p>Таблица 3
Удельный вес и структура сбережений населения
(в % к сумме денежных доходов)
В 1993г. расходы населения на покупку валюты превысили сбережения во
вкладах и ценных бумагах в 1,2 раза, в 1994г.- в 2,5 и в 1996г.- в 3,9
раза. [pic] По имеющимся экспертным оценкам, долларовая масса в обращении стала
сопоставимой по величине с рублевой, причем в отличие от рублей,
обслуживающих прежде всего текущий оборот, доллары выступают в первую
очередь как средство накопления и наличной оплаты крупных и особенно
выгодных сделок. Не вписывается целиком в описанную тенденцию замедления роста
денежной массы динамика денежной эмиссии. В 1993г. выпуск денег в обращение
относительно объема ВВП резко увеличился, что вызвано использованием
кредитов ЦБ РФ в качестве основного инфляционного источника финансирования
бюджетного дефицита. В 1994г. такая практика была ограничена, а с 1995г.
полностью прекращена, в результате чего обозначилось также уменьшение
эмиссии по отношению к ВВП. До этого момента инфляция рассматривалась
преимущественно в том виде, как она проявляется через повышение
потребительских цен. Существует вместе с тем и другой не менее важный ее
аспект, который теперь предстоит обсудить- инфляция издержек производства.
Ее воздействие на экономику и конъюнктуру рынка происходит главным образом
со стороны предложения (производства). Инфляция издержек производства возникает параллельно с инфляцией
спроса и развивается во взаимосвязи с ней. Общие их тенденции, как правило,
в целом однонаправлены - повышение цен на товарные элементы конечного
спроса в сфере потребления ведет в конце концов к повышению цен на товары,
используемые в процессе производства. Замедление же повышения первых
сопровождается торможением увеличения вторых. В то же время имеются
определенные отличия в развитии инфляционных процессов в области спроса и
предложения, которые обнаруживаются при сравнении индексов изменения
потребительских цен и индексов цен ресурсов (факторов производства). Таблица 4 Инфляция и рост цен ресурсов (в процентах к предыдущему году).
[pic]
Данные таблицы 4 подтверждают совпадение тенденций инфляции спроса и
предложения (издержек производства): их всплеск относится к 1992г., после
чего происходит ее замедление в обеих сферах . Видно также более быстрое
развитие инфляции спроса в начале реформ, последующие выравнивание роста
цен на товары потребительского и производственного назначения и примерно с
1994г. – опережение роста цен на производственные ресурсы по отношению к
потребительским ценам. В 1995г. индекс последних по отношению к 1991г.
увеличилась в 1787 раз, тогда индекс цен производительностей на
промышленную продукцию – в 2673 раза (опережение роста потребительских цен
в 1,5 раза), индекс тарифов на грузовые перевозки – в 9339 раз. Современное состояние экономики России, как известно, характеризуется
существенным снижением темпов роста цен, что выступает результатом жестокой
правительственной финансовой и денежно-кредитной политики, направленной на
ограничение роста денежной массы и спроса (с широким использованием и
методов задержек выплаты заработной платы и пенсий), а также на
противодействие “инфляции издержек” (путем прямого ограничения государством
роста цен на продукцию естественных монополий, снижения реальной зарплаты);
достигнута и стабилизация положения на валютном рынке. Но это – с одной
стороны.
