Место банковской системы в условиях перехода к рынку
Министерство
общего и профессионального образования
Российской Федерации Академия налоговой
полиции ФСНП РФ
Уфимский филиал Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
Место банковской системы в условиях
перехода к рынку
Выполнил: слушатель 1 курса
группы
ОЭ-99-02
ГарееваК.Р
Научные
руководители:
Лузина И.А.
Короткое
А.Ю.
Уфа-2000
Содержание:
Введение 3
Принципы организации банковской системы 4
Проблемы и пути развития банковской системы Российской
Федерации 8
Центральный и коммерческие банки, их функции и характер взаимодействия в современных условиях 13
Денежно-кредитная политика в России. 18
Заключение 24
Список использованной литературы: 27
Введение
Переход к новым экономическим
отношениям в России определил необхо-димость разработки и применения
принципиально новых, рыночных, подходов к реа-лизации эффективной банковской
политики на уровне конкретного кредитного учреждения.
Демонополизация банковской системы и
децентрализация способствовали развитию банковской конкуренции и созданию
финансовых рынков, в частности, рын-ка депозитов и рынка ссудных капиталов. В
результате мероприятий, направленных на проведение экономической реформы, в
том числе реорганизации банковской системы страны на основе принятых законов о
банках и банковской деятельности право привлекать денежные средства населения в депозиты и
выполнять широкий спектр операций по обслуживанию частных клиентов получили
все коммерческие банки. Формирование рыночных отношений в России,
преобразование в связи с этим банковской системы коренным образом изменило
характер проведения процентной политики.
Банки стали самостоятельно определять уровень
процентных ставок, учитывая при этом влияние целого ряда
факторов: соотношение спроса и предложения на финансовых рынках,
государственное регулирование уровня процентных ставок, темпы инфляции, общий
уровень рентабельности хозяйства, конкуренцию в банковском деле, прибыльность
банка, срок и размер предоставляемых (привлекаемых) средств, степень
риска данной операции, платежеспособность клиен-та, его характер, вид ссуды,
тип банка, его размер и другие.
Мировая практика экономической жизни убедительно
свидетельствует о том, что без создания эффективной банковской системы
невозможно нормальное функцио-нирование и развитие экономики. Эффективность
функционирования банковской системы России - залог успешного
перехода к рыночные отношениям. Этим объясняется актуальность рассматриваемой в
данной работе темы.
Основное назначение
банка - посредничество в перемещении денежных средств от
кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками
переме-щение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и
кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании,
брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового рынка
имеют два сущест-венных признака, отличающие их от всех других субъектов. [ 2,
с.24]
Во-первых, для банков характерен двойной
обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые
обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные
таким образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги,
выпущенные другими. Это отличает банки от финансо-вых брокеров и дилеров,
которые не выпускают своих собственных долго-вых обяза-тельств.
Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных
обязательств с фикси-рованной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим
банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые все риски,
связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет
среди своих акционеров.
В
Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков
основывается на Законе РФ "О банках и банковской деятельности в РФ". В
соответствии с этим законом банки России действуют как универсальные кредитные учреждения, совершающие
широкий круг операций на финансовом рынке: предостав-ление различных по видам и срокам кредитов,
покупка-продажа и
хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление расчетов,
выдача гарантий, поручительств и иных обязательств, посреднические и доверитель-ные операции и
т.п.
В России банки могут создаваться на основе любой формы
собственности – частной, коллективной, акционерной, смешанной. Не исключается
возможность соз-
дания
банков, основанных исключительно на государственной форме собственнос-ти,
которые в соответствии с действующим законодательством могут осуществлять свою
деятельность на коммерческой основе. Для формирования уставных
капи-талов российских банков допускается привлечение иностранных инвестиций.
Под банками с участием иностранных инвестиций в соответствии с Условиями
откры-тия банков с участием иностранного капитала на территории
Российской Феде-рации, утвержденными ЦБ РФ 08.04.93 г., понимаются:
- совместные банки, т.е. банки, уставной
капитал которых формируется за счет средств резидентов и нерезидентов;
- иностранные банки - банки, уставной капитал
которых формируется за счет нерезидентов;
- филиалы банков-нерезидентов.
В настоящее время Банковская система децентрализована,
создана двухуров-невая банковская структура. Двухуровневая структура (в
различных формах) суще-ствует длительный период в странах Западной
Европы и Америки и оправдала себя.
1. Верхний уровень занимает
государственный банк (Центральный банк Российской Федерации),
который диктует кредитную политику, но не вмешивается в дела
самостоятельных банков нижнего уровня. Центральный банк стремится к
стабилизации кредитной системы, избежанию кризисов и банкротств в банковской
сфере, то есть осуществляет в большей или меньшей степени государственное
регулирование кредитного сектора.
