Меню
Поиск



рефераты скачать Научно-технический прогресс в экономике

Так же, как и для всей экономики России, для науки и научно-технической сферы характерна чрезмерная милитаризация. Если в большинстве стран мира в среднем на исследования в области обороны тратится лишь 20% всех ассигнований на НИОКР, то в России — около 70%. Кроме того, 80% всех научно-исследователь­ских институтов (НИИ) и около 70% научно-технических кадров обслуживают интересы военно-промышленного комплекса.

Мировой опыт показывает, что развитие рыночных отношений само по себе не является достаточным условием быстрого научно-технического роста, тем более в условиях спада промышленного производства, расстройства кредитно-финансовой и денежной сферы, галопирующей инфляции, кризиса неплатежей, которые породили в России беспрецедентное падение инвестици­онной активности и соответственно снижение стимулов к инновационной деятельности.

Сохранение и развитие научно-технического потенциала России должно стать одним из основных приоритетов государственной политики. Назрела необходимость разработки принципиально новой государственной доктрины научно-технического развития России, адекватной её общественно-государственным интересам, целям реформ и долгосрочным перспективам экономики. Именно научно-технический потенциал и его дальнейшее развитие должны помочь России найти своё место в международном разделении труда и стать одним из основных элементов интеграции в мировую экономику.

Основой для этого процесса служит сохраняющийся высокий интеллектуальный потенциал нации. И хотя по количеству Нобелевских лауреатов в области естественных наук (9) Россия уступает США (160), Великобритании (44), Германии (24), Франции (10) и Швеции (10), она остаётся мировым лидером в разработке ряда фундаментальных проблем физики, математики, химии, физиологии, медицины, а также в прикладных разработках лазерной и криогенной техники, новых материалов, аэрокосмической техни­ки, отдельных образцов военной техники и технологий, средств связи и коммуникаций, разработки программных продуктов для ЭВМ и др.1

Вывод. Центральный вопрос оценки научно – технической деятельности - определение вклада новых технологий в экономическое развитие той или иной страны. К концу ХХ в. стало очевидным, что уровень развития и динамизм инновационной сферы – науки, наукоемких отраслей и компаний, мировых рынков технологий – определяет границы между богатыми и бедными странами, создает основу устойчивого экономического роста.

Анализируя развитие экономики высокоразвитых стран, можно заметить, что становление современного хозяйства как системы возможно на производстве и потреблении информации, знаний, достижений в области науки и техники, а также на вложении финансов на развитие фундаментальных наук.

Для развития и сохранения научно – технического инновационного потенциала страны необходима, прежде всего, поддержка государства, а также законодательная база, фундаментальные исследования, прикладные исследования и разработки. Мировая практика показывает, что чем больше внимания уделяется государством созданию научно-технического потенциала, тем больше результата.

Кроме успехов у научно - технической революции имеются и отрицательные последствия, к отрицательным последствиям первой научно - технической революции относятся: это создание атомного и термоядерного оружия; разработка химического и бактериологического оружия; новые поколения танков, артиллерии, стрелкового оружия; создание атомного подводного флота; гонка вооружений; загрязнение окружающей среды, экологические катастрофы в ряде регионов.


3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИТИКИ

В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ НАУЧНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ

 

3 .1. Законодательная база


Нормативно-законодательная база регулирования инноваций достаточно обширна и по своей структуре охватывает все стороны системы регулирования. Вместе с тем, ее построение нельзя считать завершенным, поскольку она постоянно адаптируется к задачам текущего этапа.

В самом общем виде нормативно-законодательная база включает следующие группы:

1.                 Документы декларативного характера (указы, концепции, законы, постановления, соглашения и др.).

2.                 Постановления и распоряжения, определяющие функции органов исполнительной власти и аппарата в части инновационной деятельности.

3.                 Программные документы, а также документы, определяющие облик и порядок формирования инфраструктуры поддержки, виды прямой поддержки инноваций, льготы и другие косвенные механизмы поддержки.

4.                 Инструкции о порядке предоставления статистической отчетности и другие документы частного характера.

В документах первой группы, как правило, не содержится каких-либо конкретных мероприятий по поддержке инноваций. По своему содержанию их можно разделить на чисто декларативные и определяющие целевые установки государственной политики.

