Меню
Поиск



рефераты скачать Международная торговля и Россия

p> Увеличение внутренней занятости. Лозунг "Спасайте рабочие места!", используемый в защиту пошлин, становится все более модным по мере того как экономика приближается к спаду. Он коренится в макроанализе.
Совокупные расходы в открытой экономике состоят из потребительских расходов, капиталовложений, государственных расходов, чистого экспорта. Чистый экспорт равен разности между экспортом и импортом.
Увеличение совокупных расходов в результате сокращения импорта окажет стимулирующее воздействие на внутриэкономическое развитие, поскольку повлечет за собой резкий рост доходов и занятости. Но такая политика имеет серьезные дефекты: - Увеличение импорта приводит к сокращению некоторого количества рабочих мест, но в то же время создает другие рабочие места.
Импорт способствовал ликвидации устаревших отраслей, но в тоже время способствует возникновению новых. Таким образом, хотя импортные ограничения изменяют структуру занятости, они в действительности могут лишь незначительно, либо вообще не менять уровень занятости.
Очевидно, что все страны не могут одновременно добиться успеха при введении импортных ограничений. Экспорт одной страны является импортом для другой. В той же степени, в какой превышение экспорта над импортом, достигнутое одной страной, может стимулировать ее экономику, избыток импорта над экспортом в другой экономике обостряет проблему безработицы.
Нет ничего удивительного в том, что введение пошлин и импортных квот в целях достижения полной занятости в стране называется политикой "разорю соседа". С ее помощью внутренние проблемы страны решаются за счет разорения торговых партнеров. Страны, пострадавшие от пошлин и квот, вероятно предпримут ответные действия, вызывая новое повышение таможенных барьеров, которые в конце концов задушат торговлю до такой степени, что всем странам станет хуже.

В долгосрочном плане превышение экспорта над импортом в качестве в качестве стимулирования внутренней занятости обречено на неудачу.
Следует помнить: через импорт государства зарабатывают валюту, которую они тратят на товары местного экспорта. В долгосрочном плане, для того чтобы экспортировать, страна должна импортировать. Следовательно, долгосрочная цель заключается не в том, чтобы увеличить внутреннюю занятость, а в том, в лучшем случае, передислоцировать рабочих из экспортных отраслей в защищенные отрасли, ориентированные на внутренний рынок. Это перемещение приводит к менее эффективному размещению ресурсов. Пошлины перекрывают путь ресурсам в те отрасли, в которых производство настолько эффективно, что обеспечивает сравнительные преимущества. Нет никаких сомнений, что при выборе антициклических мер разумная своевременная денежная и налоговая политика предпочтительнее манипулирования пошлинами и квотами. Итак, утверждать, что пошлины увеличивают чистый экспорт и поэтому создают новые рабочие места - значит толкать на ложный путь.

Диверсификация ради стабильности. Известен и другой аргумент для оправдания пошлин: необходимость диверсификации ради стабильности.
Отправным моментом здесь является то, что доходы высокоспециализированных экономик, например нефтяной экономике Кувейта или ориентированного на производства сахара народного хозяйства
Кубы, сильно зависят от международных рынков. Войны, циклические колебания, негативные изменения в структуре промышленности вызывают крупномасштабные и зачастую болезненные процессы перестройки таких экономических систем. Отсюда якобы следует, что защита пошлинами и квотами необходима в этих странах для диверсификации и, как следствие, уменьшения зависимости от конъюнктуры на мировых рынках одного или двух видов продукции. Это поможет оградить внутреннюю экономику от влияния международных политических событий, Спада производства за рубежом, от случайных колебаний спроса, таким образом, обеспечив большую внутреннюю стабильность. В сказанном выше есть доля истины. Но имеются также серьезные ограничения и недостатки. Во-первых, этот аргумент имеет слабое отношение к развитым странам. Во-вторых, экономические издержки диверсификации могут быть значительными; например, в монокультурных экономиках обрабатывающая промышленность может оказаться крайне неэффективной.

