p>Рис.6 Если выбрано k*k** увеличение
объема выпуска меньше роста выбытия, т.е. потребление падает. Рост
потребления возможен лишь до точки k**, где оно достигает максимума
(производственная функция и кривая dk* имеют здесь одинаковый наклон). В
этой точке увеличение запаса капитала на единицу даст прирост выпуска,
равный предельному продукту капитала (МРК), и увеличит выбытие на величину
d (износ на единицу капитала). Роста потребления не будет, если весь
прирост выпуска будет использован на увеличение инвестиций для покрытия
выбытия. Таким образом, при уровне фондовооруженности, соответствующем
"золотому правилу" (k**), должно выполняться условие: МРК=d (предельный
продукт капитала равен норме выбытия), а с учетом роста населения и
технологического прогресса: МРК=d+n+g. Если экономика в исходном состоянии имеет запас капитала больший, чем
следует по "золотому правилу", необходима программа по снижению нормы
накопления. Эта программа обусловливает увеличение потребления и снижение
инвестиций. При этом экономика выходит из состояния равновесия и вновь
достигает его при пропорциях, соответствующих "золотому правилу". Если экономика в исходном состоянии имеет запас капитала меньше, чем
k**, необходима программа, направленная на повышение нормы сбережения. Эта
программа первоначально приводит к росту инвестиций и падению потребления,
но по мере накопления капитала с определенного момента потребление вновь
начинает расти. В результате экономика достигает нового равновесия, но уже
в соответствии с "золотым правилом", где потребление превышает исходный
уровень. Данная программа обычно считается непопулярной в связи с наличием
"переходного периода", характеризующегося падением потребления, поэтому её
принятие зависит от межвременных предпочтений политиков, их ориентации на
краткосрочный или долгосрочный результат. Рассмотренная модель Солоу позволяет описать механизм долгосрочного
экономического роста, сохраняющий равновесие в экономике и полную занятость
факторов. Она выделяет технический прогресс как единственную основу
устойчивого роста благосостояния и позволяет найти оптимальный вариант
роста, обеспечивающий максимум потребления. Представленная модель не свободна и от недостатков. Модель анализирует
состояния устойчивого равновесия, достигаемые в длительной перспективе,
тогда как для экономической политики важна и краткосрочная динамика
производства и уровня жизни. Многие экзогенные переменные модели Солоу - s,
d, n, g - было бы предпочтительнее определять внутри модели, поскольку они
тесно связаны с другими ее параметрами и могут видоизменять конечный
результат. Модель не включает также целый ряд ограничителей роста,
существенных в современных условиях - ресурсных, экологических, социальных.
Используемая в модели функция Кобба—Дугласа, описывая лишь определенный тип
взаимодействия факторов производства, не всегда отражает реальную ситуацию
в экономике. Эти и другие недостатки пытаются преодолеть современные теории
экономического роста. В неоклассической модели роста объём выпуска в устойчивом состоянии
растет с темпом (n+g), а выпуск на душу населения — с темпом g, т.е.
устойчивый темп роста определяется экзогенно. Современные теории
эндогенного роста пытаются определить устойчивый темп роста в рамках
модели, эндогенно, связывая его со всеми возможными количественными и
качественными факторами: ресурсными, институциональными и др. Сторонники концепции "экономики предложения" полагают, что увеличение
темпов роста при полной занятости возможно прежде всего путём сокращения
регулирующего вмешательства извне в рыночную систему. Денежная политика: цели и инструменты 1. Банковская система: Центральный Банк и коммерческие банки Банковская система в рыночной экономике является обычно двухуровневой и
включает Центральный Банк (эмиссионный) и коммерческие (депозитные) банки
различных видов. Основными функциями коммерческих банков считаются
привлечение вкладов (депозитов) и предоставление кредитов. Посредством этих
операций коммерческие банки могут создавать деньги, т.е. расширять денежное
предложение, что отличает их от других финансовых учреждений. Банки
занимаются также куплей и продажей ценных бумаг. Центральный Банк выпускает в обращение национальную валюту, хранит
золотовалютные резервы страны, обязательные резервы коммерческих банков,
выступает в качестве межбанковского расчетного центра. Он является обычно
кредитором последней инстанции для коммерческих банков, а также финансовым
агентом правительства. Центральный Банк может выступать как продавец и
покупатель на международных денежных рынках и координировать зарубежную
деятельность частных банков. Во всех странах Центральные Банки формируют и осуществляют кредитно-
денежную политику, контролируют и координируют деятельность коммерческих
банков. Предложение денег в экономике изменяется в результате операций
Центрального Банка, коммерческих банков и решений небанковского сектора.
