Международная торговля и платёжный баланс
Международная
торговля и платёжный баланс
Министерство Образования
Азербайджанской Республики
Азербайджанский
Государственный Экономический Университет
Факультет
Финансы
Кафедра
Экономической теории
Курсовая работа
Тема:
Международная торговля и платёжный баланс.
Преподаватель :
Гасанова Н.
Студентка :
Гюльметова С.
Группа : 2691
Заочное отделение
Баку , 2007 г.
План
Введение.
1. Понятие международной
торговли.
1.1. Современные
тенденции в развитии мировой торговли.
1.2. Свобода
торговли и протекционизм :положительные и отрицательные стороны
2. Основные теории
международной торговли.
2.1. Классическая теория
международной торговли.
2.2. Модель
Хекшера – Олина.
2.3. Парадокс
Леонтьева.
2.4. Теория
конкурентных преимуществ страны Майкла Портера.
3. Понятие
платежного баланса.
3.1.Структура
платежного баланса.
3.2.Сальдо платежного баланса и погашение дефицита платежного баланса.
3.3. Регулирование платежного баланса.
3.4. Концепции
и модели регулирования платежного баланса.
3.5.Платёжный баланс Азербайджана.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
Первая и
старейшая форма международных связей – международная торговля – возникла под
воздействием международного разделения труда. Последнее вызвало к жизни
необходимость обмена товарами, произведёнными в отдельных странах. Кроме того,
практически ни одна страна не обладает необходимыми ресурсами, чтобы полностью
удовлетворять всю систему постоянно развивающихся общественных потребностей.
Торговля товарами и услугами доступна практически всем, даже слаборазвитым
странам: если у них нет товаров , пользующихся спросом, предлагаются
экологически чистые зоны отдыха, экзотика африканского и тихоокеанского
побережья. В итоге внешняя торговля стала существенным источником дохода для
всех стран и создала дополнительные условия для экономического роста. В то же
время все страны оказываются в определённой зависимости друг от друга: чтобы
полнее удовлетворять потребности населения своей страны, каждая из них покупает
импортные товары и услуги.
Современный мировой
рынок представляет собой сложную систему, постоянно меняющуюся в зависимости от
спроса и предложения товаров и услуг. Поэтому первой отличительной чертой
современного рынка является его динамичность. Вторая черта – изменение
соотношения сил. Если раньше в мировом экспорте господствовали США, то сейчас
в борьбе за первенство участвует Западная Европа, за ней идут Япония и «новые
индустриальные государства» Юго-Восточной Азии. Третья черта-формирование крупных
региональных торговых блоков. Их 9: Европейский союз (ЕС), Североамериканское
соглашение о свободной торговле (НАФТА), Европейская ассоциация свободной
торговли (ЕАСТ), Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АИЭС),
Меркосур (Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай), Южно-Африканский комитет
развития (САДК), Западно-Африканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА),
Андский пакт.
