Меню
Поиск



рефераты скачать Место банковской системы в условиях перехода к рынку

Место банковской системы в условиях перехода к рынку

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации Академия налоговой полиции ФСНП РФ

Уфимский филиал Кафедра экономической теории






КУРСОВАЯ    РАБОТА

Место банковской системы в условиях

перехода к рынку

Выполнил: слушатель 1 курса

группы ОЭ-99-02

ГарееваК.Р

Научные руководители:

Лузина И.А.

Короткое А.Ю.

Уфа-2000


 

 

 

 

 

Содержание:




Введение  3

Принципы организации банковской системы   4

Проблемы и пути развития банковской системы Российской Федерации  8

Центральный и коммерческие банки, их функции и характер взаимодействия в современных условиях  13

Денежно-кредитная политика в России. 18

Заключение  24

Список использованной литературы: 27

























 

Введение

Переход к новым экономическим отношениям в России определил необхо-димость разработки и применения принципиально новых, рыночных, под­ходов к реа-лизации эффективной банковской политики на уровне конкретного кредитного учреждения.

Демонополизация банковской системы и децентрализация способ­ствовали развитию банковской конкуренции и созданию финансовых рынков, в частности, рын-ка депозитов и рынка ссудных капиталов. В результате меро­приятий, направленных на проведение экономической реформы, в том числе реорганизации банковской системы страны на основе принятых законов о бан­ках и банковской деятельности право привлекать денежные средства населения в депозиты и выполнять широкий спектр операций по обслуживанию частных клиентов получили все коммерческие банки. Формирование рыночных отно­шений в России, преобразование в связи с этим банковской системы коренным образом изменило характер проведения процентной политики.

Банки стали самостоятельно определять уровень процентных ставок, учитывая при этом влияние целого ряда факторов: соотношение спроса и пред­ложения на финансовых рынках, государственное регулирование уровня про­центных ставок, темпы инфляции, общий уровень рентабельности хозяйства, конкуренцию в банковском деле, прибыльность банка, срок и размер предос­тавляемых (привлекаемых) средств, степень риска данной операции, платежес­пособность клиен-та, его характер, вид ссуды, тип банка, его размер и другие.

Мировая практика экономической жизни убедительно свидетельствует о том, что без создания эффективной банковской системы невозможно нормаль­ное функцио-нирование и развитие экономики. Эффективность функциониро­вания банковской системы России - залог успешного перехода к рыночные от­ношениям. Этим объясняется актуальность рассматриваемой в данной работе темы.



Принципы организации банковской системы

Основное назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками переме-щение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъ­екты финансового рынка имеют два сущест-венных признака, отличающие их от всех других субъектов. [ 2, с.24]

Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные таким обра­зом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущен­ные другими. Это отличает банки от финансо-вых брокеров и дилеров, которые не выпускают своих собственных долго-вых обяза-тельств.

Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обяза­тельств с фикси-рованной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, кото­рые все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, рас­пределяет среди своих акционеров.

В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков основывается на Законе РФ "О банках и банковской деятельности в РФ". В соответствии с этим законом банки России действуют как универсальные кредитные учреждения, совершающие широкий круг операций на финансовом рынке: предостав-ление различных по видам и срокам кредитов, покупка-продажа и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдача гарантий, поручительств и иных обязательств, посреднические и доверитель-ные операции и т.п.

В России банки могут создаваться на основе любой формы собствен­ности – частной, коллективной, акционерной, смешанной. Не исключается воз­можность соз-


дания банков, основанных исключительно на государственной форме собственнос-ти, которые в соответствии с действующим законодательст­вом могут осуществлять свою деятельность на коммерческой основе. Для фор­мирования уставных капи-талов российских банков допускается привлечение иностранных инвестиций. Под банками с участием иностранных инвестиций в соответствии с Условиями откры-тия банков с участием иностранного капи­тала на территории Российской Феде-рации, утвержденными ЦБ РФ 08.04.93 г., понимаются:

- совместные банки, т.е. банки, уставной капитал которых формируется за счет средств резидентов и нерезидентов;

- иностранные банки - банки, уставной капитал которых формируется за счет нерезидентов;

- филиалы банков-нерезидентов.

В настоящее время Банковская система децентрализована, создана двух­уров-невая банковская структура. Двухуровневая структура (в различных фор­мах) суще-ствует длительный период в странах Западной Европы и Америки и оправдала себя.

1. Верхний уровень занимает государственный банк (Центральный банк Российской Федерации), который диктует кредитную политику, но не вмеши­вается в дела самостоятельных банков нижнего уровня. Центральный банк стремится к стабилизации кредитной системы, избежанию кризисов и бан­кротств в банковской сфере, то есть осуществляет в большей или меньшей сте­пени государственное регулирование кредитного сектора.