С другой, продолжается спад производства и инвестиций, в худшую сторону
меняется народнохозяйственная структура, нарастает технологическое
отставание страны, снижается эффективность и углубляются диспропорции в
производственной сфере. Достижение финансовой стабилизации затрудняется
нарастанием убыточности предприятий, неисполнением доходной части
федерального бюджета, обострением платежного кризиса. Нормальный денежный
оборот этих условиях замещается “черным налом”, бартером, взаимозачетами,
расчетами с помощью суррогатов денег (векселей, казначейских обязательств,
налоговых освобождений и т.п.). Сложная ситуация складывается и в
банковской системе в связи с ухудшением ликвидности большого количества
коммерческих банков, с оскудением источников их прибыли из-за снижения
инфляции, стабилизация валютного курса, падение процентных ставок и
доходности операций с государственными ценными бумагами, растущего объема
неплатежей в экономике. В этих условиях с исключительной остротой стоит проблема организации
нормального взаимодействия денежного обращения и производственной сферы
экономики, которое призвано обеспечить направление в необходимых объемах
финансовых ресурсов на инвестиционные цели. К сожалению, механизм такого
взаимодействия до основания демонтирован политикой ликвидации инфляционного
разрыва между спросом и предложением преимущественно монетаристскими
методами ограничения денежной массы и спроса. Чрезмерное усердие в этом
направлении привело к нехватке в стране ликвидных платежных средств,
результаты которых известны: упомянутые усиления спада производства и роста
неплатежей (в том числе в бюджет), распространение различных суррогатов
денег (если так можно выразится,”неживых денег”). В ситуации, сложившейся в России в итоге длительного и
беспрецедентного по масштабам сокращения производства, на первое место
выдвигается задача стимулирования экономического роста, а значит, -
соответствующего увеличения спроса. Это в свою очередь не может не
потребовать и определенной денежной эмиссии, которую, конечно, следует
проводить весьма осторожно и постепенно. Главное – добиться восполнения
недостатка ликвидных рублевых средств и попадания дополнительных ресурсов в
реальный сектор экономики. Увеличение денежной массы и спроса в условиях неполной
задействованности ресурсов, если оно будет умело направлено на
инвестиционные цели, не должно иметь значительных инфляционных последствий.
В свое время Дж.Кейнс подчеркивал, что на практике “увеличение эффективного
спроса будет затрачиваться частично на повышение степени использования
ресурсов и частично на повышение уровня цен. Таким образом, вместо
постоянных цен при наличии неиспользованных ресурсов и цен, растущих
пропорционально количеству денег в условиях полного использования ресурсов,
мы практически имеем цены, постепенно растущих по мере увеличения занятости
факторов”. Рост “ занятости ресурсов ” означает вложение дополнительных
средств в сферу производства, а значит, - рост предложения товаров и услуг
на рынке, что и должно способствовать замедлению роста цен и увеличению
покупательной способности денежных единиц. Тем не менее в России с самого начала рыночных реформ упор в борьбе
за экономическую стабильность делался прежде всего на ограничение роста
денежной массы. В результате коэффициент монетизации (агрегат денежной
массы М2 в процентах к ВВП) в 1991-1995гг. сократился с49,4 до 9,6%. О
сокращении реальной денежной массы свидетельствует опережение темпом
прироста потребительских цен, темпа прироста денежной эмиссии. За 1991-
1995гг. коэффициент опережения прироста потребительских цен составил 3,5
раза, промышленный – 6 раз. Объем наличных денег в реальном выражении в
середине 1996 г. в сравнении с декабрем 1992г. оказался на уровне 25%, а по
безналичным не достиг и 10%. Все это и создает благоприятные условия для роста неплатежей
(просроченная за должность за поставленные товары и услуги за1996г.
существенно превысила размер денежной массы М2) и использования суррогатов
денег. Согласно оценкам, совокупная доля различных денежных суррогатов в
общем, объеме операций предприятий в 1996г. превысила на 50%, а в отдельных
отраслях достигла 80-90%. Все более заметна тенденция к натурализации
хозяйственных связей – объем бартера в обороте материально-технических
ресурсов оценивается величиной 30%. Несмотря на такое развитие событий в экономической литературе
продолжает фигурировать версия об отсутствии абсолютного денежного дефицита
в экономики России. В ход идет постулат, согласно которому о денежном
дефиците можно говорить лишь в том случае, когда “темпы прироста денежной
массы, равно как и темпы инфляции, в течение устойчиво длительного периода
оказались ниже нуля”, причем, в конечном счете, утверждается, что
российские власти в 1992-1996гг. осуществляли политику денежной экспансии,
расширения совокупного спроса и стимулирования производства. В порядке аргументации этого, мягко говоря, странного тезиса
мобилизуется абсолютизированно-упрощенные положения количественной теории
денег относительно взаимосвязи между количеством денег в обращении и
уровнем цен, а также объемом производства. Усиленно подчеркиваются, в
частности, синхронность и быстрота воздействия изменений величины денежной
массы на соответствующие экономические показатели. Однако, во-первых,
современная количественная теория допускает асинхронность взаимосвязи между
денежной массой, номинальным и реальным объемами производства и абсолютным
уровнем цен. Во-вторых, отнюдь не постоянна, а является величиной
переменной скорость обращения денег. В- третьих, спрос на деньги, особенно
при явной неопределенности социально-экономической и политической
обстановки в России, нельзя считать стабильным. Хотя бы в силу этих обстоятельств делать радиальные выводы о
конкретной хозяйственной ситуации, да еще такой сложности и нетривиальной,
как российская, опираясь лишь на абстрактное уравнение обмена классической
количественной теории денег, несерьезно. В действительности взаимосвязи
между составляющими уравнения носят противоречивый характер, находясь под
влиянием многообразных экономических факторов и проявляются далеко не
автоматически. Кроме того, рассматриваемый подход, похоже, должен
исходить из предложения о главенствующей роли денежного предложения по
отношению к остальным экономическим переменам, как и из посылки, согласно
коей формирование денежной массы происходит экзогенно по отношению к
производительнной сфере и не зависит от протекающих в ней процессов. И это
тоже абсурдные допущения, ибо положение дел в сфере производства оказывает,
разумеется, ключевое воздействие на состояние денежного обращения.
