В первой главе мы очень часто употребляли слово «конкурентоспособность»,
«конкуренция». Что же вообще такое «конкуренция»?
Конкуренция
в переводе с латинского языка значит «сталкиваться» и означает борьбу между
товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта
продукции. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства,
побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения,
повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию
труда и т.д[8].
Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом
инновационных процессов (внедрение в производство нововведений). Она
способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий,
рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей
(монополистов) по отношению к потребителю.
Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и
недобросовестную конкуренцию. Если рассмотреть добросовестную конкуренцию, то
ее основными методами являются:
·
повышение качества продукции;
·
снижение цен («война цен»);
·
реклама;
·
развитие до- и послепродажного обслуживания;
·
создание новых товаров и услуг с использованием достижений
НТР и т.д.
Одной из традиционных форм конкурентной борьбы является манипулирование ценами,
так называемая «война цен». Она осуществляется многими способами: понижением
цен, локальными изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением
большего объема услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительского
кредита и др. В основном ценовая конкуренция используется для выталкивания с
рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок.
Более эффективной и более современной формой конкурентной борьбы является
борьба за качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок
продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет
ответные меры со стороны конкурента, т.к. «формирование» качества проходит
длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической
информации. В качестве примера можно привести тот факт, что известная японская
фирма SONY осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10
конкурирующим направлениям[9].
Большую
роль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимо
постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей.
Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований
потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность
поставок (например, комплектующих деталей и узлов). Послепродажное
обслуживание- создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной
продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п.
В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации,
прессы реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы, т.к. с
помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о
том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны, в качестве
доказательства можно привести следующий пример:
Во времена существования ФРГ у западногерманских потребителей большим спросом
пользуется французское пиво. Западногерманские производители делали все, чтобы
не допустить французское пиво на внутренний рынок ФРГ. Ни реклама немецкого
пива, ни патриотические призывы: «немцы, пейте немецкое пиво!», ни
манипулирование ценами, ни к чему не привели. Тогда пресса ФРГ стала делать
упор на то, что французское пиво содержит различные вредные для здоровья
химические вещества, в то время как немецкое якобы является исключительно
чистым продуктом. Начались различные акции в прессе, арбитражные суды,
медицинские экспертизы, В результате всего этого спрос на французское пиво
все-таки упал - на всякий случай немцы перестали покупать французское пиво.
Но
наряду с методами добросовестной конкуренцией существуют и другие, менее
законные методы ведения конкурентной борьбы, т.е. недобросовестная
конкуренция.
Основными методами являются[10]:
·
экономический (промышленный шпионаж);
·
подделка продукции конкурентов;
·
подкуп и шантаж;
·
обман потребителей;
·
махинации с деловой отчетностью;
·
валютные махинации;
·
сокрытие дефектов и т.д.
К этому можно также добавить и научно-технический шпионаж, т.к. любая
научно-техническая разработка только тогда является источником прибыли, когда
она находит применение в практике, т.е. когда научно-технические идеи
воплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых технологий.
Именно
промышленный шпионаж так сказать «создал» патент на изобретение. Поскольку
сохранить секреты производства не удавалось, изобретатель, потративший годы
труда, мог и не получить никакого вознаграждения за свое изобретение, т.к.
результатом изобретения часто пользовались совершенно посторонние, не имеющие
ни какого отношения к изобретению люди. Предотвратить такую несправедливость
должен был патент.
Патент - это документ, удостоверяющий изобретение и закрепляющий за
обладателем патента исключительное право на пользование результатами своего
изобретения. Если патент используется без разрешения владельца, он может через
суд возместить убытки или прекратить незаконное пользование его изобретением.
Кроме этого, он может выдать лицензию другим лицам на использование
запатентованного изобретения.
Но патент, теоретически направленный против промышленного шпионажа, практически
явился своего рода стимулом этого явления.
Часто
термины «промышленный» и «экономический» шпионаж используют как синонимы. Но
между ними существует определенная разница, т.к. в принципе промышленный
шпионаж является частью экономического. Экономический шпионаж сверх
промышленного охватывает и такие сферы, как показатель ВНП.
В принципе, в наше время, любое правительство хорошо развитой страны
располагает крупными денежными средствами, не контролируемыми парламентом. Эти
суммы могут быть скрыты в различных статьях государственных расходов или не
учтены в публикуемом государственном бюджете. Таким путем скрытого
финансирования была создана, например, атомная бомба в США. Ее создание стоило
правительству 2 млрд. долларов.
