Налоговая система России и пути ее совершенствования
Курсовая работа
по экономической теории
Тема: Налоговая система России
и пути ее совершенствования
декабрь 1999
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава I. Возникновение и эволюция налогообложения………………………………4
1.1.Сущность и принципы налогообложения……………………………….…4 1.2. Функции налогов…………………………………………………………....5 1.3. Роль налогов в формировании финансового государства………………..6 Глава II. Налоговая система России…………………………………………...………..8 2.1. Законодательная база налогообложения…………………………………8 2.2. Федеральные налоги………………………………………………………...9 2.3. Республиканские налоги…………………………………………………..13 2.4. Местные налоги……………………………………………………………14 2.5. Налоговое планирование…………………………………………………17 Глава III. Проблемы налоговой системы РФ и пути ее совершенствования……..…18
Заключение……………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………………...…25 Введение Обложение людей налогами старо как мир. Оно существовало уже в
библейские времена и было неплохо организовано. Одним из самых известных
тогда налогов была ”десятина”: десятую часть урожая крестьянин отдавал в
уплату за пользование землей. Этот налог просуществовал почти до конца
девятнадцатого столетия. Непосредственные сборщики налогов не пользовались популярностью в
народе, хотя они лишь выполняли волю правительств. Поскольку сбор налогов -
дело хлопотное, требует содержания специального аппарата, в некоторых
странах, чтобы сэкономить государственные средства, право взимать налоги
выставлялось на торгах. Получал его тот, кто давал самую высокую цену. Он
становился “откупщиком”. Естественно, что такой сборщик налогов, чтобы
покрыть затраты и получить прибыль от избранной деятельности, ответственно
относился к выполнению своих обязанностей. На протяжении всей истории человечества складывалась система
налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных
податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с
покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги
приобрели денежную форму. Адам Смит в своем классическом сочинении “Исследование о природе и
причинах богатства народов” считал денежными принципами налогообложения
всеобщность, справедливость, определенность и удобность. “Подданные
государства,” - отмечал его российский последователь Н.И. Тургенев, ”должны
давать средства к достижению цели общества или государства”, каждый по
возможности и соразмерено своему доходу по заранее установленным правилам
(сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика. Со временем этот
перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности
налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с
объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего
источника и объекта налогообложения, однократности обложения. Ни одно государство не может существовать без налогов. За
счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются
финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной,
экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на
содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов,
финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде
налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения,
больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату
преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии.
Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту
здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д.. Таким образом, хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение
общества, без них ни одно государство существовать не сможет. Глава I Возникновение и эволюция налогообложения 1.1.Сущность и принципы налогообложения. Итак, что же такое налогообложение? Налогообложение – это метод распределения доходов между
государством и действующим субъектом. Платежи в бюджет государства не
только обязательны, но принудительны и безвозмездны. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и
других платежей, а также форм и методов их построения образует
налоговую систему. В налоговой системе различают следующие основные понятия: . Налог, сбор, пошлина - это обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком налога в соответствии с законодательными актами. . Плательщики налогов – это юридические или физические лица: граждане, а также предприятия, организации, независимо от их формы собственности. Самостоятельный источник дохода является основным признаком плательщика налога. . Объект налогообложения – это то, что в силу закона подлежит обложению налогом: доходы, стоимость определённых товаров, пользование природными ресурсами, передача имущества и т.д.. . Ставка налога или налоговая квота – размер налога, устанавливаемый на единицу обложения. Определяется либо в твёрдой сумме, либо в проценте. . Единица налога – часть объекта налогообложения, на которую устанавливается ставка налога. . Срок уплаты налога – оговаривается в законе, за его нарушение автоматически взимается пеня, независимо от вины нарушителя. . Льгота по налогу – исключение из общего правила. Устанавливается законом с учётом платежеспособности, участия в общественном производстве. . Налоговая база – сумма, с которой взимаются налоги. Налоги различаются по объекту налогообложения и по механизму
расчёта и взимания, по их роли в формировании доходной части
бюджета. По методу установления налоги подразделяются на прямые и
косвенные. Плательщиком прямых налогов является тот, кто получает
доход или владеет имуществом, т.е. конкретное физическое или
юридическое лицо. К числу прямых налогов относятся: подоходный налог,
налог на прибыль и др. Косвенные налоги: акцизы, налог на наследство,
на сделки с недвижимостью и ценными бумагами. Окончательный
плательщик этого налога потребитель, на которого налог
перекладывается путём надбавки к цене товара или услуги. Налогообложение базируется на ряде принципов. Главный принцип: как
бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах,
налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в
хозяйственной деятельности. Следующий важный принцип – определённость:
порядок налогообложения устанавливается заранее, размеры налога и
сроки его уплаты известны заблаговременно. Общепризнанные принципы:
однократный, обязательный характер уплаты налога, простота и
гибкость. 1.2. Функции налогов Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ
выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется
общественное назначение данной экономической категории как инструмента
стоимостного распределения и перераспределения доходов. Налоги выполняют три важнейшие функции: 1. Фискальная функция состоит в финансировании государственных
расходов. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное
назначение налогов - форсирование финансовых ресурсов государства,
аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для
осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и
других). Формирование доходов государственного бюджета на основе
стабильного и центрального взимания налогов превращает само государство в
крупнейшего экономического субъекта. 2. Регулирующая функция - государственное регулирование экономики.
Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная
правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное
воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-
экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть
поощрительную (стимулирующую), ограничительную и контролирующую роли. При помощи налогов можно поощрять или сдерживать определенные виды
деятельности (повышая или понижая налоги), направлять развитие тех или
иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность
предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение,
регулировать количество денег в обращении. Так предоставление налоговых
льгот отраслям промышленности или отдельным предприятиям стимулирует их
подъём и развитие. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль,
государство контролирует движение цен на товары и услуги. Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические
задачи. Например, не облагая налогами часть прибыли, идущую на внедрение
новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогами
часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство
привлекает предприятия к решению социальных проблем. 3. Социальная функция – поддержание социального равновесия путём
изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с
целью сглаживания неравенства между ними. Принцип взимания налогов в зависимости от способности
налогоплательщика породил систему прогрессивного налогообложения: чем
выше доход, тем большая часть его изымается в виде налога. Самыми
социально несправедливыми являются косвенные налоги, так как они
перекладываются через цены на потребляемые товары в одинаковой
степени на лиц с высокими и низкими доходами. В целях смягчения
социального неравенства государственные органы предоставляют отдельным группам населения налоговые льготы. Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет,
т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для
осуществления регулирующей функции налогов. В то же время, достигнутое в
результате экономического регулирования ускорение развития и роста
доходности производства, позволяет государству получить больше средств. 1.3. Роль налогов в формировании финансового государства. Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений,
которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджетных и
внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения собственных функций.
Как составная часть экономических отношений налоги (через финансовые
отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной
необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития
общества. То, что налоги, как форма изъятия части первичных доходов
хозяйствующих субъектов и работающего населения в пользу государства,
объективно необходимы, по-видимому, не вызывает сомнения у членов общества.
Государству собираемые средства нужны для выполнения принятых на себя
функций, и требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения
самого общества. По мере развития производительных сил, роста национального богатства
совершается и финансирование отношений по поводу образования, распределения
и использования доходов общественного производства - хозяйственных
субъектов, наемных работников и государства. Первичные доходы образуются в
сфере производства товаров и услуг, и составляют стоимость созданного в
стране ВВП (рыночная стоимость всех товаров и услуг за вычетом материальных
затрат). ВВП включает оплату труда и социальные отчисления, валовую прибыль
экономики, включая смешанный предпринимательский доход и амортизационные
отчисления, налоги на продукты и импорт, и другие налоги на производство.
Оплата труда образует первичные доходы наемных работников, а валовую
прибыль экономики составляют первичные доходы хозяйствующих субъектов. И,
наконец, третья часть формирует доходы государства, национальной экономики
и условий хозяйствования. Эти доходы аккумулируются в бюджетной системе и
внебюджетных фондах - пенсионном фонде, фонде социального страхования,
Государственном фонде занятости населения и фондах обязательного
медицинского страхования. Таким образом, на стадии производства товаров и
услуг реализуется часть финансовых отношений, связанных с образованием
первичных доходов общественного производства. Другая часть финансовых отношений охватывает сферу распределения
первичных доходов наемных работников и хозяйственных субъектов.
