Меню
Поиск



рефераты скачать Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция

Казанский Государственный Университет

Экономический факультет

Курсовая работа

по экономической теории

на тему: «Монополистическая конкуренция»

Выполнила:

Старухина Е.А.

гр. 1451-1д

проверила:

Казань

2006

Содержание

 

Введение........................................................................................................... 3

Глава 1 «Понятие конкуренции»

§ 1.1 Основные понятия. Барьеры при вступлении на рынок......................... 4

§ 1.2 Основные типы структур........................................................................ 7

Глава 2 «Поведение фирм в различных типах структур»

§ 2.1 Совершенная конкуренция...................................................................... 9

§ 2.2 Несовершенная конкуренция................................................................. 11

§ 2.2.1 Чистая монополия............................................................................... 11

§ 2.2.2 Олигополия......................................................................................... 18

§ 2.2.3 Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта..... 19

§ 2.2.3.1 Определение и условия монополистической конкуренции............ 19

§ 2.2.3.2 Анализ кривой спроса...................................................................... 21

§ 2.2.3.3 Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах .. 22

Глава 3 «Формы конкуренции  в условиях монополистического производства»

§ 3.1 Виды соперничества.............................................................................. 26

§ 3.2 Неценовая конкуренция......................................................................... 29

§ 3.3 Реклама................................................................................................... 29

Глава 4 «Отрицательные последствия»

 § 4.1 Потери от несовершенной конкуренции.............................................. 32

§ 4.2 Неэффективность монополистической конкуренции. Производственные мощности. ........................................................................................................................ 34

Практический пример.................................................................................... 36

Заключение..................................................................................................... 41

Литература...................................................................................................... 42


Введение

 

Совершенная конкуренция и монополия – это противоположные крайние модели рыночных структур. Однако могут существовать и промежуточные модели, которые не являются полностью конкурентными, не контролируются единственным продавцом и которые встречаются гораздо чаще. Монополии, владея даже 99% рынка, не могут сохранить свою власть надолго. С течением времени происходят многократные разделения и слияния, что в конечном итоге приводит к конкуренции сильных соперников.

Исследование и использование модели монополистической конкуренции начались относительно недавно в 1930-хх годах. Но эта модель имела мгновенный успех и чрезвычайно быстро вошла в основное течение микроэкономической науки.

Данная работа посвящена рассмотрению модели именно этого промежуточного типа рыночной структуры. Цель работы – это понять, какое место занимает монополистическая конкуренция среди других рыночных структур, в чем ее сходство и различия с другими структурами. Какие существуют особенности рыночных отношений, форм конкуренции и также какие вытекают последствия  в рамках рассмотрения данной модели конкуренции.

Глава 1

 

§1.1 Основные понятия. Барьеры при вступлении на рынок.


Понятие  конкуренции. Конкуренция является «собирательным», многосложным процессом регулирования товаров, денег и доходов. Рынок и конкуренция друг без друга не существуют.  Конкуренция – является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства. Она представляет собой форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, или экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, фирмами и государством), между агентами спроса и предложения, между потребителями и производителя благ (товаров или услуг). Эти отношения пронизывают  главные сферы экономической жизни: производство, распределение, обмен и потребление. Они выполняют важную роль своеобразной «соединительной ткани», благодаря наличию которой рыночная экономика функционирует в качестве сложной и многозвенной системы. 1

Более того, содержание конкуренции раскрывается в понятии «конкурентного» и «неконкурентного» рынков. Конкуренция или конкурентный рынок – это невозможность влияния на уровень цены ни одним из много численных участников рыночного процесса: попытка завысить цену завершается невозможностью продать товары, а искусственное снижение цен – приносит убытки и затрудняет возмещение издержек. На конкурентном рынке ни один покупатель или продавец не способен повлиять на спрос и предложение таким образом, чтобы, изменяя количество товаров, повышая их цену и собственные доходы. Масштабность, массовость и насыщенность рыночных потоков такова, что любой его участок представляет по существу мизерную долю любого товара или дохода, так что влиять на цены или на количественные параметры потоков – практически невозможно.


1 Экономическая теория А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой с. 132


В этом смысле конкуренция выступает своеобразным регулирующим механизмом рынка.

Препятствий для вступления в этот процесс или выхода из него не существует. Они определяются чисто экономическими факторами конкурентоспособности: наличием (или отсутствием) возможностей для снижения издержек производства, применением более совершенных технологий, улучшением качества работ, продуктов, услуг.

