p> Хозяйствующий субъект, проигравший в борьбе за потребителя, обычно
становится банкротом. СОДЕРЖАНИЕ И СФЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ Движущие силы Со второй половины 20 века национальное производство достигло
невиданных ранее масштабов. Конец века связан с взрывом, скачком в научно-
техническом развитии и появлением ряда новых отраслей, т.е. углублением
общественного разделения труда. Все эти обстоятельства порождали
потребность в координации, в поддержании пропорций на макроуровне, в
антициклическом регулировании. Началось наступление на рынок со стороны монопольных структур. В
этих условиях для обеспечения конкуренции стали жизненно необходимыми
выработка антимонопольного законодательства и его применение органами
государства. Усиление государственной стабилизации в России диктовалось целями
подготовки к войнам, их ведения, поддержания обороноспособности.
Разрабатывалась целая система мер, включавших принудительное картелирование
(Германия), протекционизм (Япония). Формировались военно-промышленные
комплексы, тесно связанные с правительством. Не случайно, что своим
происхождением термин ВПК обязан президенту США Д. Эйзенхауэру.[1 стр.96] Государственное регулирование явилось необходимым для осуществления
социальной политики, вообще стратегии социализации в широком смысле. И,
наконец, хотелось бы особо подчеркнуть, имея в виду день сегодняшний,
потребность в государственной поддержке и подчас организации
фундаментальных научных исследований, а также защиты среды обитания. Государственная стабилизация в России, таким образом, обусловлено
появлением новых экономических потребностей, с которыми рынок по своей
природе не может справиться. В России становление системы экономической стабилизации сочеталось с
традициями крайнего абсолютизма. Тем не менее, в начале XX века наблюдалось
строительство профессиональной экономической политики, переход к
использованию рыночных и кредитно-денежных рычагов.[1стр.115] Государственная стабилизация в России: подход к анализу В широком смысле слова государственная стабилизация — это
распространение макроэкономического воздействия политических структур на
национальное хозяйство. Но здесь, что называется, в игру вступает социально-
психологический фактор, включающий национальную ментальность и традиции,
степень рациональности ожиданий публики, доверия к действиям правительства
и т.д. Можно предложить следующую схему прохождения регулирующего импульса:
социальная среда;
государственное воздействие на экономику (налоги, субсидии, ограничения и
пр.);
обоснованность (корректность) решений;
характер и степень восприятия государственного воздействия (от согласия и
готовности выполнять до сопротивления, активного или пассивного);
эффективность воздействия;
психологическая реакция экономических субъектов (предпринимателей, наемных
работников, средних слоев);[2стр.74] Государственная стабилизации предполагает принуждение, при котором
свобода индивидуального выбора заменена волей, выражающей, якобы, интересы
большинства. В лучшем случае государственная стабилизация может эффективно
перераспределять блага и услуги, непосредственно не преумножая их. К тому
же история, к сожалению, свидетельствует о том, что длительное ограничение
права экономического выбора порождает пассивность граждан, неспособность к
самостоятельным действиям, надежды на всемогущество власти. Значит ли все вышесказанное, что регулирующей роли государства следует
избегать? Конечно, нет. По мере совершенствования системы государственной стабилизации
вырисовываются два противоположных начала:
— давление фискальной, директивной политики, творимой чиновниками,
претендующими на монополию в области принуждения и его реализации;
— меры индикативного воздействия, осуществляемого, в основном, посредством
кредитно-денежной политики, направленной на создание условий, при которых
экономический субъект сам выбирает путь, который соответствовал бы
государственным интересам. В работе «Основные принципы экономической политики» Вальтер Ойкен
определяет суть регулирования в условиях центрально-управляемой экономики,
которую можно считать крайней формой государственного вмешательства в
хозяйственную жизнь. Администрация, пишет он, обладает здесь максимальной властью, создает
программы для тех, кто находится от нее в зависимости, но неспособна к
рациональному согласованию спроса и предложения со стороны многомиллионных
масс товаропроизводителей и покупателей, к учету ограниченности ресурсов.