2. Нижний уровень занимают коммерческие
банки и иные небанковские финансово-кредитные институты (имеющие
лицензию на осуществление банковских операций).В Законе о банковской
деятельности они названы другими кредитными учреждения.
Управление и контроль устойчивостью банковской системы.
Устойчивость
банковской системы является одной из гарантий бескризисного развития
экономики.
В связи с этим Центробанк РФ, отвечающий за
устойчивость Банковской системы, формирует следующие Резервные и Страховые
фонды:
1. Фонд обязательных резервов. Банки
перечисляют 20% от объема привлечен-ных ресурсов и перечисляют сверх того
средства, если уставной капитал оплачен не полностью, а также если они нарушают
установленные или экономические нормативы.
2. Фонд компенсации в % ставках. Норматив
отчислений в фонд компенсации разниц в % ставках устанавливается в размере 1
процента от прибыли коммерческого банка. Из фонда банкам выплачиваются
компенсации если они теряют свои доходы при применении пониженных
ставок. В фонд изымаются также все доходы коммерческих банков, полученные
от применения ими процентных ставок по ссудам свыше предель-ных, установленных
Банком России и другие незаконно полученные доходы от опера-ций по
производству и торговле материальными ценностями.
3. Фонд страхования депозитов. Норматив
отчислений устанавливается в разме-ре 1% от прибыли коммерческого банка.
Формирование указанного фонда в случае неплатежеспособности банка дает
коммерческим банкам право компенсации вкладов и депозитов своим клиентам со
стороны Банка России в двадцатикратном размере от величины фонда страхования
депозитов.
4. Фонд страхования коммерческих банков от
банкротств. Норматив отчисле-ния составляет 1% от прибыли. Формирование
указанного фонда дает право коммер-ческим банкам получать ссуды Банка России на
восполнение временного, сезонного недостатка ликвидности в двадцатикратном
размере к оплаченной величине фонда.
Управление и контроль за устойчивостью банковской
системы заключается в выполнении банками определенных условий, обеспечивающих
выполнение 12 основ-ных нормативов. [4, с.53]
Н1-минимальная
достаточность капитала - соотношение капитала банка и суммарного объема
активов, взвешенных с учетом риска.
Н2-минимальная текущая
ликвидность - отношение суммы активов к сумме обязательств банка по счетам до
востребования более половины ликвидных активов представлено остатками по счету
"Операции с государственными ценными бумагами".
Н3-норматив мгновенной ликвидности
банка-отношение суммы высоколиквид-ных активов к обязательствам банка до
востребования.
Н4-максимальный риск по
долгосрочным кредитам - отношение кредитов сроком свыше года к
капиталу и долгосрочным депозитам.
Н5-минимальное соотношение
ликвидных и суммарных активов. Соотноше-ние ликвидных активов и суммарных
активов. Суммарные активы рассматриваются как активы-нетто.
Н6-максимальный размер
риска на одного заемщика - отношение совокупной суммы кредитов
и гарантий, выданных одному заемщику к капиталу банка.
Н7-максимальный размер риска по
крупным кредитам - соотношение совокуп-ной величины крупных кредитов и 50%
гарантий к капиталу банка.
Н8-максимальный размер риска на
одного кредитора - соотношение величины вклада по счетам одного кредитора к
капиталу банка.
Н9-максимальный размер кредитов,
предоставленных одному акционеру –отно-шение совокупной суммы кредитов и
гарантий, выданных одному заемщику-акцио-неру, к капиталу банка.
Н10-максимальный размер кредитов,
гарантий и поручительств, предоставлен-ных инсайдеру. Отношение совокупной
суммы кредитов и гарантий, выданных инсай-дерам, к капиталу банка.
Н11 -
максимальный размер привлеченных вкладов населения. Соотношение общей
суммы вкладов граждан и капитала банка.
Н12-максимальное
использование собственных средств для приобретения акций одного
юридического лица. Процентное соотношение инвестируемых и собственных средств.
Известно, что в последние годы банковская
система испытывала серьезные трудности (кризис валютного рынка в 1994 г.,
кризис банковской ликвидности в 1995 г., крах фондового рынка 17
августа 1998 г.).
Решение проблем развития банковской системы России
усложняется тем, что кроме чисто экономических трудностей добавляются
социальные:
- постоянно меняется законодательная база;
- разгул преступности в стране - как
следствие - желание мафиозных структур прибрать к рукам такое
высокодоходное в условиях инфляции дело, как банковское;
- стремление большинства банкиров получить
сиюминутную прибыль - как следствие - развитие только одного направления
деятельности, что ведет к угрозам банкротства отдельных банков и
кризисам банковской системы в целом..
