Меню
Поиск



рефераты скачать Организационные основы транснациональных корпораций

Организационные основы транснациональных корпораций

смотреть на рефераты похожие на "Организационные основы транснациональных корпораций"

УГТУ-УПИ

Факультет Экономики и Управления

Кафедра «Банковское дело»

Реферат на тему:


ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ТНК

Студент группы И-274:

Пешков А. А.

Преподаватель:

Томилов П. С.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Транснациональные корпорации в мировом развитии. 3
1.1 Преимущества ТНК. 5
1.2 Взаимодействие ТНК и правительство. 5
2. Организация управления ТНК. 6
2.1 Управление транснациональными корпорациями. Три характерных этапа развития. 6
2.2 Развитие заграничных операций: 2 этапа. 8
2.3 Виды управленческих структур. 9
2.4 Эволюция заграничной структуры фирм как следствие их развития в ТНК. 9
3. Организация отчетности. 10
3.1.1 Баланс. 11
3.1.2 Отчёт о прибылях и убытках. 18
Вывод. 21
Список литературы. 22

1. Транснациональные корпорации в мировом развитии.

Современное развитие капиталистической экономики характеризуется все увеличивающимся ростом концентрации производства и капитала как на уровне отдельных предприятий, так и на уровне корпораций. Транснациональные корпорации – это гигантские монополии, которые осуществляют производственную, исследовательскую, торговую, финансовую деятельность на мировом капиталистическом рынке.

За последние 40 лет количество ТНК в мире увеличивалось и вместе с тем росли их операции на зарубежных рынках, расширялись филиальные сети.
Огромный вклад в этом направлении принадлежит США (число ТНК США превышает число «ближайшей» Японии в 4 раза). Американские ТНК поражают не только количеством, но и размахом. Например, IBM действует более чем в
200 странах и получает от иностранной деятельности 2/3 прибылей.

В докладе Центра по ТНК при ООН (1983 г.), анализируя характер роста
ТНК авторы отметили что, зарубежные операции ТНК росли быстрее, чем их деятельность в странах базирования. Так в 1980 г. доля продаж зарубежных филиалов в объеме продаж ТНК составила 40% против 35% в 1976 г. Другим примером может служить следующее: с 1974 – 1979 г. среднегодовой прирост промышленного производства развитых стран составлял около 2,1 %. За тот же период прямые заграничные инвестиции монополий возрастали в год на 17
– 18%. Все это свидетельствует о непрерывном развитии структуры филиальной сети.

В 1977 г. в Западной Европе действовало 10262 филиала американских
ТНК. Общий актив составлял 394 млрд. долл. На них было занято 3,1 млн. чел. Чистая прибыль составила 10,1 млрд. долл..

В 1978 г. стоимость продукции, созданной на зарубежных филиалах ТНК, составила 1383,1 млрд. долл., по сравнению с 117,5 млрд. долл. в 1960 г., т. е. она возросла более чем в 11 раз.

Вывоз капитала во второй половине 70-х продолжался увеличиваться, причем темпы роста прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны
(78-80гг.их ежегодная сумма составляла около 11млр $) превышали темпы роста инвестиций ТНК в промышленно развитые капиталистические страны (78-
80гг. ежегодная сумма –около 26млрд. $). Следует отметить, что вклад ТНК в рост промышленного и технического потенциала развивающихся стран не сказался на положении беднейших стран, которые в наибольшей степени нуждаются в зарубежном капитале. Важными чертами развития ТНК после
1975г. были рост числа компаний, базирующихся в развивающихся странах,и расширение методов зарубежной экспансии, не связанных с участием ТНК в акционерном капитале иностранных предприятий.

Рост операций ТНК связан с их стремлением обеспечить интернационализацию международных экономических связей, т.е. превратить международные рыночные отношения во внутрифирменные путем объединения в рамках одной компании предприятий, находящихся в различных странах.
Результат: 1979-1981гг. выплаты зарубежных филиалов своим родительским компаниям составили 4/5 всех поступлений США за экспорт технологии; в
1977г. более 1/3 товарного экспорта и импорта США приходилось на внутрифирменные поставки ТНК.

