Новые формы занятости и информационные технологии
Новые формы
занятости и информационные технологии
Современные
информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ) с их стремительно
растущим потенциалом и быстро снижающимися издержками открывают большие
возможности для появления новых форм организации труда и занятости в рамках как
отдельных корпораций, так и общества в целом. Спектр таких возможностей
значительно расширяется - нововведения воздействуют на все сферы жизни людей,
семью, образование, работу, географические границы человеческих общностей и
т.д.
В настоящее
время идет поиск гибких, реалистичных и эффективных способов решения проблем,
возникших на новом этапе научно-технического прогресса, который, как и в
прошлом, нарушает сложившийся баланс в сфере социально-экономических отношений.
Появилось множество пессимистических и оптимистических интерпретаций
последствий нововведений. Снова возродились катастрофические сценарии,
предсказывающие "конец труда", в то же время усиливается стремление к
созданию нового информационного общества.
Сегодня все
больше проявляется озабоченность тем, что переход к такому обществу
сопровождается растущей циклической и структурной безработицей, охватившей
большинство стран, особенно европейских, включая Италию. В то время как в США
доля незанятых в общественном производстве (только мужчины от 15 до 65 лет) с
1965 г. остается на уровне примерно 21%, в европейских странах за тот же период
она возросла более чем вдвое-с 14 до 31%. Вот почему общественное внимание
приковано к влиянию, которое ИТТ оказывают на создание новых и замещение
выбывающих рабочих мест.
Роль ИТТ в
развитии частного бизнеса
До начала 80-х
годов в деловой сфере информационные и телекоммуникационные технологии были
представлены главным образом большими ЭВМ и использовались для нужд лишь
половины корпоративной "пирамиды", поскольку из-за их высокой
себестоимости было невозможно автоматизировать решение управленческих задач.
Автоматизация повторяющихся процессов обработки информации была сравнима с
автоматизацией ручного труда на основе применения машин, заменивших людей.
Согласно
оценкам, с 1960 по 1980 г. свыше 12 млн. существовавших или потенциальных
рабочих мест, связанных с обработкой информации, были автоматизированы
посредством использования традиционных ЭВМ. Автоматизация рабочих мест,
находившихся на нижних уровнях административно-офисной иерархии, привела к
уменьшению размеров компаний, но в то же время не вызвала кардинальных
изменений в общей модели организации труда.
В те годы мало
кто верил, что ИТТ могут способствовать стабильному социально-экономическому
развитию; наоборот, факты свидетельствовали о том, что их роль в повышении
производительности труда, формировании моделей потребительского поведения, ориентированных
на новые товары и услуги, создании новых рабочих мест в отраслях ИТТ по
сравнению с выбытием рабочих мест в отраслях-потребителях их продукции была в
целом незначительной.
Начиная с
середины 80-х годов всеобщее распространение персональных компьютеров и
информационных сетей - вначале в компаниях, затем среди специалистов и в
домашних хозяйствах - позволило не столько автоматизировать, сколько
информатизировать рабочие места руководителей; при этом компьютеризация
охватила все сферы офисной деятельности. ИТТ изменили сам подход к работе,
расширив возможности людей работать как индивидуально, так и коллективно.
Появились конкретные свидетельства положительной корреляции между ростом
показателей добавленной стоимости компаний, производительности труда их
сотрудников и инвестициями в ИТТ, а также внедрением новых моделей организации
производства.
В 90-е годы
информационные сети буквально опутали весь мир, что знаменовало собой новую эру
в их развитии. Пользователи получили доступ к мощным информационным системам
через рабочие станции и персональные компьютеры. ИТТ воздействуют на
организационные модели компаний, изменяя и упрощая функциональные иерархические
структуры, предлагая на основе сетевых решений альтернативные формы
взаимодействия как внутри компании, так и с внешним миром, изменяя методы
контроля и управления и постепенно преодолевая ограничения, обусловливаемые
необходимостью находиться в физическом контакте при совместной работе. Возникли
более динамичные и гибкие организации, пронизанные сетевой информацией,
способные ощущать потребности рынка и реагировать на них вместо того, чтобы
просто производить какую-то продукцию и продавать ее через отдельные
функциональные подразделения, как в прошлом.
В первое время
многие компании рассматривали внутреннюю перестройку на базе использования
информационных сетей как возможность снизить издержки производства, что было
актуальным в период экономического спада начала 90-х годов. Но скоро стало
ясно, что таким образом можно повысить рыночную привлекательность товаров и
услуг, например, путем сокращения времени разработки новых продуктов или
улучшения работы сервисных подразделений. При этом конечной целью оказывается
создание добавленной стоимости и обеспечение экономического роста, а не
уменьшение занятости. Необходимость поддержания конкурентоспособности или
наверстывания стратегического отставания - главные причины осуществления
внутренней перестройки компаний на базе использования ИТТ.
