Мобилизация ресурсов в малый бизнес
Cодержание:
Введение.
1.
Особая роль малого бизнеса в экономике
России.
1.1. Характерные особенности малых предприятий.
1.2. Социальная
значимость малого предпринимательства.
2. Мобилизация финансовых ресурсов в малый бизнес
2.1.Особенности финансирования малого бизнеса.
2.3. Лизинг
как форма кредитования малого бизнеса
3. Проблемы развития
малого бизнеса в России
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Малый бизнес России — вопрос
не мелкий.
Нельзя давать “малышей” в
обиду.
Из выступления Президента
России В. В. Путина на
Всероссийской
конференции
представителей малого бизнеса
“Скорее живой, чем мертвый” - эта известная поговорка вполне применима к современному положению
малого бизнеса в нашей стране.
Россия переживает тяжелейшие времена. Но не перевелись
те, кто готов, засучив рукава, взяться за тяжелейшую работу по возрождению России. Для успеха им нужны не
туманные рассуждения, а простые ответы на простые вопросы: откуда возьмутся
рабочие места для всех сильных и энергичных? И не просто рабочие места, а в
срок и хорошо оплачиваемые. Как избавить десятки миллионов слабых от нищеты и
унижения? Как обеспечить граждан нормальным жильем? Как задавить казнокрадство
и организованную преступность?
Во многих развитых странах это самая активная часть
населения, которая, делая свой бизнес аккуратно, пополняет государственную казну. А у нас при слове
“предприниматель” возникает одна ассоциация - навьюченные тюками “челноки”. А лозунг “Поддержим российского
производителя” к ним абсолютно не относится. Эти ребята в основном
поддерживают турецкого и китайского производителей, а все потому, что выгодно и им, и иностранцам. Да и налоги в этих
странах божеские, точнее, в пять раз ниже наших. Что же, мы настолько отсталая
страна, чтобы пополнять заморскую казну? Пока так и получается, все оттого,
что законно делать свой бизнес в России невыгодно. На данный момент наши
предприниматели тянут на себе четыре десятка налогов.
Прежняя государственная
экономическая политика фактически уничтожила один из важнейших секторов
рыночной экономики - малое и среднее предпринимательство.
Если бы только налоги... Как быть с
государственным “рэкетом”, который мешает развитию бизнеса? В сравнительно благополучной Москве на открытие,
например, химчистки, требуется до 600 дней! Зарегистрировались? Но и
после этого около 40 чиновничьих структур могут
вас проверить и приостановить, оштрафовать, закрыть. Абсурд? Значит,
нужен новый закон - “О свободе предпринимательства”.
Как утверждают многие предприниматели, есть целые
регионы, где для начала дела надо идти к
преступному “авторитету” и только потом к губернатору. При этом чисто
криминальные отрасли (торговля оружием, наркотиками) развиты в России не более
чем в других странах. Значит, у нашей организованной преступности должны быть
другие источники. И они видны невооруженным
глазом - это мощнейшая теневая
экономика. Закрытые опросы в одном из районов Тольятти выявили 98% теневого оборота! Откуда взялся такой громадный
теневой оборот в России? Может, опять менталитет мешает? Но почему те же
россияне, став западными бизнесменами, чтят
закон?
На старте реформ в 1992-1993 гг., когда нашим предпринимателям установили рекордные налоги в 50% от
валового внутреннего продукта
(ВВП), они даже попытались их платить.
Но вскоре многие сообразили - и либо ушли, либо начали наращивать
теневой оборот, доведя его постепенно от 30 до 50% и даже до 90%. Однако
природа не терпит пустоты. Налоги с
теневого оборота и есть мощнейшая финансовая база криминального мира. И
в теории, и на практике эта проблема не
может быть решена без кардинального
сокращения налогового бремени. Большинство предпринимателей готовы
выйти из тени - головная боль и внутренние издержки от тройной бухгалтерии им
надоели.
