Меню
Поиск



рефераты скачать Модели рыночной экономики

p> Воздействие государства на формирование институциональной среды выражается прежде всего в законотворчестве и контроле за соблюдением законов.

Корпус рыночного хозяйственного права должен включать как минимум четыре основные части:

1)права собственности;

2)контрактные отношения (договоры между экономическими агентами);

3)порядок начала и окончания хозяйственной деятельности;

4)поддержание конкурентной среды.

В переходный период к корпусу рыночного права следует добавить особые экономико-правовые процедуры, регулирующие переход к рынку (например, приватизация).

Наша страна вступила в период трансформации при отсутствии или крайней слабости формальных (и неформальных) основ для экономической деятельности в условиях рынка.

В течении 1992-1996гг этот институциональный вакуум был в основном заполнен благодаря активной законотворческой деятельности государства.
Особо важную роль сыграли ''экономические статьи Конституции РФ,
Гражданский кодекс, законы о предприятиях и предпринимательской деятельности, о бюджетном устройстве, о разграничении полномочий в рамках
Федерации. Конечно, на практике законы оказали очень неравнозначное влияние на положение дел в экономике.

За исторически короткий срок после начала реформ в 1992г российская экономика проделала огромный путь. В России успешно формируются основы рыночной системы.

В результате приватизации основная часть государственной собственности перешла к новым владельцам. Чаще всего это акционерные общества, в которых контрольный пакет акций принадлежит администрации и работникам предприятия или другим юридическим лицам. Отношения между новыми владельцами обычно бывают неустойчивыми и запутанными. Права собственности неспецифицированны, то есть не определены границы правомочий каждого владельца. Это называется размытостью прав собственности. Поэтому предстоит пройти еще долгий путь урегулирования противоречий, взаимной ''притирки'' новых собственников и юридического оформления четко определенных прав собственности, прежде чем появятся настоящие частные собственники.

Тем не менее уже сегодня изменение характера собственности привело к важным изменениям в функционировании российских предприятий, компаний и других экономических организаций. В их экономической деятельности явственно проявляются черты субъектов рынка. Это выражается в том, что большинство экономических организаций:
. руководствуются рыночным принципом максимизации прибы ли;
. свободны и независимы в принятии экономических решений.

В отличие от развитого рыночного хозяйства переходная экономика характеризуется высоким монополизмом и соответственно слабым развитием конкурентной среды. Это прямое наследие административно- командной системы, когда монополии создавались целенаправленно под флагом борьбы с
''параллелизмом'' и ''дублированием''. Поэтому производство однородной продукции, особенно сложных технических изделий, обычно концентрировалось на одном-двух предприятиях, которые снабжали своей продукцией всю страну.

В переходный период эти монополии сохранились и даже укрепили свои позиции. Дело в том, что в отличие от периода административно-командной экономики в переходный период монополии испытывают гораздо меньшую степень контроля и регулирования государства. Антимонопольная политика – наиболее слабое звено экономической политики во всех постсоциалистических государствах, что в огромной степени связано с объективными трудностями контроля над монополиями. Ведь почти все крупные и средние российские предприятия – монополисты.

Институциональная неполнота –это отсутствие или крайне слабое развитие некоторых важных институтов рынка.

В России это отсутствие рынка земли. Эта черта специфична для переходного периода именно в нашей стране и связана с особо сложной и противоречивой историей аграрных отношений в России. В большинстве других постсоциалистических стран такой проблемы нет.

Однако другое проявление институциональной полноты характерно для всех постсоциалистических государств – это отсутствие рыночной селекции в форме закрытия несостоятельных предприятий (банкротств).

В России и в других странах с переходной экономикой в самом начале рыночных реформ были приняты законы о несостоятельности и банкротстве и созданы специальные государственные ведомства для претворения этих законов в жизнь. Однако на практике они почти не применяются. Видимыми причинами такого положения являются несовершенство правовой базы и процедуры банкротств, загруженность судов. Но на самом деле причина глубже. Она состоит в том, что в переходный период основная масса предприятий переживает глубокий кризис, и добросовестное применение законодательств о несостоятельности обернулось бы закрытием большинства предприятий и массовой безработицей.

