Оперативное время
(ton)— часть штучного времени,
затрачиваемая непосредственно на выполнение заданной работы и равная сумме
основного и вспомогательного времени.
Основное время (to)— затрачивается на качественное и
количественное изменение предмета труда (его формы, размеров и т.д.), его
состояния и положения в пространстве.
В зависимости от
особенностей производства основные процессы (а соответственно и затраты
основного времени) классифицируют на машинные, аппаратурные, машинно-ручные и
ручные.
Вспомогательное
время (tB) — это время, затрачиваемое на
выполнение приемов, обеспечивающих выполнение основной работы. Это время
повторяется {как и основное) с обработкой каждой единицы продукции или
определенным ее объемом. Например, смена долота в процессе бурения, смена
турбобура или электробура. Вспомогательные работы могут выполняться механизмами
и вручную. Причем часть из них может перекрываться во времени с автоматическим
выполнением машинной работы. В состав нормы времени включается
неперекрывающаяся часть вспомогательного времени.
Время
обслуживания рабочего места (to6) — часть штучного времени,
затрачиваемого исполнителем на поддержание средств технологического оснащения в
работоспособном состоянии и уход за ними и рабочим местом. Его подразделяют на
время технического и организационного обслуживания. К техническому обслуживанию
tтex можно отнести подналадку оборудования, смену инструмента и т.д.;
к
организационному topг — передачу смены, раскладку в начале
и сбор в конце смены инструмента и другие работы.
В зависимости от
степени участия исполнителя в производственном процессе время его работы можно
разделить на время ручной и машинно-ручной работы и время наблюдения за работой
оборудования (активного наблюдения с контролем параметров технологического
процесса или при отсутствии другой работы — пассивного наблюдения, хотя в этом и
нет постоянной необходимости).
Время перерывов —
это период, когда исполнитель не участвует в работе. Перерывы подразделяют на
регламентированные и нерегламентированные.
Регламентированные
перерывы включают время для личных потребностей, а также неустранимые перерывы,
обусловленные особенностями технологии и организации производства (например,
перерыв в работе крановщика в связи с установкой монтажниками поднятой детали).
Время на личные
потребности — часть штучного времени, затрачиваемого человеком на личные
надобности и, при утомительных работах, на дополнительный отдых.
Нерегламентированные
перерывы обычно обусловлены поломками оборудования, недостатками в организации
процесса производства, нарушением исполнителями распорядка дня и другими
причинами.
Для целей
нормирования время работы и перерывов как по отношению к исполнителю, так и в
отношении оборудования и производственного процесса, нужно делить на две
группы: необходимые и лишние.
К необходимым
(нормируемым) относятся регламентированные для данных производственных условий
затраты рабочего времени на выполнение производительных операции и
регламентированные перерывы.
К лишним
(ненормируемым) относятся затраты времени на производство случайной и непроизводительной
работы, а также перерывы превышающие нормы, регламентированные техникой,
технологией производства, законодательством (например, потери в результате аварий,
нарушения технологии и т.д.).
Основная задача
технического нормирования состоит в изучении рабочего времени, выявлении необходимых
и излишних его затрат, отражении в нормах только таких затрат времени, которые
действительно необходимы для выполнения производственных заданий.
2.
Организация
технического обслуживания производства на нефтегазодобывающем предприятии.
Производство на
предприятиях нефтяной и газовой промышленности представляет собой сложный
комплекс основных и вспомогательных процессов. В ходе производства рабочие
места снабжаются различными видами энергии, основными и вспомогательными
материалами, инструментом; регулярно обслуживается и ремонтируется механическое
и электрооборудование; систематически перемещаются в большом количестве и
разнообразном ассортименте материально-технические средства, добываемая
продукция — нефть и газ, которые нуждаются в подготовке (доведение до товарных
качеств) и дальнейшей транспортировке по трубопроводам и т. д. Все эти виды
работ объединяются под общим названием — техническое обслуживание производства.
