p> Предпосылками становления и развития международной экономической
интеграции являются не только уровень и степень международной специализации
и разделения труда, характер комбинирования и кооперирования производства и
формирования общего рынка реализации, единство границ и географического
месторасположения, наличие единой инфраструктуры рыночных отношений, но и
достаточно схожие социально-экономические условия, а также благоприятная
законодательно-нормативная база организационно-экономического оформления
международного интеграционного объединения. Исторически практика интегрирования национальных экономик, капитала и
внутренних рынков объединяющихся государств развивается преимущественно на
основе, прежде всего, усиления ведущих, наиболее сильных национальных
монополий, банков, играющих решающую роль в международных компаниях, других
экономических и финансовых объединениях и представляющих интересы своих
правительств. Отсюда именно правительства этих стран определяют стратегию
экономического и политического интеграционного объединения. Что касается
западноевропейского интеграционного объединения, то именно правительства
США, Германии и Англии сегодня определяют не только стратегию
экономического и политического развития Европы, но и ее судьбу. 3.Основные экономические группировки стран современного мира. Региональные экономические группировки: - ЕС – Европейское сообщество - НАФТА – Североамериканское соглашение о свободной торговле - АСЕАН – Ассоция государств Юго-Восточной Азии - Латиноамериканская ассоциация интеграции - Карибское содружество и общий рынок (КАРИКАМ) - Содружество Независимых государств Отраслевые экономические группировки: - Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) - Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) - Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ) 3.1. Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС) - объединение ряда
европейских государств, которые стремятся к экономической интеграции при
частичном отказе от своих национальных суверенитетов. Европейское
экономическое сообщество было юридически оформлено Римским договором 1957
г. и первоначально включало в себя шесть стран: ФРГ. Францию, Бельгию,
Нидерланды, Люксембург, Италию. В 1973 г. в него вошли Англия, Дания и
Ирландия, в 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия. В основе
экономической политики ЕЭС лежат следующие принципы: свободный торговый
обмен, свободная миграция рабочей силы, свобода выбора местожительства,
свобода предоставления услуг, свободное перемещение капиталов и свободный
платежный оборот. Первым шагом к реализации этих принципов явилось создание
зоны свободной торговли, что предполагало взаимную отмену таможенных
пошлин, экспортных и импортных квот и других внешнеторговых ограничений.
Одновременно с этим начала проводиться единая таможенная политика по
отношению к третьим странам, не являющимся членами ЕЭС (так называемый
"таможенный союз"). Главным препятствием на пути к этому является наличие
различных налоговых систем с неодинаковыми налоговыми ставками, прежде
всего в сфере налогов косвенных. Важным этапом в развитии "Общего рынка"
явилось создание Европейской валютной системы. Хотя в этом случае наиболее
очевидно стремление большинства стран-членов ЕЭС проводить свою собственную
независимую валютную политику. Кроме ЕЭС существует европейское объединение
угля, и стали, а также Европейское объединение по атомной энергии. Эти три
объединения известны под названием Европейские сообщества (ЕС). Существует
ряд наднациональных органов, которые осуществляют руководство Европейским
экономическим сообществом: Совет министров (законодательный орган);
Комиссия Европейских сообществ (исполнительный орган); Европейский
парламент (осуществляет контроль за деятельностью Комиссии и утверждает
бюджет); Суд Европейских сообществ (высший судебный орган); Европейский
совет (в его состав входят главы правительств стран-членов ЕЭС);
Европейское политическое сотрудничество (комитет, в составе которого
насчитывается 15 министров иностранных дел и один член Комиссии Европейских
сообществ). Усиление роли последнего органа свидетельствует о стремлении
стран-участниц не только к экономической, но и к политической интеграции. В