В декларациях о важности инноваций и необходимости поддержки инновационной предпринимательской деятельности недостатка нет, это признавалось всеми институтами власти на различных этапах реформ. В документах констатируется снижение в последние годы инвестиционной и инновационной активности в качестве фактора, представляющего угрозу национальным интересам России. Признается важность этой деятельности и необходимость ее государственной поддержки, вообще, и в малом бизнесе, в частности; констатируется необходимость максимально использовать потенциал высшей школы.

Безусловно, цели государственной политики в области поддержки инновационного предпринимательства должны быть сформулированы, однако это должно быть сделано таким образом, чтобы из них логично вытекали все последующие документы и мероприятия органов власти. [1]

По сути, инновационная политика содержит все уже давно общепринятые элементы: формирование комплекса программ и проектов, их экспертиза, долевое участие государства и т.д.

На практике наиболее активным в поддержке инновационного предпринимательства является Министерство науки и технической политики, которое отвечает за научно-техническую политику и кровно заинтересовано в финансировании как научных разработок, так и деятельности по внедрению их результатов. Министерством создана система бюджетных и внебюджетных фондов, но некоторые ключевые проблемы развития инновационных малых предприятий, не связанные с финансами, не решаются и есть достаточные основания полагать: не решаются потому, что эти функции ни на кого не возложены.

Основными направлениями государственной поддержки инновационного предпринимательства, инновационной деятельности выдвигаются инвестирование в инновационные проекты и поддержка развития инновационной инфраструктуры. Оба эти направления связаны с распределением и освоением бюджетных ресурсов и по этой причине представляют объект повышенного внимания со стороны как государственных, так и общественных, частных структур.

2.2 Фундаментальные исследования и разработки


Для развития инноваций весьма важен этап исследований, поскольку должен обеспечить постоянное обновление инновационного потенциала страны, поддержание его на уровне, соответствующем мировому. Основным источником финансирования государством творческих коллективов на этом этапе являются бюджетные ресурсы, поступающие как непосредственно через Миннауки на финансирование исследований, проводимых в РАН, государственных научных центрах (ГНЦ) и др., так и через Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), имеющий более непосредственное отношение к инновационной деятельности.

Оценка того, насколько эффективно данный механизм финансирования способствует решению этой задачи, не входит в замысел исследования, поскольку деятельность РФФИ, хотя непосредственно и связана с инновациями, реализует в большей мере не инновационную, а государственную научно-техническую политику. Средства, выделяемые Фондом творческим коллективам на проведение исследований по конкретным темам, как правило, мизерные. За такие деньги никаких серьезных научных результатов ожидать не приходится. Общепринятым для участников таких работ является отчетность старыми результатами, поверхностные, не доведенные до глубокого обоснования оценки, отсутствие стимулов к глубокой разработке перспектив прикладного использования научных результатов.

 Основными элементами инфраструктуры поддержки инноваций в малом предпринимательстве являются: этапы инновационной деятельности; РФФИ - Российский фонд фундаментальных исследований; РФТР - Российский фонд технологического развития; ФФПМ - Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства; ФФРМФПНТС - Федеральный фонд развития малых форм предпринимательства в научно-технической сфере).

 Совершенно очевидно, что такой подход не может быть основой долгосрочной политики. Но главная ущербность такого подхода состоит в том, что при долгосрочной его «эксплуатации» он не решает и той задачи, которая перед ним ставится на чрезвычайный период - сохранение научно-технического потенциала. Мизерные средства недостаточны для того, чтобы удержать наиболее высококвалифицированные кадры ученых и специалистов в тех областях, где Россия имеет действительный приоритет, чьи знания востребованы в благополучных обществах и государствах. В результате происходит неконтролируемый процесс диффузии знаний. Россия постепенно теряет как раз ту часть своего потенциала, которая могла бы обеспечить ей приоритет в новых технологиях и конкурентоспособную продукцию высокой степени переработки.[1]


2.3 Государственная система поддержки научно – технического инновационного предпринимательства


Предварительный анализ нормативно-законодательной базы и инфраструктуры государственной поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве позволяет сделать некие замечания относительно целостности государственной политики в этой области.

