Модели современных интеграционных процессов
Модели
современных интеграционных процессов
Вопрос об
интеграции - один из ключевых вопросов о том, какие перемены происходят в
современном мире, какие тенденции открываются в экономической,
социально-политической и других сферах человеческого бытия. Вот почему
возникновение ЕЭС было не частным фактом, не рядовым региональным событием в
области межгосударственного экономического сотрудничества группы европейских
государств, а первым крупным шагом, который отразил наступление новой крупной
эпохи в истории человечества, основу которой составили перманентная НТР,
невиданный размах интернационализации всех сфер жизни народов и государств,
быстро растущая взаимозависимость в межгосударственных отношениях и т.д. Один
из устоев и конкретное выражение этих фундаментальных перемен - интеграция.
Понятие
"интеграция", как и сам процесс интеграции, появилось в политическом
словаре сравнительно недавно, в 20-х гг. нашего столетия, и означало
"учение об интеграции". Его родоначальниками были немецкие ученые
Р.Шмед, Х.Кельзен и Д.Шиндлер. Термин "интеграция" ( integrace -
лат.) означает некую целостность, структуру, совершенствование. В этом смысле
он применялся в естественных науках. Перенося его в сферу анализа общественных
отношений, упомянутые авторы имели в виду объединение людей, особенно
государств, в некую социально-политическую общность. Однако развитие
международного сообщества, особенно в сфере экономических отношений, в тот
период еще не создало необходимых предпосылок для реализации идей интеграции.
Такова, кратко говоря, семантика и исторические условия возникновения этого
понятия.
После второй
мировой войны термин "интеграция" стали применять к обозначению
различных форм международного сотрудничества, охватывающего прежде всего такие
сферы межгосударственных отношений, как экономика, техника, вооружения,
международные организации и др. Что касается дифиниции понятия
"интеграция", то в научной литературе и собственно в опыте ее осуществления
мы не встретим двух одинаковых определений. Это можно объяснить, во-первых,
наличием множества моделей, типов интеграционных процессов, которые различаются
по целям и функциям, и, во-вторых, различиями национальных интересов, которые
преследуют отдельные государства или группы государств. Различия первого и
второго рода возникают как на объективной почве, так и в результате
субъективных устремлений отдельных правящих групп и режимов. Опыт послевоенных
десятилетий свидетельствует, что в политических целях, интенсивности
сотрудничества, политической гомогенности участвующих в интеграции государств
существуют большие различия, что затрудняет выработку общего определения
понятия Интеграция".
Тем не менее
накопленный международный опыт, исследуемый с точки зрения межгосударственных
отношений, приводит к выводу, что такие цели, как сохранение мира, достижение
большей безопасности, рост благосостояния в результате экономического
сотрудничества и т.д.приобретшие в интеграционных моделях всеобщий характер, могут
рассматриваться в качестве критериев определения сущности понятия интеграци.
Кроме того, интеграционные процессы как факторы мирового развития и мировой
политики находятся в состоянии постоянного развития и изменений. Они вносят
много нового как в содержание международных отношений, так и в их формы и
функции. Представители зарубежной общественно-политической мысли дают различные
определения интеграции. В одних случаях они характеризуют ее "как
социальный процесс образования целостности (единства) из частей, систем из
элементов. Целостность (система) есть большее, чем сумма его частей". В
других - возможность интеграции тесно связывается с вопросом "о лояльном
отношении к новым участникам... о необходимых пределах господства и
власти"".
В современной
научной литературе существуют различные направления и подходы к пониманию
природы и роли интеграционных процессов. Здесь можно выделить два теоретических
аспекта: (а) теории интеграционных процессов; (б) теории и практика
экономической интеграции. В частности, американские представители школы
функционализма в качестве критериев интеграции предлагают опыт разработки и
идеи конституций США и Швейцарии, в которых на основе общественного сознания и.
отчасти, массового движения созданы формально разделенные (штаты в США и
кантоны в Швейцарии) единства, общности. В то же время в работе американского
исследователя Д.Митрони утверждается, что интеграция различного уровня имеет
место в мировых империях, блоках и международных организациях. При этом
решающими должны быть признаны три признака: действенный контроль над
легитимным использованием власти, наличие общего органа принятия решений и
наличие центра политического просвещения принадлежащих к сообществу граждан.
Теоретическая
школа федерализма в Европе придерживается более универсальных позиций в
интеграционных процессах и оценивает возможности и противоречия в их эволюции
более объективно. Ее последователи, имея в виду евроинтеграцию, отмечают, что
она возможна, во-первых, на основе сознательного политического решения
правительств и народов и, во-вторых, лишь путем создания одного или нескольких
новых, независимых от непосредственного влияния отдельных государств - членов
сообщества, наднациональных органов, которым переданы определенные полномочия
для принятия решений.
Российская
историко-экономическая и политическая наука сделала немало в изучении
интеграционных процессов, охвативших различные регионы мирового сообщества.
