Меню
Поиск



рефераты скачать Налоговая система РФ в условиях реформирования экономики

p> Поэтому фактически в государственный бюджет изымается 80—90% общей прибыли предприятий России, а во многих случаях и свыше 100%. Подобное налогообложение прибыли действует разрушительно на производственные стимулы. К тому же существует крайняя нестабильность в налогообложении прибыли; изменения происходят два—три раза в квартал.

Из косвенных налогов решающую роль в России играет налог на добавленную стоимость (НДС). Вместе с некоторыми другими налогами на потребление (налогом на дорожные фонды и транспортным налогом) он формирует более 25% налоговых поступлений, что превышает и аналогичную долю в странах
ЕС (17—18%) и тем более в западных странах с меньшей ролью косвенных налогов.

Современные ставки НДС в России (10% — на продовольствие и 20% — на остальные товары и услуги) выше, чем в преобладающем числе стран ЕС.
Отметим, что ставка НДС свыше 20% (например, 25%) в этих странах распространяется обычно на предметы роскоши. Тем более ставки НДС в России превышают ставки аналогичных или родственных налогов в других развитых странах .

В теории и практике налогообложения признано, что изъятие свыше 50% величины прибыли подрывает стимулы частнопредпринимательсккой производственной деятельности.Оптимальным же сочетанием задач фискального и стимулирующего характера применительно к прибыли считается налоговое изъятие не более трети её величины.

В среде руководителей предприятий, особенно новых, негосударственных форм собственности, существует достаточно стойкое мнение о размерах налоговых изъятий. В печати приводятся цифры изъятий: 80-95 и более процентов выручки «идут в налоги», а от прибыли вообще ничего не остается.
Так, в газете «Труд» от 30 мая 1996 г. вице-президент Вольного экономического общества В.Исправников заявляет, что 93-95 копеек с каждого рубля доходов забирает государство в виде налогов.

Действительно, налоговый пресс в России, как и почти во всех развитых и неразвитых капиталистических странах, нелегок (легкий налоговый пресс - это нонсенс). Проведенные расчеты показывают, что в среднем по предприятиям
Москвы посредством налогов, налоговых платежей, взносов во внебюджетные фонды, в том числе социальной направленности, отчуждается до четверти выручки. Эти цифры подтверждаются руководителями ряда крупнейших предприятий России.

Здесь уместно вспомнить наше недалекое прошлое, когда предприятия практически до двух третей и более прибыли «добровольно» перечисляли в бюджет или в централизованный фонд своего министерства в качестве псевдосвободного остатка. И все это по известным причинам не находило никаких критических откликов в прессе, на телевидении. Появлялись, правда, отдельные статьи в академических изданиях, которые читали ученые и специалисты. Отсюда возникает резонный вопрос: действительноли усилился налоговый пресс или просто об этом стало возможным писать и говорить вслух в условиях предоставленной свободы? Руководители предприятий со стажем на это могут ответить однозначно.

Несомненно, налоговый пресс мог бы быть и легче. Здесь следует обратить внимание на один очень важный момент. Дело в том, что некоторые налогоплательщики не осознают, а другие вполне сознательно не хотят знать, что налоги, их количество и размеры ставок, налогооблагаемая база и другие параметры, а в конечном итоге налоговое бремя суть следствие бюджетной политики государства. Уровень налогов определяется прежде всего размером государственных расходов. Как известно, источники получения государством доходов ограничены, особенно и условиях экономического спада. Вот здесь и приходит на помощь испытанный десятилетиями за рубежом, а теперь уже и хорошо освоенныи прием: увеличение ставок налогов, придумывание новых их видов, расширение объектов налогообложения и прав местных органов власти в проявлении налоговой самостоятельности и т.д.. С вхождением в рыночную экономику налоги стали основным наполнителем доходной части бюджета. Из периода безналожья мы сделали такой огромный скачок, что сумели, теперь уже вполне легально, по количеству итогов, ставкам, налогооблагаемой базе и другим параметрам вплотную приблизиться к западным странам.

И все-таки можно утверждать, что сегодняшний налоговый пресс существенно слабее того, что давил на каждого из нас в недалеком прошлом.
Видимо, наше счастье заключилось в нашем неведении о том, какая часть прибавочною продудкта возвращалась работнику в виде оплаты труда, сколько изымалось и на какие нужды, сколько тратилось на оборону и т.д. Все это было тайной за семью печатями. К слову сказать, и сегодня общество многого не знает, что не служит улучшению сбора налогов.#13 стр 13-14

Уплата налогов: цифры и факты(на примере подоходного налога)

Подоходный налог был введен в России в апреле 1916 г., в последующие годы порядок его исчисления неоднократно изменялся. Ныне действующий Закон, принятий Верховным Советом Российской Федерации 7 декабря 1991 г. № 1999-1
«О подоходном налоге с физических лиц», во многом принципиально отличается от действовавшего ранее законодательства России и бывшего СССР. В конце
1991 г. была создана правовая основа проведения налоговой политики в условиях претворения экономической реформы в жизнь — новая налоговая система России, в которой одно из центральных мест занял подоходный налог с физических лиц.