Деньги суть имманентный момент рыночного механизма хозяйствования,
непосредственно участвующий в “обмене веществ”, происходящем в процессе
воспроизводства, главная фаза которого, как известно, - “собственное
производство ”. деньги интегрированы в этот целостный воспроизводственный
процесс, и формирование денежной массы подвергается влиянию
соответствующего комплекса различных факторов, в том числе прежде всего и
лежащих на стороне производства. Так, рост денежной массы может быть
следствием повышения издержек производства и цен в условиях падения
производства, снижения его эффективности монополистического поведения
хозяйствующих субъектов; современная денежно-кредитная система благодаря
кредитной экспансии банков и ряду других рычагов позволяет в определенных
границах подтягивать размер денежной массы к возросшему уровню цен. В целом
имитирование банками денег связано с необходимостью обслуживания
потребностей развития народного хозяйства, и если пытаться блокировать
реализацию этой необходимости, искусственно ограничивая тост денежной
массы, неизвестно возникает нехватка платежных средств. Нехватку денег в российской экономике необходимо понимать как
нехватку нормальных, “живых” отечественных денежных средств, за
регулирование эмиссии которых и несет ответственность ЦБР. Хождение же
обособленных от таких денег суррогатов в виде низколиквидных и
обесценивающихся средств, конвертируемость которых в нормальные платежные
средства затруднена,- одно из проявлений подавленной инфляции. Что касается
долларизации экономики, необходимость борьбы с которой признается всеми, то
это следствие общего кризисного состояния народного хозяйства, в том числе
в известной степени и нехватки надежных, высоколиквидных отечественных
денежных ресурсов. При всем этом нельзя, конечно не согласиться с позицией
ЦБР относительно разрушительного характера необеспеченной крупномасштабной
денежной эмиссии: ее следствием являются резкое инфляции и не увеличение, а
сокращение насыщенности хозяйства деньгами в связи с ростом цен,
опережающим возрастание денежной массы. К тому же следует иметь в виду, что
при сложившейся в стране системе распределения финансовых ресурсов
дополнительные денежные средства, появившиеся в результате эмиссии, просто
не дойдут до реального сектора экономики, а останутся главным образом на
финансовом рынке.[2, 4,21] 3. Основные направления устранения инфляции 3.1. Антиинфляционное регулирование экономики. В экономической литературе и на практике существуют разные мнения по
поводу борьбы с инфляцией. Некоторые авторы предлагают жить в условиях
сильной инфляции. Её отрицательные последствия следует корректировать с
помощью противоинфляционной защиты экономических субъектов. Она включает
индексацию доходов населения и бюджетных организаций, процентных ставок и
финансовых активов, изменения налоговых ставок и т.д. Будет ли
противоинфляционная защита эффективной, зависит от скорости реагирования
регулирующих органов. Воздействие индексации на будущей темп инфляции
зависит от характера инфляционных ожиданий и планов правительства.
