p> В марксистской теории используется понятие "промежуточный продукт" —
часть валового очищенного продукта, который расходуется в течение года на
текущие материальные затраты: сырье, топливо, энергию, комплектующие детали
и узлы, полуфабрикаты и др. В соответствии с марксистской методологией вся вновь созданная стоимость
в материальном производстве представляет собой НД. НД имеет две формы:
натуральную и стоимостную. В натуральной форме он представляет собой
предметы потребления для удовлетворения личных потребностей населения и
средства производства для расширения производства. В стоимостной форме НД
выступает как сумма необходимого и прибавочного продукта. Необходимый
продукт обеспечивает воспроизводство рабочей силы и существует в форме
оплаты по труду, выплат и льгот из общественных фондов потребления.
Прибавочный продукт предназначен для расширения производства, т.е. для
закупки средств производства и найма дополнительной рабочей силы, а также
на содержание непроизводственной сферы, создание страховых резервов и
запасов и другие цели. В ходе осуществляемых в Беларуси экономических преобразований по
формированию социально ориентированной рыночной экономики правительственным
органам следует определять эффективность своей деятельности мерой реального
роста уровня жизни населения, ибо «человек, его права, свободы и гарантии
их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства»
(ст. 2 Конституции Республики Беларусь). О государственной же и частной
формах собственности в ст. 13 Основного закона говорится, что «государство
предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной
деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и
равные условия для развития всех форм собственности». Государство
гарантирует всем равные возможности использования способностей и имущества
для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической
деятельности, а также право участвовать в управлении предприятиями,
организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и
своего благосостояния.
Анализ отдельных законодательных актов, принятых в последние годы органами
власти нашей страны, свидетельствует о том, что экономическая политика
правительства все больше ориентируется на ограничение со стороны
государства рыночных механизмов развития экономики. Так, почти свернута
программа разгосударствления и приватизации; предприятия негосударственных
форм собственности посредством глобального лицензирования, перманентной
перерегистрации и труднопереносимых методов фискальной, денежно-кредитной,
ценовой политики всячески вытесняются из легального коммерческого оборота.
Три обстоятельства, которые недостаточно учитываются в трансформационный
период управляющими органами республики при принятии решений, сводятся к
тому, что, во-первых, экономическая система страны - это не замкнутая, а открытая
система, рано или поздно интегрирующаяся в мировое рыночное хозяйство. во-вторых, нельзя менять складывающиеся «правила игры» (хозяйственное
законодательство) так часто. Хорош тот закон, который всеми выполняется, а
не тот, который постоянно изменяется и дополняется. Так мы не создадим
правового государства и законопослушных граждан, включая хозяйствующих
субъектов. в-третьих, законодатели не всегда принимают во внимание, что чем лучше
тот или иной закон учитывает материальные интересы населения страны, тем
богаче становится государство. Например, либерализация цен в Беларуси (в
отличие от других стран СНГ и государств Балтии) сочеталась и сочетается с
сохранением регулируемых цен на значительное количество продовольственных и
многих непродовольственных товаров. В результате происходит увеличение
вывоза этих товаров в соседние страны, обостряется дефицит и растут цены на
внутреннем рынке.
Структурные изменения на микроэкономическом уровне приводят к
приспособлению, постепенным переменам и переходу к рыночному хозяйству.
