Модель человека в экономической теории
Модель
человека в экономической теории.
Контрольная
работа по курсу «Основы экономической теории»
Подготовил
Пупышев Андрей Валерьевич
Вятский государственный
технический университет
1998
Внимание
современной науки к человеку, «человеческому фактору», резко возросло. Это
связано с обострением глобальных проблем и противоречий, усилением целостности
мира, зависимостью каждого отдельно взятого человека от событий, происходящих в
национальных, региональных и общественных масштабах. Человек все более
сталкивается с непредвиденными результатами своей деятельности. Господство над
природой, завоевание в результате длительного и все более интенсивного воздействия
на нее, оборачивается экологической катострофой, совершенствование технологии
ведет к созданию столь разрушительных сил, что под угрозу становится
существование человечества, а попытки осуществления прекрасных и теоретически
обоснованных преобразований подчас приводят к прямо противоположным
результатам.
Многообразие
человеческой личности, ее неповторимая индтвидуальность, разнообразные мотивы
ее деятельности (в том числе и прежде всего хозяйственной) сделали необходимым
принаучном анализе экономической жизни использовать унифицированное
представление о человеке, действующем в конкретной системе исторических
координат. Эта модель человека включает в себя основные параметры,
характеризующие индивидов, и, прежде всего, мотивы экономической активности, а
также особенности физических, психологических и интелнктуальных возможностей
человека, используемых им для достижения поставленной цели.
Важнейшей
задачей экономической теории является анализ соотношений целей хозяйствующих
индивидов и целей экономической системы, в котрой развертывается эта
деятельность. Этот анализ должен опираться на характеристику деятельности
хозяйствующих объектов, определяющих динамику системы. Важно проследить.
Совпадают ли цели этих агентов с целью самой системы.
Среди
многочисленных направлений моделирования человека, разработанных экономической
наукой, можно выделить следущие:
Английская
классическая школа,маржиналисты и неоклассики .
Во главуугла
моделей, выработанных в рамках этого направления, ставится эгоистический
материальный, прежде всего денежный интере.являющийся главным стимулом
деятельности человека. При этом предполагается такой уровень интеллекта,
информированности и компетентности, котрый в состоянии обеспечить реализацию
целей экономических агентов в условиях свободной конкуренции. Экономическая
система выступает как простая совокупность хозяйствующих субьектов.
Анализ
экономического поведения людей в рамках данной модели предполагает
использование постулата о рациональном поведении человека. В его основе лежит
стремление индивидума получить максимальный результат при минимальных затратах
в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов. При
удовлетворении своих субъективных интересов люди везде находятся перед
необходимостью выбирать альтернативные способы использования ограниченных
экономических благ. Для реализации своего рационального поведения индивидумы
должны обладать свободой выбора. С развитием человечества степень свободы
выбора экономического поведения увеличивается , что связано с постепенной ликвидацией
сословных , кастовых, политических, идеологических и прочих ограничений.
Идея о
рациональном экономическом поведении людей в системе рыночного хозяйства очень
важна. Ведь строить определенные прогнозы в отношении тех или иных последствий,
например, в отношении государственной политики возможно только тогда, когда
предполагается, что человек будет вести себя экономически рационально.
Кейнсианская
школа, институционализм, историческая школа.
Модели
человека, выбранные в рамках этого направления, представляются более сложными.
В частности, мотивационные стимулы включают в себя не только стремление к
материальным, денежным благам, но и определенные элементы психологического
характера — милосердие, цели, связанные с традициями , с использованнием свободного
времени и т. д. Существенно затруднено в этой модели и достижение поставленных
целей хозяйствующих субъектов, несовершенства их интеллекта, эмоциональности
стереотипности поведения в зависимости от привычек...
В этих условиях
представляется невозможным достижение целей хозяйствующих субъектовчерез
посредство свободной конкуренции, ием более, что кроме индивидуального, здесь
возникает еще и выраженный групповой интерес.
В этих моделях
общество имеет более сложную структурудля поддержания которой в состоянии
равновесия требуется вмешательство в экономические отношения со стороны
государства.
К. Маркс.
Его
социально-экономическое учение предполагает восхождение модели человека от
абстрактного к конкретному, от так называемого «простого товаровладельца» до капиталистов,
представляющих прмышленный, торговый и ссудный капитал.
В учении Маркса
человек предстает как персонификация объективных экономических категорий.
Капиталист — это олицетворение капитала, наделенный волей и сознанием капитал.
Рабочий — персонифицированный наемный труд. Анализ зависимости поведения
человека от объективных условий, отего классовой принадлежности и вытекающих
отсюда конкретных форм экономического и социального поведения является в
определенной степени весьма правомерным. В то же время, те стороны мотивации
деятельности человека, его целеполагания, особенности сознания и поведения,
которые лежат за пределами подчиненностиобъективным экономическим отношениям,
выпаженной интерпритации в маркистком учении не получили.