Существует множество примеров, когда противоинфляционные меры ускоряли темп
инфляции. Эта защита считается оправданной, если применяется для наименее
обеспеченных слоев населения или в ответ на внешние инфляционные импульсы,
не доступные для государственного контроля. Однако снижение издержек,
вызванных ростом цен, дает возможность правительству и в дальнейшем
проводить инфляционную экономическую политику. Другие авторы считают, что необходимо противодействовать инфляции
любыми возможными инструментами государственного урегулирования.
Совокупность последних представляет собой антиинфляционную политику.
Различают прямые и косвенные способы снижение темпов инфляции. Прямые методы регулирования получили название политики доходов.
Условно можно выделить два направления политики доходов: установление
ориентиров для роста заработной платы и роста цен и прямой контроль над
ними. Эти меры, с одной стороны, должны способствовать уничтожению
адоптивных инфляционных ожиданий инфляционной инерции, с другой – гасить
инфляционный импульс, вызываемый монополиями и сильными профсоюзами. Ориентиры представляют собой набор правил, разрабатываемых
правительством. Фирмам и лицам наемного труда следует соблюдать их
добровольно. В качестве ориентиров применяются максимальные пределы роста
цен и ставок заработной платы. Изменение заработной платы обычно привязано
к темпам роста средней производительности труда во всей экономике. Цены же
возрастают насколько, чтобы компенсировать изменение затрат на оплату
труда. Сущность данного подхода заключается в том, что доходы что доходы
работников по найму регулируются непосредственно, а прибыль – косвенно
через цены. Контроль обычно осуществляется путем принятия законов об одновременном
«замораживание» цен и заработной платы на определенный срок. По отношению к
наемным работникам политика доходов носит более дискриминационный характер,
поскольку государственные органы и производители охотнее контролировали
зарплату, нежели цены. Практически осуществить контроль гораздо труднее,
чем над зарплатой, так существует множество товарных групп. Кроме того,
увеличение средней производительности труда в экономике автоматически ведет
к относительному и абсолютному сокращению доли рабочих в национальном
доходе. Одним из вариантов политики доходов является социальный контракт.
Пытаясь достигнуть устойчивого компромисса между ростом цен и заработной
платы, правительство организует переговоры между администрацией крупных
предприятий и профсоюзами. Эффективность политики доходов всегда была ареной для дискуссий. Её
противники считают, что предприниматели и профсоюзные лидеры не могут
отказаться от своей целевой функции – получения максимальной прибыли и
наиболее высокой зарплаты, поэтому добровольно не будут соблюдать
установленные правительством ориентиры. Законодательное ограничение роста
цен может привести к развитию теневого рынка товаров и услуг. Другим
способом обхода ограничения роста цен является снижение качества и веса
фасованных готовых продуктов. Кроме того, административный контроль над
ценами препятствует нормальному функционированию рынка, переливу ресурсов и
капиталов. В результате в экономике будет накапливаться дефицит, станет
необходимым нормирование потребления. Сторонники политики доходов считают, что она может помочь погасить
инфляционные ожидания, если предприниматели и рабочие поверят, что у
правительства достаточно воли и средств для борьбы с ней. Критики политики
доходов отмечают, что инфляционные ожидания не уничтожаются, а
откладываются до отмены политики доходов. Защищаясь от очередного
ограничения доходов экономические субъекты увеличивают свои инфляционные
ожидания. Накопленные инфляционные ожидания приведут к ускорению инфляции
после отмены ограничений. Проведение политики доходов течении длительного
периода может привести к серьезной деформации рынка и протеканию инфляции в
скрытой форме.
Политика доходов использовалась во многих странах – в Великобритании, США и
др. Эффективность реальной проводимой политики доходов без применения
косвенных методов воздействия оказалась не очень высокой. В результате в
середине 70-х годов практически все развитые страны отказались от ее
применения. В 80-е годы её использовали в некоторых странах с высокой
инфляцией: Аргентине, Бразилии, Перу, Израиле, Мексике. Только в двух
последних государствах ее использование было эффективным. В СССР политика
доходов активно применялась в 30-е годы, затем она стала проводиться менее
жестко. Политика доходов была составной частью государственного
регулирования в условиях административно-командной системы. Ее
эффективность снижалась по мере нарастания диспропорций в экономике,
усиления подавленной инфляции и превращения дефицита в деструктурный.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|