Инновации и
экономический рост в секторе услуг
Автоматизация
процессов обработки информации в период 80-х -начала 90-х годов обеспечивала в
целом более низкий прирост объемов производства, чем производительности труда,
так что вряд ли можно было ожидать нового раскручивания спирали
"производительность труда - спрос", способствующего увеличению
занятости в промышленности. Тенденции занятости и динамика показателя
условно-чистой продукции в последнее десятилетие во всех развитых странах,
включая США и Японию, свидетельствуют в пользу данного утверждения. В
предшествующие годы рост числа вновь созданных рабочих мест в сфере
производства ИТТ не перекрывал их сокращения в результате использования новых
технологий. В действительности базовые продуктовые инновации не приводили к
возникновению достаточного числа рабочих мест, чтобы компенсировать их выбытие
под влиянием НТП и международной конкуренции.
Сейчас
становится все очевиднее, что сектор услуг, понимаемый в широком смысле -
производственные услуги и услуги населению и прежде всего высокотехнологичные
услуги, - может обеспечить значительный прирост занятости как в настоящее
время, так и в будущем. Во Франции и в Великобритании в нем работают ^/з всех
занятых, а в США - еще больше. Другие развитые страны по этому показателю также
начинают к ним приближаться.
Производство
услуг может стать "локомотивом" экономического роста в том смысле,
что они более не играют дополнительную, вспомогательную роль по отношению к
промышленности: ИТТ позволяют увеличить "обменный потенциал" услуг,
который в прошлом был весьма ограничен и, таким образом, расширить их рынок,
что в свое время произошло с продукцией обрабатывающей промышленности.
Следовательно, сектор услуг (например, предприятия по выпуску программного
обеспечения) сегодня характеризуется показателями, схожими с теми, которые
присущи традиционным промышленным производствам. Правда, их труднее
воспринимать, потому что они часто связаны с производством нематериальных
продуктов. Сектор услуг все больше обогащается за счет новых сетевых решений.
Постепенно возникает инфраструктура и разрабатываются методы применения новых
высокоскоростных телекоммуникационных систем, способных передавать не только
цифры и тексты, но и изображение и звук (мультимедиа), что раскрывает
содержание возможного сценария очередного цикла экономического развития, когда
потребителям будут предложены новые услуги, компании-поставщики получат доступ
к глобальным рынкам, а в сфере новых видов деятельности будут созданы
дополнительные рабочие места. Потенциал экономического развития, который несут
в себе информационные сети, исключительно высок, поскольку они охватывают и
изменяют различные сферы человеческой жизнедеятельности: развлечения и
торговлю, финансы и средства массовой информации, образование и медицину,
рекламу, почтовую связь и т.д.
Следует
отметить, что не все виды услуг одинаково подвержены влиянию ИТТ. Оно велико в
области оказания новых финансовых и страховых услуг и услуг компаниям, где
существенно возрос "обменный потенциал" услуг и расширились их
предложение, а следовательно, и занятость. В сфере же промежуточных услуг
(торговля, транспорт и связь) влияние ИТТ в большей степени способствовало
повышению производительности труда, чем рыночной экспансии, и не привело к
увеличению занятости. Наконец, в области социальных и персональных услуг,
которые в немалой степени обусловливают создание новых рабочих мест в третичном
секторе, возможности применения ИТТ оказались пока ограниченными. В будущем
они, скорее всего, возрастут, особенно в образовании, культуре, науке,
профессиональном обучении и здравоохранении.
Темпы перехода
к использованию новых сетевых услуг зависят от различных факторов, в частности,
от экономических преимуществ, которые обеспечивает новая услуга по сравнению с
традиционной; от легкости обучения пользованию новым видом услуги; от
стабильности технологий, на которых основана услуга; от доступности
соответствующей коммуникационной инфраструктуры.
Важнейшую роль
в быстром распространении новых видов услуг играет обучение потенциальных
пользователей, то есть инвестиции в человеческий капитал. Новым услугам присуща
тесная взаимосвязь "культуры пользования" и "культуры
развития", и в отличие от промышленности потребление в этом секторе не так
четко отделено от производства. Это - проблема не просто адаптации потребителей
к новым процессам и продуктам, но, скорее, взаимодействия методов
"обучения в ходе работы" и "обучения в ходе пользования" со
стороны как поставщика, так и потребителя.
Новые
рабочие места и сетевые услуги
Сегодня ИТТ
могут внести решающий вклад в укрепление взаимосвязи между ростом производительности
труда, объемов производства, инвестиций и занятости. Новые виды услуг,
распространяющиеся по сетям, в состоянии создать немало рабочих мест, что
подтверждает практика последних лет.
Согласно
экспертным оценкам, в США вклад информационного сектора (информационные системы
и телекоммуникации, средства массовой информации) в ВВП в следующем десятилетии
удвоится, что приведет к созданию 3-5 млн. новых рабочих мест главным образом в
малых и средних инновационных фирмах. Только вокруг Ин-тернета уже возникло
примерно 400 тыс. рабоччх мест. Япония, в свою очередь, надеется создать в
секторе мультимедиа в ближайшие 15 лет 2,5 млн. рабочих мест, а страны ЕС - 6
млн.
