Налогообложение на Украине
Краматорский
экономико-гуманитарный институт
Кафедра экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по основам экономической
теории
на тему “Налогообложение на
Украине”
Разработал
студ. ________________________
(группы)
____________________________
(Ф.И.О.)
____________________________
(подпись)
Ефремов Борис Григорьевич
|
|
Руководитель
работы
____________________________
(Ф.И.О.)
Работа допущена к защите “_____”___________________ г.
Работа защищена “____”____________________ г.
Оценкой ________ ________________
(подпись руководителя)
Краматорск
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
1. Понятие налоговой системы.
2.
Принципы налогообложения
Украины.
3.
Функции налогов.
4.
Система налогообложения
Украины.
5.
Основные задачи
совершенствования налоговой системы Украины.
6.
Заключение.
Список использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ.
Налоговая система - это совокупность налогов, сборов, других обязательных
платежей и взносов в бюджет и государственные целевые фонды, действующие в
установленном законом порядке. Сущность, структура и роль системы
налогообложения определяются налоговой политикой, являющейся исключительным
правом государства, которое проводит ее в стране самостоятельно, исходя из
задач социально-экономического развития. Через налоги, льготы и финансовые
санкции, а также обязанности и ответственность, выступающие неотъемлемой частью
системы налогообложения, государство предъявляет единые требования к
эффективному ведению хозяйства в стране.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с
момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного
устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В
современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов
государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм
используется для экономического воздействия государства на общественное
производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического
прогресса. Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации.
Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.
В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить
три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала
средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора
налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а
сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи
откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть
государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть
функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора
налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль
откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный,
этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания
налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти,
местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень
самостоятельности. В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить
три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала
средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора
налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а
сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи
откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть
государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть
функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора
налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль
откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий,
современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и
взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные
органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или
иную степень самостоятельности.
Система налогообложения Украины представляет собой совокупность налогов,
сборов, других обязательных платежей в бюджет и взносов в государственные
целевые фонды, взимаемые в установленном порядке. Ее сегодняшнее состояние
можно охарактеризовать как создание основ.
Осуществляя воздействие на экономику, государство, как
правило, преследует следующие основные цели:
• достижение постоянного устойчивого экономического роста;
• обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;
• обеспечение полной занятости трудоспособного населения;
• обеспечение определенного минимального уровня доходов
населения;
• создание системы социальной защищенности граждан, в первую
очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;
• равновесие во внешнеэкономической деятельности.
Достичь этих целей одновременно практически невозможно.
Найти сбалансированное соотношение — это и есть главное в экономической
политике государства.
Основным инструментом государственного регулирования
является налоговая политика и финансовое воздействие на частное
предпринимательство.
При помощи сугубо экономических регуляторов, свойственных
рыночному хозяйству: налогообложения, кредитования, инвестирования,
государство побуждает принимать желаемые варианты хозяйственной деятельности,
удовлетворяющие общественные потребности.
Через налоги, льготы и финансовые санкции, а также обязанности и
ответственность, выступающие неотъемлемой частью системы налогообложения,
государство предъявляет единые требования к эффективному ведению хозяйства в
Украине.
ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
Налоги - обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и
физическими лицами. К общегосударственным
налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, налог на
прибыль предприятий и организаций, таможенный сбор, государственный сбор, налог
на доходы граждан, плата за землю, налог с собственников транспортных средств,
налог на промысел, отчисления на геологоразведочные работы, плата за
специальное использование природных ресурсов, плата за загрязнение окружающей
природной среды, отчисления и сборы на строительство, ремонт и содержание
автомобильных дорог, в Фонд осуществления мероприятий по ликвидации последствий
Чернобыльской катастрофы, в Фонд содействия занятости населения, в Фонд социального
страхования, в Пенсионный фонд. Их перечень определен Законом Украины " О
системе налогообложения" (редакция от 02.02.94 г.).
Каждый
закон должен конкретизировать следующие элементы налога:
1)
объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению;
2)
субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;
3)
источник налога - т.е. доход из которого выплачивается налог;
4)
ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;
5)
налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.
Налоги
могут взиматься следующими способами:
1)
кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник), когда объект налога
дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их
признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена
индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога
не зависит от доходности объекта.
Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных
средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного
средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или
простаивает.
2) на
основе декларации:
Декларация
- документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с
него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога
производится после получения дохода и лицом получающим доход.
Примером
может служить налог на прибыль.
3) y
источника:
Этот
налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому, оплата налога производится
до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на
сумму налога.
Например,
подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или
организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например,
заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет.
Остальная сумма выплачивается работнику.
Существуют два вида налоговой системы: шедyлярная и глобальная.
