Меню
Поиск



рефераты скачать Модели рыночной экономики:мировой опыт

Одновременно действует разветвленная система социальной защиты: выплаты заболевшим, инвалидам, безработным; помощь тем, кто пострадал от банкротства своего предприятия или осваивает новую профессию; пособия на детей, малоимущим, жертвам войны. К концу ХХ века социальные расходы в ФРГ оказались даже слишком высокими, и менее трудолюбивая часть немцев начала ими злоупотреблять. [21. С.162]

Функционирование данной модели создает правовые и социальные рыночные условия для экономической инициативы. Они воплощаются в социальном равенстве граждан – равенстве прав, стартовых условий и правовой защиты. Важнейшая задача государства при этом – обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальным равенством.

Таким образом, для германской модели социально-ориентированной рыночной экономики характерны следующие основные черты:

– смешанная экономика характеризуется более или менее значительным государственным сектором;

 – осуществляется государственное регулирование не только макроэкономических процессов, но и отдельных сфер деятельности хозяйствующих субъектов;

– социальная ориентация экономики, существенный патернализм (отеческое отношение) государства реализуется по отношению ко всем членам общества, обеспечивая таким путем гарантии определенного уровня удовлетворения потребностей населения в услугах здравоохранения, образования, культуры, в жилье;

– направленность регулирования на поддержание свободной конкуренции, уменьшение концентрации капиталов в немногих руках, создание новых хозяйственных единиц;

 – регулирование занятости населения с ориентацией на минимизацию безработицы;

 – большой удельный вес госбюджета в ВВП (хотя ФРГ находится в середине развитых капиталистических стран по этому показателю);

– регулирование экономики в основном через кредитно-денежную политику, а не бюджетно-финансовую.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения путем высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональной социализации», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующий на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни – на государство.

Шведская модель в ее классическом виде – это социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов и распространении многообразных «свободных ассоциаций».

В целом шведскую модель можно определить как модель, сочетающую полную занятость населения и стабильность цен путем проведения общей рестриктивной экономической политики, дополненной селективными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений.

Доминирование в целях модели полной занятости и выравнивания доходов объясняется уникальной силой шведского рабочего движения, в Швеции также сильно развито стремление к равенству.

Специфическим фактором, присущим Швеции, является ее внешнеполитический нейтралитет. [22. С.100]

Швеция, избравшая принцип всеобщего благосостояния, расширила государственный сектор до такого размера, что сделало страну уникальной в этой области: 1/3 самодеятельного населения была занята в государственном секторе, что отражалось в высоких ставках налогообложения. Суммарные государственные доходы, включающие, как издержки на государственный сектор, так и трансфертные платежи, превышали 60% ВВП Швеции, что вывело ее на первое место в мире по расходам. Эта часть шведской модели характеризуется как социализация основных потребностей, таких как образование, здравоохранение.

Меньших успехов достигла Швеция в других областях, в частности, цены росли быстрее, чем в ряде западноевропейских государств. Почти не увеличивалась производительность труда. Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной занятости и стабильности цен. Инфляция и относительно скромный экономический рост стали своего рода оплатой полной занятости и политики равенства.

Выделим специфические черты шведской модели:

-низкая безработица;

-профсоюзная политика солидарности в области зарплаты;

-централизованные переговоры по зарплате;

-значительный государственный сектор;

-тяжелое налоговое бремя.

Социал-демократическая модель близка к предыдущей, а ее особенность состоит в предельной социализации, возможной в рыночной экономике:

-значительна роль госсектора, в структуре которого преобладают объекты социального назначения;

-доля госбюджета в ВВП превышает 50%, в расходной части бюджета доминируют статьи, по которым финансируется социальная сфера;

-регулирование трудовых отношений не на уровне предприятий и отраслей, а на национальном уровне;

-государственная социальная политика включает средства, минимизирующие уровень безработицы и дифференциацию населения по уровню доходов;

-развитая система производственной демократии.

