Социальная или перераспределительная функция налогов.
Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства,
направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как
производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых,
комплексных целевых программ — наyчно-технических, экономических и др. С
помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и
предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и
социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с
длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады,
добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значительные
средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного
производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем
состоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой
системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом
построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную
направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это
достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения,
направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения,
полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в
социальной защите.
Последняя функция налогов — стимулирующая.
С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический
прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение
производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система
предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А
средства, вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом —
безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это
правило не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов
проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое
перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного
потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других
освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во
многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на наyчно-исследовательские
и опытно-констрyкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии
указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым
автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью
или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно
установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или
частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь — включать эти расходы в затраты
на производство.
Указанное разграничение функций налоговой
системы носит условный характер, так как все они переплетаются и
осуществляются одновременно.
Виды налогов
Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги
на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций
(фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу
(так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги,
в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог
на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного
физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.
Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве
развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо
включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью
и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично
или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги трудно перенести на
потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую
недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену
сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного
потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги,
облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога
перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая
часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет
прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на
потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае
высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к
сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения — к сокращению
чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в
другие сферы деятельности.
Различают также твердые,
пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые
ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от
размеров дохода. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном
отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные
ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода.
Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с
большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величины
ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить к росту
абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов
налогоплательщиков.
В зависимости от использования налоги
делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на
финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных
бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфические
налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование
или отчисления на дорожные фонды).
Стабильность и подвижность налогов
Налогам присуща одновременно стабильность
и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует
себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков
будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной
сделки, финансовой операции. Неопределенность — враг предпринимательства.
Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска по
крайней мере удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется
неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий
налогообложения, а тем более — самих принципов налогообложения. Не зная твердо,
каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно
рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется
предпринимателю.
Стабильность налоговой системы не
означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены
раз и навсегда. "Застывших" систем налогообложения нет и быть не
может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя,
состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации,
степень доверия населения к правительству — и все это на момент ее введения в
действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система
перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с
объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в
налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т. п.)
вносятся необходимые изменения.
Сочетание стабильности и динамичности,
подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие
изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав
налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение
нескольких лет. Систему налогообложения можно считать стабильной и,
соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если
остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы,
наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов
не выходят за пределы экономической целесообразности). Частные изменения могут
вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были
известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного
года. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита
и его ожидаемые размеры могут определить целесообразность снижения на 2-3
пункта или необходимость повышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или
доход. Такие частные изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования,
но вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательской деятельности.
Стабильность налогов означает
относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы
налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих
взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если
иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную
стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам
состав системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением
экономической ситуации в стране и в общественном производстве.
2.2. Система налогообложения в России.
В законе Российской Федерации от 27
декабря 1991 г. N2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" дается следующее понятие налога: "Под налогом, сбором,
пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет
соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками
в порядке и на условиях, определенных законодательными актами". В этом же
законе дается определение и налоговой системы: "Совокупность налогов,
сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют
налоговую систему". Закон также определяет круг налогоплательщиков:
"Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории
плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными
актами возложена обязанность уплачивать налоги."
В дополнение ко всему необходимо выделить
объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закону. "Объектами
налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость отдельных товаров,
отдельные виды деятельности налогоплательщика, операции с ценными бумагами,
пользование природными ресурсами, имущества юридических и физических лиц,
передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие
объекты, установленные законодательными актами."
"По налогам могут устанавливаться в
порядке и на условиях, законодательными актами, следующие льготы:
·
необлагаемый минимум объекта
налога;
·
изъятие из обложения
определенных элементов объекта налога;
·
освобождение от уплаты налога
отдельных лиц или категории плательщиков;
·
понижение налоговых ставок;
·
вычет из налогового оклада
(налогового платежа за расчетный период);
·
целевые налоговые льготы,
включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);
·
прочие налоговые льготы."
Налоговая система России строится на
основе единых принципов для всех предпринимателей
и предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и
организационно-правовой формы предприятия. Основными принципами являются:
·
равнонапряженность налогового
изъятия;
·
однократность налогообложения,
недопущение двойного обложения;
·
стабильность, гибкость,
простота, доступность, определенность;
·
заблаговременность установления
ставок и правил исчисления налога и его уплаты.
Возглавляет налоговую систему
Государственная налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных
органов государственного управление России, подчиняется Президенту и
Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра. Главной
задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением
законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и
других платежей, установленных законодательством.
Классификация
налогов в российской экономике
С 1992 года в нашей стране действует
новая налоговая система. Основные принципы ее построения определил закон об
"Основах налоговой системы в РФ" от 28.12.91 (введен с 01.01.92). Он
установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других
платежей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и
обязанности налоговых органов. Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и
других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляется высшим органом
законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом.
Налоговая система Российской Федерации
разделяет налоги на 3 вида:
1. Федеральные;
2. Республиканские налоги и сборы республик в составе
РФ, национально-госyдарственных и административных образований, устанавливаемые
законами этих республик и решениями государственных органов этих образований;
3. Местные налоги и сборы, устанавливаемые местными
органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ и
республик в составе РФ;
К федеральным налогам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на отдельные группы и виды
товаров;
3) налог на доходы банков;
4) налог на доходы от страховой
деятельности;
5) сбор за регистрацию банков и их
филиалов;
6) налог на операции с ценными
бумагами;
7) таможенные пошлины;
8) отчисления на воспроизводство
материально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд РФ;
9) платежи за пользование природными
ресурсами;
10)
подоходный налог с физических
лиц;
11)
налог на прибыль с предприятий
(подоходный налог);
12) налоги, служащие источником
образования дорожных фондов;
13) гербовый сбор;
14) государственная пошлина;
15) налог с имущества, переходящего
в порядке наследования и дарения;
16)
сбор за использование
наименований "Россия", "Российская Федерация" и образовываемых
на их основе слов и словосочетаний;
17)
транспортный налог с
предприятий.
Все суммы поступлений от налогов
указанных в подпунктах 1 - 7 и 16 зачисляются в федеральный бюджет. Налоги,
указанные в подпунктах 10 и 11 являются регулирующими доходными источниками, а
суммы отчислений по ним, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет
республики в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краев и областей,
областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и
бюджеты др. уровней, определяются при утверждении республиканского бюджета
республики в составе РФ, краевого, областного бюджета автономной области,
окружных бюджетов автономных округов.
Федеральные налоги (в том числе размеры
их ставок), объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления
их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами
РФ и взимаются на всей ее территории.
Все республиканские налоги
являются общеобязательными.
К налогам республик в составе РФ, краев,
областей, автономной области, автономных округов относятся следующие налоги:
1) налог на имущество предприятий,
сумма платежей по налогу равными долями зачисляется в республиканский бюджет
республики в составе РФ, краевые, областные бюджеты краев и областей, областной
бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районные
бюджеты районов, городские бюджеты городов по месту нахождения плательщиков;
2) лесной налог;
3) плата за воду, забираемую
промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
4) республиканские платежи за
пользование природными ресурсами.
Налоги устанавливаются законодательными
органами (актами) РФ и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные
ставки определяются законами республик в составе РФ или решениями органов
государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов,
если иное не установлено законодательными актами РФ.
Из местных налогов (всего 22)
общеобязательных только 3: налог на имущество с физических лиц, земельный, а
также регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью.
Страницы: 1, 2, 3
|