Место контроля в менеджменте и организационные формы контроля
Место контроля в менеджменте и организационные формы контроля
Курсовая
работа
Выполнил:
студент группы 6231 Самилло Роман Игоревич
Министерство
общего образования РФ
Московский
Государственный Индустриальный Университет (МГИУ)
Факультет:
Экономики менеджмента и информационных технологий
Москва
2001
Введение
Планы не всегда выполняются так, как было
задумано. Люди не всегда принимают делегированные им права и обязанности.
Руководству не всегда удается должным образом мотивировать людей на достижение
поставленных целей. Меняются условия окружающей среды, и организация должна
соответственно к ним адаптироваться. Как же руководству организации удаётся в конце концов определить, достигло
ли оно своих целей, как оно обнаруживает собственные ошибки и ошибки персонала
и как оно определяет, когда организации должны начинать процесс адаптации.
Ответ прост. Всё это достигается с помощью контроля. Контроль попросту говоря,
это процесс, при помощи которого руководство организации определяет, правильны
ли его решения и не нуждаются ли они в известной корректировке.
В рыночных условиях, характеризующихся
высокой неопределённостью и нестабильностью внешней среды, эффективное
управление организацией предполагает гораздо больший спектр планов и объём
контрольной и плановой работы, чем при плановой экономике. Усиление
конкурентных отношений на мировых и отечественных рынках, стремительное
развитие и смена технологий, растущая диверсификация бизнеса, усложнения
бизнес-проектов и другие факторы обуславливают новые требования к системе
внутреннего контроля коммерческой организации. В современных условиях
внутренний контроль в российских организациях должен присутствовать на всех
уровнях управления. В более широком смысле в конкурентной среде рыночных
отношений эффективная система внутреннего контроля при прочих равных условиях –
это гарантия успешной деятельности коммерческой организации.
Сущность и смысл контроля
На любой стадии процесса управления неизбежны
различные отклонения действительного состояния или действия объекта управления
от требуемого. Деятельность без отклонений возможна лишь при абсолютной
неизменности субъекта и объекта действий и окружающих их условий, что
противоречит способу существования объективной реальности – движению. В
обобщённом виде все отклонения в процессе управления организацией можно
разделить на отрицательные, т.е. отдаляющие от намеченных ориентиров и принятых
установок, и положительные – приближающие к ним. Например, выпуск продукции
сверх плана может быть как отрицательным, так и положительным отклонением – всё
зависит от принятых установок, производственных и сбытовых возможностей, от
условий функционирования конкретной организации.
Итак, отклонения есть всегда, и они постоянно
воздействуют на те или иные аспекты функционирования организации. Но
воздействия большинства отклонений настолько малы, что нет смысла принимать по
этому поводу какие-либо меры; необходимо лишь установить масштаб допустимых
отклонений, в пределах которого для организации не произойдёт ощутимых
изменений. Чтобы своевременно располагать информацией об отклонениях,
превышающих допустимый масштаб, необходим внутренний контроль. Необходимо
уточнить, что внутренний контроль можно рассматривать с двух позиций. Так,
понятие внутреннего контроля можно трактовать в широком смысле как систему
(входящую в систему управления организацией), состоящую из ряда элементов.
Внутренний контроль в достаточно узком смысле – один из этапов процесса
управления.
Внутренний контроль организации - это
осуществление субъектами организации, наделёнными соответствующими
полномочиями, либо в автоматическом режиме, заданном указанными субъектами и
под их управлением, следующих действий:
а) определение фактического состояния или
действия управляемого звена системы управления организацией (объекта контроля);
б) сравнение фактических данных с
требуемыми, т.е. с базой для сравнения, принятой в организации, заданной извне
либо основанной на рациональности;
в) оценка отклонений, превышающих
предельно допустимый уровень, и степени их влияния на аспекты функционирования
организации;
г) выявление причин данных отклонений.
Сущность и смысл контроля проявляются в его целях и функциях.
1.1 Внутренний контроль в процессе управления коммерческой организацией
В условиях рыночной конкуренции успешная
деятельность коммерческой организации в общем и целом зависит от достижения
поставленных перед ней целей, следования принятым установкам и намеченным
ориентирам, устойчивости с финансово-экономической и правовой точек зрения и
устойчивости её положения среди конкурентов на рынке. Обеспечить выполнение
перечисленных выше требований – задача управления организацией.
Процесс управления организацией включает
следующие основные стадии:
1) планирование – сбор, обработка
информации и выработка управленческого решения;
2) организация и регулирование реализации
управленческого решения;
3) учёт – сбор, измерение, регистрация и
обработка информации, касающейся выполнения управленческого решения;
4) анализ – разложение информации,
полученной на стадии учёта, на компоненты; их изучение и оценка для принятия
следующих управленческих решений.
Каждая из перечисленных выше стадий
чередуется со стадиями контроля. Затем следует новый цикл этого непрерывного в
идеале процесса. Все циклы подчинены стратегии организации – генеральной
программе действий и распределению приоритетов и ресурсов для достижения
глобальных целей.
Стадия контроля намерено не включена в
упрощённое описание процесса управления, так как внутренний контроль имеет
двойственную роль в процессе управления организацией. С одной стороны, стадия
контроля неизменно чередуется с другими стадиями в процессе управления, поэтому
можно говорить о присутствии (проникновении) элементов контроля на каждой из
описанных стадий. С другой стороны, контроль обеспечивает оптимальный ход
процесса управления на каждой стадии. Поэтому, стадию контроля по отношению к
остальным можно рассматривать как упорядочивающее звено управленческого
процесса.
Таким образом, внутренний контроль организации
является:
неотъемлемым элементом каждой стадии
процесса управления;
«обособленной» стадией, обеспечивающей
информационную прозрачность на предмет качества хода процесса управления на
всех других стадиях.
На рис.1. показаны взаимосвязи,
взаимозависимость, взаимопроникновение и роль каждого элемента в процессе
управления организацией.
|