p> При решении вопроса о размахе вариации (разность между верхним и нижним
пределами) рекомендуется придерживаться следующей политики: если ежедневная
изменчивость денежных потоков велика или постоянные затраты, связанные с
покупкой и продажей ценных бумаг, высоки, то предприятию следует увеличить
размах вариации и наоборот. Также рекомендуется уменьшить размах вариации,
если есть возможность получения дохода благодаря высокой процентной ставке
по ценным бумагам. Реализация модели осуществляется в несколько этапов. 1. Устанавливается минимальная величина денежных средств (Он), которую
целесообразно постоянно иметь на расчетном счете (она определяется
экспертным путем исходя из средней потребности предприятия в оплате счетов,
возможных требований банка и др.). 2. По статистическим данным определяется вариация ежедневного поступления
средств на расчетный счет (V). 3. Определяются расходы (РX) по хранению средств на расчетном счете
(обычно их принимают в сумме ставки ежедневного дохода по краткосрочным
ценным бумагам, циркулирующим на рынке) и расходы (РT) по взаимной
трансформации денежных средств и ценных бумаг (эта величина предполагается
постоянной; аналогом такого вида расходов, имеющим место в отечественной
практике, являются, например, комиссионные, уплачиваемые в пунктах обмена
валюты). 4. Рассчитывают размах вариации остатка денежных средств на расчетном
счете (S) по формуле: [pic] 5. Рассчитывают верхнюю границу денежных средств на расчетном счете (Oв),
при превышении которой необходимо часть денежных средств конвертировать в
краткосрочные ценные бумаги: Ов=Он+S. 6. Определяют точку возврата (Тв) — величину остатка денежных средств на
расчетном счете, к которой необходимо вернуться в случае, если фактический
остаток средств на расчетном счете выходит за границы интервала (Он, Oв): [pic] Пример. В качестве примера анализа элементов финансовой устойчивости рассмотрим
определение оптимального уровня денежных средств реально существующей фирмы
«Фарм-Плюс». Приведены следующие данные о денежном потоке на фирме: минимальный запас денежных средств (Он)—10 тыс. руб.; расходы по конвертации ценных бумаг (Рт) — 25 руб.; процентная ставка — 11,6% в год; среднее квадратическое отклонение в день -2000 руб. С помощью модели Миллера — Орра определить политику управления средствами
на расчетном счете. Решение 1. Расчет показателя РХ: (1+Px)365 = 1,116, отсюда: Pх = 0,0003, или 0,03% в день. 2. Расчет вариации ежедневного денежного потока: V = 20002 = 4000000. 3. Расчет размаха вариации по формуле: [pic] руб. 4. Расчет верхней границы денежных средств и точки возврата: Ов = 10000+18900 = 29900 дол.; Тд = 10000+1/3*18900 = 16300 дол. Таким образом, остаток средств на расчетном счете должен варьировать в
интервале (10000, 18900); при выходе за пределы интервала необходимо
восстановить средства на расчетном счете в размере 16300 руб. 6. использование информационной системы в управлении экономическим
объектом Рациональная система применения информационных технологий в управлении
экономическим объектом обеспечивает: сохранение финансового равновесия; получение стабильной или максимальной прибыли; поиск и выбор стратегических направлений деятельности предприятия для его
конкурентоспособного существования в течение длительного времени; выживаемости и рентабельности в условиях рынка; обеспечение устойчивости функционирования объекта управления; выход на международный рынок. Для управления экономическими объектами требуется систематизированная,
подготовленная информация. По мере развития общества в рамках системы
управления происходит усложнение процессов управления, которое, в свою
очередь, стимулирует развитие информационных систем. Потребность в
управлении возникает при необходимости координации действий членов
трудового коллектива, объединенных для достижения локальных и глобальных
целей. Первоначально любая цель носит обобщенный характер. В процессе
уточнения она формализуется управленческим аппаратом в виде целевых
функций. В соответствии с кибернетическим подходом система управления
характеризуется наличием двух взаимосвязанных компонентов: субъекта управления - управленческого аппарата предприятия,
осуществляющего формирование целей и принятие решений (которые затем
формализуются в виде планов), а также обеспечивающего контроль за их
выполнением; объекта управления - предприятия, осуществляющего выполнение поставленных
