Нефтяная промышленность России
Нефтяная
промышленность России
Реферат по теме
"экономическая география и региональная экономика" выполнил студент
2-го курса ф-та Управление бизнесом
Санкт-Петербург
2001 г.
Введение
В глубокой древности было
известно о существовании нефти. Знали и слово «нефть». Еще древние греческие
летописцы Геродот и Плиний это горючее вещество, использовавшееся и как цемент,
называли нафтой. За 6-4 тыс. лет до н. э. на берегу реки Евфрат (Ирак) велась
добыча нефти. К далекому прошлому относятся и первые сведения о нефти в Средней
Азии. О добыче «черного масла» в Ферганской впадине было известно еще во время
похода Александра Македонского через Среднюю Азию в Индию. Во время путешествия
Колумба в Америку было описано озеро на острове Тринидад, в котором местные
жители собирали асфальт, а из него изготавливали цемент. В Северной Америке
примитивная добыча нефти велась в XVII в. В России в начале XVIII в. Петр I
приказал добывать нефть на Апшеронском полуострове (Азербайджан). Однако
намерение Петра I не было осуществлено. Только после присоединения Бакинского
ханства к России началась кустарная разработка нефтяных источников. Нефть была
довольно дорогим «товаром». К примеру, в Торговой книге, составленной в Москве
в 1575-1610 гг., указано, что ведро нефти стоило в 3-6 раз дороже ведра вина.
Теперь почти вся добываемая в
мире нефть извлекается посредством буровых скважин, а из неглубоко залегающих
нефтяных пластов ее добывают шахтным способом. Однако современным способам
добычи нефти предшествовали примитивные способы. Сбор нефти с поверхности
открытых водоемов, очевидно, первый способ ее добычи. Он применялся еще до
нашей эры в Вавилонии, Сирии и других местах. В VII в. до н. э. нефть там
добывали из колодцев, глубина которых достигала иногда 27 м. Стенки таких
колодцев обкладывались камнем или укреплялись деревом. В начале нашей эры
практиковали «морскую» нефтедобычу в районе Мертвого моря. Плавающую на
поверхности нефть обрызгивали уксусом и после загустения собирали.
Добыча нефти с помощью буровых
скважин начала широко применяться только со второй половины XIX в.
Хотя о нефти знали давно,
использование ее в течение многих веков было крайне ограниченным. Так, в III
тысячелетии до н. э. в Египте асфальт как связующее и водонепроницаемое
вещество вместе с песком и известью использовался для изготовления мастики,
применяемой при сооружении зданий из кирпича и камня, дамб, причалов и дорог.
Древние египтяне применяли ее также для бальзамирования трупов, древние греки
находили применение горящей нефти в военных целях как воспламеняющегося
вещества вместе с селитрой, серой и смолой для изготовления «огненных стрел» и
«огненных горшков». В военных действиях нефть-»греческий огонь» - использовалась
более 2 тыс. лет назад.
Многие народы использовали нефть
в медицине, а также для защиты садов и виноградников от вредителей. Еще в XIII
в. Марко Поло, описывая иракскую нефть, указывал, что она применялась для
освещения и в качестве лекарства от кожных болезней. В XVI-XVII вв. в
центральные районы России нефть привозили из Баку. Ее применяли в медицине,
живописи и в качестве растворителя при изготовлении красок, а также в военном
деле.
Почти до начала XX в. нефть
употреблялась преимущественно для освещения помещений, смазки колес телег и
немногочисленных механизмов. Постепенно усиливалось ее значение как топлива.
Нефть - «кровь» земли, нефть - «черное золото» земли. Так ныне называют жидкое
топливо во всем мире. И в этом нет преувеличения. Нефть - самое ценное топливо.