Из-за опасных экономических и социальных последствий массовых банкротств постсоциалистическое государство стремится не допустить разорения предприятий. Наиболее важные, стратегические предприятия часто получают поддержку из госбюджета. В России источником субсидий для стратегических предприятий часто выступают региональные власти, озабоченные проблемой безработицы (так, автозаводы ЗИЛ и ''Москвич'' получают помощь от московского правительства). Что касается остальных предприятий, то они продолжают функционировать, не выполняя своих обязательств перед поставщиками и кредиторами.

В постсоциалистический период распространение неплатежей первоначально было обусловлено крайней искаженностью цен, резким и неравномерным подорожанием топлива, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции и объективной неспособностью предприятий рассчитаться друг с другом в этих условиях. Позднее основным источником неплатежей стало государство, которое из-за бюджетного кризиса не может рассчитаться по госзаказам, что ведет к распространению долгов по ''технологической цепочке'' в виде неплатежей.

Вторая особенность постсоциалистического рынка – структурная асимметричность. Это означает, что различные сегменты рынка развиты неравномерно.

Так, товарный рынок и рынок услуг в России мало отличаются от аналогичных сегментов рыночной системы в западных странах по насыщенности товарами и услугами, ассортименту, численности и организационно-юридическим формам компаний и других организаций, действующих на этих рынках.

Но другие сегменты рынка – рынок капитала, труда и земли – развиты значительно слабее. Так, кредитование производства коммерческими банками, мобилизация финансовых ресурсов через продажу корпоративных ценных бумаг
(акций и облигаций) и другие формы перелива капитала занимают пока незначительное место в финансировании производства. Очень низка мобильность трудовых ресурсов из-за избыточной занятости на большинстве предприятий (за исключением ''нового'' частного бизнеса), а также отсутствия возможностей переезда работников из трудоизбыточных в трудодефицитные регионы. Не урегулированы юридические аспекты взаимоотношений между работниками и работодателями (они по-прежнему опираются на старый КзоТ- Кодекс законов о труде ). За исключением отдельных регионов России, легальный рынок земли вообще отсутствует.

Рыночная система, как известно, состоит из рынка товаров (услуг) и рынка факторов производства.

Факторами производства являются труд, капитал, земля и предпринимательство. Для того чтобы функционирование этих факторов приобрело рыночный характер, необходимо их свободное обращение в экономике, регулируемое спросом, предложением и рыночным вознаграждением каждого фактора.

Рынок капитала в форме торговли продукцией производственно-технического назначения стал складываться в нашей стране еще в конце 80-х годов в процессе либерализации материально-технического снабжения. Однако наиболее существенный компонент этого рынка – это обращение акционерного капитала, или фондовая торговля, - смог появиться, естественно, только в первой половине 90-х годов параллельно с акционированием, приватизацией и началом выпуска корпоративных ценных бумаг (это акции, облигации и другие документы, удостоверяющие право собственности на определенную часть имущества компании и дающие право на получение части ее дохода ).

Различают, как известно, биржевой и внебиржевой оборот ценных бумаг.
Торговля акциями и облигациями на бирже предусматривает довольно жесткую регламентацию и высокие требования к надежности ценных бумаг. Поэтому на российских биржах сейчас обращается только 10-20% выпущенных акций и облигаций. Однако этот показатель выше, чем в других странах СНГ, что свидетельствует о быстром развитии рынка капитала в России.

В 1993-1996гг участники фондового рынка стремились главным образом к установлению контроля над предприятиями путем приобретения контрольного пакета акций. В 1997г, после завершения наиболее активного этапа перераспределения собственности, на фондовом рынке наметилась тенденция расширения объемов сделок, преследующих инвестиционные цели. Это свидетельствует о более зрелой мотивации участников рынка, которые теперь заинтересованы не только в установлении контроля над собственностью, но и в получении прибыли на инвестированный капитал. Относительно новыми участниками фондового рынка являются российские банки, которые расширяют инвестиции в ответ на снижение доходности государственных ценных бумаг.

Акции ведущих российских компаний, например, ''Газпрома'', ''Лукойла'' и ''ЕЭС России'', довольно быстро растут в цене.

Рост котировок связан с хорошими перспективами многих российских компаний, а также с убежденностью участников рынка в том, что стоимость компаний резко возрастет после экономически обоснованной переоценки их имущества, включая земельные участки. Так, в конце 1997г котировки акций упали, когда вслед за мировым финансовым кризисом западные инвесторы стали выводить капиталы из России. Вторая волна падения котировок пришлась на конец января 1998г, когда цена акций ведущих российских нефтяных компаний пошла вниз в ответ на падение мировых цен на нефть.

