p>2.2 Стратегия, структура и соперничество фирм
Еще одним важным детерминантом, определяющим конкурентоспособность отрасли,
является тот факт, что фирма создается, организуется и управляется в
зависимости от характера конкуренции на внутреннем рынке. В разных странах
фирмы организуются по-разному, вырабатываются разные стратегии и цели.
Национальные преимущества в промышленном производстве являются результатом
правильного соотношения между их выбором и источником конкурентоспособности
в той или иной отрасли промышленности. То, как развивается соперничество на
внутреннем рынке, также играет большую роль в процессе внедрения новшеств и
в обеспечении перспектив международного успеха.
Национальные особенности влияют на управление фирмами и на форму
конкуренции между ними. Хотя ни одна страна не демонстрирует полной
однородности своих производителей, национальный контекст все же
обусловливает особенности, которые могут быть замечены довольно легко. Ни
одна из систем управления не может подходить всем. Нации достигают высот в
тех отраслях промышленности, где методы управления и способы организации,
которым отдается предпочтение, хорошо согласуются с источниками
конкурентоспособности.
Важные национальные различия в управленческих методах можно наблюдать также
в таких областях, как профессиональная подготовка, опыт и ориентация
лидеров, групповой или иерархический стиль управления, использование
индивидуальной инициативы, методы принятия решений, природа отношений с
потребителями, способность координировать функции, отношение между трудом и
управлением. Эти различия в управленческих подходах и организационных
навыках ведут к возникновению как преимуществ, так и недостатков в процессе
конкуренции в различных отраслях. Отношение между трудом и управлением
является особенно важным во многих отраслях промышленности, потому что оно
является основой способности фирмы к совершенствованию и внедрению
новшеств.
Ориентация фирм на глобальную конкуренцию приобретает особое значение в
процессе конкуренции на мировом рынке. Желание и способность фирм
конкурировать на глобальном уровне являются отчасти результатом действия
других факторов, таких как насыщение внутренних рынков, местная конкуренция
и влияние спроса на мировом рынке. Однако управленческие подходы также
играют важную роль. Несколько аспектов национальной среды влияют на
международный имидж фирм, на то, как легко и охотно они выходят на мировой
уровень.
Политика правительства часто играет очень большую роль, облегчая или
затрудняя выход фирм на мировой рынок, а также определяя вид производства,
в котором они достигают успеха. Хорошей иллюстрацией этого утверждения
является валютное регулирование, которое ограничивает прямые иностранные
инвестиции.
Фирмы разных стран резко различаются по тем целям, которые они стремятся
достичь, а также по мотивации их работников и управленцев. Нации добиваются
успеха в тех отраслях промышленности, где эти цели и мотивации совпадают с
источниками конкурентоспособности. Во многих отраслях одним из способов
достижения и удержания успеха является поддерживаемое инвестирование. Иначе
говоря, успех - за теми отраслями, куда много вкладывают и где прилагают
много усилий.
Цели компаний. Они часто во многом зависят от структуры собственности,
мотивации владельцев и держателей облигации, характера управления
корпорацией и от побудительных мотивов, определяющих деятельность высшего
управленческого звена. Рынки капиталов в разных странах сильно различаются
по таким параметрам, как состав держателей акций, местный режим
налогообложения, средняя норма прибыли. Позиции кредиторов также влияют на
цели компаний. Важным различием между нациями является то, в каких размерах
кредиторы владеют акциями.
Структура собственности, условия рынка капиталов и природа корпоративного
управления в стране влияют на национальное преимущество по двум
направлениям. Во-первых, это вытекает из того факта, что отрасли
промышленности в разной мере нуждаются в фондировании, имеют разную степень
риска, различные инвестиционные перспективы и разные уровни средней
прибыли. Национальные рынки капиталов также определяют различные цели для
разных отраслей промышленности. Национальная экономика преуспевает там, где
цели владельцев и менеджеров совпадают с нуждами производства. Некая
конкретная институциональная структура может пойти на пользу в одних
отраслях и мешать другим.
Во-вторых, влияние рынков капитала меняется с изменением потребностей в
инвестициях. Например, в тех отраслях промышленности, где частная
собственность обладает сильными позициями, страна может преуспеть, несмотря
на имеющий непроизводительные цели рынок акционерного капитала.