Именно поэтому возникло общероссийское
общественное политическое движение “Развитие предпринимательства”,
участники которого в составе новой Думы запланировали ряд законопроектов. К
действующим федеральным законам, возможно, добавятся следующие : “О третейских
судах в Российской Федерации”, “О специальных режимах налогообложения субъектов малого предпринимательства”, “О
франчайзинге”, “Об оценке земель” и др. Это необходимые правовые акты. Если они будут приняты,
тогда-то российский производитель развернется! Предпринимателям крайне необходима поддержка в Государственной
Думе.
Президент также обещает не давать “малышей” в обиду. Именно так заявил В. В. Путин, приняв участие
во Всероссийской конференции
представителей малых предприятий в марте 2000 г. Тем самым он дал
понять, что бизнес России - вопрос для него отнюдь не мелкий: ведь сегодня
таких предприятий в стране 890 тысяч, а трудятся там более 7,5 млн россиян.
“Невозможно защититься как от бандитского рэкета,
так и чиновничьего произвола”, “опасно давит на них фискальный пресс, бюрократические сложности”, - констатировал В. В. Путин. И перечислил целый ряд контрмер.
Это и создание более эффективной судебной системы, для чего будет
увеличено на 2 тысячи число арбитражных судей; и стимулирование банков к выдаче
кредитов тем, кто хочет открыть свое дело; и передача малым фирмам бесхозных помещений, военного имущества; и щадящий режим на
старте. Чтобы исключить чудовищный
произвол чиновников, проверяющих малые предприятия, В. В. Путин
предложил создать специальное министерство контроля. Хотя сегодня недостатка в контролирующих организациях нет -
работал бы закон.
По словам В. В. Путина, в 2001 г. на нужды малого
и среднего бизнеса будет выделено не менее 10% бюджета и оказана всемерная поддержка предпринимательству1.
В очередной раз защитить
интересы малого бизнеса решили и московские городские власти, которые являются
инициаторами многих прогрессивных идей в этой области. Плановые проверки
деятельности малых предприятий, расположенных на территории первопрестольной,
теперь будут проводиться в два раза реже.
До недавнего времени
подобные инспекции малых предприятий, в которых участвовали все уполномоченные
органы надзора и контроля - санэпидемстанция, пожарная охрана и др., - могли
осуществляться два раза в год, а фактически
значительно чаще. Теперь эта периодичность комплексных проверок
оставлена только для фирм, чьи услуги или продукция напрямую связаны с жизнью и
здоровьем москвичей, например, предприятия общепита, медицинские центры,
частные производители продуктов питания и т. д. Остальные же малые предприятия
Москвы будут подвергаться плановому контролю лишь один раз в год. При этом так
называемые проверки “по сигналу” по-прежнему станут проводить сразу по
получении информации о некачественной
деятельности или продукции той или иной фирмы.
Примечательно, что штрафы, накладываемые при обнаруженных
нарушениях на столичных предпринимателей, отныне будут перечисляться не на
счета контролирующих органов, как это было раньше, а непосредственно в городскую казну.
Все вышеперечисленное позволяет наконец
надеяться, что так необходимому государству
российскому малому бизнесу, которому сегодня вполне соответствует известная
поговорка “скорее живой, чем мертвый”, будет включен зеленый свет. А дееспособному многомиллионному
населению нашей страны этот вид
бизнеса необходим как воздух не только для выживания и раскрепощения,
но и для своего материального процветания,
морального самоутверждения и самореализации.
Россия располагает всеми
возможностями для того, чтобы обеспечить хорошей
зарплатой, пенсиями, жильем большинство своих граждан. Многое необходимо делать
прямо сегодня, и сделать это может только раскрепощенный малый и средний бизнес.
1. Особая роль
малого бизнеса в экономике России
Качественные
характеристики малого предприятия (МП) в рыночной экономике
в целом присущи ему и в переходных российских условиях.
