Меню
Поиск



рефераты скачать Новейшая история США

Кто же занимается в США исследованиями в области высшего образования?

Это, прежде всего, профессора, которые читают в ведущих университетах магистерские и докторские курсы по проблемам высшего образования, сочетая преподавательскую работу с научно-исследователь-ской в этой области. Их немного, 200-300 чел. Ведущее место здесь занимают университет Пенсильвании, Мичиганский университет, университет Калифорнии в Лос-Анжелесе, университет Аризоны и другие.

Исследованиями в области высшего образования занимаются профессора академических направлений (психологии, социологии, экономики). Они изучают те аспекты высшего образования, которые укладываются в рамки исследований по их основным научным направлениям.

Кроме того работники административных подразделений университетских кампусов исследуют в основном те аспекты высшего образования, которыми они занимаются в силу своих обязанностей (кадровые вопросы, прием студентов, финансирование, планирование кампусов и т.п.).

Важная роль в организации исследований высшего образования принадлежит Федеральному правительству и правительствам штатов. Министерство образования через Национальный центр образовательной статистики собирает, анализирует и распространяет информацию аналитического характера и другие данные.

Центр представляет ежегодные статистические доклады об условиях развития образования в стране, которые характеризуют состояние и тенденции его развития. Он также выполняет теоретические исследования, необходимые для выработки политики в области высшего образования.

Исследованиями в области высшего образования занимаются Служба педагогического тестирования, многочисленные советы и ассоциации, комиссии, среди которых наибольшую известность получила Комиссия Карнеги по высшему образованию, которая уже подготовила и издала более 60 книг и докладов фактически по всем аспектам функционирования американской системы высшего образования. Некоторые из этих публикаций отнесены к категории классических и широко цитируются при обсуждении политических и академических проблем высшего образования.

На США приходится более половины из опубликованных научных работ в области высшего образования, около 25% на Великобританию, Австралию, Японию, Нидерланды, Германию. Подавляющее большинство статей (книг, монографий, журналов) в области высшего образования - на английском языке.

Такой географический дисбаланс вряд ли выровняется в ближайшие годы. Американский центр информационных ресурсов в области образования является крупнейшим центром библиографической информации по системе образования в США, что безусловно облегчает работу исследователей.

Большинство исследователей образования США являются членами национальных профессиональных ассоциаций, которые играют важную роль в распространении результатов исследований. К распространению последних подключены издательства крупнейших университетов, а также известные издательские дома, фирмы, такие как МакМиллан, МакГроу Хилл, Агатон пресс и др.

Исследования высшего образования в США отличаются своей масштабностью, большим разнообразием направлений исследований и организационных форм, обильным финансированием и разнообразными путями распространения результатов среди заинтересованных лиц и организаций. Несмотря на это, они еще не определили своей дисциплинарной принадлежности, хотя и продвинулись вперед по этому пути дальше, чем Европа.

В течение последних 20 лет в конференц-залах и в печати ведутся дискуссии среди исследователей высшего образования по трем темам: методологическое качество, дисциплинарные корни, связь этих исследований с образовательной политикой и практикой. Естественно, исход этих дискуссий будет определять дальнейшее развитие исследований в области, которая занимает приоритетное место на всех уровнях власти и в американском обществе в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Промышленность и наука

 

В

 США не только частное предпринимательство, но и государство активно способствуют развитию американской промышленности, руководствуясь такими приоритетами, как обеспечение экономического роста, создание новых рабочих мест, повышение уровня жизни и образования, укрепление научно-технического потенциала, национальной безопасности, а также сохранение лидерства в мировой экономике.

Правительство США проводит активную политику в таких сферах, как развитие технологий, поддержка экономически депрессивных районов и содействие бизнесу в его внешнеэкономической деятельности. Наряду с этим существует также определенный протекционизм, отмечаемый торгово-экономическими партнерами США.

Организационный механизм правительственной поддержки развития промышленности. Принятие принципиальных решений и координация работы по проведению в жизнь технологической политики и шире - политики в области экономики и внешней торговли осуществляется на уровне президента США. В этом процессе принимают непосредственное (или с совещательными функциями) участие помощники президента и созданные при Белом доме Национальный совет по науке и технологиям. Совет экономических консультантов, аппарат Торгового представителя США, Национальный экономический совет и Совет по устойчивому развитию (последние два совета были учреждены по инициативе Б. Клинтона).