Индивидуальные цели. Цели людей, управляющих фирмами и работающих в них,
могут усиливать или ослаблять возможность достижения успеха в конкретных
отраслях. Центральный вопрос состоит в том, имеют ли они побудительные
причины к развитию своего мастерства и приложению усилий, необходимых для
создания и поддержания конкурентоспособности.
Один из существенных моментов, определяющих индивидуальное поведение и
усилия, - это система вознаграждения работников. Аспектом этого вопроса
является система социальных ценностей, влияющая на отношение к работе, и
то, в какой мере действия работников определяет размер финансовых выплат,
очень различный в разных странах. Также большое значение имеет порядок
налогообложения.
Влияние национального престижа и национальных приоритетов. На качество
человеческих ресурсов, занятых в данной отрасли, на индивидуальные мотивы и
даже на поведение держателей акций оказывают влияние национальные
приоритеты или престиж. Толчок новым усилиям часто дают сознание такого
престижа или чувство важной национальной миссии. Если отрасль становится
национальной гордостью или приобретает общенациональное значение, это часто
ведет к росту ее конкурентоспособности.
Важность устойчивой приверженности делу. Цели фирмы и индивидуальные цели
часто проявляются через приверженность капитала и человеческих ресурсов
отрасли, фирме или (для работников) профессии. Идеал экономистов - это
свободные, мобильные ресурсы, которые быстро и плавно перетекают из одной
отрасли в другую, исходя из наиболее продуктивного их использования.
Диверсификационная структура компании является важным моментом, указывающим
на приверженность той или иной отрасли и на порядок перераспределения
ресурсов. Концентрация внимания на одном виде бизнеса или на тесно
связанной с этим диверсификации является признаком этой приверженности и ее
причиной. Диверсификация родственных товаров во многих случаях способна
перераспределять ресурсы внутри фирмы и отражает приверженность делу.
Напротив, диверсификация, не связанная с основным производством, действует
на национальную конкурентоспособность в противоположную сторону. Однако
поддержание конкурентоспособности требует, чтобы ресурсы перетекали из
одной отрасли в другую только после определенной борьбы.2.3 Роль правительства
В описании факторов, от которых зависит уровень национальной
конкурентоспособности, последней переменной, является роль правительства.
Многие рассматривают правительственное воздействие на современную
международную конкуренцию едва ли не как самое основное.
Сделать роль правительства в международной конкуренции основным
детерминантом очень соблазнительно. Однако такое ее понимание нельзя
признать ни правильным, ни наиболее полезным. Действительная роль
правительства в формировании национальных преимуществ заключается в
оказании влияния на все детерминанты. Правительство может влиять и
подвергаться влиянию - как позитивному, так и негативному - всех четырех
детерминантов, и - это видно из ряда примеров, приведенных выше. На
параметры производственных факторов воздействуют субсидии, политика в
отношении рынков капитала, образования и т.д. Роль правительства в
формировании параметров местного спроса часто бывает менее заметна.
Правительственные органы устанавливают местные нормы и стандарты в
производстве того или иного товара, а также инструкции, влияющие на
поведение потребителей. Правительство также часто является главным
покупателем различной продукции: товары для армии, телекоммуникационное
оборудование, самолеты для национальных авиалиний и т.д. Роль, которую оно
играет как покупатель, может как помочь, так и навредить развитию
национальной промышленности.
Правительство может формировать условия развития родственных отраслей и
поставщиков также и другими способами, такими как контроль над рекламными
средствами или регулирование деятельности инфраструктуры. Правительственная
политика может влиять на стратегию фирм, их структуру и соперничество,
используя регулирование рынков капитала, налоговую политику и
антитрестовские законы.
В свою очередь, детерминанты тоже могут влиять на правительство. Например,
распределение капиталовложений на нужды образования производится в
зависимости, от числа местных конкурентов. Высокий уровень внутреннего
спроса на тот или иной товар может привести к быстрому вводу
правительственных норм техники безопасности.