Совокупность качественных характеристик МП трансформируется в специфическую
роль малого бизнеса как сектора экономики, определяя
его экономическую и социальную значимость. Они - основа
сильных и слабых сторон малого бизнеса. Сегодня
преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики
выражены четче, чем недостатки. В этом заключается специфика малого предпринимательства - “оживать” в период общего
экономического спада, “принимать на себя” решение многих социальных и экономических проблем.
Такой вывод позволяет сделать
анализ накопленных данных: результатов опросов
предпринимателей, статистических показателей. Следует, однако, помнить:
предоставляют статистическую отчетность, участвуют в
опросах достаточно успешные, по крайней мере, реально функционирующие, фирмы. Это
те МП, которые прошли испытание временем,
нашли свою нишу, способы удержать, даже расширить рынок сбыта. Именно
такие предприятия, по имеющейся информации, достаточно устойчиво стоят на
ногах. Но с 1994 г. их количество не растет, напротив, оно несколько
уменьшилось. Очевидно, барьеры входа в малый бизнес стали слишком высоки,
начать предпринимательскую деятельность стало значительно сложнее, чем поддерживать
стационарный режим уже запущенного дела. Процесс
формирования рациональной структуры экономики, где на МП приходится
значительная доля всех хозяйствующих субъектов и подавляющая - всех занятых,
застопорился.(7, С.15)
Функционирующие МП демонстрируют хорошую способность адаптироваться к внешним условиям, своим
развитием укрепляя рыночные отношения. По данным мониторинга частного
сектора, руководители МП считают общее состояние фирмы плохим в среднем в 1,3
раза реже, чем директора крупных и средних предприятий.
Малый бизнес является надежным
источником бюджетных поступлений. Доля просроченной задолженности МП
местным и федеральному бюджетам ниже, чем у крупных предприятий, соответственно
в 2,3 и 2,8 раза. МП-лидеры практически вообще ее не имеют. Лидеры из числа
крупных предприятий, напротив, имеют просроченную задолженность по всем
позициям, в том числе и поставщикам. Малые предприятия являются достаточно
устойчивым источником постоянной
занятости, постоянных доходов населения.
Доля просроченной задолженности по заработной плате на малых
предприятиях в 2,5 раза меньше, чем на крупных.
Для работников малый бизнес
- возможность избавиться от прежнего стереотипного отношения к
труду как к затрате времени, а не энергии, сил. Для руководителей - это школа рыночного предпринимательства. У МП-лидеров
формируются рыночные стандарты поведения практически во всех сферах
деятельности. У крупных предприятий успех
в большей мере определяется отраслевой принадлежностью, а не рыночно-ориентированными решениями.
Малый бизнес активно
формирует систему хозяйственных связей, ее нижний, местный уровень.
Хозяйственные связи МП более длительны, чем
у крупных, особенно с потребителями (продавцами), им лучше удается
удержать рынок сбыта. Хозяйственная кооперация в малом бизнесе постоянно перерастает в интеграцию, особенно у
наиболее успешных предприятий: 1/5
лидеров заинтересованы в интеграции с организациями по сбыту,
производителями аналогичной продукции.
Очевидна ориентация на серьезное освоение рынка.
Вместе с тем большинство развивающихся МП не
стремится
перешагнуть формальный порог, отделяющий их от среднего бизнеса. Среди
фирм-лидеров лишь 4% предприятий всерьез
рассматривают возможность создания семейства дочерних фирм, выделения
отдельных производств в самостоятельные предприятия. Тем самым тормозится
расширение среднего бизнеса, формирование рациональной структуры экономики.
Нельзя исключить, что данная ситуация - отчасти следствие льгот,
предусмотренных исключительно для МП. Ставя целью, создание условий,
способствующих развитию малого предпринимательства в целом, льготный режим
функционирования МП становится своего рода барьером на пути конкретного
динамично развивающегося бизнеса. Снять это противоречие можно, создав среду,
благоприятную для предпринимательской деятельности любых масштабов.(7, С.17)
Качественные
характеристики российского малого предприятия.