         В этом смысле справедливо классическое утверждение о том, что только рыночная конкуренция может быть процессом для открытия новых возможностей, которые без обращения к ней  оставались бы неиспользованными в экономике. Только этот процесс позволяет открыть новые и более дешевые товары и способы их производства, более прогрессивные технологии и способы обслуживания. В конкурентном процессе успех может быть обеспечен лишь тому его участнику, кто сумеет обнаружить едва обозначенные контуры новых технологий производства, потребность в новых продуктах, использует не замеченную разницу между нынешними ценами факторов производства и будущими ценами товаров, которые могут быть произведены с их помощью. Участники конкуренции постоянно решают своеобразную дилемму: либо приложить огромные усилия, чтобы «вписаться» в виражи прогресса  и опередить тех, кто добился успехов, либо смириться с потерей доходов.

         Действительно, этот процесс содержит и разрушительный импульс, поражая прежде всего неэффективные, не способные к соревнованию виды экономической деятельности. Тем самым создается своеобразное экономическое принуждение, так как необходимо постоянно поддерживать высокую деловую активность, искать новые возможности роста и совершенствования.

Термин «монополия» в буквальном смысле означает единственного продавца товара. Монополия – это предприятие или группа предприятий, занимающая доминирующее положение на рынке, что позволяет ему контролировать и определять цены; формы рынка, контролируемого одним или несколькими предприятиями. 1

В современных условиях этот термин используется для обозначения различных разновидностей рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Основными признаками монополизма выступают монопольные цены и монопольные прибыли. Монопольное положение фирмы может быть «естественным», когда она владеет редкими, уникальными невоспроизводимыми ресурсами, или «искусственным», когда фирма сама, путем организационных приемов, образует монополи. Формами монополизации могут быть могут быть картельные соглашения, синдицированные, слияния и поглощения, «джентльменские» соглашения и возникшие на этой основе различные виды монополистической конкуренции.

         Остановимся подробнее на существовании препятствий, затрудняющих доступ новым фирмам на рынок. Речь идет о проблеме входных барьеров, впервые рассмотренных в работах американского экономиста Джо Бейна. Входной барьер при вступлении на рынок – это условие. Которое затрудняет  вступление в отрасль фирм – новичков в отрасль, где хозяйствуют «старожилы» данной отрасли. К основным видам входных барьеров относят следующие:

         1. Правительство наделяет фирму исключительными правами (выдача правительственной лицензии на определенный вид деятельности, например, почтовая служба, кабельное телевидение, транспортные услуги). Многие из такого рода барьеров тесно связаны с деятельностью естественных монополий.

         2. Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы. Классический пример – власть компании «Де Бирс» на рынке алмазов. Или, например, профессиональный спортивный клуб препятствует образованию конкурирующих с ним клубов путем заключения долгосрочных контрактов с выдающимися спортсменами.


1 Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Камаева, с. 57


         3. Авторские права и патенты. Фирма, чья деятельность защищена патентом, обладает исключительным правом на продажу лицензий, а это дает ей монопольные преимущества. Нередко такой тип монополии называется закрытой монополией, в отличие от открытой монополии, не имеющей защиты от конкуренции в виде патентов, авторских прав или преимуществ естественной монополии.

         4. Эффект масштаба, т.е. преимущество крупного производства, позволяющего снижать издержки, наращивая объем выпуска продукции. Так, на рынке автомобилестроения нелегко войти новым фирмам, не обладающим значительным капиталом для создания крупномасштабного производства.

         5. Вступлению в отрасль могут препятствовать и нелегальные методы борьбы с потенциальными новыми конкурентами, вплоть до угрозы физического уничтожения (мафиозные структуры).

         Входные барьеры помогают лучше понять, почему так различна концентрация рынка в различных сферах хозяйственной деятельности, а так же причины отклонения от идеальной модели совершенной конкуренции, где действует множество атомизированных фирм.1


§1.2 Основные типы структур


Для лучшего понимания механизма рынка несовершенной конкуренции важно рассмотреть классификацию рыночных структур. В качестве признаков, определяющих форму рыночной структуры, выступают: количество фирм, входящих в отрасль; характер производимой продукции, входные барьеры при вступлении в отрасль; степень контроля, или власти над ценой.

