Научные основы и методология государственного регулирования экономики
Всероссийский заочный финансово - экономический институт ______________________________________________ К У Р С О В А Я Р А Б О Т А на тему: Научные основы и методология государственного регулирования экономики по дисциплине: Государственное регулирование экономики Студентки 3 курса специальность: ГМУ (периферия) Ильиной (Куклиной) Елены Владимировны преподаватель: Святышева Л. Л. 1999 г. С О Д Е Р Ж А Н И Е |1. Введение |3 |
|2. Регулирование экономики в рыночном хозяйстве |4 |
|3. Государственное регулирование экономики: цели и |6 |
|средства | |
|4. Теоретические модели государственного |10 |
|регулирования экономики. | |
|5. Методы государственного регулирования экономики |11 |
|6. Саморегулирование рыночной экономики. Недостат- |26 |
|ки рыночного регулирования. | |
|7. Негативы государственного вмешательства в эконо- |30 |
|мику. | |
|8. Некоторые принципиальные подходы к реализации |31 |
|государственного регулирования экономики. | |
|9. Список литературы |34 | В в е д е н и е Данная курсовая работа посвящена государственному регулированию
экономики. Вопрос о том, должна ли экономика регулироваться государством или
использовать рычаги саморегулирования, является спорным до настоящего
времени. Но если раньше ученые склонялись к тому , что экономика сама в
состоянии установить равновесие и удержать его, то сейчас становится ясно,
что государственное регулирование необходимо. Во всем мире функции государства в управлении экономикой значительно
расширились в течение ХХ века, особенно в промышленно развитых странах. Что
же касается России, то на первом этапе реформ, связанном с проведением
либерализации и приватизации, преобладал курс на максимальное свертывание
государственного вмешательства в экономику и саморегулирование рынка. Затем
( примерно с 1995 года), политика была скорректирована в целью воссоздания
государственного управления. Государственное регулирование охватывает все стороны общественного
воспроизводства. Но первостепенное внимание уделяется регулированию
отношений собственности и предпринимательства, инвестиций и структурной
перестройки отраслей материального производства, социального развития и
рынка труда, финансового рынка и денежного обращения, территориальных
пропорций и региональных рынков, природопользования, внешнеэкономической
деятельности. В своей курсовой работе я постаралась наиболее подробно описать
преимущества государственного управления, его цели и методы осуществления.
При написании курсовой работы я опиралась в основном на журнал “Экономист”. Конечно, сейчас государство не может обеспечить идеальное развитие
экономики. Для этого необходимо, чтобы люди, стоящие у власти были
достаточно высоко образованы и не принимали важные решения, опираясь только
лишь на свои собственные интересы, что происходит сейчас в России. Может
быть, когда - нибудь наша страна наконец выйдет на правильный путь и мы
перестанем быть отсталой страной. Регулирование экономики в рыночном хозяйстве Устойчивое развитие экономики предполагает реализацию комплекса мер,
направленных на рост национального дохода, сохранение жизни и здоровья
человека, решение демографических проблем, уменьшение дифференциации в
доходах населения, искоренение бедности. Экономическая наука изучает свою, определенную часть явлений, данных в
человеческом опыте. Но пока еще ученые не осознают, не представляют в
достаточно ясном виде, какова должна быть теоретическая программа
исследований. Экономическая наука должна иметь базисные понятия и принципиальные
гипотезы, чтобы руководствоваться ими при решении важных экономических
задач. Без фундамента не представляется возможным ставить крупные вопросы,
находить несоответствия, т. е. осмысленно двигаться вперед, расширяя круг
научно подтвержденных фактов, отказываясь от старых представлений. В настоящее время экономисты по -разному видят и понимают те или иные
проблемы экономической действительности: не одинаков взгляд на вопросы
инфляции и экономического роста, по-разному видят роль и место государства
в экономике. С одной стороны это хорошо, так как дает возможность выбрать
наилучший вариант решения той или иной проблемы. С другой стороны, в
экономике, как и в любой другой науке должны быть экспериментально
подтвержденные методы исследования. Таким ядром была в свое время теория
трудовой стоимости К. Маркса, но в конечном счете она привела к победе
хозяйственных отношений, замерших в неэффективности. Я думаю, что России нужен свой метод управления экономикой, который
смог бы уберечь нашу страну от многочисленных ошибок, которые совершаются
потому, что наши экономисты никак не могут прийти к компромиссу. На пороге к XXI веку на первый план исследований выдвинулись проблемы
различных экономических, социальных структурно- технологических и
организационных изменений. Обсуждаются понятия институциональная экономика,
социально ориентированная экономика, инвестиции в человека, человеческий
капитал, эволюционная теория конкуренции и другие. Сейчас , на пороге XXI века разворачиваются противоречивые процессы
становления экономики постиндустриального общества. Его важнейшие черты:
информатизация, усиление роли социальных критериев в развитии экономики,
всей жизнедеятельности общества, создание материально - технической базы
производства и воспроизводства на основе высоких технологий. Все это
требует новых подходов в управлении экономикой. И такие нововведения уже
существуют. Последние несколько лет экономическая наука во всем мире