Эта система лишает людей свободы экономического выбора, а также освобождает
от ответственности, что рано или поздно порождает бедность. Рассматривая экономические системы, тяготеющие к свободному рыночному
хозяйству, В.Ойкен приходит к парадоксальному, на первый взгляд, выводу:
самой эффективной является система с максимальной свободой и минимальной
экономической властью. Веру в то, что правовая и административная экономическая политика
может достичь желаемого, Ойкен считает наивной. Но скептицизм оказывается
менее оправданным, если предположить, что экономическая политика становится
аппаратом взаимозависимых действий, в то же время оставаясь конформной по
отношению к рынку. И денежная, и кредитная, и валютная и антимонопольная
сферы не только взаимозависимы, но обязательно имеют социальную подоплеку. Общий вывод Ойкена: целесообразным является сужение сферы
государственного регулирования. С ним солидаризировался создатель
послевоенного «германского чуда» Л. Эрхард, практически воплотивший в жизнь
заветы своего учителя В. Ойкена. Регулирование, в отличие от конкуренции,
должно быть дозированным.[2стр.129] Но сужение сферы государственного вмешательства ведет к диффузии
власти. И в первую очередь это касается ограничения государственной
собственности на средства производства. Государственные предприятия Рассмотрим отдельно роль государства, выступающего в качестве субъекта
имущественных отношений.
Что является традиционным объектом государственной собственности? Это прежде всего национальное достояние, не являющееся предметом купли-
продажи и не приносящее прибыли (парки, леса, воды). В руках государства часто находятся жизненно важные отрасли
инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, стержневые институты
финансово-кредитной сферы (центральный банк), часть военной промышленности.
В основном это высоко концентрированные отрасли, представляющие собой
опоры, условия, необходимые для функционирования рыночной экономики. Значительный вес в госсобственности составляют смешанные корпорации,
где государственное участие в капитале может и не быть подавляющим
(составлять менее 50%), однако оно обеспечивает общественный контроль за
деятельностью компании. Источниками формирования государственной собственности выступают
национализация и собственно государственное предпринимательство, т.е.
строительство предприятий за счет казенных средств. Предприятия эти
остаются субъектами рыночных отношений, т.е. работают в основном на
коммерческих началах. Прямое государственное участие в воспроизводственном процессе вряд ли
можно представить в виде разрастающегося процесса.
Казалось бы, государственная собственность на инфраструктуру, которая
начала складываться еще в прошлые века (почта, телеграф, железные дороги)
является непременным условием развивающейся экономики. Это далеко не так.
Все чаще слышится мотив низкой рентабельности государственного транспорта
или энергетического хозяйства, неизбежности их бюджетной поддержки.
Нынешнее состояние информатики и средств связи позволяет организовать
работу сфер инфраструктуры и на частнохозяйственном уровне. Государственное предпринимательство обычно расширяется во время
войн или подготовки к ним, используется для повышения занятости
(организация общественных работ). Многое зависит от социально-политического
климата в стране, позиций партий, находящихся у власти (британские
лейбористы шире прибегали к огосударствлению как средству экономической
стабилизации, чем консерваторы, оседлавшие конек приватизации). Государственное предпринимательство является сферой столкновения
теоретических концепций неоклассиков, уповающих на действие рыночных сил, и
государственников. Предпринимаются попытки соединить «коня и трепетную
лань» в т.н. «неоклассическом синтезе», представителем которого можно
считать знакомого нам П.Самуэльсона. Мы вновь встречаемся здесь с
отражением в сознании объективно существующих противоречий. Действительно,
современная рыночная экономика невозможна без государственных подпорок,
хотя значение последних не должно выходить за ограниченные рамки
необходимого. Соотношение между рынком и государственным вмешательством
изменяется применительно к ситуации. Поглощение одним из полюсов другого непродуктивно и опасно. Примеров
того, какую цену приходится платить за увлечение огосударствлением
достаточно. Стимулятор поступательного движения скрыт, возможно, в
крылатой фразе Л. Эрхарда:
«Конкуренция везде, где возможно, регулирование — там, где необходимо».[3
стр 79] Курс на приватизацию был взят на вооружение правительствами Р. Рейгана
и М. Тэтчер, обнаружился в японской административной реформе. Эту