Несмотря на сложности в становлении рынка капитала, этот быстрорастущий рынок имеет огромные перспективы. Он будет расширяться по мере нормализации экономического положения и улучшения финансового состояния предприятий. О потенциале роста этого рынка свидетельствует то, что сейчас в России ежедневный оборот торговли корпоративными ценными бумагами составляет 20-
30млн.долл., тогда как в США этот показатель примерно в 10 раз выше.

Рынок труда, в отличие от рынка капитала, имеет значительно большую социальную составляющую. Это означает необходимость учитывать и регламентировать социальные аспекты взаимоотношений между работниками и работодателями, используя для этого экономические, законотворческие и судебные возможности государства. Работники в нашей стране не имеют защиты в лице сильных и эффективных профсоюзов. Средняя зарплата в нашей стране в
15-20 раз ниже средней зарплаты в Западной Европе.

К положительным сторонам российского рынка труда следует отнести сравнительно низкую безработицу. В середине 1997 года она составляла 9,5% по методологии Международной организации труда. Эта методология учитывает не только тех, кто активно ищет работу, но и остальных граждан трудоспособного возраста, не имеющих работы. Российский показатель ниже, чем в восточноевропейских странах с переходной экономикой, где безработица достигает 15%.

В этом состоит один из парадоксов российской экономики, потому что двукратный спад ВВП за последние восемь лет должен был бы сопровождаться значительно большим сокращением занятости. Это объясняется, во-первых, отсутствием массовых банкротств и увольнений на предприятиях, несмотря на резкое сокращение производства, во-вторых, широким распространением вторичной занятости, когда работник официально числится на работе и формально не считается безработным, арендатор на самом деле зарабатывает в другом месте, чаще всего в мелком бизнесе. По официальным оценкам в теневой экономике занято примерно 7 млн. чел., что составляет 12-13% самодеятельного населения.

Эффективное использование трудовых ресурсов и борьба с безработицей требуют государственной политики занятости. До сих пор эта политика сводится в нашей стране сводится к помощи безработным в поиске работы и выплате небольших пособий. Между тем политика занятости должна носить более активный характер. Трудовые отношения должны обрести прочную законодательную основу в виде Трудового кодекса, над которым сейчас работают юристы.

Третий фактор производства – земля – совокупность всех ресурсов, предоставляемых природой. К ним относятся не только земля, но и полезные ископаемые.

Общественная дискуссия о вовлечении земли в коммерческий оборот ведется с 1994г., когда Государственная дума приняла проект Аграрного кодекса, не предусматривающего частной собственности на землю. Этот документ был отклонен президентом как противоречащий Конституции.

В результате нерешенным остался центральный вопрос реформирования аграрных отношений в России. В настоящее время этот вопрос решается путем предоставления земельного участка в долгосрочную аренду с правом выкупа.

Что касается других факторов производства природного характера – полезных ископаемых, то большинство из них тоже остаются в государственной собственности, но их добыча и переработка осуществляются частными компаниями. Речь идет, например, о нефти и газе. Добывающие компании рассчитываются с государством путем уплаты специальных налогов, после чего извлеченные полезные ископаемые поступают в их собственность. Сейчас в центре внимания государственных органов и добывающих компаний находятся соглашения о разделе продукции. Принципы раздела установлены специальным законом. Но поскольку предметом соглашений чаще всего являются нефть и газ, реализация которых на рынке приносит огромную прибыль, пропорции раздела в каждом конкретном случае устанавливаются в результате напряженной борьбы между сторонами.

Наконец, последний фактор производства – предпринимательская инициатива. Либерализация условий хозяйственной деятельности в начале 90-х годов позволила заниматься бизнесом миллионам граждан. Однако реальная степень развития рыночных отношений в сфере предпринимательства зависит от многих дополнительных причин. В России по-прежнему широко распространен разрешительный порядок создания юридического лица, поскольку для многих видов деятельности нужна государственная лицензия. Официальный перечень насчитывает около 80 лицензионных видов деятельности.

Другой тяжелой помехой развитию рынка предпринимательской инициативы выступает тяжелое налоговое бремя. Оно часто вынуждает граждан, желающих заниматься бизнесом, уходить в теневую экономику. Это мешает государству собирать налоги и контролировать бизнес с точки зрения экономических и социальных интересов общества.