задач и планов. В рамках системы управления циркулируют информационные
потоки, характеризуемые наличием прямой и обратной связей. На вход субъекта управления поступает информация о внешней среде. Прямая
связь выражается потоком директивной информации, формируемой управленческим
аппаратом в соответствии с целями управления и информацией о экономической
ситуации, сложившейся во внешней среде, и направляемой от управленческого
аппарата к объекту управления. Обратная связь представляет собой движущийся
в обратном направлении поток отчетной информации, который формируется
объектом управления и содержит сведения о выполнении принятых решений и
степени влияния внешней среды на внутреннюю экономическую ситуацию
(например, задержки платежей, нарушения подачи энергии, изменении погодных
условий, общественно-политической ситуации в регионе и т.д.). Таким
образом, внешняя среда не только воздействует на объект управления, но и
поставляет информацию управленческому аппарату, решения которого зависят от
внешних факторов - состояния рынка, наличия конкуренции, величины
процентных ставок, уровня инфляции, налоговой и таможенной политики
государства. 7. Место экономической информационной системы в контуре системы
управления В процессе управления предприятием принимаются стратегические,
тактические и оперативные решения, в связи с чем, в управленческом аппарате
выделяют высший, средний и оперативный уровни управления. Высший уровень включает менеджеров-руководителей, определяющих цели
управления, внешнюю политику, материальные, финансовые и трудовые ресурсы,
разрабатывающих долгосрочные планы и стратегию их реализации. В их
компетенцию может входить анализ рынка и конкурентов, поиск альтернативных
стратегий развития предприятия в случае выявления угрожающих тенденций в
сфере его интересов. Средний уровень, включающий различных менеджеров исполнителей,
обеспечивает контроль за выполнением планов, отслеживание ресурсов,
разработку управляющих директив для вывода предприятия на уровень,
определенный в планах. Оперативный уровень характеризуется реализацией планов и составлением
отчетов о ходе их выполнения. Основной задачей здесь является согласование
всех элементов производственного процесса с необходимой степенью его
детализации. Руководство на данном уровне заключается в управлении
структурным подразделением (цехом, участком, сменой, отделом, службой и
т.д.). В зависимости от уровня управления используются различные виды
информации. Так, для высшего руководства, разрабатывающего стратегию
деятельности, применяется в основном внешняя и в меньшем объеме внутренняя
информация. На оперативном уровне используется только внутренняя, а на
среднем -преимущественно внутренняя и частично внешняя. Эти виды ин
формации хранятся на своих носителях, образуя информационную базу,
состоящую из двух взаимосвязанных частей: внемашинной и внутримашинной. Внемашинная обслуживает систему управления в том виде, который
воспринимается человеком без каких-либо технических средств, например
документы (наряды, акты, накладные, счета или регистры, ведомости и т.д.).
Внутримашинная информационная база содержится на машинных носителях и
состоит из файлов. Она может быть создана либо как множество локальных,
т.е. независимых файлов, каждый из которых отражает некоторое множество
однородных управленческих документов (например, накладных), либо как база
данных. Ее состав определяется исходя из информационных потребностей
каждого уровня управленческого аппарата. Центральное место в контуре системы управления экономическим объектом
занимает информационная система экономического характера, получившая в
литературе название экономической информационной системы (ЭИС) и
обеспечивающая обработку, поиск, хранение, выдачу информации по запросам
пользователя-экономиста. Информационные потоки, циркулирующие на
предприятии, характеризуются сложностью структуризации и формализации
информации. От объекта управления направляется та ее часть, которую можно
систематизировать и обрабатывать с помощью компьютера, а от управленческого
аппарата в информационную систему передается только та часть директивной
информации, которая может быть соответствующим образом переработана и
передана объекту управления. Информационная система перерабатывает
определенную часть информационных потоков, участвующих в принятии решений.