Четвертое
направление представлено представлено новой моделью субъектов
социально-экономического процесса, отражающей современные реалии.
Для нее
характерно изменение мотивации деятельности в направлении возрастания значения
тех ее составляющих, которые обеспечивают реализацию не столько материальных ,
сколько духовных потребностей личности (удовлетворенность от самого труда, его
социальная значимость, сложность и др.). Новой модели присущи значительная
информированность о мире, в котором люди существуют более высокий общеобразовательный
и культурный уровень, ее отличает многооьразие и динамизм потребностей главной
из которых является потребность в самовыражении, установлении связей с другими
людьми, свободе духовного самоопределения, свободного выбора типа культуры и
общественно-политических взглядов.
Эта модель
предполагает общество, основанное на демократических и плюралистических началах
с развитыми межгрупповыми связями и размытыми, нежесткими границами между
социальными общностями.
Задание
Полное
фирменное наименование: открытое акционерное общество «Кировский шинный завод».
Основными
видами производственной деятельности ОАО «Кировский шинный завод» являются:
производство автомобильных, сельскохозяйственных, мотоциклетных, мотороллерных
и велосипедных шин, сверхкомплектных автосельхозмотокамер; производство изделий
РТИ; оказание различных видов услуг.
Продукция фирмы
является обычным материальным благом, предметом потребления.
Субститутов у
предприятия нет.
К комплектарным
товарам фирмы отнесятся все средства передвижения, для которых КШЗ производит
камеры и покрышки:
автомобили,
сельскохозяйственные
машины,
мотоциклы
мотороллеры,
и велосипеды.
В отношении
продукции действую следующие детерминанты спроса:
цена;
число
потребителей на рынке;
цены на
взаимозависимые товары;
размеры рынка
данного товара;
потребительские
ожидания относительно будущих цен.
Наиболее важной
детерминантой является цена на взаимозависимые товары, так как потребление
покрышек напрямую связано с количеством авто средств у населения. Чем больше это
количество, тем большая потребность возникает в покупке данного комплемента,
износ которого на несколько порядков опережает износ транспортных средств.
В отношении
продукции действую следущие детерминанты предложения:
наличие
взаимозаменяемых товаров производственного назначения и движение их цен;
цены на
ресурсы;
технология
производства;
цены на
ресурсы;
налогии и
субстидии;
число продавцов
на рынке;
Одной из самых
важных детерминант предложения является цена на ресурсы. Существует тесная
взаимосвязь между издержками производства и предложения. Это сказывается прямым
образом на цене продукции А цены на ресурсы в данной отрасли достаточно
большие. Кроме того, в данной отрасли действует достаточно большое количество
фирм, производящих практически одним способом данную продукцию и в выигрыше
останется та фирма, цены на продукцию котрой ниже. И тогда потребители будут
покупать продукцию именно этой фирмы.
Из всего
вышесказанного можно сделать вывод:
Проводимая
Обществом инвестиционная политика должна быть направлена на реализацию программ
технического перевооружения производства по разработке новых высокоэффективных
и конкурентоспособных моделей шин в соответствии с запросами рынка,
осуществление мероприятий по наращиванию мощностей производства шин для автомобилейпользующихся
большей популярностью.
Эластичность
спроса по цене: продукт неэластичен.
Это можно
объяснитьтем, что потребность в данном продукте возрастает лишь при
необходимости заменить износившиеся шины новыми, котрые играют незначительную
роль в бюджете по сравнению с самим транспортным средством.
Эластичность
спроса по доходу: неэластичен.
Это объясняется
теми же причинами, что при эластичности по цене.
Кривая спроса:
Кривая спроса
малоэластична.
Кривая
предложения:
Между кривыми
для отрасли и фирмы практически нет никакой разницы, то есть они совпадают.
Разница заключается лишь в том, что кривая отрасли смещена вправо изза большего
количества продавцов. Чем больше число продавцов, тем сильнее смещена кривая
предложения вправо.
кривая фирмыкривая
отрасли
Кривая Энгеля
(кривая, показывающая зависимость между доходом покупателя и количеством
приобретаемых товаров) в данном случае будет иметь следующий вид:
доход
объем
В данном случае
доход покупателя мало влияет на количество покупок «запчастей» для автомобилей.
Продукция КШЗ
относится к группе нормальных товаров.
Особенностью
рынка сбыта товарной продукции является тот факт, что Кировский шинный завод
ориентирован на комплектацию шинами крупных машиностроительных заводов: ГАЗа, УАЗа,
ПАЗа, ЗИЛа, заводов Уральского региона, Перми, Челябинска, Ижевска, Кургана и
др.
Объем поставок
шин на комплектацию составляет до 40% объемов производства товарной продукции.
Поставка шин разнополучателям осуществляется через коммерческие компании «Интершина»,
«Регионшина», мелким оптом и в розницу по запросам потребителей через ТТЦ.
