Национальная экономика и механизм ее развития
Национальная экономика и механизм ее развития
П.Г. Ермишин
1. Национальная экономика: цели и результаты
Под
национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны. Это совокупность
всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними
экономическими связями. В национальной экономике в неразрывном комплексе
выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ,
услуг и духовных ценностей. Она есть продукт исторического развития данного
общества и имеет свое лицо: частное, смешанное, государственное и т.д.
Национальная
экономика как целостный организм характеризуется следующими признаками:
1.
Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной
единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.
2.
Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим
воспроизводственным контуром.
3.
Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет
регулирующую и координационную роль.
В
национальной экономике каждый субъект, будь то хозяйство, фирма, регион или
государство, включаясь в экономическое пространство преследует свой интерес.
Согласование же интересов направляется объективными экономическими законами:
каждый индивид, имея свой собственный интерес, одновременно способствует
достижению наибольшего блага для всех.
Национальная
экономика стремится к стабильности, эффективности, справедливости через
обеспечение:
1.
Стабильного роста национального объема производства;
2.
Высокого и стабильного уровня занятости;
3.
Стабильного уровня цен;
4.
Поддержание равновесного внешнего баланса.
Названные
цели достигаются через применение определенных инструментов макроэкономического
регулирования.
Ими
являются:
-
фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через налоговую
систему и расходы государства);
-
денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложением через ставку
процента, резервную норму и другие инструменты);
-
политика регулирования доходов (от свободного установления заработной платы и
цен до декретного контроля);
-
внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулирование обменного
курса).
Общим
и конечным результатами функционирования национальной экономики являются
приращение национального богатства, объемов прибыльных и нужных обществу
товаров и услуг, наиболее эффективное использование ограниченных людских и
материальных ресурсов. В лекции об общественном производстве и его результатах
эти показатели приводились (ВОП, НД, ВНП) и давалась характеристика каждому из
них.
Общей
закономерностью рыночной экономики является цикличность ее развития: от подъема
к спаду, за ним следует застой в производстве и деловой жизни (депрессия),
который сменяется оживлением и подъемом. Кризисы стали периодически повторяться
начиная с 1825 г.
Цикличность
рыночной экономики обусловлена объективными факторами. Материальной основой
цикличности является физическое обновление основного капитала, хотя
непосредственным толчком для кризиса могут быть самые разные причины, и прежде
всего, денежно-кредитные потрясения.
Если
периодичность обычных кризисов составляет - 7- 12 лет, коротких циклов - 3-4
года, то длинные волны измеряются 40-60 годами. Последние связаны со
структурным обновлением технологического способа производства.
Кризисы
сопровождаются безработицей, расстройством денежной системы, банкротствами,
ухудшением жизни населения.
Наряду
с теорией цикличности и в противовес ей существует теория экономического
равновесия. Она получила развитие в трудах представителей классической науки
(А. Смит, Д. Рикардо) и имеет многих приверженцев среди современных
экономистов. По этой теории сам рыночный механизм обеспечивает восстановление экономического
равновесия и его поддержание, взаимную сбалансированность спроса и предложения,
накопления и потребления, а также между производством средств производства и
производством предметов потребления. Главным механизмом самонастройки
экономических связей считается механизм свободной конкуренции.
2. Сущность и функции финансов
Современный
мир - это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими
пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на
международной арене.
В
процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая
национальной экономикой в целом, образуются и используются фонды денежных
средств. При этом не имеет значение в какой форме выступают деньги: в виде
наличных бумажных знаков, то ли в форме кредитных карточек, или на значащихся
на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы.
Система
образования и использования фондов денежных ресурсов, участвующих в обеспечении
процесса воспроизводства и составляет финансы общества. А совокупность
экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и
организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с
движением денежных фондов, образует финансовые отношения. Они сложны,
разнообразны и напоминают кровеносную систему живого организма, через которую
осуществляется движение товаров и услуг, своеобразный обмен веществ между
экономическими клеточками общественного организма. На периферии этого организма
финансовые отношения прекращаются. Здесь деньги уже выступают в своих
естественных функциях как средства обращения или платежа. Но прежде чем дойти
до этого конечного звена, они формируются и обслуживают всю совокупность
хозяйственных связей и экономических отношений.