настоящее время в состав Европейского Сообщества входят 15 стран. Различия в уровнях экономического развития стран ЕС и в степени их
желания участвовать в интегрированных областях привели еще в 80-е годы к
появлению идеи Европы "концентрических кругов" и Европы с “изменяемой
геометрией", и в дальнейшем обсуждавшихся и развивавшихся. Однако
наибольшую актуальность они приобрели тогда, когда встал вопрос о
присоединении к ЕС Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). На сессии Европейского совета в Копенгагене в июне 1993г. было
принято решение о том, что имеющие статус ассоциированных членов
государства ЦВЕ, которые пожелают войти в ЕС, смогут сделать это, как
только будут в состоянии выполнить соответствующие требования. Наиболее настойчиво за скорейшее включение центрально- и
восточноевропейских стран в ЕС ратует Германия, быстро расширяющая свое
влияние в этих странах и активно осваивающая их рынки. Эксперты из семи
научных институтов, в том числе из немецкого общества по внешней политике,
пришли к выводу, что нестабильным странам в восточной части континента,
если их вовремя не принять в ЕС, могут потребоваться чрезвычайные меры
помощи в миллиарды долларов, кроме того, может произойти новый раскол между
Востоком и Западом, сопровождаемый угрозой усиления националистических
тенденций с обеих сторон и возникновения этнических и идеологических
конфликтов. Многие европейские политики считают, что сам Европейский Союз
получит от расширения своих границ в восточном направлении гарантию от
экономического коллапса и установления в этой зоне авторитарных режимов,
которые явились бы угрозой не только непосредственно ряду европейских
политиков, большему равновесию внутри самого союза, прежде всего, учитывая
растущую силу Германии. Это особенно важно, поскольку франко-германский
тандем в последнее время начинает давать сбои. Кроме того, таким путем не
только Германия, но и другие страны-члены ЕС закрепили бы свое влияние в
этой части Европы, хотя уже сейчас 50% торговли центрально- и
восточноевропейских стран приходится на страны Запада. В связи с этим
следует иметь в виду, что, по расчетам западных экономистов, Центральная
Европа в скором времени может превратиться в одну из наиболее быстро
развивающихся частей континента. Существуют так называемые интегрированные программы, которые были
начаты в качестве эксперимента с 1979г. Основными целями интегрированных
программ является скоординированный подход к решению сходных проблем в
различных регионах. Так примером могут служить программы по
Средиземноморью. Страны с прилегающими регионами согласовывают свои
действия по развитию этих регионов, привлекались средства структурных
фондов ЕЭС, таких как фонд на перестройку промышленности Основными источниками финансирования программ ЕС являются: 1. Европейский фонд валютного сотрудничества 2. Взаимное кредитование национальных ЦБ Основными кредитными инструментами ЕС являются: 1. Валютные интервенции. 2. Краткосрочная валютная поддержка (срок до 75 дней, можно
повторять через короткие промежутки времени). 3. Среднесрочное кредитование. 4. Долгосрочная помощь сроком до 5 лет. 3.2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) действует
с 1984 года и является самым крупным региональным объединением. Численность
населения 373 млн. чел., в ЕС - около 345 млн. Суммарный объем ВВП НАФТА
приблизительно 7 трон. USD. НАФТА базируется на принципах, отличных от ЕС,
основными из которых являются: . поэтапное, в течение 15 лет, устранение таможенных пошлин и неторговых ограничений; . либерализация инвестиционного режима; . обеспечение высокого уровня защиты интеллектуальной собственности; . разработка совместной программы по борьбе с загрязнением окружающей среды. Безусловная инициатива и лидерство в создании НАФТА принадлежит США
(экономический потенциал ВВП 100%). Так же в соглашение входят Канада
(экономический потенциал ВВП 9,4%) и Мексика (экономический потенциал ВВП
5,5%). Стремление США к интеграции с партнерами по соглашению обусловлено
следующими обстоятельствами:
а) Соединение высокого научно-технического потенциала с низкими издержками
на заработную плату (так в Мексике средняя зарплата в 1985 году составляла
14% от средней зарплаты в США).