Однако реструктуризация - многоаспектный процесс, охватывающий структуру
собственности, организационную, финансовую, структуры административного
управления, занятости, структуру производства, - без содействия
государственных органов власти превратится в длительный процесс. Рыночная
экономика будет расширяться по мере увеличения доли предприятий с частной
формой собственности, укрепления финансово-хозяйственной автономии
предприятий, легализации их целевой установки на получение максимальной
прибыли на вложенный капитал, развития и расширения конкуренции с другими
предприятиями с целью привлечения покупателей. Сознательно или интуитивно, но управление экономикой в период всевозрастающего включения в нее элементов рыночного механизма осуществляется хотя и не всегда достаточно успешно, но все же с применением экономических рычагов. Залогом эффективного государственного управления на макроэкономическом
уровне являются стабилизация цен, достижение полной занятости населения,
рациональные внешнеторговый и платежный балансы, экономический рост. Это
означает, что объектами государственного управления (анализа, прогноза,
контроля и регулирования) выступают: во-первых, уровень, соотношения и динамика цен на товары, работы и
услуги; во-вторых, уровень безработицы, создание новых рабочих мест,
государственная поддержка подготовки и переподготовки кадров в соответствии
с требованиями индустриального развития города и села в Республике
Беларусь; в-третьих,, рациональное государственное регулирование внешней
торговли с помощью финансовых рычагов (налогов, субсидий, таможенной
политики), международных перевозок, займов, туризма, других форм
внешнеэкономических связей; в-четвертых, обеспечение мотивации к экономическому росту, основными
показателями которого являются динамика валового внутреннего продукта и
национального дохода, рост накопления национального богатства. Не надо быть особенно компетентным в этих вопросах, чтобы понять, что
основную роль в решении всех указанных экономических функций государства
играют деньги, выступающие и как средство обращения, и как средство
измерения стоимости, и как средство накопления. Прочность всего фундамента
экономики зависит от эффективности государственного управления: чем
эффективнее управление экономикой, тем прочнее национальная валюта, ее
конвертируемость, превращение в самый желанный товар, движущий
экономический мотив в трудовой деятельности, независимо от собственника
средств производства и факторов производства. Не вызывает сомнения тот факт, что роль денег в механизме
функционирования рыночной экономики как на микроэкономическом, так и на
макроэкономическом уровнях сегодня становится преобладающей. В национальном хозяйстве происходит процесс кругооборота доходов и продуктов: потоки денежных доходов движутся навстречу потоку продуктов, обеспечивая обращение на рынках продуктов и ресурсов. Результатом обращения является конечное потребление и накопление в фирмах и на предприятиях, а также в домашних хозяйствах (см. рис.). Анализ и измерение денежных потоков домашних хозяйств для реализации
готовых товаров и услуг, денежная оценка потоков ресурсов и промежуточных
товаров, входящих в рынки продуктов и ресурсов, для измерения валового
внутреннего продукта и составления баланса национального богатства и
являются объектами национальной системы счетоводства. Под ресурсами понимаются факторы производства, а денежные платежи
принимают форму заработной платы, процентного дохода, ренты, налога и т.п. В СНС ресурсы представлены в правой их части в денежном выражении, а их
использование - в левой части. Под готовыми товарами и услугами подразумеваются товары и услуги для
продажи потребителям, которые их используют для конечного потребления,
частных инвестиций, государственных закупок или на экспорт. В отличие от
готовых товаров и услуг, существуют промежуточные товары, услуги и работы,
которые покупаются на рынке с целью последующего их использования в форме
ресурсов производства других товаров. В нашей терминологии близким понятием
промежуточных товаров являются материальные затраты в процессе
хозяйственной деятельности, представляющие собой перенесенную на готовый
продукт стоимость.
Совокупность промежуточных товаров, рабочей силы, производственных услуг
(материальных и нематериальных) и основного капитала, включая землю,
выступает в форме ресурсов для предпринимательской деятельности, реального
сектора экономики - сектора нефинансовых предприятий. Поток расходов на
ресурсы осуществляется через рынок ресурсов, возвращаясь в сектор домашних
хозяйств в виде НД, т.е. всей суммы заработной платы, рентных платежей
(доходов от собственности), процентных выплат и прибыли. Часть НД в виде
прибыли возвращается домашним хозяйствам потому, что владельцами корпораций
и фирм являются частные лица, а там, где этим занимается государство, очень
трудно ожидать эффективности производства и высокой скорости денежного
оборота.
Правительство осуществляет анализ, контроль и регулирование процессов
кругооборота материальных и денежных ресурсов в секторах экономики,
используя фискальную политику - урезая с помощью налогов потребление или
сбережения в секторе домашних хозяйств. Оно регулирует расходы на частные
инвестиции через государственные займы и ограничения коммерческих и
банковских кредитов. С помощью государственных расходов на содержание
армии, судов, органов охраны общественного порядка, на «бесплатное»
лечение, образование, культуру, строительство и содержание дорог и прочее
правительство урезает и конечное потребление в домашних хозяйствах.
Посредством так называемых трансфертных платежей (пенсий, пособий по
безработице, пособий на детей и т.п.) оно осуществляет социальную поддержку
домашних хозяйств. Только правительство с помощью денежно-кредитной
политики регулирует эмиссию и воздействует на количество денег в обращении.
В практику управления национальной экономикой сегодня прочно вошел термин
«субъект хозяйствования». Однако в реальной жизни имеют место отношения со
многими экономическими субъектами, не подпадающими под определение
самостоятельного субъекта хозяйствования. Таковы, например, филиалы
предприятия, профсоюзные органы, бюджетные учреждения и т.д. Более широким
понятием, которое используется в СНС, является «институциональная единица».
В экономике это юридическое или физическое лицо, которое может от своего
имени владеть активами (имуществом), принимать на себя обязательства,
осуществлять экономическую деятельность и хозяйственные операции с другими
институциональными единицами.
