p>5.1 Все данные, собранные оценщиком в ходе работы по оценке должны
храниться в его личном архиве и допускать возможность ознакомления с ними и
их проверки при возникновении потребности в этом. Срок хранения данных в
архиве оценщика не может быть менее 3 лет.
5.2 Все собранные данные должны иметь ссылку на их источник, независимо от
того, являлся ли он письменным или устным.
5.3 Оценщик имеет право полагаться на данные из областей, выходящих за
рамки его профессиональной компетенции, полученные от специалистов других
профессий, которые представляются ему заслуживающими доверия.
5.4 Оценщик не имеет права использовать данные, находящиеся в области его
профессиональной компетенции, в надежности которых он сомневается.
Указанное требование распространяется, в частности на данные полученные от
клиента, заказавшего работу по оценке, даже в том случае, когда клиент
заявляет об их правильности.
6. Требования к отчету об оценкеВсякий отчет об оценке стоимости недвижимости, должен иметь максимально
доказательную силу в отношении сделанных выводов. Для достижения этой цели
отчет должен содержать:
6.1 Описание объекта недвижимости. Это описание должно позволять четко
идентифицировать объект недвижимости и однозначно отделять его от других
объектов и определять его состав.
6.2 Описание имущества, не являющегося недвижимым, но включаемого в оценку
стоимости (если таковое имеется).
6.3 Описание подлежащих оценке интересов (имущественных прав) в
недвижимости.
6.4 Указание на дату, по состоянию на которую проводится оценка стоимости и
дату предоставления отчета.
6.5 Указание цели оценки.
6.6 Указание вида стоимости, подлежащей оценке, и развернутое определение
данного вида стоимости, т.е. формулировка того, что именно понимается
оценщиком под указанным видом стоимости.
6.7 Изложение всех предположений и ограничительных условий, в рамках
которых производилась оценка.
6.8 Описание характера и объема собранных и использованных при выполнении
работы фактических данных.
6.9 Изложение процедуры определения способа наилучшего использования
недвижимости и заключение оценщика относительно такого способа.
6.10 Изложение применявшихся при оценке методов и процедур и использованных
при этом данных, а также аргументов, на основании которых были сделаны
выводы о величине стоимости. В отчете следует указать источники данных с
тем, чтобы сделать возможным их объективную проверку. Если при оценке
недвижимости оценщик не применял каких-либо из обычно используемых методов,
то в отчете должно содержаться объяснение причин этого.
6.11 Сертификат оценщика, содержащий его заявление об отсутствии у него
личного интереса в оцениваемой недвижимости (или четкое указание на то, в
чем именно состоит этот интерес); заявление о качестве использованных
данных, о факте личного осмотра недвижимости, заявление о следовании
Стандартам и др. заявления, важные для понимания читателя того, в какой
мере он может полагаться на данный отчет.
6.12 Мнение оценщика о величине стоимости оцениваемого объекта и подпись
оценщика. Если работа проводилась совместно несколькими оценщиками каждый
из них, согласный с ее результатами, должен подписать отчет. Любой оценщик,
не согласный со всеми выводами или частью выводов должен изложить свое
личное мнение и включить его в отчет. Если работа проводилась под чьим-либо
руководством, руководитель работы должен подписать отчет и тем самым взять
на себя ответственность за его содержание.
6.13 Сведения о квалификации оценщика и опыте его профессиональной работы.
Кроме всего вышеизложенного в п.п. 6.1- 6.13 отчет об оценке стоимости
недвижимости должен излагать все использованные в работе данные, процедуры,
аргументы и выводы четко и ясно с тем, чтобы читатель отчета мог правильно
понимать его и полагаться на его выводы.
Отчет должен быть разделен на главы (разделы), которые должны быть
поименованы. Перечень глав (разделов) отчета является его составной частью.
Требования, предъявляемые к отчету об оценке недвижимости, не зависят от
того, является ли отчет полным или кратким. В зависимости от объема отчета
меняется лишь полнота освещения соответствующих вопросов. В кратком отчете
допускается не подробное обсуждение вопроса, а ссылка на материалы,
имеющиеся у оценщика. В случае предоставления клиенту краткого отчета в нем
должно содержаться указание на то, что он является кратким. Объем краткого
отчета должен быть достаточен для того, чтобы все требования к отчету об
оценке были выполнены. В больших по объему отчетах для удобства
пользователя следует привести краткое изложение важнейших фактов и выводов,
содержащихся в отчете, поместив его перед основным текстом.
7. Контроль за выполнением требований стандартов Выполнение требований настоящих стандартов членами РОО осуществляется со
стороны РОО в двух формах: в форме систематического надзора и в форме
разбора жалоб со стороны заказчиков.
Систематический надзор за соответствием качества работы оценщиков-членов
РОО принятым стандартам осуществляется Комиссией по контролю качества
профессиональной деятельности РОО или его отделения. Комиссия организует
выборочный контроль за соблюдением стандартов авторами отчетов. Контроль
может осуществляться в форме рецензирования выполненных работ или путем
собеседования с оценщиками.
