2)
Парадокс
Леонтьева.
После Второй Мировой войны заметно возрос интерес к эмпирическим моделям экономического развития и теорему Хекшера-Олина, наряду с
другими аспектами теории международного товарообмена,
подверглась серьезной проверке. В своей основополагающей работе
Василий Леонтьев обратился к исследованию структуры экспорта и
импорта США в 1947 году.
Ожидалось, что данное исследование подтвердит позиции США в экспорте
капиталоемких и импорте трудоемких товаров. Но, к удивлению многих, Леонтьев
обнаружил полностью противоположную картину. Этот результат, который на первый
взгляд полностью противоречил теореме Хекшера-Олина стал известен как парадокс
Леонтьева. Дальнейшие исследования этой проблемы показали, что парадокс
Леонтьева может быть лишен кажущихся противоречий, если при анализе структуры
товарообмена учитывать более двух факторов производства. В позднейших
работах использовалась классификация, учитывавшая до пяти факторов производства,
включая финансовый капитал, человеческий капитал, неквалифицированный труд,
земельные угодья, пригодные для сельскохозяйственного производства и другие
естественные ресурсы. Человеческий капитал и сельскохозяйственные угодья - это
наиболее мощные производственные
факторы в американской экономике. Как и предсказывалось в теореме Хекшера-Олина,
высокотехнологичные товары, которые требуют привлечения весьма
квалифицированной рабочей силы, и сельскохозяйственная продукция,
которую дают плодородные земли, выделяются из всей массы экспорта США.
Импортируемые в
США товары включают в себя не только обувь и текстиль, которые поступают из
стран, которые богаты дешевой неквалифицированной рабочей силой, но и такое
сырье, как нефть и ряд иных ископаемых, которые доставляются из стран, богатых
природными ресурсами. Тот факт, что такие добывающие отрасли требуют крупных
капиталовложений и относительно небольших трудозатрат - одна из причин импорта
товаров, попадающих в разряд капиталоемких при учете только двух
факторов производства. Таким образом, устраняется противоречие, существовавшее на первый взгляд.
Роль спроса. Обе версии теории сравнительного преимущества - с учетом одного
фактора производства, и с учётом множественности этих факторов - основное
внимание концентрируют на условиях предложения товара. Они допускают, что вкусы
потребителей, лежащие в основе спроса на товары и услуги, одинаковы во всех
странах. На практике модели международного товарообмена содержат некоторые
черты , которые можно объяснить, только принимая во внимание экономическую
категорию спроса. К одной из таких специфических черт можно отнести склонность
целого ряда стран наиболее интенсивно развивать партнерские отношения со
странами, находящимися на аналогичной ступени экономического развития. Заметим,
что рикардианская модель предполагает как раз обратное: согласно этой теории
постулируется, что наиболее выгодная торговля будет складываться между
странами, имеющими максимальные экономические отличия. Согласно этому принципу
простого сравнительного преимущества США, например, должны были бы иметь
обширнейший товарообмен с Мексикой, экономическая система которой сильно
отличается от американской, нежели с Канадой, чьё экономическое положение
близко к экономике США. Однако на практике Канада является самым активным
торговым партнером США. К другой загадке относится тот факт, что страны и
импортируют, и экспортируют продукцию многих отраслей производства. США
является ведущим экспортером многих видов продукции - автомобилей, запасных частей,
самолетов, химикатов, фотооборудования, компьютеров и т.д. Теория
сравнительного преимущества может объяснить эти модели торговли только полным
обессмысливанием этого понятия - утверждая, что Германия имеет сравнительное
преимущество в производстве "БМВ", а США - а производстве
"Форда". Более приемлемое объяснение существующего положения вещей
состоит в том, что такие торговые схемы отражают воздействие на процессы
международной торговли, спроса и вкусов потребителя. Фирмы и деловые предприятия
развитых стран продают свои товары там, где спрос на их продукцию наибольший -
в других развитых странах. Перекрестная торговля в пределах категорий одних и
тех же товаров отражает специфику вкуса: хотя американские производители
конструируют свои машины так, чтобы они отвечали вкусам большинства
потребителей на собственном рынке, некоторые из американцев разделяют
пристрастие европейцев к "Саабам" и "БМВ". Это воздействие
спроса на между народную торговлю не учитывается в рикардианской теории и её
современных модификациях, которые рассматривают только производственные затраты
и факторы. Существование рассмотренных выше относительных и абсолютных
преимуществ приводит к двум взаимоисключающим тенденциям в экономике отдельных
государств - протекционизму и режиму свободной торговли.