В объеме платежей в бюджет этот налог в настоящее время составляет около 13% и занимает третье место после налогов на добавленную стоимость и прибыль. Велика и социальная значимость этого налога, так как он затрагивает интересы всего экономически активного населения страны. Все граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства
(за исключением лиц, не имеющих постоянного места жительства в России) по своим доходам теперь платят подоходный налог по единой шкале прогрессивных ставок. Уровень налогообложения определяет размер их фактического совокупного дохода, полученного за год.

Подоходный налог с физических лиц является федеральным налогом, поступающим в местный бюджет и обязателен к уплате. Порядок определения плательщиков, объектов обложения, размеров ставок устанавливает Верховный орган законодательной власти Российской Федерации, а исключение из совокупного дохода отдельных видов доходов, освобождение от обложения подоходным налогом отдельных категорий физических лиц и предоставление других льгот может производиться и законодательными актами субъектов
Российской Федерации. Статус подоходного налога закреплен Законом
Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2 II 8-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации.”

Законом о подоходном налоге предусмотрено, что граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью либо другой деятельностью, не связанной трудовыми отношениями, подлежат обложению налогом на основании деклараций, подаваемых ими в налоговые органы. Также декларацию о совокупном годовом доходе подают граждане, имевшие в течение календарного года доходы от двух и более источников (по месту основной работы, от работы по совместительству и тп.) в размерах, превышающих суммы дохода, облагаемого по минимальной ставке налога (12 млн руб. в 1996 г).

Вопросы декларирования в настоящее время очень важны как для экономки страны, так и для различных категорий граждан. Следовательно, определенный интерес представляют и данные по итогам декларирования.

Декларирование гражданами своих доходов в том виде, в котором оно действует сегодня, введено впервые с 1993 г. по доходам, полученным в 1992 г. Прошедшие годы показали, что число лиц, имеющих доходы, подлежащие декларированию, и сумма подоходного налога, уплаченная ими, растет
Количество деклараций поданных в 1996 г. возросло по сравнению с 1993 г. в
3,3 раза. Доля подоходного налога, уплаченного по декларациям от общей суммы подоходного налога выросла в 5,4 раза.

Однако далеко не каждый гражданин считает уплату налогов долгом чести и своей конституционной обязанностью.Оперативная информация налоговых органов свидетельствует, что значительное число физических лиц уклоняется от подачи деклараций, то есть от налогообложения своих доходов или скрывает их истинные размеры.

Так, к 1 апреля 1996 г. декларации добровольно представили 2,2 млн. чел., а в период с 1 апреля 1996 г. до 1 января 1997 г. налоговые органы заставили представить декларации еще более 600 тыс. человек, что составляет
23% от числа граждан, подавших декларации Об этом же говорят и следующие данные: за занятие предпринимательной деятельностью без государственной регистрации, за неподачу или несвоевременную подачу декларации, за искаженные данные в декларации к административному штрафу в сумме 39,6 млрд. руб. привлечено 230,1 тыс. человек. Кроме того, проверками достоверности деклараций, произведенными налоговыми органами, доначислено около 400 млрд. руб. подоходного налога и санкций в связи с занижением
(сокрытием) ими доходов. Но это только то, что выявлено.

По экспертным оценкам, имеют самостоятельные источники дохода и являются потенциальными плательщиками подоходного налога около 6 млн. человек. Таким образом, вне контроля находится значительная часть граждан.
В основном это так называемые «челноки» — как российские, так и иностранные граждане.

Например, в 1996 г. совместно с органами ФСНП проведено 27,3 тыс. проверок физических лиц и доначислено 84,5 млрд. руб. налога. За этот же период по оперативным данным 64 регионов при проведении рейдов в местах торговли были привлечены к налогообложению иностранные граждане на общую сумму 32,9 млрд. руб. В настоящее время всеми вопросами налогообложения доходов и имущества физических лиц занимаются всего 35 тыс. специалистов налоговых органов. #9 стр 30-31

Поступления в бюджет (составлено по #8 стр 9)

Проблема безопасности функционирования налоговых органов

Сегодня наряду с проблемой чисто экономической — она касается собираемости налогов — обострилась и проблема, косвенно с ней связанная, — безопасности функционирования самих налоговых органов. За восемь месяцев текущего года почти в два раза увеличилось число случаев угроз физической расправы с налоговыми инспекторами, более чем в два раза, применение огнестрельного оружия против них, в полтора раза — поджогов и уничтожения их личного имущества.

То, что криминальное давление проявляется сегодня во всех сферах общественной жизни, не является ни для кого секретом. Думается, однако, что особую опасность оно представляет, когда оказывается по отношению к государственным органам, в частности — налоговым, выполняющим свои функции в интересах всего общества. В этом случае, когда идет прямое противодействие выполнению служебного долга работниками госналогинспекций, снижается эффективность контроля за соблюдением налогового законодательства и пополнением госбюджета за счет сбора налогов и других обязательных платежей.