Основными объектами внимания промышленного шпионажа являются патенты, чертежи,
секреты производства, технологии, структура издержек; экономический шпионаж
кроме промышленных секретов охватывает, и макроэкономические показатели и
включает в себя разведку природных ресурсов, выявление промышленных запасов; в
связи с развитием маркетинга большую ценность приобретает сбор информации о
вкусах и доходах различных социальных групп общества.
С развитием промышленного шпионажа промышленные монополии тщательно охраняют
содержание патентов, результаты научно-технических исследований, проекты и
эскизы любой своей продукции. В организационную структуру ТНК входят т.н.
технические центры, основной задачей которых является разработка новых товаров,
повышение качества уже существующей продукции, разработка новых технологий и
т.д.
Все промышленные монополии имеют засекреченные лаборатории, где по всем
параметрам сравнивают уровни технически решений, качество, производительность и
надежность своей продукции с аналогичной продукцией конкурентов. В этих
лабораториях разбирают каждый узел и агрегат собственных машин и аналогичной
продукции конкурентов, чтобы объективно сравнить их и выявить действительную
ценность той или иной продукции. Учитываются все недостатки или преимущества
своих и чужих товаров. Все лучшее у конкурентов перенимают и приспосабливают
для своих машин, механизмов и конструкций, если при этом можно обойти патентное
законодательство или если это выгодно фирме.
Недостатки своей продукции тщательно изучаются. Затем ищутся пути их
устранения, если это оказывается выгодно. Но никогда информация о слабых
сторонах своей продукции не выходит за пределы таких лабораторий и конечно
никогда не доходит до обычных потребителей. Само существование таких
лабораторий также не афишируется.
Существуют различные способы получения конфиденциальной информации о
деятельности конкурентов, как законных, так и незаконных. Законными средствами
считаются сбор и анализ информации из официально публикуемых источников,
докладов, отчетов, изучений продукции конкурентов и т.д.
Основными законными путями сбора информации о конкурентах являются: публикации
конкурентов и отчеты о деятельности фирм; сведения, данные публично бывшими
служащими конкурентов; ежегодные финансовые отчеты; обзоры рынков и доклады
инженеров-консультантов; выпускаемые конкурентами издания; анализ изделий
конкурентов; отчеты зарубежных филиалов и др.
Другой
вариант отчета, из которого исключена наиболее важная и личная информация,
структура производственных издержек, предоставляется руководителям корпорации
среднего уровня, некоторым управляющим зарубежными филиалами, некоторым лицам
из среды основных акционеров.
Возможен
и третий - популярный вариант отчета, в котором отсутствует практически всякий
смысл, но зато присутствуют отличные иллюстрации, отчет прекрасно издан и т.д.;
такой отчет предназначен для акционеров и широкой общественности.
Но конкурирующие фирмы, зная о возможных способах сокрытия информации,
осуществляют сбор конфиденциальной информации следующими путями[11]:
·
различного рода вопросы, задаваемые специалистам конкурента;
·
приглашение на работу специалистов конкурента;
·
ложные предложения работы специалистам из фирм-конкурентов
без намерения брать их на работу.
Также
могут быть реализованы следующие способы:
·
тайное наблюдение за интересующим специалистом, отделом,
лаборатории;
·
использование профессиональных шпионов для получения
информации;
·
подкуп сотрудников из основных отделов конкурента;
·
внедрение «нужных» лиц в структуру фирмы-конкурента;
·
подслушивание разговоров и т.д.;
·
похищение чертежей, образцов, документов;
·
шантаж и другие способы давления;
·
получение информации от источников в государственных
структурах;
·
сбор информации через зарубежные филиалы и через общих
поставщиков.
Путь
от изобретения до коммерческого использования требует больших финансовых,
трудовых и материальных затрат. Поэтому, если нет опасности, что конкурент не
внедрит изобретение быстрее чем сама корпорация, то изобретение не патентуется,
если же существует риск, что изобретение будет использовано конкурентом, его
сразу же патентуют и конкурент вынужден 15-20 лет ожидать, пока истечет срок
монопольного права. Патенты применяются, прежде всего, для охраны продукции
фирмы от подделок или имитации качественных товаров.
Для фирм, чью продукцию копируют, подделки имеют катастрофические последствия:
резко сужается рынок сбыта, прибыль резко снижается, уходя к производителям
подделок, подделки подрывают авторитет фирмы, т.к. подделки кроме своей
дешевизны имеют еще и низкое качество, поэтому подделки быстро выходят из
строя, ухудшая тем самым доверие потребителей к фирме, чья марка была
подделана.