При сжигании выделяется примерно в полтора раза больше тепла, чем при сжигании
такого же количества лучших сортов угля, в три раза больше, чем при сжигании
торфа. Но еще важнее, что нефть - незаменимое топливо для двигателей
внутреннего сгорания. Если бы внезапно исчезла нефть, во всем мире остановились
бы автомобили, не летали бы самолеты, встали бы все теплоходы на морях и реках,
застыли бы тепловозы на железных дорогах. По-прежнему огромно
военно-стратегическое ее значение. Лишенные нефти, все боевые машины
современных армий - танки, самоходные пушки, броневики, бронетранспортеры,
воздушный транспорт и подводный флот - превратились бы в груду бездействующего
металла.
В мировом хозяйстве нет отрасли,
где бы не применяли нефтепродукты. Нефть - ценнейшее сырье для химической
промышленности, для получения синтетического каучука, синтетических волокон,
пластмасс, полиэтилена, белковых веществ, моющих средств.
Продукты из нефти широко
применяются в машиностроении - универсальные клеи, детали из пластмасс,
смазочные масла, антикоррозийные покрытия. Твердые остатки переработки отходов
нефти используются в металлургии при электровыплавке алюминия и стали, а
прессованная сажа - в огнестойких обкладках электропечей. В радиотехнической
промышленности широко применяются электроизоляционные материалы. В пищевой
промышленности - кислоты, консервирующие средства, парафин. В сельском
хозяйстве - стимуляторы роста, ядохимикаты, удобрения, белково-витаминные
концентраты. Продукты из нефти используются в фармацевтической, парфюмерной
промышленности, медицине.
В перспективе потребление нефти
как энергетического сырья будет уменьшаться за счет замены ее атомной,
солнечной и другими видами энергии, при этом увеличится ее применение в
химической промышленности и многих отраслях хозяйства.
География нефтяной промышленности
В 1992 г. до начала процесса
приватизации около 95% российской нефти добывалось в двух нефтеносных регионах.
На долю Западной Сибири приходилось около 70% и Волго-Уральского региона -
примерно 25%. Тимано-Печерская провинция, Северный Кавказ, Сахалин и
Калининградская область в совокупности обеспечивали примерно 5% нефтедобычи
страны.
Западная Сибирь.
В 1961 году были открыты Мегионское и Усть-Балыкское нефтяные
месторождения, что подтвердило верность прогнозов относительно богатейших
запасов нефти в Западной Сибири. За период с 1961 по 1964 гг. открыли еще 27
месторождений, причем 1964 год считается началом промышленного освоения
Тюменской нефти. К 1965 г. был веден в эксплуатацию первый магистральный
нефтепровод Шаим-Тюмень, а в 1967 г. - трубопровод, связывающий Усть-Балык и
Омск.
В 1970 г. объем нефтедобычи в
Западной Сибири составлял уже 31.4 млн. тонн., что вывело ее на третье место
среди нефтяных регионов России. В тот период добычу нефти осуществляли
нефтепромысловые управления (НПУ) Юганскнефть, Сургутнефть, Мегионнефть,
Правдинскнефть, Шаимнефть, Нижневартовскнефть и Томскнефть.
За период с 1970 по 1975 гг.
объемы добычи нефти выросли более чем в 4 раза и достигли 148 млн. тонн, причем
на долю Тюменской области приходилось 141.4 млн. тонн. Активно разрабатывалось
Самотлорское месторождение, открытое в 1965 г., обеспечивая стабильный
ежегодный прирост объемов добычи. К 1975 г. Западная Сибирь давала примерно 30%
всей нефти СССР. В этот период расцвета советской нефтяной промышленности было
открыто 22 новых месторождения, в том числе такие гиганты как Федоровское,
Когалымское, Холмогорское и др. В 1973 г. было завершено строительства
нефтепровода Самотлор-Тюмень-Альметьевск, что позволило доставлять тюменскую
нефть в центральные районы страны и экспортировать ее по нефтепроводу «Дружба».
К 1980 г. ежегодный объем добычи нефти в Западной Сибири возрос до 312.6 млн.
тонн, что составляло около 50% всей нефтедобычи Советского Союза, а
максимальный объем добычи на Самотлоре составил в начале восьмидесятых годов
около 140 млн. тонн в год.
Волго-Уральский район.