Сама специфика работы налоговых органов предполагает возможность возникновения конфликтных ситуаций. Как правило, они разрешаются в установленном законом порядке, причем в подавляющем большинстве случаев правы оказываются именно налоговые работники. Однако все чаще такие ситуации трансформируются не только в угрозы работникам налоговых инспекций, но и экстремистские проявления. тяжкие преступления. К сожалению, подобные примеры далеко не единичны.

Участились случаи мошенничества, когда преступные элементы под видом работников налоговых органов осуществляют «проверки» коммерческих структур, требуют взятки и изымают деньги.

Нередки факты посягательства на имущество госналогинспекций, причем связанное с документооборотом и обработкой информации (печати, чековые книжки, оргтехника, компьютерная техника). Только в Москве за последнее время были совершены четыре крупные кражи из налоговых инспекций.

Все это вызывает тревогу. Аксиомой является то, что государство способно справиться с любой криминальной ситуацией, хотя бы в силу того, что располагает несравненно большими ресурсами и возможностями, чем все преступные структуры вместе взятые. Однако для такой победы над преступным миром необходимо осознание опасности и конкретные усилия, подкрепленные необходимым финансированием.

То, что с преступными проявлениями в сфере налоговых взаимоотношений, с попытками незаконного противодействия работе налоговых инспекторов придется бороться, было осознано еще в начале реформирования налоговой системы. Это доказывает, в частности, факт создания налоговой полиции.

Анализ результатов совместной работы налоговых органов и органов налоговой полиции говорит о повышении эффективности взаимодействия, особенно при проведении совместных контрольных и других мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений налогового законодательства. Не остаются безнаказанными и прямые криминальные проявления по отношению к налоговым работникам

Охрана зданий налоговых инспекций (составлено по #18 стр 26)

|Сторожа и охр.фирмы |ФСНП и МВД |Не охраняются |
| 50% | 38% | 12% |

Проблема безопасности имеет и еще один немаловажный аспект. Дело в том, что, как утверждают специалисты, сегодня в развитых странах конфиденциальная финансовая информация по степени защищенности, а попросту говоря секретности, превосходит любую другую, включая, например, военную.
Может ли наш налогоплательщик, сдав, например, декларацию о доходах, быть уверен, что сведения о них попадут только в государственные руки и никому иному? Мало что известно и о том, насколько продвинулись вперед налоговые органы в защите информации в процессе ее компьютерной обработки, хранения и передачи.

На защиту безопасности функционирования налоговой системы, информации, связанной с налоговыми взаимоотношениями, усилий и средств жалеть не стоит. Проблема требует пристального внимания. #18 стр 26

Налоговая полиция как гарант функционирования налоговой системы

Создание и развитие федеральных органов налоговой полиции происходит в сложный исторический период становления в России новых социально- экономических отношений и перехода к иным формам государственного управления.

На этом этапе неизбежно возникают и обостряются противоречия общественного развития, обусловленные проводимыми экономическими преобразованиями, слабостью и неразвитостью рыночных институтов экономики и социальным расслоением общества, а также распространением коррупции и ростом преступности, переделом собственности, проникновением криминальных структур в наиболее прибыльные отрасли производства.

Ослабление роли государственных институтов в регулировании экономических отношений оказало влияние на снижение стабильности финансовой системы страны, которая во многом определяется устойчивым формированием доходной части федерального бюджета. Именно федеральный бюджет, являясь источником финансирования соответствующих федеральных и региональных программ, непосредственно влияет на обеспечение политической стабильности в обществе, сохранение государственной целостности России, успешное проведение экономических и социальных преобразований.

Налоги являются одним из основных источников формирования доходной части бюджета. Поэтому в эффективности работы государственных органов по сбору налогов заключается разрешение многих проблем обеспечения финансовой стабильности и экономической безопасности в целом. Нарастание в этот период тенденции массового сокрытия доходов и уклонения от уплаты налогов постепенно сформировалось в реальную угрозу бюджетно-налоговой политике.
Для того, чтобы иметь объективную возможность отслеживать процессы возникновения и развития общественных противоречий, которые могут в определенный период времени трансформироваться в угрозу безопасности, а также эффективно управлять этими процессами и воздействовать на них, государство должно принимать меры экономического, политического и иного характера, соразмерные величине угрозы.

Важное место среди таких мер принадлежит мерам правового и организационного характера. Одной из целей их реализации является создание сил и средств обеспечения безопасности, а также законодательное и нормативно-правовое обеспечение деятельности.

Принятые государством на первом этапе экономических преобразований организационные и правовые меры по созданию и обеспечению деятельности федеральных органов налоговой полиции явились адекватной реакцией на возникшую и имеющую тенденцию к увеличению угрозу экономической безопасности.

Федеральные органы налоговой полиции были образованы и осуществляют свою деятельность как составная часть сил обеспечения экономической безопасности. В настоящее время их деятельность непосредственно регулируется законом Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции», Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», уголовным и уголовно-процессуальным законодательством и другими правовыми актами Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.