Т.о., товарно-денежные потоки осуществляются институциональными единицами
на микроэкономическом уровне.
Денежная масса в стране зависит от скорости обращения денег, уровня цен и
величины реального НП. Это выражено в классическом уравнении обмена: МV = РУ, где М - денежная масса в обращении;
V - скорость обращения денег;
Р - индекс цен на готовые товары и услуги;
У - реальный национальный продукт. Преобразованное данное уравнение: М = РY/V. Количество денег в обращении прямо пропорционально росту номинального НП и
обратно пропорционально скорости обращения денег.
На основе уравнения обмена можно сделать многие важные выводы относительно
анализа макроэкономики на правительственном уровне, в том числе по
управлению инфляцией, уровнем цен и экономическим ростом. Особенно важно
учитывать структурные изменения в производстве и распределении НП. Здесь
главенствуют деньги в качестве сбережений - той части доходов домашних
хозяйств, которая не используется для потребления и уплаты чистых налогов
(налоги за вычетом трансфертных платежей правительства). В рыночном
хозяйстве равновесие между сбережениями и инвестициями регулируется с
помощью финансовых рынков или рынков денег. Чтобы превратить потоки
сбережений в потоки инвестиций, существуют каналы прямого и косвенного
финансирования. Прямой способ финансирования - это перемещения сбережений
от их собственников к заемщикам путем выпуска ценных бумаг: акций,
префакций, облигаций и т.п. При этом собственники сбережений довольно часто
получают право долевого участия в собственности на капитал корпорации
(фирмы). Такое финансирование еще называют капитальным. Вторая группа
каналов связана с косвенным финансированием, осуществляемым через особый
сектор экономики - сектор финансовых организаций, в который входят
финансовые посредники: коммерческие банки, инвестиционные компании, чековые
фонды, валютные и фондовые биржи, страховые компании, ссудосберегательные
компании, ипотечные банки. Через финансовых посредников перекачивается
существенная часть всех денежных потоков сбережений домашних хозяйств.
Финансовые корпорации представляют собой важнейший сектор экономики в
условиях рынка. Кроме секторов нефинансовых предприятий, финансовых
организаций, домашних хозяйств и сектора правительственных учреждений, в
национальной экономике функционирует сектор некоммерческих организаций
(НКО), в который входят не субъекты хозяйствования, а институциональные
единицы, призванные обслуживать домашние хозяйства, в том числе
профессиональные, творческие и другие союзы, партии, религиозные
учреждения, общества, ассоциации, фонды и пр., т.е. институциональные
единицы, целью деятельности которых не является извлечение прибыли. Этот
сектор существует за счет членских взносов, пожертвований, субсидий и
других целевых средств, получаемых из других секторов экономики.
По всем указанным секторам в СНС составляется как минимум 10 счетов:
производства, образования доходов, первичного распределения доходов,
вторичного распределения доходов, операций с капиталом, финансовый, прочих
изменений в активах, переоценки материальных ценностей, текущих операций по
ВЭД, балансовый счет. До сих пор были охарактеризованы денежные потоки в замкнутой
экономической системе. Однако Беларусь представляет собой открытую
экономическую систему, связанную с иностранными экономическими системами
(«остальной мир») посредством экспорта и импорта товаров и услуг, а также
мировых финансовых рынков. Механизм экспорта, импорта и финансовых операций
с «остальным миром» может способствовать притоку иностранного капитала,
если экспорт товаров и услуг превышает их импорт, и наоборот - оттоку
денежного капитала в валюте, если импорт товаров и услуг превышает их
экспорт. Кроме того, через финансовые операции в форме займов и кредитов,
покупок и продаж ценных бумаг приводятся в движение потоки доходов от
собственности внутри страны и за рубежом.
Операции с «остальным миром» получают отражение в СНС как по текущим, так и
капитальным затратам в национальную экономику. НП выступает в виде расходов реального сектора на производство и
инвестиции. Правительство образует дополнительные потоки товаров и услуг
для общественного потребления, пуская на эти цели чистые налоги и госзаймы.
Финансовые рынки, рынки продуктов и ресурсов обслуживаются через финансовых
посредников, т.е. через финансовые корпорации. Следует также подчеркнуть
существование трех видов денежных средств, которые не идут на покупку
товаров и услуг, произведенных для внутреннего рынка. Это чистые налоги,
поступающие в распоряжение правительства; сбережения, попадающие на
финансовые рынки (рынки ценных бумаг, кредитные и валютные рынки) через
финансовых посредников или минуя их; наконец, компенсационные платежи по
импорту, которые уходят в иностранные экономические системы.
