Кто же занимается в США исследованиями в области
высшего образования?
Это, прежде всего, профессора, которые читают в
ведущих университетах магистерские и докторские курсы по проблемам высшего
образования, сочетая преподавательскую работу с научно-исследователь-ской в
этой области. Их немного, 200-300 чел. Ведущее место здесь занимают университет
Пенсильвании, Мичиганский университет, университет Калифорнии в Лос-Анжелесе,
университет Аризоны и другие.
Исследованиями в области высшего образования
занимаются профессора академических направлений (психологии, социологии,
экономики). Они изучают те аспекты высшего образования, которые укладываются в
рамки исследований по их основным научным направлениям.
Кроме того работники административных подразделений
университетских кампусов исследуют в основном те аспекты высшего образования,
которыми они занимаются в силу своих обязанностей (кадровые вопросы, прием
студентов, финансирование, планирование кампусов и т.п.).
Важная роль в организации исследований высшего
образования принадлежит Федеральному правительству и правительствам штатов.
Министерство образования через Национальный центр образовательной статистики
собирает, анализирует и распространяет информацию аналитического характера и
другие данные.
Центр представляет ежегодные статистические доклады об
условиях развития образования в стране, которые характеризуют состояние и
тенденции его развития. Он также выполняет теоретические исследования,
необходимые для выработки политики в области высшего образования.
Исследованиями в области высшего образования
занимаются Служба педагогического тестирования, многочисленные советы и
ассоциации, комиссии, среди которых наибольшую известность получила Комиссия
Карнеги по высшему образованию, которая уже подготовила и издала более 60 книг
и докладов фактически по всем аспектам функционирования американской системы
высшего образования. Некоторые из этих публикаций отнесены к категории
классических и широко цитируются при обсуждении политических и академических
проблем высшего образования.
На США приходится более половины из опубликованных
научных работ в области высшего образования, около 25% на Великобританию,
Австралию, Японию, Нидерланды, Германию. Подавляющее большинство статей (книг,
монографий, журналов) в области высшего образования - на английском языке.
Такой географический дисбаланс вряд ли выровняется в
ближайшие годы. Американский центр информационных ресурсов в области
образования является крупнейшим центром библиографической информации по системе
образования в США, что безусловно облегчает работу исследователей.
Большинство исследователей образования США являются
членами национальных профессиональных ассоциаций, которые играют важную роль в
распространении результатов исследований. К распространению последних
подключены издательства крупнейших университетов, а также известные
издательские дома, фирмы, такие как МакМиллан, МакГроу Хилл, Агатон пресс и др.
Исследования высшего образования в США отличаются
своей масштабностью, большим разнообразием направлений исследований и
организационных форм, обильным финансированием и разнообразными путями
распространения результатов среди заинтересованных лиц и организаций. Несмотря
на это, они еще не определили своей дисциплинарной принадлежности, хотя и
продвинулись вперед по этому пути дальше, чем Европа.
В течение последних 20 лет в конференц-залах и в
печати ведутся дискуссии среди исследователей высшего образования по трем
темам: методологическое качество, дисциплинарные корни, связь этих исследований
с образовательной политикой и практикой. Естественно, исход этих дискуссий
будет определять дальнейшее развитие исследований в области, которая занимает
приоритетное место на всех уровнях власти и в американском обществе в целом.
8. Промышленность и наука
США не только частное
предпринимательство, но и государство активно способствуют развитию
американской промышленности, руководствуясь такими приоритетами, как
обеспечение экономического роста, создание новых рабочих мест, повышение уровня
жизни и образования, укрепление научно-технического потенциала, национальной
безопасности, а также сохранение лидерства в мировой экономике.
Правительство
США проводит активную политику в таких сферах, как развитие технологий,
поддержка экономически депрессивных районов и содействие бизнесу в его
внешнеэкономической деятельности. Наряду с этим существует также определенный
протекционизм, отмечаемый торгово-экономическими партнерами США.
Организационный
механизм правительственной поддержки развития промышленности. Принятие принципиальных решений и координация
работы по проведению в жизнь технологической политики и шире - политики в
области экономики и внешней торговли осуществляется на уровне президента США. В
этом процессе принимают непосредственное (или с совещательными функциями)
участие помощники президента и созданные при Белом доме Национальный совет по
науке и технологиям. Совет экономических консультантов, аппарат Торгового
представителя США, Национальный экономический совет и Совет по устойчивому
развитию (последние два совета были учреждены по инициативе Б. Клинтона).