б) Интеграция США и Канады осуществляется при отсутствии специальных
институциональных структур. 20% ВНП Канады реализуется в США, т.е. 60-70%
экспорта Канады. Канада - крупнейший торговый партнер США (около 25%
экспорта США или около 1% ВНП). Для американских корпораций Канада -
главный объект инвестирования, объем инвестиций составивший в 1992 году 56
млрд. USD в 1992 году. Развитием интеграции явилось подписание в 1988 г. соглашения о
создании зоны свободной торговли между США и Канадой - CAFTA, которое
подразумевает полную ликвидацию барьеров при торговле США и Канады,
разработку совместных механизмов, регулирующих совместную конкуренцию,
создание наднациональных судебных и арбитражных органов, принятие
значительных ослаблений ограничений на американские инвестиции в Канаде. Масштабное сближение США и Мексики началось в 1989 году и
харктеризовалось процессами приватизации, шоковой терапии, привлечения
иностранных инвесторов, либерализации внешней торговли. 80% всех
иностранных инвестиций в экономику Мексики составляли вложения из США. Таким образом НАФТА характеризуется следующими признаками: 1. Асимметричный характер, проистекающий из того, что на США
приходится около 85% ВВП и промышленного производства трех стран. 2. Асимметрия уровней развития между высоко развитыми странами (США и
Канада) и развивающейся Мексикой. 3. Асимметрия интенсивности двусторонних экономических отношений (США
- Канада, США - Мексика), отсутствие зрелых экономических отношений между
Канадой и Мексикой. Так доля Мексики во ВТО Канады в 1993 году составила
чуть более 1% . Экономический эффект НАФТА основан на резком увеличение американского
экспорта, а отсюда увеличение занятости (в 1994 году американский экспорт
возрос на 17.5% лишь от создания НАФТА). Переносе трудоемких, наукоемких и
грязных производств в Мексику позволит снизить издержки производства и
повысить конкурентоспособность товаров (GM, FORD, Crysler намерены повысить
капиталовложения в Мексику, тем самым повысить прибыль более чем на 10%).
Получение больших финансовых вливаний ожидается за счет либерализации
миграции капитала (до 8% ВВП Мексики). 3.3. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) создана в 1967
году как договор 5 стран - Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины,
Индонезия. В 1984 году в ассоциацию вступила Бруней, а в 1995 году –
Вьетнам. АСЕАН является самой влиятельной группировкой среди развивающихся
стран. Серьезное экономическое сотрудничество начало развиваться с 1976
года, с момента принятия Декларации согласия и программы действий и
подразумевало 4 сферы взаимного экономического сотрудничества:
1. Преференциальный доступ товаров в рамах взаимной торговли топливо и продовольствие;
2. Сотрудничество в сфере торговли (при совместном выходе на внешние рынки и рынки третьих стран);
3. Производственное сотрудничество;
4. Экономические связи выработка общей позиции по экономическим проблемам, представляющим общий интерес для всех членов. В ходе работы Ассоциации в 1977 году создана зона преференциальной
торговли на 20 товаров. Через год количество товаров было доведено до 70
при размере преференций в среднем - 20-25%. После 1989 года преференции
доведены до 50% на 12700 товарных позиций. Первый проект создания зоны
свободной торговли осуществлен в 1987 году, а в 1989 году была создана
концепция создания треугольников экономического роста (по предложению
министра экономики Сингапура). В первый “треугольник” вошли: Сингапур,
Малайзия, Индонезия (у последних двух - административно-экономические
районы). Он получил название “Южный треугольник”. В 1992 году состоялся
Сингапурский саммит стран участниц АСЕАН, на котором принято решение о
создании зоны свободной торговли АВТА. Она должна быть создана к 2008 году
(за 15 лет) через ликвидацию пошлин во взаимной торговле производственными
и переработанными сельскохозяйственными продуктами (пошлины на некоторые
товары до 5%). В рамках производственного сотрудничества был осуществлен
только один проект - строительство завода по производству химического
удобрения. В рамках АВТА планируется осуществить отмену пошлин, устранение
количественных ограничений, гармонизацию национальных стандартов, взаимное
признание сертификатов качества, устранение ограничений на движение
капитала, проведение консультаций по осуществлению макроэкономической
политики с целью координации последней. К настоящему моменту Малайзия
сократила или отменила пошлины на 2600 товаров во взаимной торговле.