экономическую политику, начавшуюся с конца 70-х гг., можно в целом считать
успешной. Ее побудительными причинами являлось стремление оптимизировать
использование сил конкуренции и сократить систематические дотации убыточным
госпредприятиям. В Англии была приватизирована авиакомпания, отличавшаяся
низкой рентабельностью и слабой конкурентоспособностью. Через пару лет
компания вошла в первую десятку авиационных предприятий мира. Удачным
можно, по-видимому, считать и приватизацию британской сталелитейной
корпорации. Любопытна, с точки зрения роли государственной собственности,
«шведская модель» экономического устройства. У власти в стране долгое время
стояли социал-демократы. В своей экономической политике они исходят из
того, что собственность не является определителем общественного строя. При
практически одинаковом типе собственности возможны различные формы
распоряжения национальным доходом, его распределения и использования. В
руках шведского государства находится не более 5% основных производственных
фондов, но оно перераспределяет 80% национального дохода, причем 40% НД
направляется на социальные цели. Шведский социализм предстает перед нами в
виде двухъярусной структуры, где в фундаменте (в производстве) господствуют
частная собственность и рыночная конкуренция, а в сферах распределения,
социальных дел и в части инфраструктуры действует государство. Возможно,
что подобное разделение обязанностей является целесообразным (во всяком
случае для Скандинавии).[3 стр.82]
В США на долю государственного сектора приходится 12% произведенных товаров
и услуг, между тем, как в Ираке его вес превышает 65%. В России, по данным
за 1994 г., на частных предприятиях было произведено 25% ВВП, а в
«негосударственном секторе» в целом — 60%.[3 стр.83] Иностранный опыт и рецептуру невозможно механически переносить на
российскую почву. Не следует забывать ту простую истину, что в США живут
американцы, в Германии — немцы, в Китае — китайцы, а в России — русские;
что большие масштабы страны не способствуют радикализации реформ и быстрому
их осуществлению. Но зарубежный опыт, тем не менее, учит работать. Особенностью нашей приватизации является то, что перевод предприятий в
частно-групповую собственность, ее рассеивание происходит при сохранении
«рыночной слепоты» значительной части директоров, почти полном отсутствии
навыков здоровой конкуренции, без которой рынка практически не существует. “Теорема Коуза” Вместе с появлением новых областей государственного воздействия
возникают также и возможности для его ограничения. Возвратимся к уже
упоминавшемуся в связи с «внешними эффектами» Р.Коузу. Его принципиальной
линией, вероятно не везде оправданной, является стремление ограничить
наступление государства на рынок. В Англии он занимался государственными
монополиями на средства связи и выступил с идеей создания радиовещательного
рынка, установления прав собственности на радиоволны; в США поставил на
обсуждение проблему «рационализации» прав собственности.[3 стр 146] Анализ спорных ситуаций неизбежно связан с нахождением ответственных
хозяйственных субъектов и оплатой социальных убытков. Стандартным является
путь внерыночного государственного воздействия через налоги или штрафы.
Согласно Коузу, здесь возможно использовать и рыночные связи. Коуз исходит из того, что внешние издержки имеют взаимозависимую
социальную природу. Ключевым становится поиск согласия между
заинтересованными сторонами. Нужно найти оптимальное решение того, какой
путь обеспечивает наименьшие потери для общества. Этот подход, с легкой
руки Дж.Стиглера, был назван «теоремой Коуза». Своего рода классикой стал
пример со строительством Музея современного искусства в центре Манхеттена.
На этом оживленном месте стоял небольшой, но хорошо посещаемый ресторан,
хозяин которого не соглашался продать свое заведение. В конце концов
согласие было найдено: архитектурный ансамбль нового музея имеет купол, под
которым расположен ресторан. Транеакционные издержки были сведены к
минимуму.[3 стр.148] Теорема Коуза включает необходимость четкого определения обязательств
(ответственности) сторон. Возьмем другой случай. Химический завод,
принадлежащий мистеру Смиту, губит деревья в парке, находящемся в
собственности миссис Мюллер. Очистные сооружения стоят дорого. Каков выход
из положения? Многое зависит от того, как оформлена у Смита лицензия на
строительство завода. Если в ней нет указаний на сохранение окружающей
среды, то, по-видимому, госпожа Мюллер должна будет оплатить очистные
сооружения, или попытаться купить завод, или оставить эту затею вообще.
