|
Приведённые в первых трёх столбцах таблицы 1 данные показаны в графическом рисунке 1.1А2 Кривая спроса на продукцию фирмы (D) показана на рис. 1.1б.3, а соответствующая кривая совокупного дохода на рис. 1.1а. Например, когда цена Р0 составляет 12 $, объём спроса равен двум единицам в неделю, а суммарный доход – 24 $. Совокупный доход при данном объёме выпуска представлен заштрихованной областью В+С на нижней части рисунка. Когда цена понижается до 8 $, общая величина дохода равняется сумме площадей А и С. так как эта площадь больше площади В+С, то из рисунка видно, что величина совокупного дохода должна возрастать по мере роста выпуска с 2 до 4 единиц. Это подтверждает верхняя часть рисунка, на которой показано, что совокупный доход составляет 32 $ при объёме выпуска в размере 4 единиц. В последнем столбце таблицы 1 показан предельный доход фирмы. Величина этого предельного дохода ниже цены при всех (кроме единичного), объёмах выпуска. Это объясняется тем, что фирма может наращивать свой предельный объём продаж только за счёт снижения цены. Следовательно, если фирма решает продавать на одну 2. 3. Курс экономической теории/ Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. : Учебник.-М.: 1994.-С.153. единицу в неделю больше, то она получит прирост в размере цены этой единицы, но понесёт потери из-за того, что вынуждена продавать первоначальный предельный объём продукции по более низкой цене. Приведённый в таблице 1 пример иллюстрирует эти последствия. Шкала спроса показывает, что 2 единицы могут быть проданы по 12 $ за каждую, но чтобы продать 3 единицы в неделю, фирма должна снизить цену до 10 $ за каждую. Когда объём продаж возрастёт с 2 до 3 единиц, прирост совокупного дохода будет равен 6 $ (30 $ - 24 $). Данный прирост распадается на две составляющие. Первая составляющая – это те 10 $, которые фирма получает от покупателя фактически в момент продажи третьей единицы. Вторая составляющая – это потеря в размере 4 $, возникающая в результате того, что каждая из двух первых проданных единиц приносит теперь 10 $ вместо 12 $. Цену приходится снижать, для того чтобы продать третью единицу. Таким образом, фирма получает 10 $ от продажи третьей единицы, но теряет 4 $ из-за более низкой цены, по которой продаётся первоначальный объём выпуска в размере 2 единиц. это обеспечивает чистый предельный доход в размере 6 $. Так как совершенно конкурентная фирма может продать сколь угодно много или сколь угодно мало, не оказывая при этом влияния на цену, которую она получает, то предельный доход в условиях совершенной конкуренции совпадает с ценой. К кривой спроса на рис. 1.1б. мы добавляем кривую предельного дохода (MR) из таблицы. Например, предельный доход, полученный за счёт увеличения выпуска с одной единицы до двух, составляет 10 $. Это отмечено точкой G на кривой MR. Кривая MR берёт начало в той же самой точке на вертикальной оси, что и кривая спроса. Предельный доход от первой единицы выпуска всегда равняется цене данной единицы, поскольку в этой ситуации нет “первоначального выпуска”, приносящего меньший доход в результате снижения цены, которое необходимо для увеличения спроса. Однако после того как первая единица продана, MR становится ниже цены. Как показано на рисунке 1.3,4 кривая MR пересекает горизонтальную ось в точке, в которой совокупный доход достигает своего максимума. В тех случаях, когда предельный доход положителен, совокупный доход может быть увеличен за счёт наращивания объёма продаж, следовательно, величина совокупного дохода не может быть максимальной. В тех случаях, когда предельный доход отрицателен, совокупный доход может быть увеличен за счёт уменьшения объёма продаж. Совокупный доход может принимать, максимальное значение только в том случае, когда предельный доход равняется нулю. Чтобы максимизировать свою прибыль, монополист придерживается такого же рода двухшаговой процедуры, что и совершенно конкурентная фирма. На первом шаге фирмы обоих типов рассчитывают величину оптимального положительного выпуска, который позволяет максимизировать прибыль, при условии, что фирма производит что-либо вообще. Если совершенный конкурент в этих расчётах использует рыночную цену, то монополист пользуется предельным доходом. На рисунке 1.3. показаны кривая спроса D и кривая предельного дохода MR - тоже, что и на рисунке 1.2. На рисунке изображена также кривая предельных издержек фирмы (MC). Для монополиста, как и для любой фирмы, MC показывает величину прироста совокупных издержек фирмы в том случае, когда она увеличивает выпуск продукции на одну единицу. Страницы: 1, 2 |
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.