает нормы и | |
| |нормативы в соответствии| |
| |с мировыми стандартами. | |
|10. Отдел управления |приводит качество |предоставляет |
|качества |изделий в соответствие с|информацию об |
| |мировыми стандартами. |изменениях в области |
| | |мировых стандартов |
| | |качества |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|