Государственная инновационная политика в области малого предпринимательства как элемент системы государственного регулирования не сформирована, она фрагментарна и нестабильна. На нормативно-законодательном уровне не сформирована система целей, согласованных с задачами и функциями органов управления. Тесно связанная с инновационной государственная научно-техническая политика также строится на основе целеполагания чрезвычайного характера - сохранение научно-технического потенциала. Эта задача, безусловно, актуальная, но не может служить основой долгосрочной национальной политики.

Если оценивать с позиций управления информационный элемент системы государственного регулирования инновационной деятельности, то приходится констатировать, что существующая система государственной статистики лишь частично выполняет эту функцию. Несмотря на недостатки правового обеспечения инновационной политики, на практике формирование инфраструктуры пошло более рациональным путем: элементы инфраструктуры охватывают все фазы инновационного цикла, и это является достоинством системы поддержки.

Сформированная система фондов позволяет аккумулировать ресурсы и обеспечивает финансирование различных этапов разработок. За истекшие годы получили поддержку и смогли развернуться многие предприниматели в области инноваций.[1]

Государственное управление инновационными процессами представляет собой целенаправленное воздействие государства на хозяйственную среду с целью повышения ее инновационной активности и восприимчивости.

Наряду с уточнением сущности и нацеленности общегосударственной инновационной политики на современном этапе общественного развития, в связи с расширением возможностей низовых звеньев в иерархии государственного управления, встает вопрос о роли региональных структур в инновационных процессах и их месте в интенсивном использовании научно – производственного потенциала отдельно взятой территории в целях ее благоприятного социально – экономического развития, решения региональных проблем. Механизм регионального регулирования инновационных процессов представляет собой совокупность форм и методов, посредством которых органы управления территорией могут оказывать воздействие на хозяйственную среду с целью получения желаемых результатов.

В самом общем виде стратегия территориального развития заключается в максимальном использовании благоприятного и минимизация негативного воздействия территориальных факторов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Рассмотрев вопросы, определенные задачами работы, можно сделать вывод, что научно – технический потенциал любой страны является основным двигателем экономик стран. В условиях экономической реформы, направленной на обеспечение стабилизации и перехода к экономическому росту, необходима разработка мероприятий по сохранению научно-технического потенциала, его развития и поддержки. Эти мероприятия должны разрабатываться при активной поддержке государства.

Решающее значение в условиях нового этапа НТР, в условиях структурной перестройки мирового хозяйства приобретает вопрос научно – технического потенциала, тенденции к интенсификации развития, саморазвития на основе накопленного промышленного и научного потенциала.

Для России сейчас особую значимость приобрело творческое использование опыта развитых стран по реализации мер государственной поддержки инновационных процессов в экономике, что в итоге позволит сформироваться отечественную систему стимулирования инновационной деятельности. Эффективность инноваций зависит от ряда факторов – это действенность какого – либо результата, получаемого в ходе вложения инвестиций и всех ресурсов (денежных, материальных, информационных, рабочей силы) в новый продукт или операцию (технологию).

Научно-технический потенциал является непрерывным и сложным процессом открытия и использования новых знаний и достижений в хозяйственной жизни. В результате научно – технического прогресса происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством.

К настоящему времени в структурах, ответственных за оказание государственной поддержки научно – технического инновационного потенциала, в области инноваций, сложилась система среднесрочного планирования мероприятий на основе составления одно-, двухлетних программ и их финансирования на долевой основе бюджетами разных уровней. Программы эти имеют иерархическую структуру (федеральные, региональные, муниципальные), а их цель - согласование действий различных уровней власти и аккумулирование ресурсов для более полного охвата мерами поддержки предприятий в этой области, большое внимание, особенно в последнее время, обращено малому предпринимательству.

Без поддержки государства невозможно развивать и сохранять научно – технический, инновационные потенциал. Политика государства представляет собой совокупность форм, методов, направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии, а также расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

В стране имеющей мощный научно – технический потенциал, необходимо его поддерживать, развивать и сохранять.

Научно – технический прогресс воплощается в периодических научно - технических революциях – НТР. Происходит сращивание науки и производства, их интеграция. Главные движущие силы материально – технической базы общества: научный интеллект; его реализация в новых поколениях техники.