Если же в документах содержится норма об ответственности за загрязнение,
издержки несет Смит. Мы не случайно привели этот пример. Достижение согласия в части
социальных издержек нередко затрудняется неразработанностью правопорядка,
неясностями с правом на чистый воздух, на тишину в ситуациях, когда
корректное определение виновников затруднено. Таким образом, было открыто новое направление:
экономика—экология—право. Задача состоит в разумном сочетании стимулов
рынка и государственных ограничений. Правовое обеспечение этой сферы
отношений стало составной частью подготовки экономистов и
предпринимателей.[3 стр 141] Факты экологических злоупотреблений, катастроф в России хорошо
известны, также, как и безнаказанность ответственных лиц или иллюзорность
штрафных санкций. Будем надеяться, что российская Фемида начнет исполнять
свои традиционные функции и, прежде всего, защищать частную собственность
от посягательств, порчи и т.д. Но здесь неизбежны сложности, с которыми уже
столкнулись западные эксперты: не просто определить ответственных за ущерб (например от кислотных
дождей), отработать систему экологической защиты, законодательную базу. Учение о социальной стабилизации. Идеи социального благополучия «для всех» стары как мир. О стремлении к
равенству путем подтягивания уровня жизни
бедных, но без уничтожения богатых, т.е. при сохранении неизбежной
дифференциации писали эгалитаристы. Согласно либеральному принципу Пигу-
Дальтона, необходим компромисс, предполагающий сближение уровней
благосостояния, но не за счет перераспределения уже созданного, а путем
создания условий для соответствующей ориентации людей в будущем.
Заметный вклад в теорию социального регулирования был внесен немцами и
скандинавами. С практической точки зрения заслуга Вальтера Ойкена состояла в том,
что он выдвинул концепцию социально обоснованной экономической политики.
Для большей части членов общества первостепенную важность имеет достижение
справедливого распределения, осуществляемого согласно предельной
производительности факторов производства. Начиная с 30-х гг. XX века эта
проблема, особенно в части борьбы с безработицей, превращается в нервный
узел экономической стабилизации. Систематическими стали ежегодные
(«осенние») встречи представителей предпринимательских и профессиональных
союзов, происходящие с участием государства и переговоры, порою весьма
бурные, об индексации зарплаты, налогах, пособиях по безработице и пр.[5
стр.211] Разработкой теории социального регулирования занимался американец
Кеннет Эрроу. Предметом его исследований был, в частности, коллективный
выбор, составляющий основу нормативных экономических решений. Метод Эрроу, будучи аксиоматическим, т.е. абстрактной
математической моделью, применим в области благосостояния (конструкция
«коллективной полезности»), кооперативных игр, механизма принятия решений,
(в том числе при регулировании ценообразования); при анализе связи между
коллективным выбором и результатами голосования. К. Эрроу предупреждает о
трудностях, порою просто непреодолимых, агрегирования индивидуальных
предпочтений в коллективе. Он доказал, что принятие демократического в
традиционном понимании решения (путем голосования) невозможно в принципе, а
стало быть такая фундаментальная проблема, как распределение доходов,
неразрешима путем голосования большинства[5 стр.235] Социально-экономические основы менеджмента в условиях рыночной
экономики в России. Результаты деятельности многих предприятий и накопленный опыт их
работы с кадрами показывают, что формирование производственных коллективов,
обеспечение высокого качества кадрового потенциала являются решающими
факторами эффективности производства и конкурентоспособности продукции.
Проблемы в области управления персоналом и повседневная работа с кадрами,
по оценке специалистов, в ближайшей перспективе будут постоянно находиться
в центре внимания руководства. В будущем с развитием научно-технического
прогресса содержание и условия труда приобретут большее значение, чем
материальная заинтересованность. Внедрение достижений научно-технического прогресса в большинстве
случаев определяется качеством рабочей силы и приводит к глубоким
изменениям в трудовой деятельности человека. Упраздняются старые и
создаются новые рабочие места, что вызывает структурные сдвиги на рынке
труда. С одной стороны, создаются предпосылки сохранения определенного
числа безработных, с другой стороны, перманентно испытывается недостаток в
квалифицированных кадрах, отвечающих требованиям использования новых
технологий.[6 стр. 38] Облик современного руководителя определяют представления о труде и
вытекающие из них системы мотивации и отношения сотрудников к труду.