Центральный Банк контролирует предложение денег путем воздействия на
денежную базу, а также на мультипликатор. Фактический объем предложения
денег складывается в результате операций коммерческих банков по приему
вкладов и выдаче ссуд. Денежная политика- это политика управления уровнем
процента, величиной денежной массы и кредитов. 2. Цели и инструменты кредитно-денежной политики Цели и инструменты денежной политики можно сгруппировать следующим образом: Конечные цели: а) экономический рост; б) полная занятость; в) стабильность цен; г) устойчивый платежный баланс.
Промежуточные целевые ориентиры: а) денежная масса; б) ставка процента; в) обменный курс.
Инструменты: а) лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента; б) изменение нормы обязательных резервов; в) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования); г) операции на открытом рынке. Существует различие между инструментами прямого (а) и косвенного (б, в,
г) регулирования. Эффективность использования косвенных инструментов
регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В
переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований,
используются как прямые так и косвенные инструменты с постепенным
вытеснением первых вторыми. Конечные цели реализуются кредитно-денежной политикой как одним из
направлений экономической политики в целом, наряду с фискальной, валютной,
внешнеторговой, структурной и другими видами политики. Промежуточные цели
непосредственно относятся к деятельности Центрального Банка и
осуществляются в рыночной экономике с помощью в основном косвенных
инструментов. Нередко в процессе формирования банковской системы в странах,
переходящих к рыночным отношениям, усиление степени независимости
Центрального Банка в проведении денежной политики сопровождается
стремлением денежных властей к достижению конечной цели, тогда как реально
они в состоянии контролировать лишь определенные промежуточные номинальные
величины. Рассмотрим инструменты косвенного регулирования денежной системы. Обязательные резервы — это часть суммы депозитов, которую коммерческие
банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке
(формы хранения могут различаться по странам). Нормы обязательных резервов
устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по
величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем
по вкладам до востребования). В современных условиях обязательные резервы
выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют
специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют
определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления
контрольных и регулирующих функций Центрального Банка, а также для
межбанковских расчетов. Банки могут хранить и избыточные резервы — некоторые суммы сверх
обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения
потребности в ликвидных средствах. Однако это лишает банки суммы дохода,
который они могли бы получить, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом
процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается. Чем выше устанавливает Центральный Банк норму обязательных резервов, тем
меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для
активных операций. Увеличение нормы резервов (rr) уменьшает денежный
мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя
норму обязательных резервов, Центральный Банк оказывает воздействие на
динамику денежного предложения. На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко,
поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия
этого инструмента через мультипликатор значительна. Другим инструментом кредитно-денежного регулирования является изменение
учетной ставки (или ставки рефинансирования), по которой Центральный Банк
выдаст кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка повышается, то
объем заимствований у Центрального Банка сокращается, а следовательно,
уменьшаются и операции коммерческих банков по доставлению ссуд. К тому же,
получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по
ссудам. Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается всей
системе. Предложение денег в экономике снижается. Снижение учетной ставки
действует в обратном направлении. Учетная ставка обычно бывает ниже ставки межбанковского рынка. Но
получение кредита у Центрального Банка может быть сопряжено с определенными
административными ограничениями. Часто Центральный Банк выступает как
последний кредитор для коммерческих банков, испытывающих серьезные
затруднения. Однако к "учетному окну" Центрального Банка допускаются не все
банки: характер финансовых операций заемщика или причины обращения за
помощью могут оказаться неприемлемыми, с точки зрения Центрального Банка. Краткосрочные ссуды обычно предоставляются для пополнения резервов
коммерческих банков. Среднесрочные и долгосрочные ссуды Центрального Банка
выдаются для особых нужд (сезонные потребности) пли для выхода из тяжелого
финансового положения. В отличие от межбанковского кредита ссуды Центрального Банка, попадая на
резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы
банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу
мультипликативного изменения предложения денег. Следует заметить, однако,
что объем кредитов, получаемых коммерческими банками у Центрального Банка,
составляет обычно лишь незначительную долю привлекаемых ими средств.