Политика развивающихся стран по отношению к ТНК направлена на
«максимальное возможное согласование притока иностранного капитала и технологии с решением первоочередных экономических задач[1]». Именно поэтому в своей политике по отношению к ТНК развивающиеся страны сочетают ограничительные и стимулирующие меры; направлять иностранные капиталы в конкретные области, более гибко регулировать деятельность ТНК.

Одним из проявлений такой политики явилось сокращение во второй половине 70-х численности проводимых в развивающихся странах операций по национализации: 1974г. – было национализировано 68 филиалов ТНК , 1975г.
– 83 , 1977-1979г. в среднем было 16 национализаций в год .

Вместе с увеличением производственных мощностей ТНК произошло изменение в технико-организационной и правовой форме ТНК. Имеющиеся в их составе центры осуществляют проведение единой финансово-кредитной и торговой политики во всех странах, где расположены филиалы ТНК. Для управления финансово-производственной деятельностью зарубежных предприятий современные ТНК имеют, как правило, в структуре управления специальный внешний отдел.

Одной из характерных черт современных монополий является огромные расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки
(НИОКР). Например, расходы у IBM, «Форд», «Дженерал Моторс» превышают 1 млрд. долл., что превышает научно-исследовательские бюджеты многих стран.


1.1 Преимущества ТНК.


1. ТНК – источник высокой эффективности производства, потому что на них работает эффект масштаба.
2. ТНК резко расширяют сырьевую базу, за счет привлечения ресурсов с филиалов, как следствие этого стабильность производства.
3. ТНК может, перебрасывая свое оборудование из стран с более высоким уровнем развития, в страны с менее высоким. Как следствие этого продлевается срок функционирования оборудования, «двойная» окупаемость оборудования.
4. ТНК использует более совершенную, гибко настроенную рабочую силу.

Происходит расширение свойств и качеств РС.

1.2 Взаимодействие ТНК и правительство.

Правительство содействует ТНК следующим образом:
1. Соучаствует в развитии научно-технического потенциала ТНК (40% капитала на НИОКР в ТНК вносит правительство).
2. Правительство готовит кадры в своих заведениях для ТНК.
3. Правительство разрабатывает, реализует такой комплекс законов, который защищает ТНК от конфликтов.
4. Правительство создает выгодную законодательную базу для ТНК.
ТНК для государства:
1. Основной налогоплатильщик.
2. ТНК ведет такую политику, в соответствии с которой соблюдаются национальные интересы.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что между ТНК и государством возникает система взаимного контакта.

2. Организация управления ТНК.

2.1 Управление транснациональными корпорациями.
Три характерных этапа развития.

На основе выводов американских специалистов в области управления Дж.
Стопфорд и Л. Уэлс, изучавших организационные изменения в структуре фирм в процессе роста американских корпораций и превращения их в ТНК, выделяют три типичных фазы развития.

Первая фаза. Размер фирмы небольшой, она управляется одним менеджером. В связи с отсутствием других основных управленческих уровней успех деятельности всей фирмы в значительной степени зависит от его личных способностей и активности. Однако по мере роста фирмы возникает необходимость передачи президентом части управленческих функций на более низкий уровень, поскольку он один не в состоянии справиться с возрастающим объёмом работы. На фирме создаются функциональные отделы: по производству продукции, продажам, финансам и т.д. Каждый из управляющих этими отделами подчиняется непосредственно президенту фирмы. Подобное структурное изменение рассматривается как начало второй фазы развития фирмы. Как правило, в этот переходный период фирма продолжает оставаться относительно небольшой и производит ограниченную номенклатуру продукции.