Анализ отечественной научной литературы приводит к выводу, что интеграция - это
объективный, многогранный, сложнейший процесс, изобилующий противоречиями,
поисками, крупными финансово-экономическими, социальными, правовыми,
политическими и другими экспериментами, обусловленными жизнью и корректируемыми
ею. Интеграция, если судить по результатам ее развития, представляет собой
более высокую социально-экономическую, политическую, государственно-правовую и
культурную ступень развития мирового сообщества государств и народов. Если
интернационализация подвела прежде всего передовой технологический базис под
всю систему мирового сообщества, то интеграционным процессам предстоит внести
величайший вклад в реформирование человеческого общества, хотя нельзя не
заметить, что на этом пути пока что больше проблем, чем успехов.
Типология и
структуры интеграционных моделей. Из краткого экскурса в историю и теорию
интеграции очевидно, что она как объективный феномен и как процесс современной
международной жизни - явление далеко не одномерное неоднозначное, чрезвычайно
богатое различиями в содержании, целях, структуре внутренних взаимоотношений,
конструкциях властных отношений и т.д.
Как
представляется, в этой связи прежде всего следует избежать искушения
отождествлять интеграцию с таможенными союзами или торговыми альянсами, что
нередко встречается в научной литературе. Отмеченные формы межгосударственных
объединений -явление довольно древнее, зародившееся еще на доиндустриальной
стадии развития общества. Интеграция - объективный результат эволюции мирового
социально-экономического и политического развития второй половины XX в.; если
попытаться обобщить ее объективные цели и последствия, то она является
предвестником вступления человеческого общества в новую стадию исторического
бытия, общую картину которого футурологи определяют как постиндустриализм.
Следует отказаться и от иного, также весьма распространенного подхода, согласно
которому "классическая" интеграция сводится к различным формам
экономического и политико-экономического сотрудничества. Теперь, на рубеже XXI
в., когда в различных регионах возникли и продолжают возникать не традиционные
региональные интеграционные сообщества, а первые суперструктуры международного
значения, становится ясным, что мы имеем дело с явлениями и процессами нового
исторического порядка.
Перейдем
непосредственно к анализу совокупность существующих в мире интеграционных
структур и пограничных им, взаимосвязанных с ними международных организаций и
объединений. В качестве исходной точки систематизации интеграционных моделей
возьмем принцип целей (интересов) и влияния интеграционных объединений. Вместе
с тем в рамках одного и того же типа формальной интеграции в содержании, целях
и функциях могут существовать существенные различия (например, Европейский союз
и ОПЕК, НАТО и Западноевропейский союз и т.д.). В целом интеграционные и
исполняющие определённые интегрирующие функции организации можно
типологизировать в следующем порядке:
1. Региональные
и межрегиональные интеграционные сообщества по целям: экономические,
политико-экономические (с элементами социального интегрирования), политические,
военно-политические, институционально-координационные и др.
2.
Международные правительственные наднациональные организации координирующего
типа. Они оказывают существенное влияние на . финансово-экономическое,
политическое положение государств, на принятие ими решений в указанных областях
и т.д. Исследователи Брюссельского союза международных ассоциаций считают, что
численность этих организаций возрастет к 2000 г. примерно до 500 (в конце 80-х
гг. их было 378).
3.
Международные неправительственные организации (4676 с перспективой роста к 2000
г. до 10800). К числу таких организаций относятся профсоюзы, транснациональные
корпорации и т.д. В условиях возникновения глобальных экономических систем в
результате интенсификации и дифференциации международного разделения труда,
глобализации, невиданного развития транспортных средств мировых коммуникаций,
качественного и количественного роста обмена товаров и интенсификации
передвижения капиталов изменились социально-экономическая почва бытия людей и
условия их межгосударственного и интернационального общения. Все это
сказывается прямо и непосредственно на интеграционных процессах и вызывает
необходимость принятия соответствующих правовых, законодательных актов и других
документов, в появлении которых существенную роль играют и интернациональные
неправительственные организации.
Рассмотренные
выше типы международных интеграционных сообществ позволяют прийти к следующему
выводу: интеграционные сообщества непосредственно реформирующие базисные основы
индустриального общества, являются главным и определяющим направлением в
социально-экономической и культурно-политической эволюции мирового социума. В
рамках интеграционных сообществ возникают и действуют тысячи интернациональных
правительственных и неправительственных организаций, оказывающих влияние на
интегрированные структуры. Их, по всей видимости, нельзя рассматривать как
органическую часть этих интеграционных суперструктур, но они являются своего
рода барометром, показателем глубины и размаха указанных процессов.