В настоящее время на российском фондовом рынке работают следующие институциональные инвесторы:

. сберегательные отделения коммерческих банков

. негосударственные пенсионные фонды

. страховые компании

. паевые инвестиционные фонды.

При этом процесс формирования инвестиционных институтов российского фондового рынка отличается некоторыми особенностями, в частности, наличием ограничительных рамок развития конкретного направления инвестиционной деятельности, что дифференцирует уровень привлекательности институциональных инвесторов по показателям надежности, ликвидности и доходности.

На сегодняшний день наиболее привлекательным с точки зрения надежности и ликвидности вложений выглядит накопление средств страховой компании.
Именно это институциональная структура обеспечивает возвратность инвестиций обязательным резервированием средств самой компанией. Вложения компенсируют потери при наступлении страхового случая, что является условием сохранности и ликвидности средств. Однако доходность вложений в страховые компании по сравнению с другими структурами ниже.

Чековые инвестиционные фонды в отличие от страховых компаний и банков гарантируют возвратность вкладов только собственными активами, что не защищает вложения коммерческого риска. При этом акции чековых фондов неликвидны – они не выкупаются самими фондами и не обращаются на вторичном рынке. Негосударственные пенсионные фонды также гарантируют надежность инвестиций лишь собственными активами, а вложенные средства возвращаются в виде пенсионных выплат после накопления фиксированной суммы. Паевые инвестиционные фонды гарантируют надежность вложений собственными активами и характеризуются, с одной стороны, малой доходностью, с другой- самой высокой ликвидностью вложений.

Таким образом, по критериям надежности и эффективности инвестиции среди российских институциональных инвесторов на первом месте стоят страховые компании, что подтверждается и количественными показателями функционирования данного институционального инвестора. (следует отметить, что финансовый кризис оказал весьма негативное воздействие на деятельность страховых компаний, объемы привлеченного ими капитала в долларовом исчислении значительно сократились.) На втором месте по условиям инвестированиям находятся коммерческие банки.

Низкая привлекательность российских институциональных инвесторов обусловлена и непоследовательной политикой государственных органов регулирования российского рынка ценных бумаг. Так, в 1992-1993гг. поддержка государственных органов регулирования позволила чековым инвестиционным фондам привлечь достаточно большое число вкладчиков (около 25 млн. человек).

Функционирование рынка институциональных инвестиций в настоящее время обеспечивается достаточно развитой инфраструктурой, которая включает более
3,5 тыс. инвестиционных институтов, в совокупности управляющих привлеченными средствами в объеме более 13,5 млрд. долл. Тем не менее за период с 1997 по 1999 г. этот сектор существенно сузился уменьшились как число инвестиционных институтов(в 1997г.-5899, в 1999г.-3584), так и объем привлеченного капитала(в 1997 он достигал 33,3 млрд. долл. ).

Российский рынок институциональных инвестиций сокращается, несмотря на то, что объемы накопленных сбережений население страны характеризуются тенденцией к увеличению. По различным экспертным оценкам, сбережения российских граждан достигает 70 и более млрд. долл.

Соотношение оборота рынка институциональных инвестиций 1999г. и суммы накоплений населения страны составляет около 15%, в то время как в странах с развитым рынком капитала через этот сектор проходит порядка 13 общего оборота капитала. Доля сбережений населения в обороте инвестиционного капитала пока остается невысокой. Это создает огромные потенциальные возможности для развития в России рынка институциональных инвестиций.

Основные характеристики российских институциональных инвесторов

[pic]

Заключение

Центральная проблема любой современной экономики – это обеспечение экономического роста. Но без четких правил и их точного выполнения невозможно решить ни одной проблемы. Если в казну не платят налогов, нельзя помочь социально незащищенным. Если все вокруг пронизано коррупцией, нельзя построить цивилизованный рынок. Арендатор если чиновник зависит от капитала, невозможен никакой экономический прогресс.

В своем открытом письме к российским избирателям без посредников – коротко и ясно - В. Путин рассказал, что думает про нашу сегодняшнюю жизнь и что надо сделать, чтобы она стала лучше.

Заявил, что любая программа начинается с обозначения главных целей.