Вторая фаза. Структура второй фазы позволяет фирме обеспечить значительный рост за счёт увеличения производства продукции и организации её сбыта в пределах внутреннего рынка. Развитие структуры приводит к разделению каждого функционального отдела на несколько подотделов или групп. Однако новая структура, несмотря на увеличение уровней управления, оставляет неизменным основной заложенный в ней принцип функциональной ответственности. Главную особенность второй фазы развития фирмы с управленческой точки зрения составляет то, что менеджер фирмы и функциональные отделы продолжают оставаться основными элементами схемы управления.

Фирмы, находящиеся на второй стадии развития, часто производят продукцию одной номенклатуры и поэтому сохраняют стабильность операций.
Рост фирм происходит, как правило, в результате вертикальной интеграции.
Например, сталелитейная компания становится владельцем железорудных рудников. Такое расширение не нарушает сложившихся связей между функциональными подразделениями фирмы.

Структура второй фазы развития фирмы, как отмечают сторонники стадийного развития, может быть чрезвычайно эффективна с точки зрения рационального использования ресурсов фирмы и координации функций. Однако, по их мнению, такие фирмы испытывают серьёзные трудности в развитии новых направлений из-за недостатка высококвалифицированных генеральных управляющих, способных организовать производство новых видов продукции.

Третья фаза. Добавление производственных линий для выпуска новых видов продукции или выход на новые рынки нарушает сложившееся равновесие структуры. Оперативные подразделения, не обладая достаточной компетенцией, не могут принимать решения по целому ряду вопросов и направляют их генеральному управляющему. Последний, будучи не в состоянии решать все вопросы сам, вынужден произвести радикальные изменения в структуре управления фирмы с тем, чтобы изменённая структура соответствовала новым условиям. Решение фирмы о введении новой структуры управления может рассматриваться как начало третьей фазы (стадии) развития фирмы.

Сторонники концепции фазного перехода выделяют несколько аспектов, характеризующих различия между второй и третьей стадиями развития корпорации. Во-первых, организация производственного отделения на третьей стадии как бы копирует структуру всей фирмы на второй её стадии. Во- вторых, каждое отделение рассматривается как центр прибылей, что позволяет оценивать эффективность его деятельности отдельно от деятельности других отделений. В-третьих, функции президента на третьей стадии существенно изменяются: он почти не занимается координацией повседневной деятельности подразделений и сосредоточивает основное внимание на стратегии развития корпорации и на достижении баланса между её различными отделениями. В-четвёртых, на второй стадии определяющим является различие в функциях между структурными элементами схемы корпорации, а на третьей – различие в выпускаемой продукции. В-пятых, структура третьей стадии предусматривает наличие в центральной конторе нескольких отделов и групп, осуществляющих планирующие, контрольные, информационные и консультативные функции, относящиеся к деятельности всей корпорации в целом.

Подобная структура в диверсифицированной корпорации позволяет увеличивать или уменьшать число производственных отделений без какого- либо влияния на работу остальных. Из этого следует, что структура третьей стадии даёт возможность корпорации настолько широко диверсифицировать свою производственную деятельность, что она может оперировать в нескольких различных отраслях промышленности одновременно.

2.2 Развитие заграничных операций: 2 этапа.

Выход за рубеж происходит из-за обострения конкуренции, поиска новых методов экономического передела существующих и захват новых рынков, стремления расширять производство с целью получения максимальных прибылей.

Давление со стороны иностранных и местных конкурентов на заграничных рынках, угроза их потери заставляли родительскую корпорацию создавать филиалы за границей с целью снижения производственных издержек, сохранения и расширения рынков. Эту операцию, получившую название
«замещение импорта», авторы концепции фазного перехода рассматривают как первый шаг на пути превращения фирмы в ТНК. Другой причиной, побудившей создавать производственные филиалы за границей, они считают необходимость защиты внутреннего рынка от импорта дешёвой иностранной продукции, который приводил к снижению объёма продаж и прибылей на внутреннем рынке.