Используемые количественные критерии
определения типа предприятия - это операционный инструмент, необходимый для
проведения измерений, сопоставлений, прогнозов. Действующие параметры отнесения
предприятий к разряду малых задавались без предварительного анализа, учета качественных особенностей малых
предприятий. Во многом поэтому
российский малый бизнес вобрал в себя фирмы, относимые к категории
средних в большинстве промышленно развитых
стран.
Специфика МП в условиях
рынка определяется его особенностями в таких сферах жизни, как целеполагание,
менеджмент, финансирование, планирование выпуска, кадровая политика. Эти
характеристики предопределяют как преимущества, так и недостатки предприятий
относительно небольшого размера по сравнению с более крупным бизнесом в
контексте решения конкретных управленческих задач. Их недостатки - объективная
основа возникновения барьеров для развития малого бизнеса, изначально присущих
ему в развитом рынке или вызванных переходными условиями, а потому в принципе устранимых. Меры государственной поддержки должны
быть направлены на преодоление барьеров, обусловленных неразвитостью
рыночных отношений в нашей стране.
Помимо преимуществ, у МП имеются и уязвимые места.
Главное для них - малая величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства МП основным источником
стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является
самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых
операций появляется возможность
использовать банковский кредит. Но коммерческие банки всегда неохотно
взаимодействуют с МП, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем
кредиты КП, и сопряжены с гораздо большим риском. Малому бизнесу приходится
платить за ссуды более высокий процент, чем платят крупные заемщики. Как
свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих МП хроническую нехватку оборотного
капитала, что и становится причиной большинства банкротств. Финансовое
положение МП особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку, в отличие от КП,
они имеют лишь ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.
Вследствие названных причин отличительной чертой малого предпринимательства является его
неустойчивость, проявляющаяся в массовом разорении МП, “вымывании”,
вытеснении их из производства в процессе жесткого “естественного отбора” в
условиях рыночной конкуренции. По данным Администрации по делам малого
бизнеса США, почти каждая четвертая вновь созданная малая фирма терпит
банкротство уже на первом году своей деятельности, а 90% не могут продержаться
более четырех лет. Правда, разорение как
утрата капитала происходит лишь в 20% случаев: американское
законодательство стимулирует “добровольное банкротство” МП — обмен или продажу
ими своих акций для приобретения более выгодного бизнеса.
Американский рынок отличается повышенной требовательностью к начинающему предпринимателю. В
других странах малый бизнес имеет больший шанс на выживание. Так, в Великобритании к концу четвертого года
деятельности на рынке удерживаются около 40% МП. Однако и здесь для
выживания фирмы критическим считается первый год, в течение которого разоряется
половина всех создаваемых новых предприятий. В странах ЕС в среднем 7 из 10
новых МП выживают в течение первых трех лет своей деятельности.(9, С.89)
1.1. Характерные особенности малых
предприятий
Главным преимуществом МП в
условиях современного рынка является намного более гибкая, чем у КП,
реакция на быстро меняющийся спрос: умение
“уловить” возникающую потребность и
отреагировать немедленной мобилизацией своих ресурсов и возможностей. Эта маневренность вытекает из краткого
упоминания особенностей МП: оно не связано обширной производственной
программой, разработанной на перспективу; не обременено многочисленным
персоналом, требующим сложных навыков управления.; не отягощено финансовыми
обязательствами перед акционерами, ожидающими
дивидендов от вложенного капитала; ему проще перестроить свою рыночную
стратегию, как только найдена новая “ниша”, и манипулировать ценами на свою
продукцию; перед ними вряд ли встанет
проблема организованного противодействия наемных работников,
отстаивающих с помощью профсоюза
свои рабочие места или уровень заработной
платы.
Страницы: 1, 2, 3
|