В
шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком,
делится на части - шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом
особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки,
льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.
В
глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц
облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает
планирование финансового резyльтата для предпринимателей.
Глобальная
налоговая система широко применяется в Западных государствах..
Cреди налогов, поступающих
в бюджет, есть прямые и непрямые. Прямые устанавливаются непосредственно
относительно плательщиков. Их размер зависит от объекта налогообложения, а непрямые
включаются в цену товаров и услуг. Для отдельного плательщика их размер прямо
не зависит от его доходов.
Ставка налога - важный
элемент налога, который определяет величину налога на единицу обложения
(денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и
т.д.).
Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и
регрессивные налоговые ставки.
1.
Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения,
независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).
2.
Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога
без учета дифференциации его величины (например, действовавший в СССР до 1 июля
1990 г. налог на заработную плату в размере 13 %) .
3.
Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере
возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик
выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.
4.
Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста
дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и
не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.
В
общих чертах видно, что прогрессивные налоги - это те налоги, бремя которых
наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные налоги
наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим
незначительными доходами.
Налоги бывают:
С натуральной базой обложения:
-
по домовые налоги;
-
по душевые налоги;
-
специфические таможенные пошлины;
Со стоимостной базой обложения:
а) налоги на базе валового дохода:
-
акцизы;
-
налоги с оборота;
-
таможенные пошлины;
-
налоги на имущество, капиталы и т.д.;
-
налоги на проценты, дивиденды и т.д.;
б) налоги на базе очищенного дохода:
-
корпорационный налог;
-
налог на индивидуальные доходы;
-
налог на добавленную стоимость;
-
налог на наследства.
ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ УКРАИНЫ
Правовой основой налоговой системы служат Законы Украины "О внесении
изменений и дополнений в Закон Украинской ССР "О системе
налогообложения" и "О внесении изменений и дополнений в Закон
Украины "О государственной налоговой службе в Украине", принятые
Верховным Советом Украины. В новом Законе Украины "О системе налогообложения"
предусмотрено, что при определении налогов, сборов и обязательных платежей, а
также установлении обязанностей и ответственности плетельщиков эта система
строится на следующих принципах.
Во-первых, обязательность исполнения законодательства о налогах всеми
субъектами налогообложения, что означает равно напряженность для предприятий
всех форм собственности в формировании общегосударственного и местных бюджетов.
В рамках целостности экономической системы все хозяйственные субъекты и граждане
должны находиться в примерно одинаковых налоговых условиях. Как свидетельствует
мировой опыт, отступление от этого принципа означало бы разрушение единого
рынка, нарушение нормального перемещения финансовых и трудовых ресурсов.
Во-вторых, социальная справедливость в отношении всех субъектов налогообложения
в вопросах об источнике уплаты налогов, о трудоемкости получения доходов
(прибыли), и в том числе - о предоставлении определенных льгот.
В-третьих, сочетание интересов государства, регионов, предприятий и граждан и
обеспечение поступления средств в бюджеты соответствующих уровней и
государственные целевые фонды.
Обязанности и ответственность в системе налогообложения обусловлены также
действием двух взаимосвязанных принципов системы - стабильности и гибкости.
Принцип стабильности системы означает, что она должна носить устойчивый
характер при определении нормативных ставок налогов и порядка исчисления
налоговых платежей в бюджет, финансовых санкций и др. Соблюдение этого принципа
является одним из главных условий создания в стране в целом и в каждом регионе
в отдельности обстановки общей экономической стабильности, повышения
эффективности производственной и финансовой деятельности и т. д. В Законе
Украины "О системе налогообложения" также предусматривается, что
ставки налогов и размер других обязательных платежей не должны меняться на
протяжении бюджетного года, если иное не предусмотрено 3законодательством
Украины. В условиях рынка такая стабильность требуется на более длительное
время.
В
целях стабилизации налоговых отношений установлено, что закон,
предусматривающий изменение размеров налогов и других обязательных платежей,
обратной силы не имеет (за исключением случаев, когда он улучшает положение
лица или снимает с него ответственность). Никто не может нести ответственность
за действия, которые во время их совершения не признавались правонарушением.
Под гибкостью налогового законодательства понимается способность налоговой
системы быстро перестраиваться для эффективного решения разнообразных
вопросов, возникающих в налоговой политике государства, без нарушения
стабильности системы налогообложения. Исходя из требований налоговой политики
Украины в современных условиях, в новом налоговом законодательстве государство
отказалось от не оправдавших себя крайне жестких ставок налогов на предприятия,
установило финансовую ответственность банков и других кредитных учреждений за
нарушение законов о налогах, устранило уравниловку в применении
административного штрафа к должностным лицам предприятий и гражданам, более
четко регламентировало права, обязанности и ответственность государственных
налоговых инспекций с учетом действующего законодательства Украины.
Страницы: 1, 2
|