2. Нижний уровень занимают коммерческие банки и иные небанковские финансово-кредитные институты (имеющие лицензию на осуществление банковских операций).В Законе о банковской деятельности они названы дру­гими кредитными учреждения.

 

 

 

 

 

Управление и контроль устойчивостью банковской системы.

Устойчивость банковской системы является одной из гарантий бескри­зисного развития экономики.

В связи с этим Центробанк РФ, отвечающий за устойчивость Банков­ской системы, формирует следующие Резервные и Страховые фонды:

1. Фонд обязательных резервов. Банки перечисляют 20% от объема привлечен-ных ресурсов и перечисляют сверх того средства, если уставной ка­питал оплачен не полностью, а также если они нарушают установленные или экономические нормативы.

2. Фонд компенсации в % ставках. Норматив отчислений в фонд компенсации разниц в % ставках устанавливается в размере 1 процента от при­были коммерческого банка. Из фонда банкам выплачиваются компенсации ес­ли они теряют свои доходы при применении пониженных ставок. В фонд изы­маются также все доходы коммерческих банков, полученные от применения ими процентных ставок по ссудам свыше предель-ных, установленных Банком России и другие незаконно полученные доходы от опера-ций по производству и торговле материальными ценностями.

3. Фонд страхования депозитов. Норматив отчислений устанавливается в разме-ре 1% от прибыли коммерческого банка. Формирование указанного фон­да в случае неплатежеспособности банка дает коммерческим банкам право компенсации вкладов и депозитов своим клиентам со стороны Банка России в двадцатикратном размере от величины фонда страхования депозитов.

4. Фонд страхования коммерческих банков от банкротств. Норматив отчисле-ния составляет 1% от прибыли. Формирование указанного фонда дает право коммер-ческим банкам получать ссуды Банка России на восполнение временного, сезонного недостатка ликвидности в двадцатикратном размере к оплаченной величине фонда.

Управление и контроль за устойчивостью банковской системы заключа­ется в выполнении банками определенных условий, обеспечивающих выпол­нение 12 основ-ных нормативов. [4, с.53]

Н1-минимальная достаточность капитала - соотношение капитала банка и суммарного объема активов, взвешенных с учетом риска.

Н2-минимальная текущая ликвидность - отношение суммы активов к сумме обязательств банка по счетам до востребования более половины ликвидных активов представлено остатками по счету "Операции с государственными ценными бумагами".

Н3-норматив мгновенной ликвидности банка-отношение суммы высоко­ликвид-ных активов к обязательствам банка до востребования.

Н4-максимальный риск по долгосрочным кредитам - отношение кредитов сроком свыше года к капиталу и долгосрочным депозитам.

Н5-минимальное соотношение ликвидных и суммарных активов. Соотноше-ние ликвидных активов и суммарных активов. Суммарные активы рас­сматриваются как активы-нетто.

Н6-максимальный размер риска на одного заемщика - отношение сово­купной суммы кредитов и гарантий, выданных одному заемщику к капиталу банка.

Н7-максимальный размер риска по крупным кредитам - соотношение со­вокуп-ной величины крупных кредитов и 50% гарантий к капиталу банка.

Н8-максимальный размер риска на одного кредитора - соотношение ве­личины вклада по счетам одного кредитора к капиталу банка.

Н9-максимальный размер кредитов, предоставленных одному акционеру –отно-шение совокупной суммы кредитов и гарантий, выданных одному заем­щику-акцио-неру, к капиталу банка.

Н10-максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставлен-ных инсайдеру. Отношение совокупной суммы кредитов и гарантий, вы­данных инсай-дерам, к капиталу банка.

Н11 - максимальный размер привлеченных вкладов населения. Соотноше­ние общей суммы вкладов граждан и капитала банка.

Н12-максимальное использование собственных средств для приобретения акций одного юридического лица. Процентное соотношение инвестируемых и собственных средств.



Проблемы и пути развития банковской системы Российской Федерации


Известно, что в последние годы банковская система испытывала серьез­ные трудности (кризис валютного рынка в 1994 г., кризис банковской ликвид­ности в 1995 г., крах фондового рынка 17 августа 1998 г.).

Решение проблем развития банковской системы России усложняется тем, что кроме чисто экономических трудностей добавляются социальные:

- постоянно меняется законодательная база;

- разгул преступности в стране - как следствие - желание мафиозных структур прибрать к рукам такое высокодоходное в условиях инфляции дело, как банковское;

- стремление большинства банкиров получить сиюминутную прибыль - как следствие - развитие только одного направления деятельности, что ведет к угрозам банкротства отдельных банков и кризисам банковской системы в це­лом..