активно разрабатывает новые концепции управления, регулирования,
хозяйствования, включая планологию. Планология рассматривается не только
как новая экономическая дисциплина, объединяющая знания, опыт, формы,
методы принятия управленческих решений, но и как принципиально новая наука
управления сложными процессами жизнедеятельности общества, предполагающая
практику , специфическую теорию, обеспечивающие достижение поставленных
целей. Целостность, системность, поиск станут признаками современной
экономики, независимо от социально - экономического положения. На первый
план выдвигается целостность воспроизводственных, структурных и
инновационных процессов. Первые шаги к экономическому росту, социально ориентированной
экономике, новой системе управления важно сделать по критериям:[1] контролируемого обществом развития демократизма и социальной
структуризации экономики и управления. оптимизации системы интересов и стимулов в экономике и общественных
отношениях. высоких технологий , включая информационные процессы производства,
жизнедеятельности человека, общества и государства. интеграции новых концепций планологии, методологии планирования и
механизмов регулирования плана и рынка в целостную систему управления. оптимизация функций государства и рынка в регулировании процессов
социально - экономического развития общества. формирования адекватной системы региональных распределительных
отношений и рационального использования трудовых и других ресурсов региона. Методы регулирования экономики не одинаковы в разных странах мира, ведь
разные страны имеют разную историю, разные национальные модели организации
хозяйства, разные традиции и разную культуру. Например, американская модель регулирования основана на поощрении
предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части
населения. Японская модель отличается определенным отставанием уровня жизни
населения от роста производительности труда. За счет этого снижается
себестоимость продукции и повышается ее конкурентоспособность на мировом
рынке. Швецкая модель основана на сокращении имущественного неравенства за
счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных
слоев населения. В Германская модели наибольшее внимание уделяется мелким и средним
предприятиям, а главной функцией государства является обеспечение хорошо
отлаженной конкуренции. Во всех этих странах государство играет первостепенную роль в
регулировании экономики. Государственное регулирование экономики: цели и средства. Во всех развитых странах рыночный механизм хозяйствования дополняется
инструментами государственного регулирования. соотношение которых зависит
от доли государственного сектора, исторических особенностей и традиций,
характера решаемых в данное время задач. Обычно, чем сильнее развиты
рыночные отношения, тем значительнее государственное влияние на
формирование рыночных механизмов и регуляторов. Государство превращается в
единый и главный координирующий и регулирующий центр хозяйственно -
финансовой системы, активно воздействует на параметры и индикаторы ее
функционирования и поддерживает расширяющимся комплексом средств и
инструментов желательный режим экономической динамики.1 Именно государство
создает условия для свободного предпринимательства и добросовестной
конкуренции. Государство регулирует формирование рыночной Среды и
обеспечивает устойчивость экономического роста. Государственная власть, государственный порядок и государственная
инициатива абсолютно необходимы для экономики, как необходимы для нее
государственное пространство, государственные границы и государственный
хозяйственный центр.1 Цели, на которые направляется государственное регулирование, зависят на
каждом историческом этапе от многих обстоятельств: степени общей развитости
экономики, ее структуры, меры включения в международное разделение труда.
Особо велико возможное многообразие целей для экономики, находящейся в
неустойчивом, переходном состоянии Ориентиры, которыми руководствуется государство в процессе
регулирования экономики, включают показатели, характеризующие уровень
экономического развития и качества жизни: продолжительность жизни человека,
доход (валовой внутренний продукт) на душу населения, уровень занятости,
степень реализации прав человека, уровень знаний, состояние окружающей
Среды. Существует ряд причин, которые характеризуют необходимость
государственного вмешательства в экономику. Государство обеспечивает определенность и целостность территориального
пространства хозяйствования, отлаживает международные связи хозяйственной
системы страны, защищает положение ее субъектов на мировом рынке. Государство поддерживает конкурентную борьбу в экономике. Государство соблюдает интересы всего населения страны. На это оказывают
влияние ценностные ориентировки общества, его фундаментальные духовно -
социальные параметры, связанные с историческим индивидуальным и
коллективным выбором. Государство участвует в перераспределении доходов в
обществе между беднейшими и богатыми слоями населения. Люди от природы не
равны по своим природным качествам, образовательному уровню и т. д. Владея
этой информацией, государство должно регулировать доходы населения: а) либо через систему трансфертов; б) либо через систему гарантированных цен (min зарплата, закупочные
цены на- сельхозпродукцию для фермеров и т. д. ) в) государство выравнивает доходы через налогово - бюджетные механизмы. Государство создает баланс экономических интересов в стране, не