Очевидно, что влияние правительства на основные факторы, определяющие
уровень национальной конкурентоспособности, может быть или положительным,
или отрицательным. Однако если правительственные регулирование или закупки
ведут к чрезмерному или слишком рано возникающему внутреннему спросу,
отвлекающему местные фирмы от международных рынков, то в таком случае
правительство играет негативную роль. Положительное или отрицательное
влияние правительства на уровень конкурентоспособности становится ясным,
если рассматривать правительство как институт, способный оказывать
воздействие на национальную экономику. Вполне возможно существование
гораздо более сложных вариантов государственной политики и ее результатов,
чем это принято считать. Теория детерминантов, определяющих национальные
преимущества, предлагает такую правительственную политику, которая в
некоторых случаях резко отличается от вариантов, предлагаемых менее
целостными концепциями. Например, кажется разумным сдерживать рост
стоимости национальной валюты, если цены на ресурсы рассматриваются как
основа в экономике с неизменным уровнем развития технологий и навыков.
Однако давление рынка и проистекающие отсюда научно-технические
усовершенствования могут преодолеть ценовой фактор, так что слишком низкая
оценка национальной валюты может препятствовать росту конкурентоспособности
и ориентировать фирмы на наименее стабильные, чувствительные к колебаниям
цен сегменты рынка. Результатом является долговременное падение уровня
конкурентоспособности. Правительственная "помощь" фирмам, устраняющая
необходимость совершенствования производственных процессов, является по
сути своей контрпродуктивной.
Правительство оказывает значительное влияние на уровень национальной
конкурентоспособности, хотя это влияние неизбежно оказывается частичным.
Правительственная политика обязательно потерпит поражение, если она
является единственным источником национальных преимуществ. Политика
действует успешно в тех областях, где имеются основные детерминанты,
определяющие национальные преимущества, а правительство может только
усилить их действие.
2.4 Детерминанты в будущем
В этой части своей курсовой работы я попытался рассмотреть детерминанты
национального преимущества в отрасли, а также влияние правительства на их
развитие. Эти детерминанты оценивают экономическую среду исходя из того,
является ли она благоприятной для конкуренции в этой отрасли. Отдельные
детерминанты, определяющие экономическую среду в стране, взаимозависимы,
так как часто действие одного из них зависит от состояния других. Опытные
покупатели не будут переключаться на новые товары, если, например, качество
трудовых ресурсов пока недостаточно для производства этого товара на
уровне, способном удовлетворить покупательские запросы. Неравные условия, в
которых находятся компании, будут стимулировать инновации, только если
между компаниями существует здоровая конкуренция, а их целям соответствует
постоянное инвестирование. В самом широком смысле слабые места каждого
детерминанта будут задерживать развитие и возвышение потенциала отрасли.
В перспективе социальные и политические детерминанты, а также система
ценностей будут оказывать большее влияние на достижение успеха в
конкуренции. Например, социальные нормы и ценности уже сегодня сказывают
влияние на структуру спроса на внутреннем рынке, равно как и на цели
менеджеров, и на то, каким образом фирмы организуются. Социальные и
политические факторы определяют те навыки, которые были накоплены нацией,
и институциональные структуры, через которые конкуренция оказывает свое
воздействие. То есть национальные особенности, которые принято называть
культурными, не могут быть отделены от экономических. Культурные факторы
также при ближайшем рассмотрении часто оказываются тесно переплетенными с
экономическими. Их роль в перспективе будет также очень велика потому, что
они формируют ту среду, в которой существуют фирмы. Эти факторы
осуществляют свое воздействие через главные детерминанты, а не в отрыве от
них. Такое влияние является очень важным для уровня конкурентоспособности,
так как изменяется он медленно, и аутсайдерам бывает трудно его достичь.
Социальные и политические факторы и система ценностей создают устойчивые
различия между странами, играющие определенную роль в установлении уровня
конкурентоспособности различных отраслей. Еще один фактор, который будет иметь существенное значение в будущем - это
лидерство. Лидеры сталкиваются с проблемами, задачами и благоприятными
ситуациями, которые продуцируются национальной средой. В разных странах
лидеры имеют различные цели, что определяется совокупностью детерминантов.