Исследование взаимосвязи и взаимодействия «новая продукция — новая технология» открывает широкие возможности для выявления некоторых важных закономерностей развития инноваций, источников их возникновения, факторов, их определяющих и соответствующих социально-экономическим результатам.

Изучение истории инновационных систем, научно – технического прогресса развитых стран на протяжении ХХ в. определяющим фактором их формирования было развитие рыночных отношений. Государства экономически развитых стран уделяло большое внимание развитию новых технологий, что позволило их продукции быть конкурентоспособной на мировом рынке. Важной функцией государства в развитых страна стало создание благоприятных условий для создания научно – технического потенциала страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Постановление Правительства РФ № 982 от 02.09.99 г. «Об использовании результатов научно – технической деятельности//Российская газета. 1998.

2.Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: Учебник. – М.: Владос, 2002.

3.Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2001.

4. Балабанов И.Т. Интерактивный бизнес. - СПб.: Питер, 2000.

5.Бетехтина Е., Пойсик М. Мировая практика формирования научно-технической политики. – Кишинев, 2000.

6. Белокурова Г. Особенности японской экономической модели //Общество и экономика. 2003. № 3-4

7. Баскакова М. Японская экономическая модель //Мировая экономика и международные отношения. 2004 №1.

8. Завлина П.Н., Казанцева Л.Э. Контуры развития инновационного предпринимательства. – М.: ЦИСН, 2000.

9.Концепция инновационной политики РФ. Утвержденная постановление Правительства РФ. № 832 // Российская газета, 1998.

10.Кортов В.С., Устелемов В. Организация инновационного процесса //Университетское управление: практика и анализ, 2000, № 3.

11. Кудрявый В. Реформа высокого напряжения //Экономика и жизнь. 2002. № 46.

12.Методические рекомендации по разработке инновационной политики предприятия, утвержденные приказом Минэкономики РФ от 2. 10 1997. № 118. //Экономика и жизнь. 1999.

13.Малкова И.В. Мировая экономика. – М.: Проспект, 2004.

14. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венгр. - М.: Прогресс. - 2000.

15.Савельева Л. , Митрофанова Н. По какому рецепту лечить экономику // Экономика и жизнь. 2003. № 3

16. Экономика / Под ред. О.Ю. Мамедова – М.: «Издательство АСТ», 2003.

17. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства. – М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2003.


1 Экономическая теория национальной экономики и  мирового хозяйства. – М.:  Финансовая академия при Правительстве РФ, 2003. – С. 110.

1 Балабанов  И.Т. Инновационный менеджмент. – СПб.: 2001. - С.14

2 Белокурова Г. Особенности японской экономической модели //Общество и экономика. 2003. № 3-4. – С. 21

1 Экономическая теория национальной экономики и  мирового хозяйства. – М.:  Финансовая академия при Правительстве РФ, 2003. – С. 112.

1 Экономика / Под ред. О.Ю. Мамедова – М.: «Издательство АСТ», 2003.- С.195.

1 Санто  Б.  Инновация  как средство экономического развития.  - М.: Прогресс. - 2000. – С.19

1 Экономическая теория национальной экономики и  мирового хозяйства. – М.:  Финансовая академия при Правительстве РФ, 2003. – С. 108.

1 Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: Учебник.  – М.: Владос, 2002. – С.28.

1 Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: учебник. – М.: Владос, 2002. – С.28.

1 Савельева Л. , Митрофанова Н.  По какому рецепту лечить экономику // Экономика и жизнь. 2003. № 3. С 2-3.

2 Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: учебник. – М.: Владос, 2002. – С.29.

1 Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: Учебник.  – М.: Владос, 2002. – С.29.

1 Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: Учебник.  – М.: Владос, 2002. – С.30

1 Концепция инновационной политики РФ. Утвержденная постановление Правительства РФ от 24 июня 1998 №32 // Российская газета, 1998 г..

1 Завлина П.Н., Казанцева Л.Э. Контуры развития инновационного предпринимательства. – М.: ЦИСН, 2000.- С.62

1 Концепция инновационной политики РФ. Утвержденная постановление Правительства РФ от 24 июня 1998. № 832 // Российская газета, 1998.


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.