Такая модель присуща экономикам государств Северной Европы, прежде всего скандинавским странам. Эта экономическая система известна как шведская модель.

Японская модель – модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного (внутрифирменного) начала. [23. С.60]

Японская модель экономики отличается развитым планированием, координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный характер. Планы представляют собой государственные программы,  ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при заимствовании у других стран того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые в условиях Японии дают большой эффект. Заимствование японского опыта другими странами не всегда дает ожидаемый результат (например, кружки качества), поскольку в этих странах нет японских традиций.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе заработной платы) от уровня производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком , самосознании, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны. Одной из особенностей японской модели является социальная организация общества в Японии, предусматривающая гармонизацию отношений в обществе на всех его уровнях и во всех социальных сферах на основе уважения традиций японского образа жизни. На базе этих моральных ценностей сложилась своеобразная мотивация трудовой деятельности. Именно эта модель демонстрирует значение социокультурного и конфессиональных факторов в экономической жизни общества.

Итак, проведя анализ  описных выше моделей рыночной экономики, можно прийти к выводу, что при наличии частных различий для всех развитых стран характерен ряд общих закономерностей:

-господство частной собственности и частной инициативы;

-рыночная экономика играет решающую роль в их развитии;

-основными производителями являются крупные объединения, контролирующие движение капитала;

-государственное регулирование экономики стало необходимым условием экономического роста, и государство стало активным субъектом экономики;

-наблюдается тенденция к формированию социально-ориентированных систем;

-стремление к открытой экономике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итог всей курсовой работы, можно сделать несколько выводов.

Во-первых, рассматривая вышеперечисленные экономические системы, следует заметить, что в современном мире ни одна из стран не может развиваться в условиях самоизоляции. Они существует не в вакууме и не могут находиться в отрыве от других стран. Страны связаны между собой  с помощью экономических отношений. Поэтому процесс исторического развития рано или поздно ставит перед любой страной вопрос о необходимости изменения ее экономической системы, приспособления  к новым, изменившимся условиям развития современного мира. Мировая практика показывает, что в стремлении к более выгодной организации рыночного хозяйства, страны заимствуют друг у друга подход и методы решения основных экономических проблем.

Во-вторых, ни одна из экономических систем не существует в чистом, идеальном виде. Как медаль имеет лицевую и оборотную сторону, так и экономическая системе имеет свои плюсы и минусы.  Поэтому главная мысль, заключается в том, что надо стремиться к системе, которая создает наиболее благоприятные условия жизни населения и приемлемый уровень организации хозяйства.

Таким образом, задачи курсовой работы выполнены. А именно, выявлено четыре типа экономических систем.

Традиционная экономика – это такая экономическая система, в которой традиции, обычаи, религиозные обряды играют важную роль в регулировании отношений производства, обмена, распределения и потребления, экономических благ.

Командно-административную систему можно определить как особую форму организации экономической деятельности, опирающуюся на абсолютное господство государства в экономике, принудительное планирование и уравнительное внеэкономическое распределение материальных благ.

Рыночная экономика - это такая экономическая система, где координация действий осуществляется на основе взаимодействия производителей и потребителей с минимальным вмешательством государства.

Смешанная экономика представляет собой экономическую систему, в которой и правительственные, и частные решения определяют структуру распределения ресурсов.

Также исследованы  понятие экономических систем и их сущность, особое внимание в процессе подготовки было уделено непосредственно моделям рыночной экономики.

Американская модель - модель с минимальным участием государства в регулировании экономики.

Шведская модель– это социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов и распространении многообразных «свободных ассоциаций».

Германская модель – это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с  формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.