В самом деле, одно из определений может быть таким: лидер - это человек,
который больше, чем кто-либо другой, сознает важность роли детерминантов.
Лидеры верят в динамичное развитие и процесс постоянных изменений. Они не
приемлют никаких принуждений и знают, что от них зависит исход многих
начинаний. Они способны в большей мере, чем кто-либо другой, понимать
окружающую их реальность и обладают мужеством, чтобы действовать. Часто
именно лидерство определяет, какая конкретная фирма той или иной страны,
обладающей преимуществами, будет преуспевать или потерпит поражение.
Все вышеперечисленные факторы уже сегодня непосредственно влияют на
конкурентоспособность фирмы на мировом рынке, но в ближайшие несколько
десятилетий их влияние резко возрастёт. Глава 3. Россия на Мировом рынке
3.1 Внешнеэкономическая деятельность России
Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими
ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при
пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок
товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во
внешнеэкономической сфере весьма скромна. Доля России в мировом экспорте в
середине 90-х годов составила лишь около 1,5%, а в импорте — менее 1%.
На состоянии российской внешней торговли до сих пор болезненно отражается
разрыв хозяйственных связей в результате распада СССР, свертывания торговли
с бывшими социалистическими странами — членами СЭВ, которые до начала 90-х
гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции.
Но если роль России в мировой торговле невелика, то для самой России
значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Величина экспортной
квоты России, рассчитанная на базе паритета покупательной способности рубля
к доллару, составила в 1996 г. 13%, делясь между дальним и ближним
зарубежьем в соотношении примерно 4:1. Внешняя торговля остается важным
источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль
в снабжении населения России продовольствием и различными товарами
потребительского назначения. 3.2 Структура внешней торговли России
Структура российской внешней торговли и ранее была отнюдь не характерна для
промышленно развитой страны. В настоящее время это в основном топливно-
сырьевые товары, черные и цветные металлы, оружие. Сокращение в структуре
экспорта, особенно в страны дальнего зарубежья, доли машин и оборудования
вызвано потерей для России традиционных для нее рынков стран — бывших
членов СЭВ, благоприятно для нее расположенных и соответствующих ей по
техническому уровню развития. В то же время мировые рынки оборудования в
тех областях, где Россия имеет технические заделы, остаются для нее
закрытыми и весьма эффективно охраняются сложной системой явных и неявных
протекционистских ограничений. Поставки российских машинотехнических
изделий в страны ближнего зарубежья сдерживаются низкой платежеспособностью
последних.
Существенные изменения произошли в товарной структуре российского импорта.
В российском импорте сократилась доля инвестиционных товаров, тогда как
доля потребительских товаров существенно возросла, составив к концу 90-х
годов около 40% всего объема импорта (табл. 1).
Таблица 1 Структура торговли России в первом полугодии 1996 г., % к итогу
|Товарные группы |Экспорт |Импорт |
|Продовольствие и сырье для его |3,4 |27,2 |
|производства (включая напитки и табак)| | |
|Минеральное сырье и топливо |47,9 |6,3 |
|Машины и оборудование, транспортные |9,1 |30,6 |
|средства | | |
|Химические товары, каучук |8,5 |14,4 |
|Другие промышленные товары (включая |1,1 |4,7 |
|текстиль и текстильные изделия, обувь,| | |
|мебель) | | |
|Черные и цветные металлы и изделия из |19,8 |8,8 |
|них | | |
|Прочие товары (включая оружие и | | |
|военную технику, золото и другие |10,2 |8,0 |
|драгоценные металлы, драгоценные камни| | |
|и др.) | | |
3.3 Конкурентные преимущества и недостатки России
Перспективы развития внешней торговли России в значительной степени зависят
от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним
помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень
квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также
значительные масштабы накопленных основных производственных фондов и фондов
универсального
3. Внешняя торговля России: тенденции и перспективы развития
обрабатывающего оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость
технологической модернизаций производства; наличие уникальных передовых
разработок и технологий в ряде секторов экономики, преимущественно
связанных с ВПК.