Индонезия и Филиппины сняли ограничения на иностранные капиталовложения в
энергетику и телекоммуникационные услуги. Таиланд снял ограничения на ввоз
автомобилей. Основной экономический эффект ассоциации основан на создании крупного
объединенного рынка с общей численностью населения в 330 млн. человек и
ежегодным совокупным ВНП - 300 млрд.USD, а так же стимулировании инвесторов
третьих стран вкладывать капитал в АСЕАН (беспошлинное внедрение капитала). 3.4. Латино-американская ассоциация интеграции (ЛАИ) - крупная
интеграционная группировка, созданная в 1980 году, заменила существовавшую
до этого ЛАСТ, которая просуществовала с 1961 по 1980 год. Цель ЛАИ - создание латиноамериканского общего рынка на базе уже
сложившегося в годы существования ЛАСТ (ЗСТ). Членами организации являются 11 стран, подразделяющиеся на 3
группировки: . более развитые (Аргентина, Бразилия, Мексика); . средний уровень (Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили); . наименее развитые (Боливия, Парагвай, Эквадор). Члены ЛАИ заключили между собой соглашение о преференциальной
торговле и менее развитым странам со стороны более развитых предоставляются
преференции. Высшим органом ЛАИ является Совет министров иностранных дел,
исполнительный орган - Конференция оценок и сближения - изучает уровни
экономического развития , возможные направления интеграции, ее воздействие
на экономику, разрабатывает стадии и задачи интеграционных процессов;
собирается 1 раз в год. Постоянный орган - Комитет представителей. Штаб-
квартира - в Монтевидео (Уругвай). 3.5. Карибское содружество и общий рынок (КАРИКОМ) является наиболее
устойчивой группировкой. Созданный в 1973 году, на основе договора,
подписанного в Тринидад и Тобаго, он включает 16 стран Карибского бассейна
и в отличие от всех интеграционных группировок объединяет не только
независимые государства, но и зависимые территории. КАРИКОМ основан на ранее созданной ЗСТ. В нем существуют различные
субрегиональные отделения; наиболее продвинутыми с точки зрения
региональной интеграции являются: Карибский общий рынок в рамках КАРИКОМ, где полностью ликвидированы
торговые ограничения между Барбадосом, Тринидадом и Тобаго, Гайаной,
Ямайкой и Антигуа. Эти страны одобрили единый таможенный тариф по отношению
к товарам третьих стран, т.е. это фактически таможенный союз, в основе
которого лежат промышленно-сырьевые товары. Треть взаимной торговли
составляют нефтепродукты. Восточно-карибский общий рынок, включающий в себя наименее развитые
страны; в нем наблюдается тенденция к созданию общей валюты и совместного
ЦБ. В 1970-80-е годы КАРИКОМ испытывал кризисные явления, связанные с
нефтяным и общеэкономическим кризисами, увеличившими внешнюю задолженность.