допускает лидерства какой либо одной социальной группы. Государство корректирует диспропорции, возникающие между фазами
воспроизводства ( производством, распределением, обменом, потреблением),
между спросом и предложением. Государство обеспечивает правовую основу жизни и общественную
атмосферу, которые способствуют наибольшей эффективности рыночной системы: а) государство обеспечивает сохранность статуса частной собственности,
защищает товаропроизводителей; б) регулирует отношения между смежниками; в) регулирует отношения между производителями и потребителями; г) регулирует отношения между работодателями и наемными работниками и
принимает соответствующие законы о труде; д) отслеживает выполнение налогового законодательства; е) вводит определенные стандарты (например, измерение веса и размера
услуг); ж) создает денежную систему; з) разрабатывает рыночное законодательство и обеспечивает его
выполнение. Государство корректирует побочные эффекты производства: а) принимает законодательство, которое запрещает выброс загрязняющих
веществ предприятиями; б) воздействует на предприятия через систему особых налогов; в) формирует рынок прав на побочные эффекты (например, “торгует”
правами на загрязнение окружающей Среды). Государство создает и поддерживает более развитую инфраструктуру на
рынке. Государство обеспечивает возрастание институциональной Среды,
включающей системы информации, экспертизы, профессионально хорошо
подготовленный и неполитизированный аппарат контроля и управления. Еще одной важной функцией государства является обеспечение
государственной безопасности, что означает создание необходимых условий и
предпосылок для всех сторон жизнедеятельности человека, субъектов и
общества в целом - защиты территориальной целостности, экономической и
политической независимости, жизнеспособности его систем, структур и
институтов в соответствии с правовыми основами государственности и
действующими законами. Включает в себя социальную, экологическую,
внешнеэкономическую, национально - этническую стабильность,
обороноспособную достаточность , ресурсную и научно - технологическую
независимость, мобильность и др.1 Наконец, государство обеспечивает правильное безкризисное развитие
экономики. Государственное регулирование охватывает все стороны общественного
воспроизводства. Оно регулирует отношения собственности и
предпринимательства, инвестиции и структурную перестройку отраслей
материального производства, рынок труда, финансовый рынок и денежное
обращение, региональные рынки внешнеэкономическую деятельность. В качестве объектов государственного регулирования выступают:1 - стратегические проблемы территориального развития - укрепление
единства государства; освоение новых районов, богатых природными ресурсами;
экономическое и социальное развитие Севера; энергообеспечение европейской
части страны и т. д. - крупные региональные экономические, социальные и экологические
проблемы - подъем экономики кризисных и депрессивных районов, расслоение
вынужденных мигрантов и беженцев, реабилитация территорий, находящихся в
зоне влияния Чернобыльской катастрофы, предотвращение последствий подъема
уровня Каспийского моря и т. п. ; - обеспечение экономического и социального развития субъектов Федерации
с учетом как региональных, так и общегосударственных интересов. Теоретические модели государственного регулирования экономики. Наиболее распространенные направления в регулировании экономики -
кейнсианство и монетаризм. Кейнсианство вошло в жизнь в 30 гг. нашего века, когда англичанин Дж.
М. Кейнс опубликовал книгу “Общая теория занятости, процента и денег”.
Теория Кейнса вывела США из кризиса и возобновила экономический рост. Кейнс исходил из того, что система свободного рынка лишена внутреннего
механизма, обеспечивающего макроэкономическое равновесие. Дисбаланс между
сбережениями и ожидаемыми инвестициями вызывает снижение деловой
активности, что, в свою очередь, усиливает инфляционные процессы и влияет
на уровень безработицы. Согласно этой теории, изменение совокупных запасов
потребительских и инвестиционных товаров в основном воздействует на уровень
производства и занятости. Поэтому кейнсианство провозглашает активное
вмешательство государства в экономику посредством фискальной политики
(гибкое изменение налоговых ставок и государственных расходов). В настоящее время политика Кейнса наиболее успешно используется в новых
индустриальных странах Азии - Гонконге, Малайзии, Таиланде, Сингапуре,
Тайвани. Среди промышленно развитых стран - Австрия, Великобритания,
Австралия, США, Япония, Швеция, Швейцария, Новая Зеландия. Монетаристы считают, что рыночная система в состоянии автоматически
достигать макроэкономического равновесия. Гибкость цен и ставок заработной
платы гарантирует воздействие изменения совокупных расходов на цены товаров
и ресурсов, а не на уровни производства и занятости. Суть монетарной
политики - в регулировании объема предложения денег для стабилизации
национального рынка. Монетаристы объявляют государственное регулирование
вредным для развития предпринимательской инициативы, дестабилизирующим
экономику и изначально бюрократичным. Поэтому они призывают к минимизации
вмешательства государства в экономику, допуская лишь проведение фискальной
политики. Каждый из этих методов имеет свои плюсы и минусы, поэтому ту или иную
политику и поэтому конкретный выбор зависит от системы научно -
методологических предпочтений, избираемых соответствующими правительствами.
Универсального правила регулирования экономикой не существует.
Страницы: 1, 2, 3
|