Опыт США
опровергает широко распространенное мнение, что инновационные процессы снижают
качество и ухудшают содержание труда, разделяя рабочую силу на своего рода
рабочую аристократию - "тех, кто знает" - и основную массу работников
низкой квалификации. В действительности в посседнее десятилетие значительная
часть новых рабочих мест была создана в третичном секторе, где работники
выполняют функции менеджеров, специалистов, консультантов и мелких
предпринимателей, нередко работая неполный день. Например, на предприятиях,
производящих программное обеспечение, с высокой долей специалистов в числе
занятых за пять лет было создано 250 тыс. новых рабочих мест, в то время как в
обрабатывающей промышленности их количество сократилось на 116 тыс. В секторе
финансовых услуг за последние десять лет было ликвидировано 80 тыс. рабочих
мест, связанных с оказанием традиционных услуг, но появилось 500 тыс. рабочих
мест в таких новых областях, как управление ценными бумагами и активами,
обслуживание кредитных карт.
Среди
возможностей информационных сетей следует особо отметить поддержку
дистанционной (надомной) работы. Это - часть процесса децентрализации служебной
деятельности во времени и пространстве. Несмотря на все сложности, связанные с
внедрением подобного новшества, компаниям оно может дать не только
организационные, но и экономические преимущества.
Многие успешные
эксперименты, проведенные в разных странах мира и в том числе в Италии,
подтвердили, что дистанционная работа не только означает возможность трудиться
дома; она способствует обеспечению более гибкого подхода к выполнению
работником своих функций, оптимизируя соотношение рабочего времени и времени,
затрачиваемого на поездки на работу. Молодые профессионалы новой сферы услуг
нередко предпочитают такую форму занятости и работу неполный день, чтобы вести
независимый образ жизни, далекий от стандартов корпоративной бюрократии.
Распространение надомной работы требует достижения согласия между работниками и
работодателями и пересмотра их отношений. Частичная занятость все больше
рассматривается как результат современных структурных сдвигов в экономике, а не
как новая форма эксплуатации трудящихся. Поощрение независимой работы в
информационных сетях приведет к увеличению доли самозанятых по сравнению с
долей наемных работников.
Опасность
отставания для Европы
Хотя широкое
использование новых технологий открывает огромные возможности для
экономического роста, для европейских стран характерно как общее отставание в
этой области, так и отсутствие стратегической инициативы, необходимой для
развития сектора услуг. Исходные условия в Европе с точки зрения создания новых
продуктов и услуг и формирования навыков пользования ими в целом менее
благоприятны, чем в США. Следует также отметить недостаточно высокий уровень
компьютерной грамотности, малую насыщенность домашних хозяйств электронными
технологиями) слабое развитие таких видов услуг, как компьютерная торговля,
дистанционная занятость, обмен информацией между органами власти, гражданами и
фирмами.
Существуют и
другие проблемы, связанные с созданием соответствующей нематериальной
инфраструктуры: модернизация школьного обучения, формирование благоприятной для
инновационного предпринимательства среды и ориентация финансовой системы на
содействие реализации новых идей и инициатив. Для их решения требуется
вмешательство международных европейских организаций. В противном случае нам
грозит утрата накопленного технологического потенциала, а упущенные возможности
восполнить уже пе удастся.
В свете
сказанного представляется целесообразным проведение следующих мер:
- всемерное
содействие ускоренному распространению высокотехнологичных услуг на
общеевропейском рынке (например, компьютерная торговля и дистанционная работа)
и в административных структурах (электронная документация, обмен информацией
между различными субъектами, информационные системы для граждан и компаний, электронные
библиотеки и музеи и т.д.);
- полная
либерализация услуг и информационных сетей, стимулирование подлинной
конкуренции как на локальном, так и на национальном уровне. Рабочие места
создаются тогда, когда товары и услуги производятся в конкретных местностях, но
подвергаются воздействию глобальной конкуренции и соответствуют требованиям
мировых рынков, в том числе и в области управления. При этом необходимо
избегать соблазнов субсидирования и протекционизма;
- выработка
четких селективных стратегий развития научно-технической сферы, включая
университеты и частные компании, согласование их со специальными программами
применения ИТТ;
-
совершенствование системы образования на основе внедрения новых информационных
технологий, переобучения учителей, обеспечения доступа всех школ к Интернету;
-
предоставление организационной и финансовой поддержки молодым предпринимателям,
работающим в сфере информационных услуг;
- завершение
процесса приватизации, поскольку акционеры, безусловно, заинтересованы в
создании добавленной стоимости, и ограничение источников финансирования
второстепенных услуг, оказываемых государством.
Список
литературы
Дж. БРАЧЧИ,
проректор Миланского политехнического университета (Италия). Новые формы
занятости и информационные технологии
|