В настоящий момент происходят позитивные перемены. В 1992 году участники содружества добились резкого падения таможенных
пошлин (приблизительно на 70%). Особенно удачно идет интеграция в области
регулирования сельскохозяйственного производства (документ “Время
действовать”). Была предложена новая модель интеграции на основе тенденции
к ослаблению государственного вмешательства. С 1995 года на территории
содружества введено свободное перемещение граждан и отмена паспортного
режима. 3.6. Содружество независимых государств (СНГ) создано 8 декабря 1991
года. Соглашение о его создании подписали руководители Республики Беларусь,
Российской Федерации и Украины. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы
одиннадцати суверенных государств (кроме прибалтийских государств и Грузии)
подписали Протокол к этому Соглашению, в котором подчеркнули, что
Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь,
Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская
Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и
Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых
Государств. Участники встречи единодушно приняли Алма-Атинскую Декларацию,
подтвердившую приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству в
различных областях внешней и внутренней политики, провозгласившую гарантии
выполнения международных обязательств бывшего Союза ССР. Позднее, в декабре
1993 года, к Содружеству присоединилась Грузия. Содружество Независимых
Государств действует на основании Устава, принятого Советом глав государств
22 января 1993 года. Содружество Независимых Государств не является государством и не
обладает наднациональными полномочиями. В сентябре 1993 года главы
государств Содружества Независимых Государств подписали Договор о создании
Экономического союза, в котором заложена концепция трансформации
хозяйственного взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств с
учетом сложившихся в нем реалий. В основе Договора лежит понимание его
участниками необходимости формирования общего экономического пространства,
основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы,
капиталов; выработки согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой,
таможенной, внешнеэкономической политики; сближения методов регулирования
хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий для развития
прямых производственных связей. На заседании в Бишкеке(1998) главы правительств утвердили программу
первоочередных действий по формированию единого экономического
пространства, в которой оговариваются действия по сближению
законодательств, таможенных и транспортных тарифов, взаимодействие отраслей
и предприятий трех республик. Также, разрабатываются конкретные проекты по созданию новых
консорциумов в области нефти и газа, геологоразведки, агропромышленного
комплекса На начало 2000 года на территории СНГ проживало 283 млн. человек, в
основном, жителей пяти государств - России (146 млн.), Украины (50 млн.),
Казахстана (15 млн.), Узбекистана (24 млн.) и Беларуси (10 млн.). На
остальные семь стран - Азербайджан, Армению, Грузию, Киргизию, Молдову,
Таджикистан и Туркменистан - припадает чуть более 36 миллионов человек. Страны альянса в последнее время выкачивают из своих недр более 400
млн. тонн нефти в год. Это свыше 10% мировых объемов ее годовой добычи.
Газа в СНГ добывается почти треть от мировых объемов, угля 500 млн.тонн,
или почти 12% мировой добычи. В государствах Содружества производят 11%
мировых объемов электроэнергии, 15% - первичного алюминия, около 30% -
никеля, свыше 10% - меди, более 11% - минеральных удобрений, выплавляют без
малого 11% стали, поставки которой в третьи страны составляют 16% мирового
стального экспорта. Около 20% рынка вооружений припадает на государства
СНГ, а в исследовательских центрах Содружества трудится 12% ученых мира,
что говорит о том что у Содружества есть научная база достаточная для
развития в должной мере. Таким образом, государства СНГ располагают мощнейшим природным,
производственным и научно-техническим потенциалом. По оценкам зарубежных
экспертов, потенциально возможная емкость рынков стран СНГ составляет
примерно 1600 млрд. долларов, а достигнутый уровень производства они
определяют в пределах 500 млрд. долларов. Рост ВВП и промышленного производства на территории СНГ, являются
важными тенденциями развития стран-участников, их отношений и
соответственно экономической интеграции стран Содружества. Так, например,
за десять месяцев 2000 года ВВП по сравнению с аналогичным периодом