Различными
аспектами экономического развития и поддержки промышленности занимаются такие
правительственные ведомства, как Госдепартамент, министерства финансов,
энергетики, труда и обороны, Администрация по делам малого бизнеса, Агентство
по охране окружающей среды, Экспортно-импортный банк, Агентство по торговле и
развитию, Корпорация зарубежных частных инвестиций.
Несмотря
на определенную децентрализацию, ведущую роль в практической деятельности
исполнительной власти в области технологического развития, поддержки
экономически депрессивных районов и внешнеэкономических связей играет
министерство торговли США. Оно выполняет также функции национальной
статистической службы, обеспечивающей информационно-аналитическую поддержку
экономической политики государства и частного предпринимательства. Главная
задача Минторга, функции которого шире его названия, - взаимодействие с
бизнесом в целях экономического роста и создания рабочих мест в США.
Технологическая
политика. В США технологическое развитие считают
двигателем экономического роста, важнейшим инструментом повышения качества
жизни и укрепления национальной обороны. По некоторым подсчетам, удельный вес
факторов, определивших экономический рост США за последние пятьдесят лет, был
следующим (%): технический прогресс - 49, труд - 27 и капитал - 24.
Американское
правительство играет важную роль в развитии научной и технологической
инфраструктуры страны уже более двухсот лет. При этом эволюция технологической
политики проходила следующие этапы:
o
1787-1941 гг. -
закрепление первоначальных основ технологической политики правительства в самой
конституции США, прогресс в области сельского хозяйства, инфрастуктуры,
образования, а также патентов и стандартов;
o
1941-1945 гг. - смещение
акцентов в развитии науки, технологий и производства на срочное обеспечение
преимуществ в военной сфере. Символами этого этапа стали Манхэттенский проект
создания атомного оружия и начало формирования уникальной системы национальных
лабораторий;
o
1945-1980 гг. -
решительное повышение роли государства в области науки и технологий в условиях
превращения США в одну из соперничающих сверхдержав. Характерной чертой этапа
явилось проведение технологической политики в двух направлениях: поддержка
фундаментальных исследований и осуществление прикладных научно-технологических
программ в рамках деятельности отдельных федеральных ведомств. Наиболее
актуальными областями при этом были военно-промышленный комплекс, космос,
энергетика, защита окружающей среды и здравоохранение. С 1960 г. резко возросли
федеральные расходы на развитие технологий гражданского назначения;
o
1980-1988 гг. - возросшие
требования к конкурентоспособности американской промышленности укрепили
партнерство между федеральным и местными правительствами и частным сектором в
целях содействия экономическому росту и увеличению занятости. Новая эра
технологической политики ознаменовалась принятием в конгрессе законодательства,
направленного на более широкое раскрытие коммерческого потенциала НИОКР,
ведущихся за счет средств федерального бюджета. В частности, закон Бейха-Доула
разрешил передавать компаниям и университетам эксклюзивные права на
использование и коммерциализацию патентов на федеральные разработки. Закон
Стивенсона-Уайдлера предусмотрел расширение роли правительства в развитии
инноваций и начало целенаправленной передачи результатов технологических
разработок из федеральных лабораторий в промышленность. Упор при этом делался
на повышение роли крупного и малого бизнеса в развитии технологий и инноваций,
а также на координацию программ различных ведомств.
С
принятием в 1988 г. всеобъемлющего Закона о торговле и конкурентоспособности
начался современный этап технологической политики США. Он характеризуется
дальнейшим укреплением партнерства между федеральным правительством и
американской индустрией с акцентом на повышение ее конкурентоспособности.
Новаторскими шагами явились программы "Передовые технологии"
(поддержка рисковых, дорогостоящих и медленно окупающихся проектов) и
"Партнерство в расширении производства" (техническое содействие
модернизации деятельности 380 тыс. малых и средних фирм в условиях усиления
мировой конкуренции). Администрация Б. Клинтона не только поддержала эти
программы, но и обеспечила увеличение их бюджетного финансирования.
Б. Клинтон
пришел к власти в период обострения в США внимания к состоянию отечественных
технологий и конкурентоспособности экономики. В 1993 г. было положено начало
нынешней технологической политике - "Технологии для экономического роста
Америки: новый курс на создание экономической мощи". Был сделан вывод, что
в силу современных реалий мировой экономики роль государства должна не
ограничиваться традиционными рамками поддержки фундаментальной науки и целевых
исследований, а стать напрямую ориентированной на обеспечение экономического
роста и конкурентоспособности хозяйства.