Меняющиеся представления о содержании и характере труда, свободном времени
и качестве жизни предъявляют новые требования к руководству кадрами. Все
более важными становятся подготовка и непрерывное обучение персонала.
Особенно возрастает актуальность подготовки управленческих кадров всех
уровней. Предприятия сумеют выжить в жесткой конкурентной борьбе, если их
руководящий персонал сможет правильно и своевременно оценивать окружающий
мир и тенденции общественного развития. Успешное управление кадрами прежде
всего основывается на систематическом учете и анализе влияния окружающего
мира, адаптации производства к внешним воздействиям. Происходят расширение и углубление функций управления рабочей силой
всех категорий. Основное значение приобретают стратегические вопросы
руководства персоналом, превращение его в целостную систему. В процессах
управления персоналом появляется необходимость организации мышления и
действий всех работников с учетом потребностей партнеров по рынку.[6
стр.49] Стабилизация экономики в рыночных условиях в настоящее время полностью
совмещается с концепцией развития предприятия. Эта экономика ориентируется
на тенденции и планы развития предприятия и призвана учитывать:
долгосрочное страхование предприятия;
сохранение его независимости;
получение соответствующих дивидендов;
необходимый непрерывный рост предприятия;
самофинансирование роста;
сохранение финансового равновесия;
закрепление достигнутой прибыли. В рамках общей концепции развития предприятия выделяются три ее
важнейшие части:
производственная концепция, связанная с информацией о спросе потребителей,
состоянии рынка, тенденциях его развития и т.д.;
финансово-экономическая концепция, учитывающая основные аспекты денежных
ресурсов;
социальная концепция, связанная с развитием и удовлетворением потребностей
человека. Экономическая политика фирм и предприятий в ФРГ во многом связана с
характером отношений работодателей и профсоюзов, IX соглашениями в части
условий труда и его оплаты, более полным учетом требований рыночной
экономики. Ее реализация призвана обеспечить в каждый момент все участки
предприятия соответствующими по профессии и квалификации работниками.[6
стр.65]
Экономическая политика за последние годы претерпела серьезные изменения.
Дефицит квалифицированной рабочей силы, способной работать в новых
условиях, обусловил отказ от понимания работы с кадрами как только
административной работы возникла необходимость более широкого учета
мотивационных процессов. Экономической политикой начинают заниматься все уровни управления
фирмы: ее высшее руководство, начальники подразделений, кадровая служба. Большое значение в реализации экономической политики имеют рыночные
условия, общие положения трудового законодательства. Они включают
конституционные положения о свободе развития личности, гарантии
собственности, свободе коалиций. Прием на работу сотрудников является
компетенцией фирм и компаний. Анализируя тенденции работы с персоналом в ближайшем будущем, можно
увидеть, что в выполнении функций руководства кадрами все большее значение
приобретают стратегические аспекты, однако сохраняются и традиционные
классические инструменты работы с кадрами, такие, как планирование в
области кадров, привлечение рабочей силы, повышение квалификации кадров,
администрирование кадров.[6 стр 73] К стратегическим факторам успеха относятся, например:
превосходное обслуживание с применением соответствующих технических
средств;
высокое качество продукции;
использование достижений научно-технического прогресса
готовность в незамедлительной поставке; С учетом основных положений всех составных частей концепции
развития предприятия определяются собственные цели стабилизации экономики,
включающие:
1.Цели, связанные с отношениями предприятия с окружающим миром (рынок
труда, охрана окружающей среды)
2.Цели, реализация которых направлена на улучшение отношении предприятия со
своими сотрудниками. Экономические цели предполагают максимизацию прибыли и минимизацию
затрат. В системах с рыночной экономикой они служат финансовым интересам
владельцев предприятия или уже почти не отличающимся от этих интересов
индивидуальным целям менеджеров, которым владельцы поручили руководить
предприятием. С точки зрения интересов всего общества неуклонное следование