Различными аспектами экономического развития и поддержки промышленности занимаются такие правительственные ведомства, как Госдепартамент, министерства финансов, энергетики, труда и обороны, Администрация по делам малого бизнеса, Агентство по охране окружающей среды, Экспортно-импортный банк, Агентство по торговле и развитию, Корпорация зарубежных частных инвестиций.

Несмотря на определенную децентрализацию, ведущую роль в практической деятельности исполнительной власти в области технологического развития, поддержки экономически депрессивных районов и внешнеэкономических связей играет министерство торговли США. Оно выполняет также функции национальной статистической службы, обеспечивающей информационно-аналитическую поддержку экономической политики государства и частного предпринимательства. Главная задача Минторга, функции которого шире его названия, - взаимодействие с бизнесом в целях экономического роста и создания рабочих мест в США.

Технологическая политика. В США технологическое развитие считают двигателем экономического роста, важнейшим инструментом повышения качества жизни и укрепления национальной обороны. По некоторым подсчетам, удельный вес факторов, определивших экономический рост США за последние пятьдесят лет, был следующим (%): технический прогресс - 49, труд - 27 и капитал - 24.

Американское правительство играет важную роль в развитии научной и технологической инфраструктуры страны уже более двухсот лет. При этом эволюция технологической политики проходила следующие этапы:

o       1787-1941 гг. - закрепление первоначальных основ технологической политики правительства в самой конституции США, прогресс в области сельского хозяйства, инфрастуктуры, образования, а также патентов и стандартов;

o       1941-1945 гг. - смещение акцентов в развитии науки, технологий и производства на срочное обеспечение преимуществ в военной сфере. Символами этого этапа стали Манхэттенский проект создания атомного оружия и начало формирования уникальной системы национальных лабораторий;

o       1945-1980 гг. - решительное повышение роли государства в области науки и технологий в условиях превращения США в одну из соперничающих сверхдержав. Характерной чертой этапа явилось проведение технологической политики в двух направлениях: поддержка фундаментальных исследований и осуществление прикладных научно-технологических программ в рамках деятельности отдельных федеральных ведомств. Наиболее актуальными областями при этом были военно-промышленный комплекс, космос, энергетика, защита окружающей среды и здравоохранение. С 1960 г. резко возросли федеральные расходы на развитие технологий гражданского назначения;

o       1980-1988 гг. - возросшие требования к конкурентоспособности американской промышленности укрепили партнерство между федеральным и местными правительствами и частным сектором в целях содействия экономическому росту и увеличению занятости. Новая эра технологической политики ознаменовалась принятием в конгрессе законодательства, направленного на более широкое раскрытие коммерческого потенциала НИОКР, ведущихся за счет средств федерального бюджета. В частности, закон Бейха-Доула разрешил передавать компаниям и университетам эксклюзивные права на использование и коммерциализацию патентов на федеральные разработки. Закон Стивенсона-Уайдлера предусмотрел расширение роли правительства в развитии инноваций и начало целенаправленной передачи результатов технологических разработок из федеральных лабораторий в промышленность. Упор при этом делался на повышение роли крупного и малого бизнеса в развитии технологий и инноваций, а также на координацию программ различных ведомств.

С принятием в 1988 г. всеобъемлющего Закона о торговле и конкурентоспособности начался современный этап технологической политики США. Он характеризуется дальнейшим укреплением партнерства между федеральным правительством и американской индустрией с акцентом на повышение ее конкурентоспособности. Новаторскими шагами явились программы "Передовые технологии" (поддержка рисковых, дорогостоящих и медленно окупающихся проектов) и "Партнерство в расширении производства" (техническое содействие модернизации деятельности 380 тыс. малых и средних фирм в условиях усиления мировой конкуренции). Администрация Б. Клинтона не только поддержала эти программы, но и обеспечила увеличение их бюджетного финансирования.

Б. Клинтон пришел к власти в период обострения в США внимания к состоянию отечественных технологий и конкурентоспособности экономики. В 1993 г. было положено начало нынешней технологической политике - "Технологии для экономического роста Америки: новый курс на создание экономической мощи". Был сделан вывод, что в силу современных реалий мировой экономики роль государства должна не ограничиваться традиционными рамками поддержки фундаментальной науки и целевых исследований, а стать напрямую ориентированной на обеспечение экономического роста и конкурентоспособности хозяйства.