Подразделения, занимающиеся техническим обслуживанием на предприятиях, в
объединениях, называют вспомогательными.
Все многообразие
функций по техническому обслуживанию основных процессов в нефтяной и газовой
промышленности можно свести к следующему:
1) обеспечению
рациональной эксплуатации нефтегазопромыслового, бурового оборудования и
инструмента, их ремонту и восстановлению, изготовлению отдельных запасных частей;
2) обеспечению
производственных объектов электроэнергией, водой, паром;
3) оснащению
производственных объектов контрольно-измерительными приборами и их
обслуживанию;
4) транспортному
обслуживанию.
Основным направлением
совершенствования организации технического обслуживания является полное
выведение вспомогательных служб из состава буровых и нефтегазодобывающих
предприятий и концентрация их в рамках самостоятельных предприятий, подчиненных
непосредственно объединению.
В целом основное
направление совершенствования организации вспомогательных производств можно
охарактеризовать как последовательное осуществление этапов по специализации и
концентрации однородных работ в рамках сначала крупных буровых и
нефтегазодобывающих предприятий, затем в объединении и, наконец, в отрасли в
целом.
Непрерывность
процесса добычи нефти в первую очередь зависит от правильной эксплуатации,
обслуживания и ремонта нефтяных и газовых скважин. Необходимость организации
специального обслуживания и ремонта добывающих скважин связана с износом
эксплуатационного оборудования, а также с осуществлением мероприятий по охране
недр. Основная задача ремонтных цехов и служб — поддержание в работоспособном
состоянии эксплуатационного фонда скважин и предупреждение последствий износа
оборудования при необходимом соблюдении правил охраны недр.
Улучшение
организации обслуживания и ремонта скважин — большая
производственно-техническая проблема. Вследствие большого удельного веса ручных
работ, а также индивидуального характера производства запасных частей
промыслового оборудования и других подсобно-вспомогательных работ затраты на
ремонт на нефтегазодобывающих предприятиях весьма велики. Поэтому необходимо
ускорять и удешевлять ремонт скважин при широком внедрении мероприятий по
совершенствованию технологии и организации проведения ремонтных работ,
применения комплексной механизации (в первую очередь, при подземных ремонтах
скважин).
Очень большое
значение имеет и модернизация оборудования. Поэтому перед нефтегазодобывающими
предприятиями стоит задача не только улучшения организации ремонтных работ, но
и рационализации, модернизации и замены устаревшего оборудования.
Хорошее состояние
и длительность службы действующих скважин могут быть обеспечены только при согласовании
деятельности работников по их эксплуатации, обслуживанию и ремонту.
В настоящее время
оборудование ремонтируют в планово-предупредительном порядке, что означает
профилактический характер ремонтов и проведение их по заранее намеченному плану
(графику).
Работа со
скважинами предполагает уход за эксплуатационным оборудованием в период от
ремонта до ремонта (межремонтное обслуживание) и проведение плановых ремонтов
скважин. При осмотре эксплуатационного оборудования смазывают рабочие части и
по мере надобности заменяют сальники. Уход за эксплуатационным оборудованием
включает в себя обязательное поддержание чистоты на скважинах, протирку рабочих
частей эксплуатационного оборудования и т. д.
Уход за
скважинами — важнейшее средство поддержания их в работоспособном состоянии,
уменьшения износа рабочих частей эксплуатационного оборудования, увеличения
межремонтных периодов, а также сроков службы скважин. Он заключается в
систематическом осмотре эксплуатационного оборудования скважин между ремонтами
с целью выявления имеющихся неполадок в работе. Неполадки, которые можно
исправить немедленно, устраняют в процессе осмотра, другие же — при очередном
ремонте.
Уход за
скважинами осуществляют рабочие основного производства — операторы добычи
нефти, следующие по определенному маршруту и в соответствии с графиком с
указанием ежедневных операций, которые необходимо выполнить.
Плановые ремонты
скважин заключаются в ремонте наземного и подземного оборудования скважин.