Финансовая
система включает три основных звена: государственные финансы, финансы населения
и финансы предприятия. Из этих трех звеньев главным являются финансы
предприятий, ибо первые два звена формируются на их базе.
Государственные
финансы состоят из двух основных элементов: государственного бюджета и
внебюджетных фондов. Государственный бюджет - это годовой план доходов и
расходов государства, это деньги, которые позволяют государству выполнять
экономические и социальные функции (а в последнее время и политические).
Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов
(области, города, района, поселкового совета). Поэтому утверждение
государственных бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер.
Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние стремятся оставить
больше средств в своем распоряжении.
Внебюджетные
фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне
системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный
фонд, фонд социального страхования и др.
Бюджет
состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с развитой рыночной
экономикой доходная часть бюджета на 80-90% формируется за счет налогов с
предприятий и населения.
Остальная
часть поступает от использования государственной собственности,
внешнеэкономической деятельности. Структура расходной части бюджета включает в
себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение, просвещение,
социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону,
государственное управление.
В
условиях социально-ориентированной экономики налогообложение строится на
принципах обязательности уплаты, социальной справедливости и связей с
получением блага. Подробнее об этом шла речь в лекции "Об экономической
роли и функциях современного государства". В Украине налоговая система
находится еще в стадии становления.
Соотношение
доходной и расходной части бюджета может быть сбалансированным, но может быть и
неравным. Чаще всего государства сталкиваются с ситуацией, при которой расходы
превышают доходы. Практика бюджетного дефицита широко развита в мире. Но всегда
существует некоторый предел, за границей которого начинаются нежелательные
явления в экономике. Страна начинает жить в долг перед своим населением,
другими государствами, разбазаривает свое национальное достояние и ухудшает
условия жизни для будущих поколений. По расчетам МВФ бюджетный дефицит не
должен превышать 2% от ВНП. Дефицит бюджета Украины составляет 6-7% и
покрывается за счет кредитов НБУ (23%), внутренних займов - 33%, внешних займов
- 44%. Естественно, эти цифры нестабильны, но пока годовые отклонения от них
незначительны.
3. Фискальная политика государства и ее влияние на
объем национального производства
Под
фискальной (налоговой) политикой государства понимается постоянное
вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью
регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере
налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного
бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики,
обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного
обращения. Государство сильно своими финансами. США завершило 1997 год с
нулевым дефицитом бюджета, высокой занятостью населения, а, следовательно, и с
высоким его платежным спросом, что в свою очередь обеспечивает экономический
рост национальной экономики. И в основе этого динамизма лежит эффективная
финансовая политика государства, которая всегда подвижна и нацелена на
разрешение крупных экономических программ: стимулирование хозяйственной
активности предпринимателей, мелкого бизнеса, на борьбу с безработицей, с
инфляцией и т.п.
В
развитых государствах через бюджеты распределяется примерно 1/5 валового
национального продукта или 40-50 процентов годового национального дохода. Такие
средства позволяют проводить структурную перестройку производства, осваивать
новейшие технологии и разрабатывать крупномасштабные научно-технические
программы.
Процесс
становления фискальной политики в Украине идет в сложной противоречивой
обстановке. На первых этапах перестройки государство утеряло контроль за
хозяйственной деятельностью, ценообразованием, не создало правовую основу
налоговой системы. С возрастанием ставок налогообложения прекратился приток инвестиции
в сферу материального производства, капитал сосредоточился в
торгово-посреднической сфере, которая приняла криминальный характер.
Собираемость налогов составляет 50-55 процентов от запланированных по бюджету
сумм. Проявилось действие За-кона Спроса: чем выше ставки налогов тем меньше
поступает денег в кассу. Налоговая служба стала такой многочисленной, что
начинает работать сама на себя. С 1997 года создается система Государственного
реестра физических лиц и начинает осуществляться сплошное декларирование
доходов граждан. Однако при этом надо учитывать два момента: психологию
населения, непривычной к четкой записи своих доходов и расходов, а также
старушек и инженеров, торгующих семечками в местах массового прохода и
скопления людей. Они вышли в людные места гонимые нуждой и поставить около них
налогового инспектора с государственной кружкой было бы кощунством.