Защита молодых отраслей. Часто считают, что защитные пошлины необходимы для того, чтобы дать возможность утвердиться новым отраслям отечественной промышленности. Временная защита молодых национальных фирм от жесткой конкуренции более зрелых и поэтому на текущий момент более эффективных иностранных фирм позволяет нарождающимся отраслям окрепнуть и стать эффективными производителями. Этот аргумент в пользу протекционизма зиждется на сомнительном возражении против свободной торговли. Возражение заключается в том, что при наличии зрелой иностранной конкуренции ни у одной отрасли не было и не будет возможности для осуществления долгосрочных мер, направленных на расширение производства и повышение эффективности. Защита молодых отраслей с помощью пошлин скорректирует существующее неправильное размещение мировых ресурсов, исторически сформировалось из-за различий в уровнях экономического развития отечественной и иностранной промышленности.
Хотя такая позиция логически верна, необходимо сделать следующие оговорки. Во-первых, подобные аргументы не имеют отношения к индустриально развитым странам. Во-вторых, в слабо развитых странах очень сложно определить, какая из отраслей является тем новорожденным, который способен достичь экономической зрелости и поэтому заслуживает защиты. В-третьих, в отличие от старых солдат, защитные пошлины могут не исчезнуть, а скорее склонны сохраняться даже когда промышленная зрелость будет достигнута. Наконец, большинство экономистов считают, что если нарождающимся отраслям требуется помощь, то для этого существуют более приемлемые способы, чем пошлины. Прямые субсидии, например, обладают тем преимуществом, что они более открыто показывают, какой отрасли оказывается помощь и в какой степени.

Защита от демпинга. Считается, что тарифы необходимы также для защиты фирм, от иностранных производителей, которые сбывают избыточную продукцию по демпинговым ценам ниже ее себестоимости. Существует две причины, почему иностранные фирмы могут быть заинтересованы в продаже своих товаров по ценам ниже себестоимости. Во-первых, эти фирмы могут использовать демпинг для подавления местных конкурентов, захвата монопольного положения и последующего повышения цен. Во- вторых, демпинг может являться сложной формой ценовой дискриминации
- назначения разных цен разным клиентам. В целях максимизации своих прибылей иностранный продавец может принять решение о реализации своей продукции по высоким ценам на монополизированном внутреннем рынке, и сбросе избыточной продукции по низким ценам в другой стране.
Избыточные объемы производства могут быть необходимы для снижения издержек на единицу продукции при крупномасштабном производстве. В связи с тем, что демпинг вызывает обоснованную озабоченность, в соответствии с законодательством ряда стран он запрещен. В тех случаях, когда демпинг имеет место и наносит ущерб местным производителям, правительство вводит "антидемпинговые пошлины" на соответствующие товары. Однако в сравнении с общим объемом импортируемых товаров зарегистрированных случаев применения демпинга немного. Поэтому демпинг не может являться оправданием для существования широко распространенных, постоянно действующих пошлин.
Кроме того, обвинения в использовании демпинга должны тщательно проверяться для определения их состоятельности. Иностранные предприниматели часто утверждают, что голословные обвинения в демпинге и антидемпинговые пошлины используются как способ ограничения законной торговли. В действительности некоторые иностранные фирмы порой производят определенные товары с более низким издержками, чем их конкуренты в стране-импортере. Следовательно, то, что на первый взгляд может быть рассмотрено как демпинг, на деле зачастую является результатом действия принципа сравнительных преимуществ.
Злоупотребление антидемпинговым законодательством может увеличить цену импорта, а конкуренция на рынке ограничится. Ослабление конкуренции позволяет фирмам поднимать цены за счет потребителя. Но даже тогда, когда демпинг имеет место, потребители выигрывают от более низких цен на товары в такой же степени - по крайней мере в краткосрочном плане - в какой они выигрывают от войны цен между местными производителями. Аргументов в пользу протекционизма много, но они неосновательны. В соответствующих условиях аргумент о защите молодых отраслей промышленности выступает как справедливое исключение, имеющее экономическое оправдание. Аргумент в пользу самообеспеченности может использоваться для обоснования протекционизма с военно-политических позиций. Однако оба эти аргумента заслуживают серьезнейшей критики. Оба они игнорируют возможность использовать альтернативные средства для поощрения промышленного развития и военной самообеспеченности. Большинство других аргументов является во многом эмоциональными призывами, основанными на явных вымыслах. Эти аргументы отмечают только непосредственные и прямые последствия защитных пошлин. Они игнорируют простую истину, что в конечном счете страна должна импортировать для того, чтобы экспортировать.