прошлого года вырос в большинстве государств на 4-10 %, в Азербайджане и
Казахстане он поднялся на 10,5 %, в Армении и Кыргызстане - на 4, в
Беларуси и Украине - на 5 %, в Таджикистане - на 8,3%, а в Грузии составил
99,8 % от ранее достигнутого уровня. Промышленное производство увеличилось
в среднем на 9,7 % (полюса - Казахстан - 15,3 % и Молдова - 2,3 %). В
Украине этот показатель равен 11,9 %, в Таджикистане - 10,4 %, в России -
9,8 %, в Беларуси - 8,6 %, в Кыргызстане - 7,9 %, в Азербайджане - 6,3 %, в
Грузии - 6,2 %. Правда, высокий уровень этих и некоторых других показателей
во многом обусловлен низкой базой сравнения. Общий объем взаимной торговли
стран СНГ за 9 месяцев 2000 года перешагнул за 43 млрд. долларов, что на 39
% превышает стоимостные показатели 1999 года, в т.ч. экспорта на 41 %,
импорта - на 38 %. Случился этот стремительный прирост во многом из-за
непомерного роста цен производителей промышленной продукции. В Беларуси они
поднялись почти втрое, в Узбекистане - на 57 %, в Таджикистане и Казахстане
- на 45-47 %, в остальных странах (кроме Армении и Грузии, где рост
выразился соответственно в 0,9 % и 6 %) цены увеличились на 30-39 %. 3.7. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) – добровольная
межправительственная экономическая организация, задачей и главной целью
которой является координация и унификация нефтяной политики своих
государств-членов. ОПЕК ищет пути обеспечения стабилизации цен на нефтепродукты на
мировом и международных рынках нефти с целью избежания колебаний цен на
нефть, имеющих вредные последствия для государств-членов ОПЕК. Основной
целью является также возвращение государствам-членам их инвестиционных
капиталовложений в нефтедобывающие отрасли промышленности с получением
прибыли. В 1960 году в Багдаде главные поставщики нефти на мировой
рынок—Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия— основали
Организацию стран—экспортеров нефти (ОПЕК). ОПЕК был зарегистрирован в
Организации Объединенных Наций 6 сентября 1962 года (резолюция ООН №6363).
Устав ОПЕК утвержден на 2-й конференции в Каракасе 15-21 января 1961 года.
В 1965 году устав был полностью пересмотрен. Позже также в него вносились
многочисленные изменения и дополнения. На долю ОПЕК сейчас приходится около
40% мирового производства нефти. Первоначально штаб квартира ОПЕК
находилась в Женеве (Швейцария), но затем перебралась в Вену (Австрия). Позже, после создания организации в нее вошли Катар (1961 г.),
Индонезия и Ливия (1962 г.), ОАЭ (1967 г.), Алжир (1969 г.), Нигерия (1971
г.), Эквадор (1973 г.) и Габон (1975г.). Кроме стремления увеличить доходы от нефти, а в конечном итоге установить
национальный контроль над нефтяным хозяйством, членов ОПЕК объединяло также
то, что они—развивающиеся страны, экономика которых финансировалась в
основном за счет нефти, и были объектами эксплуатации со стороны нефтяного
картеля в принципе на основе одинаковых неравноправных концессионных
соглашений. | В настоящее время в ОПЕК состоят 11 государств (Габон прекратил свое
членство в 1995 году, а Эквадор в 1992 году).
ОПЕК декларируются следующие основные цели: 1. •Координация и унификация нефтяной политики государств-членов. •Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов. 2. •Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти. 3. •Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения: . устойчивых доходов стран-производителей нефти, . эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран- потребителей, . справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность, . охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений, . сотрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти. Структура ОПЕК состоит из Конференции, комитетов, совета управляющих,
секретариата, генерального секретаря и экономической комиссии ОПЕК.
Высшим органом ОПЕК является Конференция, состоящая из делегаций (до двух
делегатов, советники, наблюдатели), представляющих государства-члены. Совет
управляющих может быть сравнен с советом директоров в коммерческом
предприятии или корпорации. Экономическая комиссия – специализированное
структурное подразделение ОПЕК, действующее внутри Секретариата, задачей
которого является оказание содействия организации в стабилизации нефтяного
рынка. Межминистерский комитет по мониторингу мониторингом (ежегодной
статистикой) ситуации и предлагает конференции действия по решению
соответствующих проблем. Секретариат ОПЕК функционирует как штаб-квартира.
