Меню
Поиск



рефераты скачать Направления и методы реализаци инновационной политики в России

Направления и методы реализаци инновационной политики в России

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию РФ

Кубанский государственный университет

филиал в г. Геленджике

 



Курсовая работа

По дисциплине: Экономика предприятия

На тему: «Направления и методы реализации инновационной политики в России»








Выполнила:

студентка 2 курса СПО Группы С-16

Киселёва Елизавета Евгеньевна

Проверила:

Маринец Елена Витальевна

Отметка о допуске к защите

Защита с оценкой

Дата

 

Геленджик 2008

Содержание.


Введение…………………………………………………………………...………3

1.                 Сущность и принципы государственной инновационной политики.          ……………………………………………………………………..………...4

2.                 Формирование государственной инновационной политики        ……………6

3.                 Государственная поддержка инновационной деятельности        ……………7

4.                 Текущее состояние инновационного процесса и перспективы развития……………………………………………………………………………8

5.                 Инструменты государственной инновационной политики…………….11

6.                 Федеральные целевые программы в сфере инновационной         политики РФ…………………………………………………………………………………17

7.                 Создание эффективно функционирующей национальной инновационной систем………………………………………………………….23

Заключение………………………………………………………………………28

Используемая литература……………………………………………………….32

Введение.


Эта работа посвящена исследованию государственной инновационной политики, её составляющих и перспектив развития, современного состояния инновационной системы России как основной платформы её осуществления. Прежде всего, необходимо сформулировать, что такое государственная политика, какие цели она призвана достичь. Определить ответственные за её воплощения ведомства и организационные структуры. Важно осветить те приоритетные направления, по которым государство, в рамках проводимой им инновационной политики, оказывает поддержку инновационным процессам в стране, инноваторам и инновационному бизнесу в целом. Осветить приоритетные задачи в области правового регулирования инновационной деятельности. Для более глубокого понимания того что мы имеем в текущей исторической перспективе приведу данные по состоянию отдельных отраслей экономики, в частности отрасли высоких технологий.

Для более наглядного представления о том, как правительство РФ воплощает в жизнь инновационную политику, необходимо рассмотреть  механизмы, инструменты государственной инновационной политики. Конечно не надо забывать, что эти инструменты весьма масштабны. Их непросто и не быстро можно создать, а уж тем более отладить до высокой степени эффективности. Однако такие шаги наше правительство уже делает и делает их в правильном направлении. Не останется в стороне от рассмотрения и важнейшие программы научно-технического развития России, чьи программы закреплены в соответствующих федеральных документах. Ну и наконец, несколько слов необходимо сказать о самой инновационной системе РФ. Сейчас она находится в периоде становления. Надо сказать, государство эту идею далеко не отпускает. В глубинах соответствующих ведомств разрабатываются программные документы, в которых закрепляются основные компоненты и их взаимосвязь. 

1. Сущность и принципы государственной инновационной политики.


Государственная инновационная политика – это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Представляется в разрабатываемых правительством Российской Федерации концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Государственная инновационная политика РФ формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:

1)                                                                 признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экономической безопасности;

2)                                                                концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;

3)                                                                создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;

4)                                                                активизация международного сотрудничества РФ в инновационной сфере;

5)                                                                укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности.

Формирование и осуществление государственной инновационной политики Российской Федерации обеспечивают органы государственной исполнительной власти Российской Федерации, назначаемые Правительством Российской Федерации.     Инновационная политика субъектов РФ формируется и реализуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом государственной инновационной политики РФ и интересов регионов. К разработке и реализации государственной инновационной политики могут привлекаться общественные объединения, действующие в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Политика в области инновационной деятельности как элемент системы   государственного регулирования имеет:

·                    четко определенные цели и приоритетные направления инновационной деятельности;

·                    органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей;

·                    информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования, достаточную для реализации функций управления;

·                    инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы государственного управления воздействуют на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций.

2. Формирование государственной инновационной политики


“Переход России к инновационному пути развития – это единственная возможность сделать нашу страну конкурентоспособной и войти в мировое сообщество на равных”[3] Переход к инновационному развитию страны определён в этом документе как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий. И как одно из важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий - формирование развития национальной инновационной системы.