1.Понятие международной торговли. Международная торговля – старейшая форма международных экономических отношений. Она существовала ещё задолго до формирования мирового хозяйства и являлась его непосредственной предшественницей. Именно развитие международной торговли создало экономические условия для развития машинного производства, которое зачастую могло расти лишь на базе импортного сырья и массового заморского спроса. Рост прибыли, обусловленный применением машин , предопределил появление относительно избыточного капитала и вывоз его за границу, что положило начало формированию мирового хозяйства, ускорило процесс интернационализации производительных сил. Роль международной торговли, её значимость в хозяйственных связях определяется тем, что она опосредствует практически все виды МРТ, связывает все страны мира в единое хозяйственное целое. Международная торговля имеет важнейшее значение для экономического роста и развития отдельных стран в динамично развивающейся мировой экономике. Эксперты ЮНКТАД отмечают: «С увеличением объёма экспорта происходит расширение внутреннего производства товаров и услуг, появляются дополнительные рабочие места и осваиваются новые производительные мощности. С ростом импорта также увеличиваются запасы имеющихся потребительских товаров, что связано с повышением уровня жизни и обеспечением средств производства и соответствующих ресурсов, необходимых для оживления и обновления уже существующих производственных линий». Развитие международной торговли тесно связано с феноменом «мировой рынок». Мировой рынок, включающий в себя сферу осуществления внешне-экономических операций, приобретает ряд специфических особенностей по сравнению с национальным. Во-первых, на национальном рынке движение товаров обусловливается производственно-экономическими факторами ( естественно, в условиях рыночной экономики), на мировой рынок существенное влияние оказывает внешнеэкономическая политика отдельных государств. Движение товаров между национальными хозяйствами ограничено и некоторые товары, производимые в отдельных странах, вообще не поступают в мировой товарооборот. Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. В литературе часто дается следующее определение:«Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах». Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом. В статистических справочниках ООН приводятся данные об объеме и динамике мировой торговли как сумм стоимости экспорта всех стран мира. Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием НТР, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям внешнеторгового оборота, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства. Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой – либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров. Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами. Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Однако понятие «международная торговля» употребляется и в более узком значении: например, совокупный товарооборот промышленно-развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т.п. Мировые цены различаются в зависимости от времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта. На практике в качестве мировых цен принимаются цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импортных сделок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами-экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров. На многие сырьевые товары(зерновые, каучук, хлопок и др.)мировые цены устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах. Перед дилеммой выбора внешнеторговой национальной политики рано или поздно стоят все государства. На протяжении двух столетий на эту тему ведутся жаркие дискуссии. В интересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость и для которого относительная выгода является наибольшей. Национальные производственные различия определяются разной наделенностью факторами производства - трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах. Эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями и может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициента - мультипликатора (множителя) . Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. А затем придут в движение вторичные потребительские расходы. 1.1.Современные
тенденции в развитии мировой торговли.
Основной
формой мировых хозяйственных связей по-прежнему остается внешняя торговля,
которая по динамике и стоимостным показателям опережает рост мирового
производства, движение капиталов и другие виды внешнеэкономических связей.
Темпы
прироста международных экспортно-импортных операций превышает темпы роста
основных сегментов мирового производства, в том числе промышленных товаров,
минерального сырья и сельскохозяйственной продукции.
По
данным Всемирной торговой организации (ВТО), за период с 1950 по 2000 гг. объём
мирового экспорта возрос в 20 раз, в то время как мировое производство
увеличилось в 35 раз, а мировое производство промышленной продукции в 10 раз.
В
послевоенный период динамика роста международной торговли по сравнению с
динамикой роста мировой экономики характеризировалась следующими данными:
1954-1963
гг.- среднегодовой темп прироста международной торговли составил 7,1 %,рост
мировой экономики-5,2%;
1964-1973
гг.- среднегодовой темп прироста международной торговли составил 8,7 %,рост
мировой экономики-5,7%;
1974-1990
гг.- среднегодовой темп прироста международной торговли составил 4,5 %,рост
мировой экономики-3,2%;
1991-1996
гг.- среднегодовой темп прироста международной торговли составил 5,6 %,рост
мировой экономики-1,5%;
В
90-е гг. после довольно умеренного роста и стагнации (в 1993г.) объем мировой
торговли товарами с 1994 г. Начал расти достаточно высокими темпами. Темп
прироста мировой торговли товарами в 1995 г. Составил почти 9 %.
В 1998 г. в результате азиатского финансового кризиса ,который распространился на многие другие страны
мира, объем мировой торговли товарами сократился на 3 %,а в 1990 г. Опять возрос на 7 %.
В 2000 г. прирост мировой торговли в стоимостном выражении составил 12,5%, что является самым высоким
показателям с начала 70-х гг.
Ещё
более высокими темпами в 90-е гг. развивался экспорт товаров, который по
динамике также превышал рост мировой экономики.
Динамизм
международной торговли и повышение её значения в мировой экономике обусловлены
объективным процессом глобализации и ростом взаимозависимости большинства стран
мира. Интенсификации мирового товарообмена способствовал значительный прогресс
в развитии международного разделения труда.