Он отвечает за выполнение исполнительных функций организации в соответствии
с положениями Устава ОПЕК и распоряжениями Совета Управляющих. В 1976 году ОПЕК организовала Фонд международного развития ОПЕК (штаб-
квартира в Вене, первоначально эта организация называлась Специальный фонд
ОПЕК). Это многосторонний финансовый институт в области развития, который
содействует сотрудничеству между государствами - членами ОПЕК и другими
развивающимися странами. Особое место в экспорте капитала из стран—членов ОПЕК занимает помощь и
кредиты другим развивающимся государствам. В отличие от средств,
рециклированных на Запад, помощь стран ОПЕК является инструментом
независимой национальной политики в сфере вывоза капитала. Страны—члены ОПЕК предоставляют помощь главным образом в рамках
двусторонних или региональных отношений. Некоторая часть средств поступает
в развивающиеся страны при посредничестве МВФ и МБРР. 3.8. Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) и Европейское
сообщество по атомной энергии (ЕВРОАТОМ). Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), первое из Европейских
сообществ, создано в 1951 6 государствами-членами. Контролирует практически
всю добычу каменного угля, свыше 90% выплавки чугуна и стали, около 50%
добычи железной руды в Западной Европе. Штаб-квартира в Брюсселе. Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), одно из
Европейских сообществ, создано 6 государствами-членами в 1958 с целью
объединения ресурсов ядерного сырья и атомной энергетики стран-участниц.
Штаб- квартира в Брюсселе. Заключение В основе природы международной экономической интеграции всегда
лежали процессы международной специализации труда и производства. Но одно
дело — практика разделения труда и специализация внутри страны,
регулируемые системой государственной внутренней экономической политики
(налоги, таможенные пошлины, государственный заказ, цены и др. меры). И
другое дело — относительно стихийное развитие международного разделения
труда в рамках международного экономического сотрудничества, где властвуют
сегодня законы не социальной целесообразности или технологической
необходимости, но, прежде всего — законы силы (любой формы ее проявления),
с позиции которой и «планируется» перспектива интегрированности в мировую
систему. Более приоритетным для сильных стран являются политические
(экономические) интересы с целью поддержания высокого уровня своей
социально-экономической стабильности, конкурентоспособности и насыщенности
рынка соответствующего региона мира. Вместе с тем объективный процесс организации и развития новых
производств (например, космос, авиастроение, добыча и переработка
полиметаллов и другого сырья глубоко под землей или на шельфах океана)
связан с огромными расходами на научные исследования, опытно-
конструкторские разработки и т.д. (например, строительство международной
космической станции «Альфа» (США, Западная Европа и Россия), строительство
транспортного тоннеля через пролив Ла-Манш (Франция и Англия) и др.). Все
это заставляет по-новому взглянуть на целесообразность и конструктивность
международного сотрудничества Европа шла к своему экономическому союзу полвека. Многие годы
формировалась зона свободной торговли в Северной Америке. Не в одночасье
возникли мировые интеграционные объединения в Азии и Латинской Америке. Но
и по сей день, они вынуждены сообща преодолевать множество противоречий,
чтобы шаг за шагом продвигаться к общим геостратегическим ориентирам. Такого времени в запасе у стран СНГ нет. На рубеже нового
тысячелетия, перед лицом нового исторического вызова они получили
уникальную возможность обретения своего достойного места в мире.
Критическое осмысление прожитых вместе лет, взаимные терпимость и доверие,
совместное стремление к взаимоприемлемым решениям позволяют с оптимизмом
смотреть в будущее, хотя бы потому, что любой иной путь - это возвращение в
прошлое, это путь в никуда. Список использованной литературы 1. Афонцев С.А. Методологические основы современного экономико- политического анализа. Истоки 1998 г. № 3 М.: Высшая школа экономики. 2. Загашвили В.С. Экономическая безопасность России М.: Юрист, 1997 г. 3. «Международные организации» Словарь-справочник. Международные отношения. 1999 г. 4. «ОПЕК в современных международных экономических отношениях» Международные отношения. 1990г.
Страницы: 1, 2
|