Изменение учетной ставки Центральным Банком стоит рассматривать скорее как
индикатор политики Центрального Банк. Во многих развитых странах существует
четкая связь между учетным процентом Центрального Банка и ставками частных
банков. Например, повышение учетной ставки Центральным Банком сигнализирует
о начале ограничительной кредитно-денежной политики. Вслед этим растут
ставки на рынке межбанковского кредита, а затем и ставки коммерческих
банков по ссудам, предоставляемым ими небанковскому сектору. Все эти
изменения происходят по цепочке достаточно быстро. Операции на открытом рынке — третий способ контроля за денежной массой.
Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен
в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот
инструмент денежного регулирования предполагает куплю- продажу Центральным
Банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как
деятельность Центрального Банка на первичных рынках во многих странах
запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные
государственные облигации. Когда Центральный Банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он
увеличивает сумму на резервном счете этого банка (иногда на специальном
счете коммерческого банка в Центральном Банке для подобных операций),
соответственно в банковскую систему поступают дополнительные "деньги
повышенной мощности" и начинается процесс мультипликативного расширения
денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой
прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше
средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если
Центральный Банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном
направлении. Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом
рынке, Центральный Банк регулирует размер денежной массы в экономике. Часто
подобные операции осуществляются Центральным Банком в форме соглашений об
обратном выкупе (РЕПО). В этом случае банк, например, продает ценные бумаги
с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через
некоторый срок. Платой за предоставленные взамен ценных бумаг денежные
средства служит разница между ценой продажи и ценой обратного выкупа.
Соглашения об обратном выкупе широко распространены в деятельности
коммерческих банков и фирм. С помощью названных инструментов Центральный Банк реализует цели
кредитно-денежной политики: поддержание на определенном уровне денежной
массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная
политика). Варианты денежной политики по-разному интерпретируются на
графике денежного рынка. Жесткая политика поддержания денежной массы
соответствует вертикальной кривой предложения денег на уровне целевого
показателя денежной массы. Гибкая монетарная политика может быть
представлена горизонтальной кривой предложения денег на уровне целевого
значения процентной ставки. Промежуточный вариант соответствует наклонной
кривой предложения денег. Выбор вариантов кредитно-денежной политики зависит во многом от причин
изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с
инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика полдержания
денежной массы, что соответствует вертикальной или крутой кривой
предложения денег. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных
от неожиданных изменений скорости обращения денег, то вероятно,
предпочтительной окажется политика поддержания ставки процента, связанной
непосредственно с инвестиционной активностью (горизонтальная или пологая
кривая предложения денег Ls). В зависимости от угла клона кривой Ls
изменение спроса на деньги будет в большей степени сказываться либо на
денежной массе (рис. 8.2), либо на ставке процента (рис. 8.1). Очевидно, что Центральный Банк не в состоянии одновременно фиксировать
денежную массу и ставку процента. Например, для поддержания относительно
устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги Банк вынужден будет
расширить предложение денег, чтобы сбить давление вверх на ставку процента
со стороны возросшего спроса на деньги (это отразится сдвигом вправо кривой
Ld и перемещением точки равновесия вправо вдоль кривой Ls). [pic] ?М Относительно жесткая денежная политика ?М
Р. - ставка процента
М - денежная масса
Относительно гибкая денежная политика
Задача №1. Ниже приведены статьи расходов государства, трлн.руб.