экономическим целям отдельно предприятия может соответствовать социальным
целям общества. Под социальными целями следует также понимать ожидания, потребности,
интересы и требования сотрудников по отношению к предприятию или же те
цели, реализации которых сотрудники придают большое значение. Удовлетворение социальных целей выражается индивидуально в
удовлетворенности работой, обусловленной принципиальным улучшением
материальных и нематериальных условий труда на предприятии. Следует стремиться к внутрипроизводственному уравновешиванию интересов
разных групп сотрудников. При этом социальные цели преследуются
принципиально на всех ступенях иерархической структуры предприятия, хотя и
с различной степенью влияния на общее улучшение условий труда подавляющего
большинства сотрудников. Особое значение приобретает участие персонала в управлении делами фирм
и предприятий на внешнем и внутреннем рынках.[6 стр.86] Задачи управления персоналом в известной мере распространяются на
оперативные области, так как речь идет о повседневной реализации
определенной кадровой политики. Особенно важна помощь руководящим кадрам
различных уровней при выполнении ими функций по руководству предприятием
его структурными единицами. Таким образом, социально-экономическая основа менеджмента,
ориентированного на будущее, предусматривает осуществление ряда следующих
мероприятий:
последовательное непрерывное планирование;
сравнение существующих и перспективных требований вакантным должностям и
кадровому составу;
профессиональный кадровый маркетинг в университетах :
других высших учебных заведениях;
количественное и качественное планирование должности персонала;
структурирование и планирование расходов на персонал;
регулярное представление информации о стратегии и деятельности предприятия;
введение в специальность;
повышение квалификации, в рамках которого наряду с актуализацией
профессиональных знаний предусматривается проведение методического и
социального обучения;
языковый курс;
стабильные структуры окладов;
гибкая система начисления надбавок. В области организации персонала: распределение обязанностей между
центральными и периферийными структурными подразделениями,обусловлено
производственной необходимостью. Кадровой службе в настоящее время все больше внимание приходится
уделять тенденциям развития новых технологий, требованиям к опережающей
подготовке кадров. Компетентность в области технологии также занимает 40% в
общей структуре факторов конкуренции. Здесь учитываются и качество
продукции, и сроки разработки, и степень использования и формационной
технологии.[6 cтр.96] Таким же образом оценивается роль кадровых служб пред- приятии в
решении стратегических вопросов управления кадра- ми и в поддержании
жизнеспособности предприятия. Важно учитывать, в какой мере руководящие
кадры способны адаптироваться к экономической ситуации, как на внешнем
рынке, так и внутри предприятия. Основную роль при этом играют факторы
обучения, само сохранения и управления. Менеджмент стабилизации экономики в рыночных условиях становится
основой для все более эффективного использования трудовых ресурсов
предприятия одного из важнейших источников процветания любой фирмы. СОДЕРЖАНИЕ Стр.
Введение 1.Развитие менеджмента в нашей стране 2.Рыночная экономика. 3.Содержание и сферы регулирования. 4.Социально – экономические основы менеджмента в условиях рыночной экономики. Московский Государственный Авиационный Институт (технический университет) Кафедра 502 Реферат по дисциплине: “Экономика создания аэрокосмической техники ” на тему: “Менеджмент стабилизации экономики в рыночных условиях” Студент Шевцов А.М. Группа 04 – 416 Преподаватель Моисеев С.В. Москва 2000 г. Литература 1. И.Т.Балабанов “Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? Москва “Финансы и статистика” 1998г. 2. М.К.Бункина, В.А.Семенов “Макроэкономика (основы экономической политики)” Москва, АО ”ДИС” 1998г. 3. Е.П.Голубков,Е.Н.Голубкова,В.Д.Секерин”Маркетинг –выбор лучшего решения” Москва, издательство”Экономика” 1997г. 4. Дж.Р.Эванс,Б.Берман”Маркетинг” Москва,издательство”Экономика” 1997г. 5. М.Мескон,М.Альберт,Ф.Хедоури”Основы менеджмента”Москва, издательство ”Дело ЛТД” 1996г. 6. В.В.Травин ,В.А.Дятлов”Основы кадрового менеджмента” Москва,издательство “Дело ЛТД” 1996г.
Страницы: 1, 2
|