Вернемся теперь
к основному вопросу - о моделях интеграционных сообществ. Они, эти модели,
несмотря на большую специфику, а нередко и неповторимые черты и характеристики,
имеют в своей основе общие явления, которые, несмотря на интеграционные
"границы", все же являются интернациональными по своей природе, что,
кстати, позволяет конкурирующим системам находить компромисс:, разрешать
назревающие между ними противоречия и т.д. Вот почему модель всякой
интеграционной системы было бы ошибочно абсолютизировать, не замечав общих
тенденций в ее эволюции.
Перейдем теперь
от общей типологии к характеристике существующих основных моделей в мировых
интеграционных процессах.
1. Модели
политико-экономической интеграции (с учетом социальных аспектов):
1.1.Европейский
союз (ЕС).
1.2. Андская
группа (Латинская Америка).
1.3. Карибский
"общий рынок" (Латинская Америка).
1.4. Ассоциация
государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
2. Модели
торгово-экономического сотрудничества:
2.1.
Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ).
2.2.
Североамериканская интеграция (США, Канада.Мексика).
2.3.
Организация арабских стран - экспортеров нефти(ОАПЕК).
2.4.
Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК).
3. Модели
международных экономических надправительственных организаций, регламентирующих
торговую, тарифную политику и вырабатывающих экономическую стратегию:
3.1.
Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ).
3.2.
Организация экономического сотрудничества и развития (СЭСР).
3.3.
Конференция ООН по торговле и развитию (ШКГАД).
4. Модели политических
союзов и военных блоков:
4.1.
Европейский Совет.
4.2.
Организация Африканского единства (ОАЕ).
4.3.
Организация Североатлантического договора (НАТО).
Итак, мы
имеем дело с различными структурами (моделями), типами, формами и организациями
интеграционных процессов, в том или ином виде охвативших" почти весь мир.
Следует различать также уровни и цели интеграционных сообществ, их реальное
место в общей структуре мировых интеграционных процессов и меру влияния на
эволюцию международных отношений. Вместе с тем определяющим, универсальным
типом интеграции является политико-экономическая модель, в которой
международная кооперация и интернационализация обретают не только качественно
новую, более зрелую форму, но и новые сущностные формы трансплантации интернационального
регулирования и управления на политическом и экономическом уровнях всеми
процессами интегративного развития. В конечном счете интеграционные сообщества,
которые перерастают состояние обмена, неизбежно будут тяготеть к универсальным
моделям интеграционных структур, которые обретут новые формы. Примером тому
может служить формирующийся в последние годы Азиатско-тихоокеанский регион,
который охватит несколько континентов с огромным экономическим потенциалом,
неисчерпаемым рынком рабочей силы и потребления и т.д. В декабре 1994 г. в
Майами (США) состоялась Международная конференция глав государств двух Америк,
которая провозгласила создание крупнейшего в мире рынка с потребительским
населением около 800 млн человек.
Отнюдь не
случайно интеграционные процессы обретают в конце XX в. столь стремительный
темп. Небывалый технологический прогресс, коренные изменения политической карты
мира, нарастание все новых и сложных противоречий социально-культурного бытия
народов разных континентов, нерешенность многих задач, оставшихся в наследие .
от прошлого, поставили мировое сообщество перед решением целого комплекса
проблем, касающихся выживания человека и природы. Одним из ответов на подобные
"вызовы истории" и является рост интеграционных процессов в мире,
хотя не будем забывать, что и на этом пути человечество ожидают серьёзные
испытания.
Интеграционные
процессы - одно из главных направлений формирования нового миропорядка Ряд
стран уже давно прошли первоначальный путь экономической интеграции, хотя многие
регионы еще не подошли к нему. На рубеже XXI в. эти процессы постепенно
перерастают в суперинтеграцию, которая откроет немало нового и неожиданного как
для национального, так интернационального развития. Интеграционные структуры не
устраняют ни конкуренции, ни противоречий, ни разногласий. Между их участниками
постоянно происходит обмен жесткими политическими и пропагандистскими ударами,
хотя они и облекаются в большинстве случаев в "джентльменскую форму".
Один из известных политических деятелей Франции Ж.-П.Шевеман в разгар
формирования ЕС писал, что, несмотря на конфликт интересов между США и Японией,
существует опасность "возникновения настоящего американо-японского
кондоминиума^ имеющего тенденцию оттеснить Европу". Вместе с тем
существуют, видимо, и объективные границ эффективности интеграционных
процессов. Уже сейчас они вызывают немало больших и болезненных вопросов: какой
будет судьба демократии и этно-национальных структур, существующих уже
столетия? Что можно предложить взамен национальной культуры? Насколько прочными
будут гарантии национальной и региональной, в целом - международной
безопасности? Реальна ли перспектива превращения различных интеграционных
моделей в единый мировой интеграционный консорциум и куда "исчезнут"
при этом национальные государства? Интеграционные процессы в мире - объективное
явление, но человечество еще должно научиться использовать их в интересах
всеобщего и устойчиво безопасного своего развития.
Список
литературы
Н. Е.
Овчаренко. Модели современных
интеграционных процессов
|