Новая технологическая
политика ставит перед собой три главные цели - долгосрочный экономический рост,
при котором создаются рабочие места и обеспечивается защита окружающей среды;
наличие эффективного правительства, более четко реагирующего на нужды граждан;
мировое лидерство в фундаментальной науке, математике и инженерном деле.
Что
касается экономического роста, то технологическая политика администрации США
призвана решить пять задач:
o
создание делового климата,
благоприятствующего деятельности частного сектора в области инноваций и
повышения конкурентоспособности;
o
поощрение разработки и
коммерциализации новейших технологий;
o
создание инфраструктуры
XXI в., необходимой для поддержки промышленности США и развития торговли;
o
интеграция оборонных и
гражданских производств, обеспечивающая экономическое и эффективное решение
стоящих перед ними задач;
o
формирование рабочей силы,
способной участвовать в быстро меняющейся и основанной на знаниях экономике.
В
экономическом отчете президента Б. Клинтона конгрессу в 1998 г. отмечалось, что
инвестирование в фундаментальные исследования и развитие новых технологий
является важнейшей функцией правительства. В нем признается, что даже
многомиллиардные расходы компании не могут принести оптимального результата.
Кроме того, для частного сектора побудительные стимулы в проведении
исследований и разработок существенно отличаются от мотивов всего общества,
которое будет пользоваться результатами прогресса. Отдача от государственных
инвестиций в фундаментальные исследования и развитие технологий (по некоторым
данным, примерно 70 млрд. долл. в год) будет весьма высокой.
Примечательно,
что вопросы технологической политики объединены в докладе с темой
"Инвестиции в людей" (здравоохранение, поддержание правопорядка,
обеспечение развития способностей человека с помощью образования и
профессионального обучения).
Федеральным
органом, выполняющим задачу максимизации технологического вклада в
экономический рост США, является министерство торговли в лице своей
Администрации по технологиям (АТ). Она содействует разработкой реализации
федеральной технологической политики, направленной на увеличение числа
коммерческих и промышленных инноваций, повышение производительности и
обеспечение других условий экономического роста. АТ имеет следующие подразделения:
o
Управление технологической
политики - ведущий орган, который в партнерстве с частным сектором
разрабатывает национальную политику, направленную на использование технологий
для укрепления экономической мощи США;
o
Национальный институт
стандартов и технологий, образованный решением конгресса в целях содействия
развитию технологий в промышленности;
o
Национальная служба
технической информации - центральный банк научной, технической и экономической
информации, исходящей из структур правительства США и иностранных источников.
Поддержка
экономически депрессивных районов. В соответствии с законом 1965 г. об общественных работах и
экономическом развитии была создана Администрация по экономическому развитию
министерства торговли США. Деятельность Администрации направлена на создание
новых и сохранение существующих рабочих мест, диверсификацию экономики,
стимулирование роста промышленности и торговли в экономически депрессивных
районах, для которых характерны низкие доходы, высокая безработица,
долговременные или внезапные экономические потрясения, в том числе вызванные
природными бедствиями, закрытием военных баз или других федеральных объектов.
Совместно с министерством обороны Администрация содержит Центр экономической
информации по вопросам конверсии.
Содействие
бизнесу в области внешнеэкономической деятельности. Одним их краеугольных камней экономической стратегии
администрации Б. Клинтона является дальнейшее открытие зарубежных рынков и
расширение экспорта. Благодаря экспорту (его годовой объем приближается к 1
трлн. долл.) обеспечивается 30% экономического роста страны, 12 млн. рабочих
мест, в том числе каждое пятое рабочее место в промышленности, и высокая
заработная плата, превышающая на 15% среднюю по стране, на предприятиях,
осуществляющих экспортные поставки.
В
министерстве торговли вопросами содействия экспорту и применения защитных мер
занимается ряд подразделений, входящих в состав Администрации по международной
торговле.
o
Коммерческая служба
помогает американским компаниям (прежде всего малым и средним) в продвижении
экспорта, представляет деловые интересы США за рубежом. Ее местные зарубежные
подразделения оказывают консультационные услуги по вопросам экспорта; проводят
анализ зарубежных рынков и тенденций деловой жизни; определяют возможности
развития торговли с конкретной страной; предоставляют информацию об источниках
финансирования торговли, о возможностях участия в проектах по линии
международных банков развития; подбирают иностранных партнеров или
представителей для американских компаний; проверяют деловую репутацию
иностранных фирм; организуют поездки торговых миссий в зарубежные страны.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|