Налоги: эволюция, определения и формы. Принципы налоговой политики и функции налогов
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
И ЭКОНОМИКИ
(САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)
МУРМАНСКИЙ ФИЛИАЛ
ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по
дисциплине: Экономическая теория
на тему: Налоги: эволюция, определения и
формы. Принципы налоговой политики и функции налогов.
ВЫПОЛНИЛ:
Студент: Митичев Руслан Сергеевич
Группа: Г-2-22
Курс 1
№ зачетной
книжки: 06375
дом.телефон:
59-80-31
43-75-11
ПРОВЕРИЛ:
Преподаватель: Любимова Марина Ивановна
Мурманск
2003 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………….1-3 стр.
1. Глава 1. Налоги: Эволюция, определения и
формы……………...4-8 стр.
2. Глава 2. Принципы налоговой политики и функции
налогов…..9-14 стр.
3. 2.1 Основные принципы
налогообложения…………..……9-10 стр.
4. 2.2 Функции
налогообложения……………………………..10-14 стр.
Заключение…………………………………………………………….15-16 стр.
Тесты……………………………………………………………………17 стр.
Список литературы…………………………………………………….18 стр.
Список литературы
1. Иохин В.Я., Экономическая
теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учеб. – М., ИНФРА – М,
1997 г.
2. Казаков А.П., Минаева Н.В..
Экономика: (Микро-, макро- и прикладная экономика). Учеб. Курс по основам
эконом. Теории и предпринимательству по программе 60-120 ч. –М.: Техпрогресс и
повыш. Квалификации в авиац. Пром., 1998 г.
3. Курс экономики: Учеб./ под
ред. Проф. F.А.Райзберга – М., ИНФРА –
М., 1999 г.
4. Основы экономической теории:
учеб. Пособие/ под ред. Проф. В.Д.Каменева. – М., Издательство МГТУ им.
Н.Э.Баумана, 1999 г.
5. Рузавин Г.И. Основы рыночной
экономики: Учебник – М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996 г.
6. Шишкин А.Ф., Экономическая
теория: учеб. В 2 кн. Кн 1 – 2-е издание – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 1996
г.
7. Экономика: Учеб. / под ред.
А.С.Булатова. – М., «БЕК», 2000 г.
Введение
Взимание
налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования
государства, развития общества на пути к экономическому и социальному
процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и
возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для
содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно
государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих
функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная
сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.
Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой
расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона,
суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше
оно должно собирать налогов.
В условиях
рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в
качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления
экономикой в условиях рынка.
В переходный к
рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических
регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного
регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система
налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного
хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй,
главным предметом дискуссий о путях
и методах реформирования, равно как и острой критики.
В налогах заложены
большие возможности по регулированию социально-экономических процессов в стране
со стороны государства. При умелом использовании они могут быть сильным
регулирующим механизмом в системе социального управления.
Так, налоги могут использоваться
для регулирования производства - стимулирования развития определенных отраслей,
ограничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов и т. п.
С помощью налогов
возможно регулирование потребления. Например, такой налог,
как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную
способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот
налог.
В налогах заложены
возможности и регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на
ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки
малоимущих граждан путем предоставления льгот.
Налоги могут
быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную
политику, иные социальные явления.
Но
налоги это не только экономическая категория, но и
одновременно финансовая категория. Как финансовая категория
налоги выражают общие свойства, присущие всем
финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму
движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности
финансовых отношений.
ГЛАВА 1
Налоги: эволюция, определения
и формы.
Налоги
известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление
связано с самыми первыми общественными потребностями.
Налоговая
система возникла и развивается вместе с государством. На ранних ступенях
государственной организации начальной формой налогообложения можно считать
жертвоприношение.
В развитии
форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном
этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет
финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую
сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или
общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI —
начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том
числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает
квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс
более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще
очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои
руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели
выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников
государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
Налоги
возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и
появлением государства, которому требовались средства на содержание армии,
судов, чиновников, и другие нужды. Изъятие государством в пользу общества
определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и
составляет сущность налога.[1]
Налог — это обязательный безвозмездный платеж
(взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в
определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет
соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от всевозможных
сборов, которые тоже в обязательном порядке безвозмездно уплачиваются
плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использоваться
только на те цели, ради которых они взимались. Сущность и роль налогов
проявляются в их функциях: фискальной (обеспечение государства финансовыми
ресурсами) и регулирующей (воздействие на общественные отношения в обществе, в
первую очередь на производственные процессы). Соотношение этих функций при
взимании налогов различается в зависимости от вида налога.[2]
Основными
категориями в налоговом законодательстве являются понятия объекта
налогообложения и налоговой ставки. Объектом налогообложения называется
имущество, на стоимость которого начисляется налог. Налоговая ставка представляет
собой размер налога на единицу обложения.