Протекционизм.
Этот вид политики
состоит в том, что государство ограничивает торговлю с другими государствами.
Осуществляется он с помощью ряда мер:
1) Вводятся
тарифы - налоги на ввозимые из-за рубежа (импортные) товары. Они делают иностранную
продукцию более дорогой, чем аналогичную отечественную, которой поэтому
потребители и отдадут предпочтение.
2)
Устанавливаются ограничения на количества импортируемых товаров определенного
наименования и вида - квоты. Подобно тарифам, квоты снижают иностранную
конкуренцию на внутреннем рынке.
3) Применяются
экспортные субсидии, то есть выплаты, позволяющие им продавать свою продукцию
за рубежом по более низким, так называемым демпинговым, ценам. Основные причины
ограничения международной торговли. Какие аргументы могут быть выдвинуты в
поддержку использования ограничений внешней торговли? Во-первых, защита
отраслей, связанных с национальной обороной. Если в этих отраслях господствуют
иностранные конкуренты, то эти отрасли могут оказаться в сложном положении в
период войны. Во-вторых, многие страны используют протекционистские барьеры для
защиты своих еще недостаточно развитых отраслей в момент их интенсивного роста.
Третьей причиной
часто служит защита более развитых стран, таких как США, от конкуренции более
дешевой иностранной рабочей силы. Некоторые страны имеют возможность продавать
свои товары в США по более низким ценам, потому что их рабочие получают более
низкую зарплату по сравнению с американцами. Следовательно, американские
рабочие должны либо согласиться на более низкую заработную плату, либо потерять
работу. Таким образом, в задачи правительства США входит защита американских
рабочих посредством ограничений на товары, произведенные с использованием более
"дешевой" иностранной рабочей силы.
Но с другой
стороны ограничительные меры, делающие импортные товары более дорогими и,
следовательно, менее доступными, чем они могли бы быть, снижают жизненный
уровень многих людей. Поэтому всегда в любой стране есть много сторонников
свободной торговли.
Свободная
торговля.
Одним из её
первых сторонников был известный английский экономист Давид Рикардо
(1772-1823гг.) Свободная торговля (фритрейдерство) представляет собой политику,
в которой тарифы и другие барьеры на пути торговли между нациями устраняются.
Для доказательства своей точки зрения Рикардо разработал концепцию
относительных преимуществ. Он сделал вывод, что одна страна может импортировать
товары из другой, если импортер может производить их с меньшими затратами, чем
экспортер. Неограниченный обмен продукцией между государствами полезен в той же
мере, что и свободная торговля между различными частями одной большой страны.
Она выгодна странам так же, как выгодна специализация и обмен между различными
районами. Кроме того, устраняется возможность проявления различных ответных
мер, которые, как правило, следуют на введение протекционистских ограничений.
В конце ХХ в.
одним из основных условий экономического развития ведущих государств мира стал
рост конкурентоспособности и обеспечение лидирующих позиций национальной
промышленности на международных рынках наукоемкой (высокотехнологичной)
продукции. Причем выполнение данного условия, как показывает мировая практика,
возможно лишь на основе перевода экономики на путь инновационного развития,
поскольку компании, производящие базовую продукцию и использующие трудоемкие
процессы, испытывают все более сильную конкуренцию со стороны государств,
обладающих значительными ресурсами низкооплачиваемой рабочей силы, и теряют
свои позиции. Только инновационно ориентированные корпорации, которые опираются
на последние технологические достижения и создают изделия с высокой добавленной
стоимостью, пользующиеся спросом потребителей, способны извлечь преимущества из
тех возможностей, которые дает интернационализация мировой экономики.
В настоящее время
годовой объем мирового рынка продукции наукоемких секторов промышленности
составляет около 2,5-З трлн. долл. Россия присутствует на нем в сегментах,
представленных в основном ядерными технологиями, вооружением и военной
техникой, производством ракетных двигателей, коммерческими запусками
ракет-носителей оборудованных для телекоммуникационной и навигационной
инфраструктур. При этом на долю нашей страны, по разным оценкам, Приходится
всего 0,3-0,5% этого рынка.
Развитие
наукоемких комплексов промышленности в последние десятилетия влияло на ситуации
мировой экономике и место конкретных стран в мировом хозяйстве и системе
международного разделения труда. В целом в структуре мировой экономии
наметились две основные тенденции: увеличение доли наукоемких секторов счет
сокращения доли отраслей, в меньшей степени использующих
высококвалифицированный персонал; опережающий рост сектора наукоемких услуг.