В годы первых пятилеток в Волго-Уральском районе были открыты
Бугурусланское, Краснокамское, Сызранское и Туймазинское нефтяные
месторождения. Советское правительство поставило задачу создания там «второго
Баку». В 1932 г. запасы нефти были обнаружены в Ишимбаевском районе Башкирии, и
к 1937 г. эта республика давала до 1 млн. тонн в год. В годы войны заводы
нефтепромыслового оборудования были эвакуированы из Баку в Волго-Уральский
район, что развило и укрепило его промышленную базу.
Первые промышленные запасы нефти
в Татарии были обнаружены в 1943 г. В 1948 г. было открыто гигантское
Ромашкинское месторождение, а всего за период с 1943 по 1950 гг. было открыто
более 20 нефтяных месторождений. К 1960 г. Татария вышла на первое место среди
нефтедобывающих регионов Советского Союза - на ее долю приходилось 42.8 млн.
тонн из общего объема 147.8 млн. тонн. Максимум добычи был достигнут в 1975 г.
и составил 103.7 млн. тонн, после чего начался спад. В 1993 г., когда Татария
отмечала 50-летний юбилей своей нефтяной промышленности, объемы добычи нефти
составили всего 25.2 млн. тонн.
Из прочих промысловых районов
следует отметить перспективные на сегодняшний день Тимано-Печерскую
нефтегазоносную провинцию, Северный Кавказ и особенно Каспийский шельф.
Развитие отрасли в советское время
Нефтяная промышленность, как и
вся экономика Советского Союза, развивалась крайне неравномерно. Первый кризис
произошел в 1977-1978 гг., когда впервые был отмечен резкий спад нефтедобычи в
Западной Сибири. В значительной мере это явление объясняется слабостью политики
в области геологоразведочных и поисковых работ. Так, с начала семидесятых годов
в Западной Сибири быстро нарастали объемы эксплуатационного бурения, тогда как
разведочное бурение застыло на прежнем уровне. Такой подход позволял выполнять
ежегодные планы по добыче, но был чреват серьезными проблемами в будущем в
плане поддержания необходимых уровней добычи. Кризис был преодолен за счет еще
большего наращивания эксплуатационного бурения и переключения усилий всей
страны на развитие Западной Сибири. В 1982 г. Тюменская область впервые за свою
историю не смогла выполнить годовой план по добыче нефти. Спад нефтедобычи
продолжался до 1986 г. В 1985 г. добыча на крупнейшем Самотлорском
месторождении упала почти на 20 млн. тонн, и, несмотря на все прилагаемые
усилия, в последующие годы объемы добычи снижались почти на 10 млн. тонн в год.
К концу 1985 г. 16% скважин простаивали, а качество скважин, в спешке
пробуренных после 1977 г., было крайне низким. Отрасль не успевала достаточно
быстро осваивать новые месторождения для того, чтобы выполнять планы по бурению
и добыче. Второй кризис был вызван неспособностью нефтяной промышленности
повысить производительность, и был усугублен несбалансированностью развития
Западной Сибири. Он был преодолен за счет традиционных для советского периода
«авральных» мер, прежде всего огромного притока капитала и рабочей силы.
Повышенное внимание стало уделяться развитию социальной инфраструктуры в
Сибири, ведению активных геологоразведочных работ на севере Тюменской области
за пределами Среднего Приобья, а также мерам по укреплению технической и
сервисной базы отрасли. В результате этих усилий в 1986-1987 гг. падение добычи
было остановлено, а новый рекордный максимум нефтедобычи в 570 млн. тонн был
достигнут в 1987-1988 гг.
Современное состояние российской
нефтяной промышленности во многом усугублено складывавшимся в течение
десятилетий отношением бывшего советского руководства к этому ключевому сектору
экономики. Традиционно считалось, что он имеет неограниченный потенциал для
роста, является основным источником валютных поступлений и важным рычагом
внешней политики. На протяжении семидесятых годов центр нефтедобычи в России
смещался в восточные регионы за Урал, тогда как основные районы потребления
нефти находились в западной части страны. В результате возрастала себестоимость
нефти в связи с ведением производственной деятельности в районах с суровыми
климатическими условиями и необходимостью транспортировки сырой нефти на
огромные расстояния от устья скважины к потребителям.