Новая технологическая политика ставит перед собой три главные цели - долгосрочный экономический рост, при котором создаются рабочие места и обеспечивается защита окружающей среды; наличие эффективного правительства, более четко реагирующего на нужды граждан; мировое лидерство в фундаментальной науке, математике и инженерном деле.

Что касается экономического роста, то технологическая политика администрации США призвана решить пять задач:

o       создание делового климата, благоприятствующего деятельности частного сектора в области инноваций и повышения конкурентоспособности;

o       поощрение разработки и коммерциализации новейших технологий;

o       создание инфраструктуры XXI в., необходимой для поддержки промышленности США и развития торговли;

o       интеграция оборонных и гражданских производств, обеспечивающая экономическое и эффективное решение стоящих перед ними задач;

o       формирование рабочей силы, способной участвовать в быстро меняющейся и основанной на знаниях экономике.

В экономическом отчете президента Б. Клинтона конгрессу в 1998 г. отмечалось, что инвестирование в фундаментальные исследования и развитие новых технологий является важнейшей функцией правительства. В нем признается, что даже многомиллиардные расходы компании не могут принести оптимального результата. Кроме того, для частного сектора побудительные стимулы в проведении исследований и разработок существенно отличаются от мотивов всего общества, которое будет пользоваться результатами прогресса. Отдача от государственных инвестиций в фундаментальные исследования и развитие технологий (по некоторым данным, примерно 70 млрд. долл. в год) будет весьма высокой.

Примечательно, что вопросы технологической политики объединены в докладе с темой "Инвестиции в людей" (здравоохранение, поддержание правопорядка, обеспечение развития способностей человека с помощью образования и профессионального обучения).

Федеральным органом, выполняющим задачу максимизации технологического вклада в экономический рост США, является министерство торговли в лице своей Администрации по технологиям (АТ). Она содействует разработкой реализации федеральной технологической политики, направленной на увеличение числа коммерческих и промышленных инноваций, повышение производительности и обеспечение других условий экономического роста. АТ имеет следующие подразделения:

o       Управление технологической политики - ведущий орган, который в партнерстве с частным сектором разрабатывает национальную политику, направленную на использование технологий для укрепления экономической мощи США;

o       Национальный институт стандартов и технологий, образованный решением конгресса в целях содействия развитию технологий в промышленности;

o       Национальная служба технической информации - центральный банк научной, технической и экономической информации, исходящей из структур правительства США и иностранных источников.

Поддержка экономически депрессивных районов. В соответствии с законом 1965 г. об общественных работах и экономическом развитии была создана Администрация по экономическому развитию министерства торговли США. Деятельность Администрации направлена на создание новых и сохранение существующих рабочих мест, диверсификацию экономики, стимулирование роста промышленности и торговли в экономически депрессивных районах, для которых характерны низкие доходы, высокая безработица, долговременные или внезапные экономические потрясения, в том числе вызванные природными бедствиями, закрытием военных баз или других федеральных объектов. Совместно с министерством обороны Администрация содержит Центр экономической информации по вопросам конверсии.

Содействие бизнесу в области внешнеэкономической деятельности. Одним их краеугольных камней экономической стратегии администрации Б. Клинтона является дальнейшее открытие зарубежных рынков и расширение экспорта. Благодаря экспорту (его годовой объем приближается к 1 трлн. долл.) обеспечивается 30% экономического роста страны, 12 млн. рабочих мест, в том числе каждое пятое рабочее место в промышленности, и высокая заработная плата, превышающая на 15% среднюю по стране, на предприятиях, осуществляющих экспортные поставки.

В министерстве торговли вопросами содействия экспорту и применения защитных мер занимается ряд подразделений, входящих в состав Администрации по международной торговле.

o       Коммерческая служба помогает американским компаниям (прежде всего малым и средним) в продвижении экспорта, представляет деловые интересы США за рубежом. Ее местные зарубежные подразделения оказывают консультационные услуги по вопросам экспорта; проводят анализ зарубежных рынков и тенденций деловой жизни; определяют возможности развития торговли с конкретной страной; предоставляют информацию об источниках финансирования торговли, о возможностях участия в проектах по линии международных банков развития; подбирают иностранных партнеров или представителей для американских компаний; проверяют деловую репутацию иностранных фирм; организуют поездки торговых миссий в зарубежные страны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.