Меню
Поиск



рефераты скачать Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике


            Рассмотрим кривые спроса, с которым сталкиваются на рынке конкурентная фирма и монополия. При анализе максимизации прибыли конкурент­ной фирмы, цена рынка изображается горизонтальной прямой. Конку­рентная фирма может продать по этой цене столько продукции, сколько она пожелает. В самом деле, так как продукция фирмы конкурирует с множеством совер­шенных заменителей (каковыми являются товары остальных фирм), кривая спроса для каждого производителя абсолютно эластична (график  2 (а)). Так как монополия — единственный поставщик на рынке, кривая спроса на предлагаемый товар — это кривая спроса всего рынка, имеющая отрицатель­ный наклон вследствие обычных причин (график 2(б)).






 
Если монополист поднимет цену на предлагаемый товар, покупатели сократят закупки. С другой стороны, уменьшая количество реализуемой продукции, монополист тем самым поднимает цену. Ограничение на возможности монополиста реализовать власть над рынком в форме извлечения дополнительной прибыли накладывает кривая рыночного спроса. Иначе, монополист желал бы назначить высокую цену и продать макси­мально возможный объем продукции. Однако рыночная кривая спроса делает невозможным подобное развитие событий, так как предлагает все возможные для фирмы-монополиста комбинации цены и объема выпуска. Регулирование монопо­листом объема выпуска относительно цены (или, что равносильно, назначаемой цены относительно объема выпуска) позволяет ему оказаться в любой выбранной точке рыночной кривой спроса, но никак не вне ее. Какую же точку на кривой спроса предпочтет монополист? Как и в случае конкурентной фирмы, мы предполагаем, что целью монополиста является макси­мизация прибыли. Так как прибыль фирмы равна разности ее валового дохода и совокупных издержек, следующая наша задача — изучение дохода монополиста.


3.2. Доход монополии и установление монопольной цены.

КОЛИЧЕСТВО

ВОДЫ, В ГАЛЛ.

(Q)

 

ЦЕНА

В РУБ.

(Р)

 

ВАЛОВОЙ ДОХОД

В РУБ.

(TR = P*Q)

 

СРЕДНИЙ ДОХОД

В РУБ..

(AR = TR/Q)

 

ПРЕДЕЛЬНЫЙ

ДОХОД, В $

(MR = DTR/DQ)

 

0

 

11

 

0

 

_

 

_

 

1

 

10

 

10

 

10

 

10

 

2

 

2

 

9

 

18

 

9

 

8

 

3

 

8

 

24

 

8

 

6

 

4

 

7

 

28

 

7

 

4

 

5

 

6

 

30

 

6

 

2

 

6

 

5

 

30

 

5

 

0

 

7

 

4

 

28

 

4

 

-2

 

8

 

3

 

24

 

3

 

-4

 

 

 

 

 

 

 

              Таблица 1.

 
Представьте себе город, в котором воду для потребительских нужд предлагает единственный поставщик. В табл. 1 представлена зависимость дохода монопо­лии от объема поставленной воды.


В третьей колонке таблицы приведен валовой доход монополиста, равный про­изведению объема продукции (из первой колонки) и цены (из второй колонки). В четвертой колонке — его средний доход, то есть доход, получаемый от продажи единицы-продукции. Исчисляется средний доход как отношение валового дохода, взятого в третьей колонке, к объему продаж из первой колонки. Средний доход всегда равен цене товара, что справедливо как для конку­рентной фирмы, так и для фирмы-монополиста.

В последней колонке табл. 1 — предельный доход фирмы-монополиста — доход, получаемый от продажи дополнительной единицы продукции. Исчис­ляется предельный доход как изменение валового дохода при возрастании объема выпуска на единицу. Например, поставка 3 галлонов воды приносит фирме вало­вой доход в 24 руб. Увеличение объема предложения до 4 галлонов поднимает валовой доход до 28 руб. Следовательно, предельный доход равен  28 руб.—24 руб., то есть  4 руб.