При освоении такого огромного
нефтеносного региона, как Тюменская область первыми на месте работ появлялись
нефтяники, и только потом - строители и прочие вспомогательные службы. Такая
порочная практика приводила к невосполнимым экономическим потерям. Для того,
чтобы выполнить план по добыче нефти, наращивалась добыча на «гигантских»
месторождениях, вместо разработки средних и малых. В настоящее время запасы
«гигантских» месторождений истощаются, и они обеспечивают уже менее 30%
ежегодной добычи.
Широко применявшаяся практика
закачки воды в нефтеносные горизонты нанесла непоправимый ущерб многим пластам.
Вследствие того, что не уделялось должного значения изготовлению оборудования
для добычи нефти, приходится импортировать трубы, инструменты и
нефтепромышленное оборудование в обмен на нефть. Так нефтяная промышленность
частично начала работать сама на себя. В декабре 1985 г. министр нефтяной
промышленности Н.Мальцев направил письмо в ЦК КПСС и Совмин СССР, в котором он
предупреждал, что нереалистичные и неоправданные темпы нефтедобычи в скором
будущем приведут к краху нефтяную промышленность страны. Однако руководство
страны игнорировало эту информацию о состоянии дел отрасли.
Развитие отрасли в постсоветское время
После достижения абсолютного
максимума нефтедобычи в 1987 г. начался ее неуклонный спад. К 1994 г. добыча
упала на 44%, составив всего 317.2 млн. тонн. В начале 1995 г. простаивало
более 22 тыс. скважин из общего фонда в 140 тыс. нефтяных скважин.
Приведенный график наглядно
иллюстрирует интенсивность падения объемов добычи в эти кризисные годы. К
перечисленным в предыдущем разделе проблемам добавилось ухудшение структуры
запасов в сторону высоковязкой нефти, находящейся в пластах с низкой
проницаемостью и залегающей на большой глубине. Темпы ввода в эксплуатацию
новых месторождений резко снизились, и в девяностых годах ежегодно вводились в
эксплуатацию 3-4 месторождения вместо 30-40 в середине восьмидесятых.
В этот период кризис нефтяной
промышленности получил дополнительное продолжение. Цены на энергоносители,
например нефть и газ, которые контролировались государством, оставались на
сравнительно низком уровне, тогда как стоимость оборудования, материалы,
строительные, транспортные и прочие услуги стали резко и неограниченно расти.
Медленного повышения цен на основные энергоносители, имевшего место на
отечественном рынке, оказалось совершенно недостаточно для того, чтобы
компенсировать нефтедобывающим компаниям ущерб, наносимый инфляцей. Из-за
этого, в частности, становилось все более экономически нецелесообразно вводить
в действие низкодебитовые скважины, когда в них возникали технические проблемы.
Ситуацию существенно усложнил
кризис неплатежей и падение спроса на внутреннем рынке. Таким образом, если
первые два кризиса нефтяной промышленности можно считать в основном
технологическими по своему характеру, то современный кризис обусловлен
структурными проблемами отрасли и крахом прежней экономической системы.
Структура отрасли
В советское время отраслью
руководили три ведомства:
Министерство нефтяной
промышленности (МНП), от которого в середине 60-х в качестве самостоятельного
органа отделились Министерство газовой промышленности (МГП), отвечавшее, в
частности, за транспортировку нефти и газа (для этого было создано специальное
подразделение Главтранснефть),
Министерство строительства для
нефтяной и газовой промышленности (Миннефтегазстрой, МНГС),
Министерство геологии
Помимо основных трех министерств
нефтяникам приходилось иметь дело с целым рядом вспомогательных, занимающихся
строительством дорог и жилья, транспортировкой грузов и рабочих, строительством
и монтажом электростанций и ЛЭП.