2. Торговый баланс


2.1 Импорт

За 1994 год объем импорта России составил 28(2 млрд( долларов( что на 5(2% выше уровня 1993 года( В его общем объеме на долю промышленно развитых стран приходилось 69% ( в 1993 г( ( 61% )( Основу импорта России составляли изделия машиностроения( В 1994 году закупки машин и оборудования возросли на 5(8% и составили 34% от общего объема импортных поставок( а стоимость ввезенного оборудования достигла 9(6 млрд. долларов( Существенно возросла доля продовольствия и сырья для его производства ( 29(2% против
22(2% в 1993 году( Удельный вес импортируемых химических продуктов составлял 10(7% ( в 1993 г( ( 6(2%)( изделий легкой промышленности 6(8%
(13(2%)( черных и цветных металлов и изделий из них 3(5% ( то есть на уровне 1993 г()(

Определенное влияние на сдерживание импорта оказывали следующие факторы:
( политика( направленная на сокращение расходов бюджета и отмена с 1 января 1994 года дотационных коэффициентов на импортируемые товары, а также льгот по уплате НДС и таможенных пошлин;
( динамика курса рубля ( ускорение падения во второй половине 1994 года
);
( введение с 1 июля 1994 года нового импортного таможенного тарифа с повышенными ставками;
( повышение акцизов на отдельные виды товаров.

Приближение уровня внутренних цен к ценам мирового рынка с

учетом процесса инфляции и падения внутреннего производства приводит к резкому усилению конкуренции импортных товаров на отечественном рынке. В первом полугодии 1995 года по сравнению с тем же периодом 1994 года импорт товаров возрос на 16,8 % . В это время в структуре российского импорта на две товарные группы ( машины и оборудование (33 %) и продовольствие (22 %)
( приходилось 3/5 всего импорта. Во внешней торговле России важную роль играет импорт продовольствия и прежде всего мяса, мясопродуктов и консервов, на которые приходится свыше 5 % всего российского импорта, ввезенного в первом полугодии 1995 года , напитков алкогольных и безалкогольных - 2,8 %, сахара белого - 1,3 %, масла сливочного - 1,2 %, рыбы свежей и мороженной, филе рыб - 0,5 %. В сопоставимые периоды отмечен рост закупок этих продуктов питания.

2.2. Экспорт

Товарная структура российской внешней торговли на протяжении многих лет практически не меняется, как не меняется и перечень товаров, обеспечивающих наибольшую валютную выручку. В целом структура экспорта включает в себя примерно 4 тыс. различных видов отечественной продукции. Однако список товаров, на которые приходятся наибольшие по стоимости объемы, ограничивается только 10 позициями, включая прежде всего нефть, газ, цветные и драгоценные металлы, алмазы. Объем экспорта за 1994 г. составил
48 млрд. долларов и увеличился на 8,4 % по сравнению с предыдущим годом.
Произошли определенные изменения в географической структуре экспорта.
Доля промышленно развитых стран возросла с 60 до 67 %, развивающихся стран несколько снизилась - с 14 до 12 %.

Увеличение объема экспорта в 1994 году по сравнению с предыдущим годом было достигнуто за счет прироста физических объемов вывоза основных сырьевых товаров и материалов.