Наряду
с широко известными методами современный промышленный шпионаж пользуется
новейшими достижениями науки и техники. Очень часто стали использоваться
различного рода микроскопические приборы на основе различных электронных схем.
Специальная технология позволяет перехватывать любую информацию, предаваемую
устно, через телефон, телефакс, компьютер. Оконные стекла могут служить
микрофонами: по их колебанию специальные устройства восстанавливают картину
разговора. Использование электронной техники обеспечивает специальным службам
монополий, как и спецслужбам государств, возможность получать необходимую
информацию о состоянии дел конкурентов, их переговорах и т.д.
Сделаем
некоторые выводы по организации российского промышленного рынка.
Что
касается самого состояния промышленного рынка в России, то надо сказать, что к
началу экономической реформы (1990 г) промышленность России имела огромные
масштабы, низкую эффективность, слабую ориентацию на потребительский спрос при
отсутствии стимулов повышения конкурентоспособности и эффективности, а к концу 2001
года важнейшей неблагоприятной тенденцией в финансовых результатах
деятельности промышленных предприятий стало падение уровня рентабельности.
Про
конкурентоспособность российского промышленного рынка можно с уверенностью
сказать, что и по сей день на рынках многих товаров в России конкуренция либо
отсутствует, либо только начинает развертываться.
Отметим
также, что российские предприятия начинают более трезво и комплексно оценивать
факторы обеспечения конкурентоспособности своей продукции. Но лишь немногие из
них уже имеют коммерчески и финансово проработанные проекты решения этой
задачи. Между тем при наличии таких проектов достижение рыночного успеха
оказывается возможным и в нелегких условиях нынешней России.
Если
же сделать выводы, относительно конкуренции, то в целом, она несет меньше
негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло,
чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.
Во
второй части курсовой работы рассказывалось о методах конкурентной борьбы, в
том числе и о промышленном шпионаже. Поскольку сохранить секреты производства
не удавалось, изобретатель, потративший годы труда, мог и не получить никакого
вознаграждения за свое изобретение, т.к. результатом изобретения часто
пользовались совершенно посторонние, не имеющие ни какого отношения к
изобретению люди. Этот метод недобросовестной конкуренции и используется в
промышленности. Долгое время многие изобретения были использованы кем угодно,
только не изобретателем данного «чуда». Именно поэтому и были созданы патенты
на изобретения, дабы защититься от недобросовестных конкурентов.
1.
Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых
рынков. М., ИЧП «Изд-во Магистр», 1998
2.
Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика.
Т.1. СПб, Экономическая школа, 1999
3.
Иохин В.Я. Экономическая теория. Учебник. М., Юристъ, 2000
4.
Максимова В.Ф. Рыночная экономика. Т. 1 . Теория рыночной
экономики. Часть 1. Микроэкономика. - М., «Совмин-ТЭК»,1992
5.
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М, 1993
6.
Хей Д., Моррис Д. Теория организации промышленности. В
2 томах. СПб, Экономическая школа, 1999
7.
Липсиц И.В., Е.А. Вигдорчик, Кашин В.К.
Конкурентоспособность российской промышленности. // ЭКО, №5, №6, 1997
8.
Петров А.Е. Состояние промышленности России. // Наука и
промышленность России, №1, 2002
[1] Петров А.Е. Состояние промышленности России. // Наука и промышленность
России, №1, 2002, с.45
[2] Петров А.Е. Состояние промышленности России. // Наука и промышленность
России, №1, 2002, с.49
[3] Липсиц И.В. Конкурентоспособность российской промышленности. // ЭКО,
№5, 1997, с. 58
[4] Липсиц И.В. Конкурентоспособность российской промышленности. // ЭКО,
№5, 1997, с. 64
[5] Липсиц И.В. Конкурентоспособность российской промышленности. // ЭКО,
№6, 1997, с. 55
[6] Петров А.Е. Состояние промышленности России. // Наука и промышленность
России, №1, 2002, с.35
[7] Липсиц И.В. Конкурентоспособность российской промышленности. // ЭКО,
№6, 1997, с. 48
[8] Гальперин В.М., Игнатьев С.М. Микроэкономика. Т.1, с. 358
[9] Максимова В.Ф. Рыночная экономика Т.1, с. 157
[10] Гальперин В.М., Игнатьев С.М. Микроэкономика. Т.1, с. 364
[11] Гальперин В.М., Игнатьев С.М. Микроэкономика. Т.1, с. 365
Страницы: 1, 2
|