Менеджер по маркетингу: вакансия свободна …
Менеджер по
маркетингу: вакансия свободна …
Ирина Дашевская
Сейчас на рынке
труда в Алматы складывается совершенно «не маркетинговая» ситуация: позиция
маркетолога – одна из самых горячих, однако ни рекрутинговые агентства, ни сами
работодатели не могут получить качественного предложения на свой спрос. В этой
статье я постараюсь проанализировать данную ситуацию, основываясь на
собственном опыте: полгода назад я активно искала работу менеджера по
маркетингу, и прошла более восьми собеседований на крупных предприятиях.
Для начала я
хотела бы поблагодарить всех тех руководителей предприятий и отделов по работе
с персоналом, с которыми я беседовала – за их открытость: я получила огромное
количество интересной информации о самих компаниях, о рынках, где работают эти
компании, о долях рынка и объёмах продаж и даже о стратегии развития. Спешу
отметить, что вся эта информация так и осталась лежать в моих папках (я вела
записи), за исключением того материала, что я использовала для написания данной
статьи.
Предприниматели
о роли маркетинга на предприятии
По мнению
представителей «принимающей» стороны, роль отдела маркетинга в бизнес процессах
предприятия (после суммирования и обобщения) заключается в следующем:
1. Обеспечение
увеличения продаж, курирование работы отдела продаж;
2.Развитие сети
представительств по Казахстану;
3.Создание и
продвижение новых товаров;
4.Закупки;
5.Логистика;
6.Разработка и
проведение промоакций;
7.Продажа залогового
имущества (банк);
8.Разработка
дизайна торговых помещений;
9.Реклама,
размещение в СМИ, PR.
Позволю себе
продолжить этот «джентльменский набор» несколькими пунктами из «мозгового
штурма», который состоялся 18 июня 2003 г. в рамках круглого стола: "Какой
маркетинг нужен казахстанскому бизнесу?" и был организован Казахстанской
ассоциацией маркетинга:
10.Проводить
анализ существующей ситуации на предприятии, анализ рынка;
11.Оценивать
потенциал и изучать тенденции развития рынка и возможности предприятия;
12.Составлять
рекомендации по осуществлению стратегий.
Как видно из
выше перечисленного, не все руководители имеют правильное представление о
функциональных обязанностях маркетолога: всего 5 пунктов из 10 напрямую
относятся к обязанностям маркетолога. Предполагаю, что это происходит по
нескольким причинам:
Большинство
руководителей не имеет «управленческого» образования, а владеет только высшим,
в лучшем случае – высшим специальным образованием, которое не предусматривает
дисциплин по управлению предприятием. Отсюда – отсутствие понимания роли
маркетолога, а значит и маркетингового видения развития компании. Складывается
ситуация: «продадим то, что произведём», а не «произведём то, что купят».
Работники всех
предприятий: и малых, и средних, и крупных –имеют одинаковые функции, но
разница в менеджменте заключается в правильном распределении этих функций. На
крупном предприятии существуют целые маркетинговые отделы, тогда как малые и
средние предприятия, ввиду ограниченности финансовых и человеческих ресурсов,
не могут себе позволить выделить даже одного человека, который целенаправленно
бы занимался маркетингом. Поэтому руководители возлагают на маркетолога
дополнительные обязанности, а это – палка о двух концах: с одной стороны
экономия, с другой – у маркетолога нет времени на качественную работу по всем
направлениям.
Сколько
стоит маркетинг построить
Как правило,
средняя заработная плата маркетолога на алматинских предприятиях колеблется в
размере ТГ 45 000-75 000 (или $300-500). То есть, именно эти деньги готовы
заплатить работодатели за маркетолога, который должен обладать большим
портфелем знаний, навыков и личных качеств, как-то:
1.
Профессиональными критериями:
─опыт
работы на позиции маркетолога (1 год и более);
─реализованные
проекты (так называемая «история успеха»);
─умение
работать на ПК и с оргтехникой.
2.
Образовательными критериями:
─высшее
маркетинговое образование;
─владение
языками.
3. Личностными
критериями:
─креативность,
творческий подход;
─аналитические
навыки (умение работать с информацией);
─логическое
мышление;
─коммуникабельность.
Как видно,
требования очень серьёзные. Теперь взглянем на портрет такого специалиста:
опытный маркетолог, имеющий высшее маркетинговое образование и кожаный портфель
с папками «отличные знания», «отточенные умения» и «правильные решения» –
ужехорошо устроен. Как правило, такой специалист работает на крупном
предприятии, получая большую заработную плату, и не заинтересован в смене
работы. Тем более, что на новом месте его ждёт ненормированный рабочий день, «война»
с руководством за преобразования и выбивание бюджета на исследования и так
далее. Конечно, как вариант можно «купить дорого» такого специалиста, переманив
его из другой компании. Однако не стоит забывать о том, что можно:
1.Выдвинуть
грамотного специалиста из своего окружения и дать ему маркетинговое
образование;
2.Взять
«молодого маркетолога» из среды только что получивших высшее маркетинговое
образование, вместе совершенствуясь и получая «опыт работы»;
3.Взять на
работу несколько бакалавров с маркетинговым образование в качестве стажёров, а
затем выбрать из них наиболее талантливого.
Общая
характеристика рынка труда
Для большей
наглядности я решила провести СВОТ анализ для маркетолога: и с позиции
«покупки» данной вакансии, и с позиции её продажи. Удалось мне это или нет –
судить Вам.
SWOT
анализ с позиции «покупки» маркетолога
Сильные стороны
Готовый специалист.
«Свежий» взгляд на деятельность компании
|
|