В 1994 году по данным Госкомстата РФ, на долю топливно-энергетических ресурсов в экспорте приходилось 44,7 % общего

объема экспорта ( в 1993 году - 46,7 % ), на черные и цветные ме-

талы и изделия из них - 20,2 % ( 16,4 % ), продукцию химической

промышленности - 7,6 % ( 6 % ), лесоматериалы и целлюлозно-

бумажные изделия - 4,3 % ( 4,2 % ). Удельный вес машин и оборудования составил всего 5,3 % (6,7 %). За год их экспортные поставки сократились на
11,8 %.

Важным фактором, повлиявшим на объемы экспорта, стало изменение соотношения внутренних и мировых цен на отдельные товары.

При этом на некоторые виды продукции перерабатывающей промышленности цены внутри страны приблизились или перешагнули рубеж цен на мировых рынках.

За первое полугодие 1995 года по сравнению с тем же периодом 1994 года экспорт товаров возрос на 29(7%( Увеличению стоимости объема российского экспорта товаров способствовала сложившаяся с начала 1995 года благоприятная конъюнктура на мировых рынках( и прежде всего рост цен на товары( обеспечивающие России основную массу валютных поступлений( В этом же направлении воздействовал физический рост экспортных поставок(

На рост экспорта также оказывала влияние так называемая политика реального курса рубля( Вместе с тем мера по установлению определенного коридора курсу рубля( направленная на его стабилизацию( привела к снижению рентабельности экспорта( незаинтересованности производителей в его продвижении( Почти по всем важнейшим топливно-сырьевым товарам произошло физическое увеличение поставок( Вместе с ростом средних экспортных цен оба этих фактора обусловили существенный стоимостной рост российского экспорта в первом полугодии 1995 года по сравнению с тем же периодом 1994 года(
Расчеты показывают( что средние экспортные цены России за сопоставимые периоды времени выросли: на нефть ( примерно на 26%( нефтепродукты ( на
16%( природный газ ( на 7%( каменный уголь ( на 3%( кокс ( на 16%( Втечение первого полугодия 1995 года в экспорте России значительно увеличилась доля черных и цветных металлов( причем как в физическом выражении( так и по стоимости( прежде всего под влиянием мировых цен(

С одной стороны( на фоне спада в экономике и сокращения внутреннего спроса на отечественную продукцию экспортная сфера превратилась в наиболее динамичный и крупный сектор народного хозяйства( через который реализуется около пятой части валового внутреннего продукта страны( С другой стороны( расширение российского экспорта происходит в крайне противоречивой и сложной обстановке: высокие в сравнении с другими национальными макроэкономическими показателями темпы прироста российского экспорта не являются таковыми( если их сопоставить с динамикой международной торговли( Так( в 1994 г( при увеличении вывоза из России примерно на 12% мировой экспорт вырос на 23%( т(е( развивался почти вдвое быстрее( Фактически Россия не сумела в полной мере воспользоваться расширением спроса на внешних рынках( В качестве причин этого можно назвать возросшую международную конкуренцию и дискриминацию российских экспортеров за рубежом(

В последнее время начинает казаться( что после длительного периода одиночного плавания на просторах мирового рынка российские экспортеры( наконец-то( почувствовали отеческую заботу государства о своей судьбе(
Подобная забота( безусловно( вполне уместна и своевременна( Государство предприняло следующие важные шаги в поддержку экспортеров( Принципиальной вехой на этом пути стал Федеральный закон от 13 октября 1995 г( “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”( шестая глава которого специально посвящена вопросам содействия развитию внешнеторговой деятельности и её стимулированию( 30 ноября Президент России подписал указ
“О первоочередных мерах по поддержке экспортеров”( предусматривающий возможность их финансовой поддержки( в том числе с привлечением средств федерального бюджета( В развитие вышеупомянутого Указа было принято постановление Правительства Российской Федерации от 20 января 1996 г( “О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг”( конкретизировавшее основные направления государственной финансовой( налоговой и иной поддержки отечественных экспортеров( Наконец(
Правительством России утверждена Федеральная программа развития экспорта( определяющая приоритеты в экспортной деятельности и ее перспективы вплоть до 2005 г(( а также основные средства достижения поставленных целей(

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.