Вторая фаза развития заграничных операций характеризуется их организационной консолидацией и созданием в структуре корпорации заграничного производственного отделения. Это отделение рассматривается как самостоятельное подразделение корпорации. Задачами международного отделения является общее руководство и координация деятельности дочерних филиалов корпорации. Международное отделение может быть образовано или на второй, или на третьей стадии развития корпорации. Однако, большая часть фирм, как указывает Дж. Стопфорд, создавали международное отделение уже после того, как структура, соответствующая третьей стадии развития корпорации, была принята родительской фирмой для операций на внутреннем рынке страны её происхождения. По мнению Стопфорда, корпорация переходит в категорию ТНК, когда структура и характер операций международного отделения начинают соответствовать третьей стадии развития корпорации на внутреннем рынке.

Следует сказать, что крупная корпорация, если она в соответствии со своей стратегией расширяет международные операции, не может не совершенствовать постоянно свою структуру организации и управления, так как к этому её вынуждает международная конкуренция. Чем большее значение для фирмы приобретают операции на международном рынке, тем скорее происходит процесс развития «внешней» структуры фирмы в глобальную.

2.3 Виды управленческих структур.

Американский специалист по управлению У. Думсза отмечает, что в зависимости от конкретных особенностей ТНК корпорации применяют следующие виды глобальных управленческих структур: международное отделение; международное отделение, выделяемое в отдельную дочернюю фирму (такая схема принята в IBM); функциональные (линейные) отделения; отделения по виду выпускаемой продукции; региональные отделения.

Он указывает, что среди американских корпораций наиболее распространена структура, характеризующаяся наличием международного отделения, которое может входить наряду с другими подразделениями в состав головной родительской корпорации или может быть выделено в отдельную фирму. Это объясняется тем, что централизованное управление основными предприятиями на внутреннем рынке и всеми филиалами за границей раздельно по функциям, видам производимой продукции и регионам и связано с большими трудностями, поскольку требует объединения управления операциями на внутреннем и внешнем рынках в одном подразделении под единым руководством. Думсза указывает, что найти руководителей, хорошо знающих не только функциональные тонкости, но и весь комплекс проблем, относящихся к деятельности каждого заграничного филиала, учитывая масштаб операций, крайне затруднительно.

Именно поэтому международные операции и выделяются в отдельный блок
(международное отделение). Внутри такого отделения управление строится по функциям, виду выпускаемой продукции, географическому признаку (по странам или регионам).

2.4 Эволюция заграничной структуры фирм как следствие их развития в ТНК.

Американские экономисты Дж. Мак-Дональд и Г. Паркер выделяют четыре основных этапа эволюции «внешней» структуры фирм в процессе их развития в
ТНК:

1. Осуществление экспортно-импортных операций. Общий стиль организации производства и управления на предприятиях фирмы изменяется крайне незначительно;

2. Продажа лицензий и передача технологии фирмы в другие страны. На методы управления эта деятельность оказывает очень небольшое влияние;

3. Начало заграничных инвестиций. Например, строительство сборочных предприятий и предприятий производственного цикла. Такие предприятия могут быть либо совместными (смешанными), либо полностью принадлежать родительской фирме. Удалённость филиалов и специфика их деятельности делает актуальным предоставление им больших прав в решении различного рода вопросов. Поэтому к квалификации управленческих кадров, их подбору, назначению, индивидуальному стилю руководства и т.п. предъявляются требования, которые исходят из учёта комплекса факторов (политического, экономического, административного, культурного и другого характера), действующих в масштабе определённой страны или региона;

4. Существенное увеличение заграничных инвестиций. Доля капиталовложений в заграничные операции, а также прибыль от них в общих показателях деятельности корпорации резко возрастают. На этом этапе, по их мнению, корпорацию уже можно относить к категории «глобального предприятия», то есть ТНК, поскольку

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.