Однако использование этих преимуществ сдерживается рядом причин. Это
неразвитость финансовой и организационной инфраструктуры внешнеторгового
сотрудничества; отсутствие развитой системы государственной поддержки
экспорта; трудности адаптации к условиям массового производства на основе
конкурентных технологий, сосредоточенных в оборонном комплексе и
предназначенных для малосерийного или единичного производства; низкая
эффективность производства и чрезвычайно высокая доля материальных затрат
даже в передовых секторах промышленности
3.4 Перспективы развития внешней торговли России
С учетом конкурентных преимуществ и слабых сторон России можно попытаться
определить среднесрочные перспективы развития ее внешней торговли.
Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное
время будут оставаться основной позицией. Однако для России вполне реально
углубление степени переработки сырья и на этой основе дальнейшее
возрастание его доли в экспорте (химических товаров, пиломатериалов,
нефтепродуктов, удобрений и т.д.).
Имеются возможности для стабилизации и расширения традиционного
машинотехнического экспорта, к которому относятся легковые и грузовые
автомобили, энергетическое и дорожное оборудование, оборудование для
геологоразведки и др. С учетом наличия достаточно дешевой рабочей силы
весьма перспективным является создание сборочных производств из ввозимых в
Россию компонентов, ориентированных на внутренний и внешний рынок.
Имеются определенные перспективы для расширения экспорта наукоемкой
продукции, что тесно связано с конверсией и коммерциализацией предприятий
оборонного комплекса (в частности, экспорта аэрокосмических техники и
услуг, лазерной техники, оборудования для АЭС, современного оружия).
По мере восстановления собственного сельского хозяйства и легкой
промышленности, очевидно, в российском импорте будет сокращаться доля
потребительских товаров и увеличиваться доля инвестиционных товаров — машин
и оборудования.
Внешняя торговля России ни по своему объему, ни по структуре экспорта
и импорта не соответствует экономическому потенциалу страны. Более полное
использование ее конкурентных преимуществ и преодоление присущих ей
недостатков возможно только в процессе возрождения экономики страны,
создания полноценной системы государственной поддержки ее экспортного
потенциала. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях перехода к рынку и плюрализму форм собственности, предоставление всем предприятиям независимо от их форм права заниматься
внешнеэкономической деятельностью Россия отказалась от государственной
монополии на внешнеэкономическую деятельность. Теперь главная задача
государства в современных условиях — выработка внешнеэкономической
стратегии, адекватной рыночным принципам функционирования российской
экономики и ее последовательной интеграции в мировое хозяйство. Мировой
опыт использования внешнеэкономической стратегии для преодоления отставания
от стран-лидеров дает две базовые модели внешнеэкономической стратегии:
первая предполагает преимущественную ориентацию на экспорт, вторая — на
замещение импорта. Первой модели следовали в конце прошлого века США, после
Второй мировой войны — западноевропейские страны, Япония, а за ними — новые
индустриальные государства. Вторую модель выбрали в последние два
десятилетия некоторые латиноамериканские страны. Многие ее черты были
свойственны внешнеэкономической стратегии СССР, что привело к глубокой
зависимости отечественной промышленности от импорта оборудования и
запчастей, некоторых видов сырья, материалов и компонентов.
Наиболее действенной и эффективной стратегией интеграции России в мировую
экономику является сочетание структурной перестройки экономики с ее
ориентацией на активный рост экспорта и дифференциацию его потенциала.
Основные средства достижения этой цели — общее улучшение инвестиционного
климата, привлечение инвестиций в соответствующие отрасли, создание
механизмов стимулирования экспорта, использование различных инструментов
внешнеэкономического регулирования с целью формирования жизнеспособных
экспортных производств.
Опираясь на мировой опыт и собственный потенциал Россия сможет превратиться
в одну из самых конкурентоспособных держав в мире.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Основы внешнеэкономических знаний отв. ред. И.П. Фаминский М:
“Международные отношения” 1994.- 316 с.
Майкл Портер. Международная конкуренция. – М.: Междунар. отношения, 1993.-
896 с.
Экономика: Учебник/ Под ред. доц. А.С. Булатова. – М.: Издательство БЕК,
1997.-816 с. Периодика:
1.Российская газета. 1996. 3 марта
2. Экономика и жизнь. 1996. № 46. С. 19 (VII)
Страницы: 1, 2
|