Понятно, что недостаточно просто объявить о создании новых кредит­ных институтов. Коренным образом должка измениться вся система отноше­ний внутри банковского сектора, принципы взаимоотношений банков и их клиентов, необходимо изменить психологию банкира, воспитать нового бан­ковского работника - хорошо образованного, думающего, инициативного и го­тового идти на обдуманный и взвешен-ный риск. На это требуется время. Не­обходимо, путем вдумчивого изучения зарубеж-ной практики, восстановить ут­раченные рациональные принципы функционирования кредитных учреждений, принятые в цивилизованном мире и опирающиеся на многове-ковой опыт ры­ночных финансовых структур.

Рассмотрим причины и последствия банкротства банков.

Три главных нежелательных обстоятельства могут послужить причиной банкротства банка:

-         невозврат ссуды или потеря стоимости других активов;

-         неликвидность;

-         убытки от основной деятельности.


Каждое из этих обстоятельств ведет к уменьшению собственного капитала банка. Когда собственный капитал банка падает ниже нуля, банк становится неплатежеспособным: его пассивы (обязательства) превосходят его активы. В этой ситуации ревизоры банков обычно настаивают на том, чтобы банк прекратил свою деятельность.

С момента возникновения банковского дела нестабильность, вызванная банкротствами отдельных банков, массовыми изъятиями вкладов с проводимой политикой частичного резервного покрытия, объективно подталкивала государство к расширению практики регулирования банковского дела. С помощью регулирования государство пытается защитить вкладчиков от финансовых потерь и избежать разрушительных для экономики последствий банкротств банков.

К числу трех важнейших типов мероприятий, с помощью которых государство пытается обеспечить надежность и стабильность банковской системы, относятся:

-         проведение банковских ревизий;

-         проведение централизованных банковских операций;

-         страхование депозитов.

Ключевым вопросом этой проблемы является подрыв доверия со стороны вкладчиков к банку.

В условиях перехода к рыночной экономике оптимальная кредитная политика коммерческого банка во взаимоотношениях с клиентами должна строиться исходя из интересов участников кредитных отношений.

Развитие рыночных отношений в России, нестабильное законодательст­во, "частые изменения" фискальной политике Правительства и другие внешние причины (наряду со стратегией развития и тактикой действия) вынуждают рос­сийские банки периодически пересматривать свои приоритеты в кредитовании реального сектора.

В качественно новых условиях перед национальной банковской индуст­рией как



составной частью экономики России объективно стоят два принципи­альных вопроса:

- во-первых, какую роль ей предстоит сыграть в осуществлении струк­турной перестройки экономики страны;

- во-вторых, как она должна развиваться в будущем.

Доминирующей тенденцией развития российских банков становится ак­тивная концентрация капитала. Формируется ядро крупнейших банков. На до­лю первых 30-ти по величине активов уже сейчас приходится 66% совокупных активов банковской системы. Другим проявлением тенденции концентрации банковского капитала стало сокращение количества кредитных организаций под действием рыночных процессов конкуренции и концентрации  (их количе­ство уменьшилось за два последних года в 1,5 раза — с 2600 до 1700).

Концентрация капитала и активов крупнейших банков сопровождается их экспансией на международных рынках капитала. Некоторые конкретные цифры пока-зывают масштабы проникновения отечественных кредитных учре­ждений на междуна-родные финансовые рынки: на 1 января 1998 г. в общем объеме привлеченных рос-сийскими банками межбанковских кредитов доля иностранных банков составила 70,8%, за 1997 г. о на увеличилась примерно в 1,5 раза. Такого результата удалось до-биться, несмотря на жесточайший кризис на мировых фондовых рынках, существенно подорвавший доверие у инвесто­ров к кредитным учреждениям развивающихся стран.

На фоне ускорения темпов сокращения, общего количества действую­щих кредитных организаций достаточно устойчивую и динамично развивающуюся подгруппу в банковской системе России составляют банки с участием иностранного капитала. Удельный вес их количества возрос с 7,3% на 1 января 1998 г. до 8,4% на ту же дату 1999 г. Объем иностранных инвестиций в капитал российских банков за прошлый год составил 4,13% совокупного уставного ка­питала всей банковской системы. При этом лимит привлечения иностранного капитала (12%) не исчерпан. За последние два года наблюдался рост числа банков, контролируемых нерезидентами. Большин-ство из них входит в группу 200 крупнейших банков. Необходимо отметить, что со стороны таких банков усиливается конкуренция за лидирующие позиции в банковс-

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.