Государственная – с того, что способно объединить всех нас, граждан своей страны.

Путин убежден: нет и не будет цельной, работающей программы, когда в одних кабинетах пишут экономическую, в других – политическую, в третьих – международную часть. Когда все это механически ''склеивают'' и выдают за единую государственную платформу. Это – не подход, так дела у нас не пойдут.

В последние годы мы приняли сотни программ ''первоочередных'' и
''приоритетных'' мер. Раз их так много, значит до реальных приоритетов руки ни у кого не дошли. Мы все время шли на поводу у событий, расхлебывая последствия собственных опрометчивых решений. Постоянно сваливали в кучу большие и малые дела. Зато с энтузиазмом отвлекались на легкие задачи, оправдывая собственное нежелание и собственный страх отвечать на действительно серьезные вызовы.

Раз не хотим повторение пройденного, не хотим, чтобы страна плелась в хвосте – должны определиться с действительно неотложными задачами. Их не так много, если подойти с умом. Но они действительно сложные.

Наш приоритет – побороть собственную бедность.

Мы привыкли гордиться своим богатством – огромной территорией, природными ресурсами, многонациональной культурой и образованностью нации.
Это действительно есть. Но этого недостойно мало для великой державы –
России.

Надо самим себе однажды сказать: мы богатая страна бедных людей. От успешного решения собственных внутренних задач напрямую зависит и наша зажиточность, и наши новые права.

Наш приоритет – защита рынка от незаконного вторжения, как чиновного, так и криминального.

Мы сегодня просто обязаны обеспечить надежность права собственности и оградить предпринимателя от произвольного, неправового вмешательства в его деятельность. Если этих гарантий не дает государство, вакуум быстро наполняют преступные группировки. Берут под свою ''крышу'' тех, кто никак не может добиться защиты от государства.

Россия уже давно - не урезанная карта Советского Союза, а уверенная в себе держава с большим будущим и великим народом.

Наш приоритет – это возрождение личного достоинства граждан во имя высокого национального достоинства страны.

Путин абсолютно уверен: сильное государство заинтересовано в людях состоятельных. И потому ключевое решение для всей нашей экономической политики в том, чтобы честно работать было выгоднее, чем воровать.

Хватит думать про чужие страны, вынуждая наших людей хранить заработанные средства на зарубежных счетах. Давно пора создать для молодых и трудоспособных граждан нормальные условия развития.

Кто хочет и может жить богато, пусть поможет себе и своей стране.

Он убежден: основной чертой нового века станет не битва идеологий, а острая конкуренция за качество жизни, национальное богатство и прогресс.

Его лозунг: это – достойная жизнь.

Итак, Россия сделала свой выбор. Теперь приходит новое поколение. Путин стал президентом РФ. Ему досталась в наследство огромная власть, прописанная в ельцинской Конституции.

Первыми шагами на посту президента должны будут стать намерения пересмотреть условия сотрудничества с МВФ и Всемирным банком, арендатор также поставить точку в решении проблемы на Северном Кавказе.

Россия устала от обещаний ''сверху''. Но наивно предполагать, что В.
Путин начнет реализацию программы уже сегодня.

Список используемой литературы

1.Экономическая теория. Под гл.редакцией А. И. Добрынина. М.: 1999г.
2.Экономикс. Кемпбел Р. Макконнелл Стэнли Л. Брю. М.: 1992г.
3.Экономика: Учебник. Под ред. дэн А. И. Архипова, дэн А. Н. Нестеренко, кэн А. К. Большакова. М.: 1998г.
4. Большой экономический словарь. Под общей редакцией А. Н. Изрилияна. М.:
1994г.
5. Экономика. Под редакцией кэн, доцента А. С. Булатова. М.: 1997г.
6. Экономика переходного периода. Под редакцией В. В. Радаева, А. В.
Бузгалина. М.: 1995г.
7. Вопросы экономики. Гл. ред. А. И. Абалкин, 2000г., №1
8. Экономист, 2000г., №1
9. Известия, №28 февраля 2000г.
10. Волков А.М. “Швеция : социально-экономическая модель” М.”Мысль”1991г.

1)

-----------------------
[1] Маршалл А. Принципы политической экономии. М.: Прогресс, 1984. Т.2.С.6.
2 Макконнелл К., Брю С. Экономикс.М.: Республика, 1992.Т.1.С.198


Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.