Для разных уровней управления эта цифра может находиться в интервале от 10
до 30%. Оставшаяся доля информации может быть отнесена к частично
формализуемой, обработка которой осуществляется при помощи экспертных
систем, и неформализуемой (например, ответы на жалобы, содержащиеся в
поступившей служебной записке), автоматизированная обработка которой
невозможна или является экономически невыгодной ввиду значительных
финансовых затрат на создание системы обработки С развитием информационных
систем доля формализуемой информации в общем информационном потоке
увеличивается. Любая система характеризуется наличием технологии преобразования исходных
данных в результатную информацию. Такие технологии принято называть
информационными. Информационная технология представляет собой систему
методов и способов сбора, накопления, регистрации, передачи, обработки,
хранения, поиска, модификации, анализа, защиты, выдачи необходимой
информации всем заинтересованным подразделениям на основе применения
аппаратных и программных средств. Понятие информационной технологии
неотделимо от технической и программной среды. Каждая информационная технология ориентирована на обработку информации
определенных видов: данных (системы программирования и алгоритмические
языки, системы управления базами данных - СУБД, электронные таблицы);
текстовой информации (текстовые процессоры и гипертекстовые системы);
статической графики (графические редакторы); знаний (экспертные системы),
динамической графики, анимации, видеоизображения, звука (инструментарий
создания мультимедийных приложений, включающий средства анимации и
управления видеоизображением и звуком). Информационные технологии
отличаются по типу обрабатываемой информации, но могут и объединяться,
образуя интегрированные системы, включающие различные технологии.
Изменения, происходящие на рынке индустрии программных продуктов, позволяют
говорить о тенденции слияния технологий. Чтобы терминологически выделить традиционную технологию решения
экономических и управленческих задач, был введен термин "предметная
технология". Предметная технология представляет собой последовательность
технологических этапов по модификации первичной информации в результатную в
какой-либо предметной области и содержательно не зависит от использования
средств вычислительной техники и информационных технологий. Упорядоченную последовательность взаимосвязанных действий, выполняющихся
с момента возникновения информации до получения результата, принято
называть технологическим процессом. Так, любой участок бухгалтерского учета
предполагает поступление первичной документации, которая трансформируется в
форму бухгалтерской проводки. Последняя, изменяя состояние аналитического
учета, приводит к изменению „счетов синтетического учета и далее - баланса. Понятие "информационные технологии" отражает огромное количество самых
разных технологий в различных компьютерных средах и предметных областях,
поэтому их подразделяют на обеспечивающие и функциональные. Технологии обработки информации, которые могут использоваться как
инструментарий в различных предметных областях для решения разнообразных
задач принято называть обеспечивающими. Они могут быть классифицированы
относительно классов задач, на которые они ориентированы. Обеспечивающие
технологии базируются на совершенно разных платформах, что обусловлено
различием видов компьютеров и программных сред, поэтому при их объединении
на основе предметной технологии возникает проблема системной интеграции.
Она заключается в необходимости приведения различных информационных
технологий к единому стандартному интерфейсу. Функциональной называется такая модификация обеспечивающих информационных
технологий, при которой реализуется какая-либо из предметных технологий.
Так, работа бухгалтера группы расчетов по оплате труда, использующего
персональный компьютер, обязательно предполагает применение бухгалтерских и
налоговых технологий: • применение алгоритмов расчетов по различным видам начислений (оплат)
например повременная оплата, сдельная оплата, отпуск, за дни болезни и
т.д.; • использование алгоритмов расчетов по различным видам удержаний (расчеты
подоходного налога с физических лиц по каждому работающему, по
исполнительным листам, ссудам и т.д.); • выписка справок о доходах, об уплаченном подоходном налоге и
отчислениях в пенсионный фонд РФ; • использование других технологий, реализованных в какой-либо
информационной технологии (системе управления базами данных, текстовом
процессоре, электронной таблице). Трансформация обеспечивающей информационной технологии в функциональную
(модификация некоторого общеупотребительного инструментария в специальный)
может быть сделана как специалистом-проектировщиком, так и самим
пользователем, в зависимости от того, насколько она сложна, т.е. насколько
доступна самому пользователю (экономисту, бухгалтеру). Появление
дружественных обеспечивающих информационных технологий расширило эти
возможности. С выделением информационных технологий для каждого уровня
управления образуются многоуровневые функциональные информационные
технологии. Предметная технология и информационная технология влияют друг на друга.