Политика, формируемая Министерством образования и науки Российской Федерации, нацелена на реализацию этих целей и задач. Основные задачи, которые призвана решать федеральная целевая научно – техническая программа: определение приоритетов в сфере науки и технологий и их реализация; развитие системы научных и технических приоритетов, механизмов создания и построения государственно-частного партнёрства; построение инновационной инфраструктуры в России; а также содействие укреплению материально-технической базы научной деятельности ВУЗов, совершенствование нормативно-правовой базы науки и инновационной сферы, и др.    

Важнейший элемент – это финансовая инфраструктура. В первую очередь, это бюджетные и внебюджетные фонды, такие как: фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно – технической сфере; российский фонд технологического развития (РФТР).

РФТР - внебюджетный фонд, который формируется из тех отчислений, которые предприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевые фонды, внебюджетные фонды НИОКР и головные организации, координирующие их деятельность. Он формируются за счёт 25% отчислений от тех средств, которые собирают отраслевые фонды. Направляются средства на поддержку серьёзных научно – технических, инновационных проектов.

3.      Государственная поддержка инновационной деятельности


Государство осуществляет поддержку и стимулирование инновационной деятельности путем:

·                     совершенствования законодательной и нормативной базы регулирования инновационной деятельности;

·                     участия в финансировании за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов инновационных программ и проектов, а также создания объектов инновационной инфраструктуры, в том числе для развития малого и среднего инновационного предпринимательства;

·                     организации закупок для государственных нужд наукоемкой продукции и передовой техники с целью обеспечения гарантированного их распространения;

·                   создание в установленном законодательством Российской Федерации и законодательствами субъектов Российской Федерации порядке льготных условий осуществления инновационной деятельности и стимулирования российских и зарубежных инвесторов, вкладывающих средства в реализацию инновационных программ и проектов.


3.1    Законодательное регулирование прав на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации в рамках проекта части IV Гражданского кодекса РФ


Разработана часть четвертая Гражданского кодекса, принят Государственной Думой Российской Федерации и вступает в действие с 1 января 2008 г. «Кодекс состоит из 9 глав:

·                   Глава 69. Общие положения.

·                   Глава 70. Авторское право.

·                   Глава 71. Права, смежные с авторскими.

·                   Глава 72. Патентное право.

·                   Глава 73. Право на селекционные достижения.

·                   Глава 74. Право на топологии интегральных микросистем.

·                   Глава 75. Право на секреты производства (ноу-хау).

·                   Глава 76. Права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных ресурсов.

·                   Глава 77. Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.»[11]

Концептуальные положения кодекса в необходимой степени обеспечивают решение следующих задач:

- введение в законодательство об интеллектуальной собственности норм, регулирующих обращение (отчуждение, предоставление в пользование, залог) объектов интеллектуальной собственности;

- расширение и усиление защиты авторов и других обладателей исключительных прав (на содержание баз данных информационных систем, на доменные имена и некоторые другие);

- усиление гражданско-правовой ответственности за нарушения прав, в том числе путем введения новых видов такой ответственности;

- отражения в российском законодательстве положений, вытекающих из международных обязательств Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности.

4.  Текущее состояние инновационного процесса и перспективы развития


В передовых странах разработка и внедрение технологических инноваций является решающим фактором социального и экономического развития, залогом экономической и национальной безопасности.

Производственный потенциал многих развивающихся стран сосредоточен на начальных стадиях цикла: в ресурсодобывающей и перерабатывающей промышленности. Если развитые страны имеют избыточные мощности в обрабатывающей промышленности и производстве конечной продукции, значительная доля которых экспортируется, то развивающиеся страны экспортируют первичные ресурсы, энергоносители и продукты их переработки, импортируя конечную продукцию перерабатывающей и обрабатывающей промышленности. Такой тип технологической структуры в мировой практике принято называть колониальным.

Вместе с тем некоторые промышленно развитые страны имеют достаточно развитую добывающую промышленность, а ряд развивающихся стран обладает вполне современными технологиями в обрабатывающей промышленности и производстве конечной продукции.

В настоящее время скорость, объём и глубина инновационного процесса во многом определяют экономический и политический вес страны на мировой арене. Так в недавнем выступлении Николя Саркози, президента Франции, он особо отметил, что видит главную роль в наращивании национальной мощи Франции в глубоких социальных и экономических изменениях. Он в частности сказал – «21 век – век изменений. Те, кто не смогут успеть за постоянно растущими темпами глобальных изменений в мире останутся на обочине истории». Не больше, не меньше!

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.