Именно услуги по
продвижению высоких технологий стали движущей силой экономического роста в
большинстве стран и играют всевозрастающую роль при внедрении инноваций в
промышленность. По образному выражению немецких специалистов, страны, входящие
в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), находятся на
пути превращения “в общество наукоемких услуг”. Конкурентоспособность компаний
обрабатывающей промышленности уже определяется не просто конкурентоспособностью
выпускаемой ими продукции, а совокупностью продукции и пакета услуг
(программное обеспечение, техническое обслуживание, обучение и т. д.).
Для современного этапа развития
международного разделения труда характерно не только формирование
транснациональных производственных структур, основанных на кооперационных
связях, но формирование единого мирового научно-технического пространства. В
соответствии с новой техноиндустриальной концепцией глобальная система
производства стремится структурироваться “как мозаика гибких,
специализированных и саморегулируемых локальных систем, поддерживающих между собой
отношения обмена в рамках комплексных сетей”. Объединение предприятий сети -
процесс не новый, но нынешнее его отличие заключается в том, что каждое
стратегическое решение, как правило, приводит к изменению внутреннего
функционирования самого предприятия и параллельно с этим вынуждает его менять
систему своих внешних связей (укреплять или прерывать контакт с традиционными
партнерами, искать новых и т. д.). Таким образом, успех предприятия тесно
связан с конкурентоспособностью его контрагентов, характером и качеством связей
с ними.
Практически все крупные производители
высокотехнологичного оборудования в мире сами не производят свои изделия
полностью (иногда лишь на 20-30%). Многие из них реализуют модель аутсорсинга,
когда часть бизнеса, в том числе и производство, передается на контрактной
основе сторонним подрядчикам. В настоящее время наиболее используемой в
высокотехнологичных областях экономики считается цепочка от ОDМ (original design manufacturer - разработчик изделия и/или дизайна) к OЕМ (original equipment manufacturer - производитель изделия, имеющий торговую марку или бренд) и
затем к СЕМ (contract equipment manufacturer - контрактный производитель
изделия, работающий под торговой маркой заказчика, ОЕМ). В этой цепочке
наибольшие прибыли получает ОЕМ, хотя большая часть реального производства
передана контрактному производителю.
Аутсорсинг
инноваций в настоящее время затронул практически все сектора экономики.
Национальные инновационные системы на международном уровне интегрируются в
глобальные инновационные сети. На компанию Техаs Instruments например, работает несколько
тысяч человек в Индии, Франции, Германии и США в 100
информационно-технологических фирмах. Компания (General Electric только в Китае построила 27
лабораторий, занимающихся широким спектром проблем. Западноевропейские
компании, так же как и американские, широко практикуют аугсорсинг. В 2004 г.,
по данным консалтинговой фирмы ТРI (США), 49% всех крупных аутсорсинговых контрактов пришлось на долю
европейских компаний, в то время как на долю американских - лишь 44%.
В последние годы
транснациоональные корпорации открывают центры исследований и разработок также
в крупнейших городах России (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород,
Новосибирск), причем российских специалистов в основном используют на стадии
исследований и разработок. Транснациональные корпорации в нашей стране работают
преимущественно в секторах ИТ и электронике (Intel, Моtогоlа, Sun), аэрокосмической промышленности (Воеing, Аiгbus) и нефтедобычи (Schlumberger).
По мнению ряда
аналитиков, в Мире постепенно формируется новый тип разделения труда: ведущие
западные страны будут фокусировать свое внимание на направлении НИР, НИОКР и
инноваций, а работу по воплощению концепции в реальный продукт или услугу
возьмут на себя другие страны.
В период
1991-2001 гг. темпы среднегодового роста экспорта промышленной продукции в
странах ОЭСР составляли 4%. В то же время годовые темпы прироста наукоемкой
продукции оказались значительно выше - 6,5, а ключевых технологий - 8%. В
результате изменялась структура мировой торговли: в 1991 г. на долю наукоемкой
продукции приходи лось 48% мирового экспорта, в 2000 г. - более 55%. При этом
доля технологий высокого уровня оставалась практически неизменной (около 32%),
а доля ключевых технологий увеличилась с 16,4 до 23,5% (табл.1).
Таблица 1.Международная торговля наукоемкой продукцией.
|