Японская модель экономики отличается развитым планированием, координацией деятельности правительства и частного сектора.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.                 Райзберг Б.А. Основы экономики: Учеб. пособие. – М.:ИНФРА-М, 2003. – 408 с. – (Серия «Высшее образование»)

2.                 Экономическая теория: Учеб. пособие / Под ред. Н.Г.Кузнецова – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д; Издат.  центр «МарТ», 2004. – 418 с.

3.                 Добрынин А.И., Салов А.И. Экономика: Учеб. пособие для вузов. – М.:Юрайт-М, 2002. – 302 с.

4.                 Кураков Л.П.  Курс экономической теории: Учеб. пособие для вузов /Л.П.Кураков, Г.Е.Яковлев. – М.: Гелиос АРВ, 2005. – 516 с.

5.                 Введение в экономическую теорию /Под ред. Н.М.Пилипенко. – М.: Современный Гуманитарный Университет, 2003. – 114 с.

6.                 Ревинский И.А. Курс современной экономики: Учеб. пособие. –Новосибирск: Сиб. Унив. изд-во, 2002. –319 с.

7.                 Зубко Н.М., Зубко А.Н. Экономическая теория/Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 704 с.

8.                 Слагода В.Г. Основы экономики: Учебник для ср. проф. образования /В.Г.Слагода. – М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 224 с.

9.                 Экономическая теория: Учебник для вузов /В.Д. Камаева, М.Л.Абрамов, Л.С.Александрова и др.; Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 638 с.

10.             Бушуев С.А., Гребеник В.В. Экономическая теория / Учеб. пособие для студентов вузов /С.А. Бушуев, В.В.Гребеник. –М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2004. – 248 с.

11.            Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов /Под ред.А.Г.Грязнова, А.Ю. Юданова. – М.:ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 544 с.

12.            Курс экономической теории: Учебник для вузов / Моск. гос. институт междунар. отношений; под общей ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: АСА, 2005. – 832 с.

13.            Океанова З.К. Экономическая теория: Учебник /З.К.Океанова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2004. – 632 с.

14.            Лащев А.М., Марков М.В. Общая экономическая теория /А.М.Лащев, М.В.Марков. – СПб.: Издательский дом «Нева», 2003. –288 с.

15.            Аширов Ф.Х., Алексеенко В.Б., Иванова Т.Б. Основы экономической теории и практики: Учеб. пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2005. – 407 с.

16.            Экономическая теория: экзаменационные ответы /Под ред. проф. Белокрыловой О.С. Серия «Сдаем экзамен». Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 448 с.

17.            Носова С.С. Экономическая теория: Учебник /С.С.Носова. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2005. – 516 с.

18.            Экономическая теория: Учеб. пособие для студентов вузов /Г.В. Андриянов, Л.Г.Орлова, В.В. Пранович и др.; Под ред. Н.В. Сумцовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 287 с.

19.            Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник/Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.П. Колесова и д-ра экон. наук, проф. М.Н.Осьмовой. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2001 – 480 с.

20.            Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 399 с.

21.            Куликов А.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 400 с.

22.            Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 480 с.

23.            Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учеб. пособие /Под ред. д.э.н. проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: «Дело и Сервис». 2001. – 832 с.

 

24.            Белокрылова О.С., Ищенко О.А. Современная экономика: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 436 с.

25.            Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006: (Электрон. ресурс): Современная универсальная российская энциклопедия. – Электрон. дан. – М.: ООО «Си Ди КЛУБ», 2006. – 3 электрон. опт. диска (CD-ROM).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1

Модели современного рыночного хозяйства



Модели

Критерии

Социальное рыночное хозяйство

Либеральная экономика

Корпоратив-ная экономика

Цель государственных программ

Защита интересов граждан

Создание условий для развития предпринимательст-ва

Защита интересов крупного бизнеса

Принципы регулирования экономики

Долгосрочное программирова-ние

Использование преимущественно тактических методов

Определение основных приоритетов

Доля государственного сектора

Около 30%

Около 10%

Незначитель-ная

Наиболее типичные страны

Швеция, Германия

США

Япония



Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.