Разбор заявлений и жалоб, касающихся профессиональных качеств работ по
оценке со стороны заказчиков, осуществляет квалификационная комиссия РОО
или его отделения. Комиссия составляет заключение по существу дела, отвечая
при этом на следующие вопросы: - нарушил ли оценщик в работе
профессиональные стандарты РОО и если да, то какие именно? - привело ли
выявленное нарушение к существенным ошибкам в результатах оценки? - чем, по
мнению комиссии, вызвано выявленное нарушение? - какие меры взыскания
комиссия предлагает применить к виновному в нарушении профессиональных
стандартов?
8. Ответственность за нарушение членом РОО требований стандартов
профессиональной деятельности. Взыскания, порядок наложения взысканий Оценщик-член РОО несет персональную ответственность за нарушения настоящих
стандартов в своей профессиональной деятельности, если такое нарушение
привело к моральному или материальному ущербу для заказчика и/или для
Общества.
Кроме дисциплинарных взысканий по отношению к членам Общества, применяемых
как санкции за нарушение Устава Общества и Кодекса Этики, РОО накладывает
дисциплинарные взыскания на членов Общества за нарушения ими настоящих
стандартов при проведении работ по оценке недвижимости.
После должного расследования Общество может применить к оценщику - члену
Общества взыскания в виде постановки на вид, понижение ранга
профессиональной сертификации, временного прекращения членства или, в
случае систематического нарушения стандартов профессиональной деятельности,
в виде исключения из Общества.
Принятые меры дисциплинарного взыскания со стороны РОО объявляются публично
в средствах массовой информации.
29 июля 1998 года N 135-ФЗ ------------------------------------------------------------------ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 16 июля 1998 года Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации, состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также из международных договоров Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации регулируют оценочную деятельность в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области оценочной деятельности, применяются правила международного договора Российской Федерации. Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки. Статья 3. Понятие оценочной деятельности Для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме. Статья 4. Субъекты оценочной деятельности Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется настоящим Федеральным законом (оценщики), а с другой - потребители их услуг (заказчики). Статья 5. Объекты оценки К объектам оценки относятся: отдельные материальные объекты (вещи); совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия); право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества; права требования, обязательства (долги); работы, услуги, информация; иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте. Статья 6. Право Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, физических лиц и юридических лиц на проведение оценки принадлежащих им объектов оценки Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Право на проведение оценки объекта оценки является безусловным и не зависит от установленного законодательством Российской Федерации порядка осуществления государственного статистического учета и бухгалтерского учета и отчетности. Данное право распространяется и на проведение повторной оценки объекта оценки. Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности. Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть обжалованы заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 7. Предположение об установлении рыночной стоимости объекта оценки В случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки (далее - договор) не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта. Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных настоящим Федеральным законом или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов "действительная стоимость", "разумная стоимость", "эквивалентная стоимость", "реальная стоимость" и других. Статья 8. Обязательность проведения оценки объектов оценки Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе: при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду; при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога; при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям; при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям; при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц, а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе: при национализации имущества; при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки; при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества; при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд; при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы. Действие настоящей статьи не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, за исключением случаев, когда распоряжение имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается с согласия собственника этого имущества. Глава II. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УСЛОВИЯ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Статья 9. Основания для проведения оценки объекта оценки Основанием для проведения оценки объекта оценки является договор между оценщиком и заказчиком. Договором между оценщиком и заказчиком может быть предусмотрено проведение данным оценщиком оценки конкретного объекта оценки, ряда объектов оценки либо долговременное обслуживание заказчика по его заявлениям. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оценка объекта оценки, в том числе повторная, может быть проведена оценщиком на основании определения суда, арбитражного суда, третейского суда, а также по решению уполномоченного органа. Суд, арбитражный суд, третейский суд самостоятельны в выборе оценщика. Расходы, связанные с проведением оценки объекта оценки, а также денежное вознаграждение оценщику подлежат возмещению (выплате) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 10. Обязательные требования к договору Договор между оценщиком и заказчиком заключается в письменной форме и не требует нотариального удостоверения. Договор должен содержать: основания заключения договора; вид объекта оценки; вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки; денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки; сведения о страховании гражданской ответственности оценщика. В договор в обязательном порядке включаются сведения о наличии у оценщика лицензии на осуществление оценочной деятельности с указанием порядкового номера и даты выдачи этой лицензии, органа, ее выдавшего, а также срока, на который данная лицензия выдана. Договор об оценке как единичного объекта оценки, так и ряда объектов оценки должен содержать точное указание на этот объект оценки (объекты оценки), а также его (их) описание. В отношении оценки объектов оценки, принадлежащих Российской
Страницы: 1, 2, 3, 4
|