|1 |Государственные расходы (закупки) товаров и услуг |70 |
|2 |Конечное потребление населения (личные |220 |
| |потребительские расходы) | |
|3 |Доходы от собственности |30 |
|4 |Прирост запасов материальных оборотных средств |34 |
|5 |Отчисления на приобретения капитала (амортизация) |35 |
| |В том числе на реновацию |25 |
|6 |Заработная плата наемных работников |200 |
|7 |Трансфертные выплаты |10 |
|8 |Чистые внутренние инвестиции |28 | Определить ВНП по расходам. ВНП=С+I+G+Xn, где С- личные потребительские расходы, включающие расходы домашних хозяйств
на товары длительного пользования и текущего потребления, на услуги, но не
включающие расходы на покупку жилья; I- валовые инвестиции, включающие производственные капиталовложения или инвестиции в основные производственные фонды (затраты фирм на приобретение новых производственных предприятий и оборудования); инвестиции в жилищное строительство; инвестиции в запасы (рост запасов учитывается со знаком «+», уменьшение- со знаком «-«). Валовые инвестиции можно также представить как сумму чистых инвестиций и амортизации. Чистые инвестиции увеличивают запас капитала в экономике. G- государственные закупки товаров и услуг, например, на строительство
и содержание школ, дорог, содержание армии и государственного аппарата
управления и пр. однако, это лишь часть государственных расходов, которые
включаются в госбюджет. Сюда не входят, например, трансфертные платежи. Хn- чистый экспорт товаров и услуг за рубеж, рассчитываемый как
разность экспорта и импорта. При подсчете ВНП необходимо учесть все
расходы, связанные с покупками конечных товаров и услуг, произведенных в
данной стране, в том числе и расходы иностранцев, т.е. стоимость экспорта
данной страны. Одновременно необходимо исключить из покупок экономических
агентов данной страны те товары и услуги, которые были произведены за
рубежом, т.е. стоимость импорта. Отсюда следует что ВНП=70+220+34+35+28=387 трлн.руб. Задача №2. В начале года предприниматели планировали чистые инвестиции в
объеме 550 у.е., а домашние хозяйства намеревались сделать сбережения в
объеме 600 у.е. По завершению года оказалось, что чистых инвестиций
осуществлено на сумму 580 у.е. Каковы были в этом году сбережения? Тождество сбережений и инвестиций можно вывести следующим образом.
Для упрощения рассмотрим вначале закрытую экономику, в которой отсутствует
государственный сектор, а следовательно и налоги, тогда: расходы на ВНП=
Потребление + Инвестиции. По определению сбережений можем записать: Доход,
или ВНП, измеренный по доходам= Сбережения + Потребление. Поскольку расходы на ВНП и доходы, полученные в результате производства ВНП, равны, то
приравнивая правые части уравнений, имеем: С+I=S+C, или
S(сбережения)=I(инвестиции). Исходя из вышесказанного следует что, сбережения были в этом году
580 у.е. (т.к. сбережения равны инвестициям). ТЕСТЫ 1. При переходе от натурального хозяйства к рыночному прямой продуктообмен (бартер) уступил место обмену, совершаемому при посредстве денег, в роли которых выступали определенные товары. Это произошло в связи с тем, что бартер:
А) был низкоэффективен вследствие высоких издержек, связанных с
необходимостью нахождения субъектов, готовых обменять нужные продавцу
товары на те, которые у него имеются.
Б) был неудобен.
В) препятствовал развитию общественного разделения труда.
Г) основывался на совпадениях потребностей в обмениваемых товарах.
Д) имели место все перечисленные выше причины. 2. Максимально возможное увеличение суммы бессрочных вкладов равно:
А) фактическим резервам минус избыточные резервы.
Б) активам минус обязательства и собственный капитал.
В) избыточным резервам, умноженным на величину денежного мультипликатора.
Г) избыточным резервам, деленным на величину денежного мультипликатора.
Д) обязательным резервам. 3. Какое из следующих утверждений является неверным?
А) фактические резервы коммерческого банка равны избыточным резервам плюс
обязательные резервы.
Б) банковские активы плюс собственный капитал равны обязательствам.
В) отдельный коммерческий банк может предоставлять ссуды в объеме равном
величине его избыточных резервов.
Г) когда заемщики возвращают банку ссуды, предложение денег сокращается.
Д) собственный капитал равен разнице между суммами активов и обязательств. Список используемой литературы: 1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник под редакцией А.В.Сидоровича-М: МГУ им. М.В.Ломоносова, издательство «ДИС», 1999г, издание 2-ое. 2. Г.М.Гусьян «Экономическая теория» ключевые вопросы, учебное пособие, Москва Инфра-М, 2000г.
Страницы: 1, 2
|