Понятно, что недостаточно просто объявить о
создании новых кредитных институтов. Коренным образом должка измениться вся
система отношений внутри банковского сектора, принципы взаимоотношений
банков и их клиентов, необходимо изменить психологию банкира,
воспитать нового банковского работника - хорошо образованного, думающего,
инициативного и готового идти на обдуманный и взвешен-ный риск. На это
требуется время. Необходимо, путем вдумчивого изучения зарубеж-ной
практики, восстановить утраченные рациональные принципы функционирования
кредитных учреждений, принятые в цивилизованном мире и опирающиеся на
многове-ковой опыт рыночных финансовых структур.
Рассмотрим причины и последствия банкротства
банков.
Три
главных нежелательных обстоятельства могут послужить причиной банкротства
банка:
-
невозврат ссуды или потеря
стоимости других активов;
-
неликвидность;
-
убытки от основной
деятельности.
Каждое из этих обстоятельств ведет к
уменьшению собственного капитала банка. Когда собственный капитал банка падает
ниже нуля, банк становится неплатежеспособным: его пассивы (обязательства)
превосходят его активы. В этой ситуации ревизоры банков обычно настаивают на
том, чтобы банк прекратил свою деятельность.
С момента возникновения банковского
дела нестабильность, вызванная банкротствами отдельных банков, массовыми изъятиями
вкладов с проводимой политикой частичного резервного покрытия, объективно
подталкивала государство к расширению практики регулирования банковского дела.
С помощью регулирования государство пытается защитить вкладчиков от финансовых
потерь и избежать разрушительных для экономики последствий банкротств банков.
К числу трех важнейших типов
мероприятий, с помощью которых государство пытается обеспечить надежность и
стабильность банковской системы, относятся:
-
проведение банковских
ревизий;
-
проведение
централизованных банковских операций;
-
страхование депозитов.
Ключевым вопросом этой проблемы
является подрыв доверия со стороны вкладчиков к банку.
В условиях
перехода к рыночной экономике оптимальная кредитная политика коммерческого
банка во взаимоотношениях с клиентами должна строиться исходя из интересов
участников кредитных отношений.
Развитие рыночных отношений в России, нестабильное
законодательство, "частые изменения" фискальной политике
Правительства и другие внешние причины (наряду со стратегией развития и
тактикой действия) вынуждают российские банки периодически пересматривать
свои приоритеты в кредитовании реального сектора.
В качественно новых условиях перед национальной
банковской индустрией как
составной частью экономики России объективно стоят два
принципиальных вопроса:
- во-первых, какую роль ей предстоит сыграть
в осуществлении структурной перестройки экономики страны;
- во-вторых, как она должна развиваться в будущем.
Доминирующей тенденцией развития
российских банков становится активная концентрация капитала. Формируется
ядро крупнейших банков. На долю первых 30-ти по величине активов уже сейчас
приходится 66% совокупных активов банковской системы. Другим проявлением
тенденции концентрации банковского капитала стало сокращение количества
кредитных организаций под действием рыночных процессов конкуренции и
концентрации (их количество уменьшилось за два последних года в 1,5
раза — с 2600 до 1700).
Концентрация капитала и активов крупнейших
банков сопровождается их экспансией на международных рынках капитала. Некоторые
конкретные цифры пока-зывают масштабы проникновения отечественных кредитных учреждений на
междуна-родные финансовые рынки: на 1 января 1998 г. в общем объеме
привлеченных рос-сийскими банками межбанковских кредитов доля иностранных
банков составила 70,8%, за 1997 г. о на увеличилась примерно в 1,5 раза.
Такого результата удалось до-биться, несмотря на жесточайший кризис на мировых
фондовых рынках, существенно подорвавший доверие у инвесторов к кредитным
учреждениям развивающихся стран.
На фоне ускорения темпов сокращения, общего
количества действующих кредитных организаций достаточно устойчивую и
динамично развивающуюся подгруппу в банковской системе России составляют
банки с участием иностранного капитала. Удельный вес их количества возрос с
7,3% на 1 января 1998 г. до 8,4% на ту же дату 1999 г. Объем иностранных
инвестиций в капитал российских банков за прошлый год составил 4,13%
совокупного уставного капитала всей банковской системы. При этом лимит
привлечения иностранного капитала (12%) не исчерпан. За последние два
года наблюдался рост числа банков, контролируемых нерезидентами.
Большин-ство из них входит в группу 200 крупнейших банков. Необходимо отметить,
что со стороны таких банков усиливается конкуренция за лидирующие позиции
в банковс-
Страницы: 1, 2
|