Определенная доля этих доходов в форме налоговых платежей и неналоговых
отчислений аккумулируются в бюджетной системе и государственных
внебюджетных фондах. Хозяйственные субъекты со своих первичных доходов (баланс прибыли) до
налогообложения прибыли выплачивают в бюджетную систему налоги на
имущество, на содержание правоохранительных органов, на благоустройство
территорий, на нужды образования и другие цели, на рекламу, на содержание
жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и другие. Налоговая емкость ВВП должна быть оптимальной: “золотая середина”
определяется на стадии бюджетного планирования (прогнозирования), исходя из
потребности государства в финансовых ресурсах и необходимости сохранения
(создания) системы эффективного функционирования экономики. В переходный
период взаимовлияние экономики и бюджета выражается в усилении инфляции при
спаде производства, либо в развитии экономики на дефляционной[1] основе и
зависит от того, как организовано формирование государственных финансов и
их расходование. Опыт европейских бывших социалистических стран, где
реформирование экономики было начато раньше, показал, что дефляционные меры
по стабилизации финансовой системы в основном сводится к следующему: 1. Вводится жесткое законодательное ограничение объема бюджетного
дефицита и способов его погашения. Существенно перестраивается структура
расходной части бюджета: сокращается финансовая поддержка (бюджетные ссуды,
дотации) госсектору экономики. Прежде всего, уменьшаются дотации убыточным
предприятиям, вводится в действие механизм ликвидации или оздоровления
неплатежеспособных предприятий через процедуру банкротства. 2. Перестраивается и структура доходной части бюджета. Стимулируется
расширение производства как исходной базы роста имущества и доходов, а,
следовательно, и базы налогообложения. Возрастают неналоговые поступления
бюджета (от приватизации и сдачи в аренду госимущества, от операций на
рынке ценных бумаг). Таким образом, жесткая реструктивная бюджетная политика в условиях
переходного периода становится объективной необходимостью. Без нее
стабилизации в экономике и финансах не добиться. Глава II Налоговая система России 2.1. Законодательная база налогообложения. В соответствии с налоговой реформой России с 1 января 1992 года в
России стала действовать новая система налогообложения, общие принципы
построения которой определял Закон Российской федерации “Об основах
налоговой системы в Российской Федерации” от 27 декабря 1991 года. Закон
устанавливал перечень идущих в бюджет страны налогов, пошлин и других
платежей, а также определял права, обязанности и ответственность
налогоплательщиков и налоговых органов. В процессе формирования системы
налогообложения предприятий и организаций России была осуществлена замена
налога с оборота, налога с продажи на НДС и акцизы. Был модернизирован
действовавший налог на прибыль. Введены налог на имущество предприятий,
налоги в дорожные фонды. Расширился круг обязательных платежей предприятий. С 1 января 1999 г. была введёна в действие первая часть нового Налогового Кодекса РФ, причём не полностью, ещё некоторые статьи
Кодекса должны вступить в действие 1 января 2000 года. Основные налоги, собираемые в России:
1. Индивидуальный подоходный налог – является вычетом из доходов налогоплательщика – физического лица. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчёт производится в конце года.
2. Налог на прибыль – облагается налогом чистая прибыль предприятия (за вычетом всех расходов и убытков).
3. Социальные взносы – выплаты в различные внебюджетные фонды (по безработице, пенсионный и т.д.) частично работающими и частично работодателями.
4. Поимущественные налоги – это налоги на имущество, дарения и наследство.
5. Налоги на товары и услуги – это таможенные пошлины, акцизы и НДС. В России из-за низкого уровня жизни большинства населения
поступления от налогов на личные доходы невелики; вместо них
главное место в доходной части занимают налоги на прибыль
предприятий и таможенные пошлины. В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов, в
зависимости от уровня их установления и изъятия: . федеральные налоги и сборы; . налоги и сборы субъектов РФ; . местные налоги и сборы. Суммы отчислений с юридических и физических лиц и распределение
их по бюджетам различных уровней определяется при утверждении
федерального бюджета. В связи с определёнными противоречиями
интересов центрального правительства и региональных экономических
интересов вокруг разделения налоговых поступлений постоянно идёт
политическая борьба. Местные власти естественно хотят иметь больше
средств на финансирование инфраструктуры.
Страницы: 1, 2, 3
|