Эти три части НД, не используемые на покупку товаров и услуг, произведенных
внутри страны, носят название «утечки». В противоположность «утечкам» есть
три вида так называемых инъекций. К инъекциям относятся расходы на
финансирование НП, осуществляемые непотребителями. Речь идет об
инвестициях, государственных закупках и денежном покрытии экспорта от
«остального мира» (ввоз валюты). Сумма инъекций и потребления составляет
национальный продукт, который равен национальному доходу.
Основой информационного обеспечения СНС выступает первичный статистический
и бухгалтерский учет, его интеграция через бухгалтерскую, финансовую и
другие виды отчетности в СНС. Переход к СНС следует рассматривать как длительный поэтапный процесс
совершенствования и преобразования системы бухгалтерского и статистического
учета в форму, пригодную для макроэкономического анализа и прогноза
развития национального хозяйства в разрезе секторов и отраслей экономики.
Цель СНС - получить полную картину экономической деятельности страны с
помощью системы взаимосвязанных счетов и таблиц по секторам и отраслям.
На основе СНС необходимо решать задачи повышения оперативности получения
статистических данных о произведенном ВВП, НД, конечном потреблении,
валовой прибыли, национальном сбережении и др. Можно с высокой степенью
вероятности предсказать, что от годовой периодичности данных
макроэкономических показателей статистика Беларуси сможет перейти к
полугодовому, затем - к поквартальному режиму их разработки. Это позволит
прогнозировать тенденции в социально-экономическом развитии секторов
экономики, отраслей и подотраслей национального хозяйства.
Наряду с классификацией (делением) национального хозяйства по признаку
разделения труда и специализации производства, в основу управления (учета,
анализа, регулирования) экономикой в СНС в зависимости от целей,
выполняемых институциональными единицами, берутся определенные
экономические и социальные признаки, предполагающие деление национального
хозяйства на секторы экономики. Подобное деление делает сектор главным
компонентом экономики по отношению к отрасли, а последняя становится
вторичным подразделением по отношению к каждому из секторов.
Бесспорно, осуществлять статистический учет и анализ в разрезе секторов
экономики значительно эффективнее, чем по отраслям экономики, т.к.
становится предельно ясным на макроэкономическом уровне, «кто есть кто» и
какой вклад вносит каждый сектор в социально-экономическое развитие страны
в целом. Только после этого можно адресно решать проблему регулирующих
воздействий на ту или иную отрасль экономики в целях повышения темпов и
улучшения пропорций экономического развития государства. Именно таким
образом и должна быть осуществлена реорганизация (перестройка) бухгалтерского и статистического учета на государственном
уровне при переходе к СНС.
Как в СНС, так и в бухгалтерском учете следует различать и делить
экономические операции на три основные группы: а) операции с продуктами и
услугами; б) распределительные операции; в) финансовые операции.
Операции с продуктами и услугами относятся к производству, обращению
(обмену) и использованию продуктов и услуг в секторах и отраслях экономики
(потоки товаров). При этом они включают операции, произведенные в данном
периоде, и операции с существующими продуктами, произведенными ранее,
включая импорт. Здесь возникает ряд организационных вопросов по правильному
учету движения материальных потоков в бухгалтерском учете, связанных с
приобретением, движением в производстве основных средств, запасов сырья и
материалов, оприходованием и реализацией готовой продукции и услуг.
Целями распределительных операций являются распределение и
перераспределение добавленной стоимости, созданной производителями, а также
распределение сбережений. В бухучете следует четко организовать оплату
труда работников, внесение платежей в бюджет, внебюджетные фонды и за
аренду; расчет прибыли, смешанного дохода, их распределения между
собственниками (учредителями); определение направления чистых налогов,
сбережений, платежей по импорту.
Финансовые операции связаны с изменениями в финансовых активах и пассивах
по различным секторам экономики. В бухгалтерском учете это операции по
учету инвестиций, долго- и краткосрочных финансовых вложений, изменений
дебиторской и кредиторской задолженности, кредитов, займов и т.п.
Как в бухучете, так и в СНС используются счета и двойная запись. Каждый
счет относится к одному аспекту экономической деятельности, каждая операция
отражается дважды: один раз в ресурсах, другой - в их использовании. Итоги
операций на каждой стороне счета балансируются или по определению, или с
помощью балансирующей статьи, которая сама по себе важна в экономическом
анализе и служит для перехода к следующему счету. Если в разрезе секторов
ведутся в основном все счета внутренней экономики, то по отраслям - только
два счета, производства и первичного распределения доходов. Это еще раз
подтверждает необходимость осуществления в первую очередь анализа движения
общественного воспроизводства по секторам экономики.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|