В реальной действительности не существует только абсолютная монополия. Наблюдается смещение различных элементов рассмотренных в таблице 1.1. рыночных структур.


1 Курс экономической теории: учебник, Киров: «АСА», с. 129

Модели рынка конкуренции

Количество фирм в отрасли

Характер продукции

Входные барьеры

Контроль над ценой.

Совершенная конкуренция

множество мелких фирм

стандартизированная, однородная

свободный вход и выход

практически отсутствует

Чистая монополия

Одна фирма (отрасль представлена одной фирмой)

Однородная продукция, не имеющая субститутов

Высокие

Полный

Дуополия

Две фирмы

Однородная

Высокие

Частичный

Олигополия

Малое количество фирм

Однородная или с незначительной дифференциацией

Высокие

Частичный

Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта

Множество фирм

Разнородная продукция

Низкие

Слабый


Таким образом:

Чистая монополия – рыночная ситуация (модель рынка), когда на товарном рынке имеется один продавец незаменимого товара.

Дуополия – тип рыночной структуры, при которой имеются только два поставщика определенного товара и между ними полностью отсутствует монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства. Дуополия – наиболее простой случай олигополии.

Олигополия – тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию.

Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта – модель рынка, при которой большое число фирм производят близкую, похожую, но не полностью взаимозаменяемую продукцию.1

 

 

 

 

1  Экономическая теория: Учебник для вузов Под ред  В.Д. Камаева, с. 605

Глава 2

 

§2.1 Понятие совершенной конкуренции и ее характерные черты

 

         Когда экономисты анализируют основные функции  и прибыльность предпринимательских фирм, они допускают ряд упрощений по поводу целей фирм. Во-первых, предполагается, что фирма производит один продукт, а во-вторых, что единственной целью фирмы является максимизация прибыли  от продажи одного продукта в каждом периоде. Основная идея – идея максимизации прибыли помогает объяснить законы поведения конкурентной фирмы.

         Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако ее характер может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия. Наиболее эффективной считается ситуация совершенной конкуренции. Считается, что на рынке или в отрасли существует совершенная конкуренция, если выполняется несколько условий.

         1. На рынке существует множество мелких фирм-продавцов, каждая из которых имеет очень небольшую долю общего выпуска товаров – менее 1% объема продаж за любой данный период времени.

         2. Продукция этих фирм стандартизирована, или однородна, для покупателей.

         3. Существует свободный вход и выход с рынка: не существует барьеров для входа на рынок и трудностей с прекращением деятельности в отрасли.

         4. Фирмы не интересуются производственными решениями друг друга, так как не рассматривают деятельность конкурентов как угрозу собственной доле продаж.

         5. Фирмы имеют равный доступ к информации о ценах, технологий и вероятной прибыли и соответственно способны реагировать на изменение условий перемещением применяемых ресурсов.

         На рынке совершенной конкуренции покупателям все равно, продукцию какой фирмы выбрать. Первые два условия гарантируют, что ни один из продавцов не может повлиять на цену продукта в силу малой доли в общем объеме продаж. Фирма не в состоянии изменить предложение продуктов на рынке так, чтобы изменилась рыночная цена. Поэтому продавцы в условиях совершенной конкуренции являются принимающими цену извне, как заданную величину. Очевидно, что в реальной жизни не существует рынков или отраслей, полностью отвечающим всем признакам. Пожалуй, рынки отдельных товаров например, яиц) могут отвечать этим условиям. Считается, что рынок сельскохозяйственной продукции близок к условиям совершенной конкуренции, так как большинство продавцов воспринимают цену отрасли как данность. Модель совершенной конкуренции можно использовать для тех рынков, на которых действует множество продавцов и их продукт стандартизирован (пшеница, рожь, скот, табак, железо и  сталь и т.д.). Это делает рынки однозначно совершенно конкурентными, но, тем не менее, мы придаем понятию «совершенная конкуренция» поистине уникальное значение в экономике. Почему? Дело, прежде всего, в том, что «совершенная конкуренция» (своего рода «физика без трения») позволяет построить некую идеальную модель функционировании экономики, в сравнении с которой можно изучать реальные рыночные структуры, причем, оказывается, модель рынка совершенной конкуренции дает вполне удовлетворительно приближение к действительности для многих реальных рынков. Модель позволяет уловить существенное в предложении фирмы и выполняет функцию прогнозирования будущих событий.1

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.