В
основу фискальной политики Украины предполагается ввести следующие принципы:
-
основу всей системы налогообложения должны составить прямые налоги на землю,
имущество, капитал, доходы физических и юридических лиц и прибыль юридических
лиц;
-
косвенные налоги должны применяться в форме акцизов с целью защиты собственного
производителя, ограничения потребления отдельных видов товаров, а также на
предметы роскоши и на доходы производителя-моноплиста;
-
применение при налогообложении дифференцированных ставок в зависимости от
величины получаемого дохода;
-
ликвидация необоснованных льгот при налогообложении.
4. Влияние потребления и инвестиций на объем
национального производства
Теоретическое
обоснование фискальная политика получила в работах выдающегося английского
ученого Дж. Кейнса и его последователей. В экономическую мысль эта теория вошла
как теория государственного регулирования экономики, основными элементами
которой являются потребление, сбережение, инвестиции, то есть модель
совокупного спроса.
Совокупный
спрос включает потребительский спрос и спрос инвестиционный (расходы на
капиталовложения). Потребление измеряется количеством товаров, купленных и
потребленных в течение какого-то периода времени. На общее количество ресурсов,
расходуемых на потребление влияют объективные и субъективные (психологические)
факторы. Потребление движется в том же направление что и доход. Выше доход -
больше покупок. Психологически же человек склонен не только к увеличению
потребления по мере роста доходов, но и к сбережению. В распределении доходов
скрещиваются две линии: предельная склонность к потреблению и предельная
склонность к сбережению. При возрастании общего дохода часть его пойдет на
прирост потребления, а другая часть на прирост сбережения. Сбережение доходов и
прибыли экономисты рассматривают как основу инвестиций. Уровень инвестиций
оказывает существенное воздействие на объемы производства и национального
дохода.
Сбережения
и инвестиции могут осуществляться разными хозяйственными субъектами. Инвестор и
тот, кто сберегает, совпадают в том случае, когда источником инвестиций
являются накопления предприятий. Во второй половине ХХ столетия основным
инвестором стало само населения, а источником их инвестирования являются его
сбережения. Именно поэтому банки и другие кредитно-финансовые институты так
активно охотятся за сберегаемой частью доходов населения.
Но
сбережения и инвестиции зависят от разных факторов. Объем инвестиций зависит от
нормы прибыли. Поставим перед собой вопрос. Если вложения капитала в
электронную промышленность обещает 15% прибыли, а покупка Государственных
ценных бумаг дает 35% годовых (как это сложилось в России и Украине), то куда
пойдет поток средств фирм? Естественно на покупку ценных бумаг. А государство
за счет этих средств будет выплачивать заработную плату бюджетни-кам и латать
свои другие прорехи. Прироста национального производства в этом случае не
будет.
Сбережения
- это возрастающая функция процента, а по Кейнсу это функция дохода: чем выше
уровень процента в банковских и сберегательных учреждениях на вклады населения,
тем выше будет активность населения по сбережению части своего дохода.
Рост
инвестиций ведет к росту производства и национального дохода, вызывает
вовлечение в производство дополнительных рабочих, увеличивается занятость, а с
ней и доход и потребление. Суть теории (эффекта) мультипликатора и заключается
в том, что увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода
общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций, то
есть инвестиции вызывают цепную реакцию в виде роста доходов и занятости.
Мультипликатор определяется как отношение прироста дохода к приращению
занятости.
На
макроуровне эффективность капитальных вложений определяется отношением прироста
национального дохода к приросту капитальных вложений. Важным при установлении
эффекта инвестирования является учет воздействия на окружающую среду, здоровье
населения.
Рыночная
экономика автоматически не регулирует инвестиционную активность и сбережения. В
сложной развитой экономике это функция государства, при этом его вмешательство
должно быть обсчитано как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане, то есть
научно обоснованно.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.aup.ru/
|