Ремонт наземного
оборудования скважин заключается в проведении малых (текущих), средних и
капитальных ремонтов наземного оборудования. При этом ремонт и модернизацию
всех видов оборудования, как правило, должны осуществлять центральные
прокатно-ремонтные базы, обслуживающие все предприятия (как нефтегазодобывающие,
так и буровые) объединения.
Непосредственное
обслуживание основного производства осуществляют базы производственного
обслуживания на самом предприятии, которые для этих целей имеют прокатный цех
эксплуатационного оборудования и прокатный цех электрооборудования и
электроснабжения. База производственного обслуживания осуществляет прокат
закрепленного за ней механического и энергетического нефтепромыслового
оборудования, инструмента и поддерживает его в работоспособном состоянии;
отвечает за состояние механизмов и оборудования, обеспечивает плановое и
оперативное проведение их ремонтов, модернизацию узлов и отдельных деталей;
осуществляет обкатку механического и энергетического оборудования и средств
автоматизации на пусковых объектах; обеспечивает нефтепромысловые объекты
необходимыми запасными частями и узлами; ведет подготовку новых технических
средств к испытаниям, консервацию и хранение неустановленного оборудования,
учет наличия, движения и технического состояния оборудования, инструмента;
вносит предложения по описанию устаревшего и изношенного оборудования и
инструмента; определяет потребности в запасных частях, узлах, деталях,
инструменте, материалах для ремонта оборудования, скважин, механизмов;
составляет планы ремонта оборудования (годовые, квартальные, месячные);
своевременно представляет в управление предприятия информацию о результатах
выполнения работ на объектах основного производства.
Подземный ремонт
оборудования скважин заключается в проведении текущих и капитальных ремонтов
скважин.
Текущий подземный
ремонт скважин представляет собой комплекс мероприятий по поддержанию
подземного эксплуатационного оборудования, обеспечивающего выполнение плана по
добыче нефти, в работоспособном состоянии. Как правило, текущий подземный
ремонт проводят в порядке планово-предупредительных ремонтов (ППР). Однако на
практике проводят и восстановительные ремонты с целью устранения всевозможных
нарушений нормальной эксплуатации скважины или вследствие пропусков сроков ППР.
Такое нарушение сопровождается снижением дебитов или полным прекращением подачи
нефти.
К текущим
подземным ремонтам скважин относятся, например: смена насосов или отдельных его
деталей, ликвидация обрыва или отвинчивания насосных штанг, смена
насосно-компрессорных труб или штанг и т. д.
Собственно
подземному ремонту предшествуют подготовительные работы, например: доставка к
скважине труб, штанг, подъемного блока, вертлюга, шланга, желонок, тартального
каната, центрирование вышки или мачты, проверка их оттяжек и т.д.
На скважинах,
требующих частых ремонтов, а также на высокодебитных скважинах необходимо иметь
постоянную оснастку талей, подъемные тали, оттяжные ролики.
Капитальный
подземный ремонт скважин имеет свои особенности, обусловленные тем, что
скважины представляют собой систему эксплуатационное оборудование — пласт.
Поэтому подземный капитальный ремонт скважин связан с работами по
восстановлению работоспособного состояния эксплуатирующегося горизонта и
подземной части эксплуатационного оборудования, а также с проведением
мероприятий по охране недр. В состав работ по капитальному ремонту входят
мероприятия по устранению нарушений, происшедших в эксплуатационной колонне
(слом, смятие), по изоляции вод (изоляционно-ремонтные работы), по возврату на
вышележащие горизонты и углублению скважин, работы по ликвидации скважин.
Капитальный
ремонт скважин направлен как на поддержание действующего фонда скважин в
работоспособном состоянии, так и на восстановление бездействующих скважин (т.
е. наращивание действующего фонда скважин). Пуск в эксплуатацию фонда
простаивающих скважин имеет важное народнохозяйственное значение. Каждая
восстановленная скважина улучшает экономические показатели НГДУ.