Дополнительный
стимул мировая торговля получила благодаря деятельности Всемирной торговой
организации по либерализации экспортно-импортных операций и, в частности , по
снижению и ликвидации тарифных и нетарифных барьеров.
Зародившись в глубокой древности, мировая торговля достигает значительных масштабов и приобретает характер устойчивых международных товарно-денежных отношений на рубеже XVIII и XIX вв. Мощным импульсом этого процесса послужило создание в ряде промышленно более развитых стран (Англии, Голландии и др.) крупного машинного производства, ориентированного на масштабный и регулярный импорт сырья из экономически менее развитых стран Азии, Африки и Латинской Америки, и экспорт в эти страны промышленных товаров, преимущественно потребительского назначения. В XX в. мировая торговля пережила ряд глубоких кризисов. Первый из них был связан с мировой войной 1914-1918 гг., он привел к длительному и глубокому нарушению мирового товарооборота, продолжавшемуся до окончания Второй мировой войны, которая до основания потрясла всю структуру международных экономических отношений. В послевоенный период мировая торговля столкнулась с новыми трудностями, связанными с распадом колониальной системы. Следует отметить, что все эти кризисы были преодолены. В целом характерной чертой послевоенного периода явилось заметное ускорение темпов развития мировой торговли, достигших наиболее высокого уровня за всю предыдущую историю человеческого общества. Причем темпы роста мировой торговли превысили темпы роста мирового ВВП. Со второй половины XX века, когда международный обмен приобретает «взрывной характер», мировая торговля развивается высокими темпами. В период 1950-1994 гг. мировой торговый оборот вырос в 14 раз. По оценке западных специалистов, период между 1950 и 1970 годами можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии международной торговли. Так, среднегодовой темп роста мирового экспорта составил в 50-х гг. 6%, в 60-х гг. - 8,2. В период с 1970 по 1991 г. физический объем мирового экспорта (т. е. рассчитанный в неизменных ценах) возрос в 2,5 раза, среднегодовой темп роста - 9,0%, в 1991-1995 гг. этот показатель был равен 6.2%. Соответственно возрастал и объем мировой торговли. Так в 1965 г. он составил 172,0 млрд. , в 1970 г. - 193,4 млрд. , в 1975 г. - 816,5 млрд. долл., в 1980 г. - 1,9 трлн. , в 1990 г. - 3,3 трлн. и в 1995 г. - свыше 5 трлн. долларов. Именно в этот период был достигнут ежегодный 7%-ный рост мирового экспорта. Однако уже в 70-е годы он снизился до 5%, еще больше сократившись в 80-е годы. В конце 80-х мировой экспорт продемонстрировал заметное оживление до 8,5% в 1988 г.). После явного спада в начале 90-х, в середине 90-х годов он вновь демонстрирует высокие устойчивые темпы. На стабильный, устойчивый рост международной торговли оказали влияние ряд факторов: 1)развитие международного разделения труда и интернационализация производства; 2)НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых; 3)активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке ; 4)регулирование (либерализация) международной торговли посредством мероприятий Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ); 5) либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин - образование свободных экономических зон; 6) развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли; 7) получение политической независимости бывших колониальных стран. Выделение из их числа «новых индустриальных стран» с моделью экономики, ориентированной на внешний рынок. Со второй половины XX века заметно проявилась неравномерность динамики внешней торговли. Это повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке. Доминирующее положение США было поколеблено. В свою очередь, экспорт Германии приблизился к американскому , а в отдельные годы даже превосходил его. Помимо Германии заметными темпами рос экспорт и других западноевропейских стран. В 80-е годы значительный рывок в сфере международной торговли сделала Япония. К концу 80-х годов Япония стала выбиваться в лидеры по факторам конкурентоспособности. В тот же период к ней присоединились «новые индустриальные страны» Азии - Сингапур, Гонконг, Тайвань. Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. За ними вплотную идут Сингапур, Гонконг, а также Япония, которая ранее на протяжении шести лет занимала первое место.
Страницы: 1, 2, 3
|