Так, использование компьютера для операций по бухгалтерскому учету внесло
изменения в предметную технологию, исключив из обработки значительное
количество журналов и ведомостей, используемых при традиционной системе
учета, а также предоставив принципиально новые оперативные возможности. С
другой стороны, предметные технологии, наполняя специфическим содержанием
информационные технологии, акцентируют их на вполне определенные функции.
Такие технологии могут носить типовой или уникальный характер в зависимости
от степени унификации при выполнении этих функций. Как и информационные технологии, информационные системы характеризуются
наличием функциональной и обеспечивающей частей в соответствии с
декомпозицией (структуризацией и разделением) системы на составные части -
подсистемы (элементы системы), находящиеся в определенных отношениях друг с
другом. Множество таких отношений совместно с элементами образуют структуру
информационной системы. Разнообразие сфер экономической деятельности порождает появление большого
количества информационных систем экономического характера, так как они
вбирают в себя все особенности структуры управления, схемы декомпозиции
управленческих целей и предметных технологий. Таким образом, с учетом сферы
применения выделяют следующие информационные системы: банковские, страховые, налоговые, фондового рынка, промышленных
предприятий. Одно из главенствующих мест в информационных системах
промышленных предприятий занимает бухгалтерская информация. Обеспечивающая часть информационной системы состоит из технического,
информационного, технологического, математического, организационного,
правового, эргономического и других видов обеспечения. Функциональная часть фактически является моделью системы управления
объектом. Так как сложная система всегда многофункциональна, информационная
система может быть классифицирована по разным признакам: уровень управления
(высший, средний, оперативный); вид управляемого ресурса (основные фонды,
материальные, трудовые, финансовые и информационные ресурсы); сфера
применения (банковские информационные системы, статистические, налоговые,
бухгалтерские, фондового рынка, страховые и т.д.): функции и период
управления. Выбор признаков декомпозиции зависит от специфики объекта управления и
целей создания системы. Трансформация целей управления в функции, а функций
- в подсистемы позволяет проводить дальнейшую декомпозицию. Если подсистемы
реализуют некоторые отделенные друг от друга функции управления, то каждую
из них можно делить на более детальные подфункции - задачи (или комплексы
задач). Состав задач определяется важностью той или иной функции
управления, возможностью формализации управленческих процедур, уровнем
подготовки персонала к использованию компьютеров, наличием информационной
базы и технических средств. Функциональная технология представляет собой синтез обеспечивающей и
предметной технологий, осуществленный по некоторым правилам. Являясь некоей
средой преобразования данных и одновременно частью информационной системы,
она базируется на платформе, которая состоит из технической, программной.
организационной и информационной частей. Пользователь может использовать как отдельные информационные технологии,
так и их совокупность, объединенную в некоторый комплекс. Комплекс
обеспечивающих и функциональных информационных технологий, поддерживающих
выполнение целей управленческого работника - лица, принимающего решение
(ЛПР), реализуется на основе автоматизированных рабочих мест (АРМ). С
появлением персональных ЭВМ стало возможным установить их прямо на рабочее
место и оснастить новыми инструментальными средствами, ориентированными на
пользователя-непрограммиста. Персональный компьютер, оснащенный
совокупностью профессионально ориентированных функциональных и
обеспечивающих информационных технологий и размещенный на рабочем месте,
стали называть автоматизированным рабочим местом, назначение которого -
информационная поддержка принимаемых решений. Другими словами, АРМ является
некоторой частью информационной системы, обособленной в соответствии со
структурой управления объектом и существующей системой целе-распределения.
Оно и оформляется в виде самостоятельного программно-аппаратного комплекса.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|