Капитальный
ремонт скважин включает в себя наиболее сложные работы, подразделяющиеся на
шесть категорий:
I — изоляция объекта от
проникновения вод;
II — изоляция объекта от
подошвенных и нижних вод;
III — возвраты на верхние или углубление
на нижние горизонты;
IV — ликвидация скважин;
V — ликвидация аварий;
VI — прочие
ремонтно-исправительные работы.
Каждая из перечисленных
категорий подразделяется на типы (всего их 53) в зависимости от технологии
проведения работ.
Основная работа
при капитальном ремонте — цементирование скважин, которое проводят при
изоляционных работах (I и II категории), при возврате и углублении
(III категория) и при ликвидации
скважин (IV категория). Ликвидация
аварий (V категория) представляет
собой в основном ловильные работы (извлечение из скважины насосно-компрессорных
труб, прихваченных песком или цементом, насосных штанг, скважинных насосов,
газовых якорей, фильтров, стальных канатов, очистка скважин от посторонних
предметов). Прочие ремонтно-исправительные работы (IV категория) в основном направлены на
устранение повреждений обсадных колонн (смятие, сломы, исправление фильтров),
изменение конструкции скважин (спуск дополнительной колонны или забуривание
второго ствола), борьбу с пробкообразованием, вырезку или исправление обрезов
колонн и др.
В состав работ по
капитальному ремонту скважин входят:
1) подготовительные работы;
2) ремонт (или монтаж), разборка вышек и
привышечных сооружений, монтаж и демонтаж механического и энергетического
оборудования;
3) собственно капитальный ремонт
скважины;
4) заключительные работы, опробование (освоение)
скважины на приток нефти после ремонта.
Подготовительные
работы к капитальному ремонту включают следующее:
1) при работе с
подъемника — подведение к скважине освещения, водяной и, если нужно, нефтяной
линий; прокладку линии от промывочного агрегата или стационарного насоса к
манифольду, позволяющему закачивать жидкость в трубное, кольцевое или затрубное
пространство; заготовку всех необходимых материалов, оборудования, инструмента;
монтаж контрольно-измерительных приборов; проверку и ремонт вышки, кронблока,
полов, мостков, стеллажей и т. д.
2) при работе со
станка — все перечисленное выше и, кроме того, установку станка, насоса,
емкости для промывочной жидкости; подведение силовой электролинии и монтаж
электрооборудования; установку всех приспособлений малой механизации,
ускоряющих процесс работы и способствующих безаварийной и безопасной работе.
Работы по
текущему и капитальному подземному- ремонтам скважин выполняет цех подземного и
капитального ремонтов скважин (ЦПКРС), входящий в состав базы производственного
обслуживания предприятия.
Цех подземного и
капитального ремонтов скважин, как правило, имеет:
1) участок, проводящий
подземный ремонт скважин;
2) участок, ведущий
капитальный ремонт скважин и их освоение;
3) подготовительную
бригаду, готовящую скважины к подземному и капитальному ремонтам;
4) бригаду инструментальной
площадки, занимающуюся ремонтом и прокатом оборудования, инструмента и т.п.
Цехом руководят
начальник и его заместитель — старший инженер. Аппарат управления состоит из
старшего геолога, возглавляющего геологическую службу, старшего инженера по
нормированию, возглавляющего службу по нормированию, инженеров по подземному и
капитальному ремонтам скважин, старшего инженера-диспетчера, возглавляющего
диспетчерскую службу. В цехе нет бухгалтерии и материального склада — все
операции по отчетности и снабжению проводятся централизованно через бухгалтерию
НГДУ и базу материально-технического снабжения.
Участок
подземного ремонта скважин состоит из бригад подземного ремонта во главе с
мастером. Бригады работают по непрерывному графику. Подземный ремонт проводят
при помощи самоходных агрегатов. В процессе работы у устья скважины находятся
оператор и помощник оператора, у самоходного агрегата — машинист (от
автотранспортной колонны). Всю работу возглавляет начальник участка.
Страницы: 1, 2, 3
|