Прямой экспорт шинопродукции в дальнее зарубежье осуществляется в Иран.
В целях
эффективного ведения коммерческой деятельности, ускорения оборачиваемости
оборотных средств предприятие активно сотрудничает с коммерческими компаниями
«Интершина», «Регионшина», а также входит в состав финансово-промышленной
группы «Нижегородские автомобили».
В отчетном гаду
производственно-хозяйственная деятельность ОАО «КШЗ» осуществлялась в условиях
продолжающейся инфляции, роста цен на сырье, материалы, топливно-энергетические
ресурсы, транспортно-заготовительные расходы при незначительном росте цен на
производимую товарную продукцию в связи с насыщением рынка продукции шинного
производства и усложнением условий ее реализации.
Таким образом,
из всего выше сказанного можно сделать вывод, что для предприятия наидолее
предпочтительнее является работа на заказ с крупными предприятиями.
На заводе
большое внимание уделяют качеству продукции. Результатом таких усилий по словам
менеджера по маркетингу стало существенное повышение качества шин, которое
привело к тому, что КШЗ занимает по его расчетам 1 место по качеству
выпускаемой продукции. Эту ситуацию подтверждает выданный международный сертификат
качества
.
В целом на
предприятии используются следущие элементы маркетинга:
проведение
рыночных исследований с целью выявления потенциальных поставщиков и
характеристики действий конкурентов;
планирование
сбыта продукции;
прогнозирование
рыночной ситуации;
тщательное и
всестороннее изучение спроса на выпускаемую продукцию;
осуществление
работы по продвижению товара на рынке, обеспечивающая общение и готовность к
сотрудничеству потребителей, эффективному материальному обмену;
контроль сбыта.
Функции отдела
маркетинга можно охарактеризовать как сильно урезанные. Руководство просто не видит смысла в
эффективной организации маркетинга на предприятии.
Товар — все,
что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения.
Это могут быть физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи.
Задание
Полное
фирменное наименование: открытое акционерное общество «Кировский шинный завод».
Акционерным
обществом признается общество, общий капитал которго разделен на доли —
определенное ьчисло акций. АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие
им акции признается открытым акционерным обществом.
Здесь имеет
место частная общественная форма собственности.
Обшественная,
так как владельцами предприятия является очень большое число акционеров
(держателей акций).
Юридические
лица, кроме государственных, муниципальных, унитарных предприятий являются
частными собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов, взносов
учредителей.
Взамен права
собственности учредители приобретают обязательственные права: участие в
доходах, в управлении, в изьятии капитала.
Особенностью
является то, что общественные и реглигиозные организации используют имущество,
находящееся в собственности только для уставных целей, а их учредители
утрачивают вообще какие-либо права на данное имущество.
Вообще выделяют
следущие формы собственности:
частная;
государственная;
муниципальная;
иные виды
собственности (совместная, долевая).
Основное
отличае государственной, муниципальной собственности является то, что за ними
закрепляются наиболее важные элементы (обьекты историко-архитектурного
климатического оборонного назначения и т. п.).
Главные статьи
постоянных издержек (независящих от объема производимой продукции):
оплата
обязательств по облигационным займам;
рентные
платежи;
чать отчислений
на на амортизацию зданий и оборудования;
страховые
взносы;
жалование
высшему управленческому персоналу испециалистам;
оплата охраны.
Переменные
издержки (зависящие от объема производимой продукции):
затраты на
сырье;
на топливо;
энергию;
транспортные
услуги;
заработная
плата работникам.
Рынок факторов
производства монопольный. Он тесно связан с госсектором российской экономики.
Деттерминанты
спроса на ресурсы:
цена;
число потребителей
на рынке;
цены на
взаимозависимые товары;
размеры рынка
данного товара;
потребительские
ожидания относительно будущих цен.
Детерминанты
предложения:
наличие
взаимозаменяемых товаров производственного назначения и движение их цен;
технология производства;
налогии и
субсидии;
число продавцов
на рынке.
Факторы
определяющие эластичность спроса на ресурсы:
цена;
уровнь дохода
предприятия;
возможность
взаимозамещения применяемых в производстве ресурсов и факторов;
наличие на
рынке взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства;
стремления к
новациям.
Основное
правило спроса на факторы производства: спрс на любой фактор производства может
повышаться или снижаться в отличае от того возрастает или снижается спрос на
потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства.
Спрос на
факторы производства предъявляют лишь предприниматели, то есть те люди, которые
способны организовать выпуск продуктов и услуг, необходимых для конечного
потребления.
Взаимозамещение
факторов производства практически не происходит.
Живой труд
может быть частично заменен техникой, природные ресурсы могут быть заменены
искуственными, но эти процессы на данном предприятии, можно сказать, исчерпали
себя.
Кривые
отраслевого спроса и предложения факторов производства и кривые фирмы
идентичны.
Они
неэластичны.
|