Крупная реорганизация отрасли
произошла в начале семидесятых, когда нефтепромысловые управления были
преобразованы в нефтегазодобывающие управления (НГДУ). Чтобы упростить систему
управления производством и сократить число инженерно-технических работников,
было решено создать на базе мелких слабеющих подразделений единую службу
ремонтных и вспомогательных работ (Базы производственного обслуживания),
которая работала бы по договорам со всеми подразделениями НГДУ. Изменения
произошли и в аппарате управления МНП - вместо территориальных главков, которым
были подчинены объединения, создали функциональные управления: управление по
добыче, управления по бурению, управление по автоматизации и т.п.
Следующим важнейшим этапом
эволюции структуры нефтяной промышленности стало создание производственных
объединений (ПО) в конце семидесятых годов. По инициативе министерства стали
организовываться первые ПО в Нижневартовске, Сургуте, Нефтеюганске, Урае. ПО
объединяли все виды работ в определенном районе - поиск, разведка, добыча,
строительство, бурение, геофизика, переработка газа, транспортировка и
ремонтные работы. Многие ПО содержали на своем балансе города и поселки, речной
и морской транспорт, сельскохозяйственные предприятия. В состав восьми ПО
входили научно-исследовательские институты. Ряд объединений (Танефть, Башнефть,
Саратовнефтегаз, Самаранефтегаз, Краснодарнефтегаз) вели вахтовые работы по
освоению отдельных нефтегазовых месторождений и ремонту скважин в Тюменской
области и на севере Европейской части России.
Продолжением структурирования
отрасли по производственному принципу в современных условиях стало создание
т.н. веритикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), выстроенных по
технологической цепочке «от разведки до бензоколонки». Это значит, что ВИНКи
самостоятельно осуществляют геологоразведку и бурение, эксплуатацию скважин,
переработку нефти и реализацию нефтепродуктов, в частности, заграницу. Типовая
структура ВИНКа включает буровые предприятия на основе управления буровых работ
и разведочного бурения (УБР, УРБ), нефтедобывающие компании на базе НГДУ,
нефтеперерабатывающие предприятия, а также сбытовые организации. Единственной
прерогативой министерства, вначале преобразованного в Роснефтегаз, а затем в
Министерство топлива и энергетики (Минтопэнерго) оставлась транспортировка
нефти нефтепродуктов, затем она была передана Транснефти и Транснефтепродукту.
Всего вместе с заводами по производству нефтепромыслового оборудования и
научно-исследовательскими институтами, дополняющими нефтегазовый комплекс, в
отрасли занято порядка 1 млн. человек.
Рынки сбыта
Для России экспорт
энергоносителей остается важнейшим источником валютных доходов. Вследствие
существенных различий условий поставки разделяют экспорт в «ближнее зарубежье»,
т.е. республики бывшего СССР, и «дальнее зарубежье» - все остальные
государства. В 1990 г. экспорт энергоносителей в дальнее зарубежье составлял 23%
от всего экспорта, к 1994 г. эта цифра увеличилась до 44%.
Ближнее
зарубежье.
Если в прикаспийских республиках
существует собственная нефтедобывающая промышленность, которая в достаточной
мере удовлетворяет их потребность в нефти, то остальные республики существенно
зависят от поставок российской нефти. Несмотря на это, начиная с 1992 г.,
экспорт в ближнее зарубежье неуклонно сокращался, и сейчас только Украина,
Белоруссия и Литва все еще получают значительные объемы нефти из России. Среди
партнеров России по СНГ никто не имеет возможности оплачивать поставки нефти и
газа по мировым ценам, поэтому экспорт нефти в ближнее зарубежье определяется в
большей мере политическими, чем экономическими причинами. Хоть и
транспортировать нефть ближайшим партнерам намного проще, риск нерегулярности
платежей перекрывает кажущиеся выгоды сотрудничества с этими странами.
Дальнее
зарубежье.
Поставка энергоносителей в другие страны (см. табл.2) в большей
мере регулируется рыночными отношениями.
Таблица Экспорт сырой нефти из
России.
|
|