Классификацию налогов можно проводить по разным
признакам, Законодательство подразделяет налоги на федеральные, налоги
субъектов Российской Федерации (региональные), местные налоги. В основу данной
классификации положена компетенция соответствующих органов представительной
власти и местного самоуправления в отношении установления и введения налогов.
По
способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые
налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения.
Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный налог, примерами могут
также служить налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог на
имущество. Косвенные налоги, в отличии от прямых, уплачиваются конечным
потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по
переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. Некоторые из
них даже указываются отдельной строкой в счете на товар или на его ценнике. К
таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж,
акцизы (аналог налога с продаж), таможенные пошлины.
Косвенные
налоги являются наиболее весомой частью налоговых платежей в федеральный бюджет
РФ. Так, в бюджете РФ на 1998 г. доля доходов государства, полученных за счет
косвенных налогов, составляла приблизительно 80% от суммы всех налоговых
поступлений.
По
характеру начисления на объект обложения налоги и, соответственно, налоговые
системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.
При
прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере роста объекта
налога. Другими словами, владелец большого дохода платит не только большую
сумму в абсолютном выражении, но и в относительном по сравнению с владельцем
меньшего дохода. Наиболее характерным примером прогрессивного налога является
подоходный налог с физических лиц.
Для
прогрессивных налогов большое значение представляют понятия средней и предельной
налоговой ставки. Средней ставкой налога называется отношение суммы налога
к величине облагаемого им дохода. Предельная налоговая ставка – это ставка
обложения налогом дополнительной единицы дохода.
Регрессивный налог – это налог, который в
денежном выражении равен для всех плательщиков, то есть составляет большую
часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Это, как правило,
косвенные налоги.
Пропорциональный налог – это налог, при
котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта
обложения. К такого рода налогам, в частности, относятся налоги на имущество предприятий
и физических лиц. Вне зависимости от различной стоимости имущества разных
предприятий при начислении этого налога в России действуют равные ставки
налога.[3]
Как
правило, существует определенный перечень льгот по каждому налогу. Однако
существует особый порядок комплексных налоговых льгот, устанавливаемых
государством, которые могут оказывать существенное влияние на процесс
воспроизводства. Такими льготами являются ускоренная амортизация и
инвестиционный налоговый кредит.
Политика
ускоренной амортизации способствует сокращению сроков амортизационных
отчислений путем увеличения размеров годовой нормы отчислений. Таким образом,
сокращаются сроки окупаемости оборудования и у производителей появляются
стимулы для инвестиций в передовые технологии. Проводя такую политику,
государство тем самым отказывается от определенного дохода в виде части налога
на прибыль в пользу увеличения степени конкурентоспособности национальной
экономики.
Инвестиционный
налоговый кредит представляет собой отсрочку по уплате части налоговых платежей
на определенный срок. Кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а
также по региональным и местным налогам на срок от одного до пяти лет. Сумма
кредита ограничивается 30% от стоимости оборудования и не может превышать 50%
от суммы начисленного к уплате налога.[4]
Важнейшими налогами, уплачиваемыми организациями
(юридическими лицами) различных организационно-правовых форм, являются: налог
на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, налог на имущество
предприятий и др. Физические лица (граждане) уплачивают следующие основные
налоги и сборы: подоходный налог с физических лиц; налог с имущества,
переходящего в порядке наследования или дарения; налог на имущество физических
лиц; регистрационные курортные сборы и др.
Общественные отношения, возникающие
при установлении, взимании налогов и сборов регламентируются нормами
финансового права. Указанные нормы имеют определенные специфические признаки,
позволяющие объединить их в самостоятельную группу. Эту совокупность финансовых
норм, регулирующих налоговые отношения, принято называть институтом
финансового права или даже подотраслью — «налоговое право». Нормы налогового
права содержатся в различных нормативных актах: Конституции государства,
федеральных законах о налогах, в иных нормативных актах, регулирующих налоговые
отношения. Совокупность указанных нормативных актов образует налоговое
законодательство.
Налоговая система - совокупность
предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также
принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания,
контроля.
1) объект налога - это
доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с
ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и
физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.
2) субъект налога - это
налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;
3) источник налога -
т.е. доход из которого выплачивается налог;
4) ставка налога - величина
налога с единицы объекта налога;
5) налоговая льгота -
полное или частичное освобождение плательщика от налога.
Налоги могут взиматься следующими
способами:
1) кадастровый - (от слова
кадастр - таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы
по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в
специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка
налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от
доходности объекта.
Примером такого налога может
служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по
установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того,
используется это транспортное средство или простаивает.
2) на основе декларации
Декларация - документ, в котором
плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой
такого метода является то, что выплата налога производится после получения
дохода и лицом получающим доход.
Примером может служить налог на
прибыль.
3) у источника
Этот налог вносится лицом
выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода,
причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.
Страницы: 1, 2
|