В табл. 1 представлен результат, который существенно важен для понимания поведения монополии: предельный доход монополиста всегда меньше цены его товара. Например, если фирма увеличивает поставку воды с 3 до 4 галлонов, ее валовой доход возрастет только на  4 руб., даже если она сумеет реализовать каждый галлон по  7 руб. Для монополии предельный доход меньше цены потому, что кривая спроса на ее продукцию имеет отрицательный наклон. Чтобы увеличить объем продаж, монополия должна снизить цену на свой товар. Следовательно, чтобы про­дать четвертый галлон воды, монополист должен удовольствоваться меньшим до­ходом от первых трех галлонов.

Предельный доход монополии значительно отличается от предельного дохода кон­курентной фирмы. Увеличивая объем продаж, монополия сталкивается с двумя эф­фектами, влияющими на ее валовой доход, исчисляемый как произведение Р х Q:

•    Эффект объема: продается больший объем выпущенной продукции, то есть Q возрастает.

•    Эффект цены: цена падает, то есть Р уменьшается.

Так как конкурентная фирма реализует по рыночной цене столько продукции, сколько она пожелает, ей неведом эффект цены. Увеличивая производство на единицу, конкурентная фирма получает доход, равный рыночной цене этой единицы продукции, а ее доход от проданной ранее продукции отнюдь не снижается. Иными словами, так как конкурентная фирма является принимающей цену, ее предельный доход равен цене ее продукции. В отличие от этого, когда монополия увеличивает производство на единицу, она вынуждена снизить цену на каждую единицу выпу­щенной ею ранее продукции, что ведет к уменьшению дохода от продукции, кото­рую она уже пустила в продажу. В результате предельный доход монополии ниже цены ее продукции.

На графике 3 отображена кривая спроса и кривая предельного дохода монопо­лии (так как цена для фирмы равна ее среднему доходу, кривая спроса и есть кривая ее среднего дохода.) Эти кривые всегда начинаются в одной точке верти­кальной оси, потому что предельный доход от первой продаваемой единицы про­дукции равен цене товара. Однако в силу причин, которые мы обсудили выше, предельный доход монополиста ниже цены товара. Таким образом, кривая предель­ного дохода монополии лежит ниже ее кривой спроса.


                                                                            

Из рисунка (как и из таблицы) видно, что предельный доход может даже быть отрицательным. Предельный доход становится отрицательным, когда эффект цены превышает эффект объема. В этом случае, при производстве дополнительной еди­ницы продукции, цена падает настолько, что вызывает снижение валового дохода фирмы, даже при условии, что фирма увеличивает объем продаж.


3.3. Максимизация прибыли и монопольная прибыль.


Как монополия максимизирует прибыль? Существует утверждение: рациональный человек мыслит в категориях предельного анализа. Данное утверждение верно как применительно к конкурентной фирме, так и к монополии. Далее я буду применять логику предельного анализа к стоящей перед монополистом проблеме определения объема выпуска. На графике 4 изображены кривая спроса, кривая предельного дохода и кривая издержек для фирмы-монополии. Все они хорошо знакомы: кривые спроса и предельного дохода такие же, как на графике 2, а кривая издержек подобна той, что используется для анализа конкурентных фирм. Кривые содержат всю информацию, необходимую нам для определения объема выпуска, максимизирующего прибыль монополиста.



Предположим, что объем выпуска фирмы низок, скажем, равен Q1. При каком объеме производства предельный доход превышает предельные издержки, если фирма увеличит объем выпуска на единицу, дополнительный доход превысит до­полнительные издержки и прибыль, которая, как мы помним, равна разности вало­вого дохода и совокупных издержек, возрастет. Таким образом, пока предельный доход превышает предельные издержки, фирма может увеличивать прибыль, нара­щивая объем выпуска.

Аналогичные рассуждения применимы и к высоким объемам выпуска, скажем, равным Q2. В этом случае предельные издержки превышают предельный доход. Если фирма сократит выпуск на единицу, то предотвращенные издержки превы­сят упущенный доход. Следовательно, если предельные издержки выше предель­ного дохода, фирма может увеличить прибыль, снизив объем выпуска.

В конце концов, фирма уравновешивает объем выпуска таким образом, что он достигает величины QMAX, при котором предельный доход равен предельным издер­жкам. Наш анализ устанавливает общее правило максимизации прибыли: при объеме выпуска, максимизирующем прибыль, предельный доход совпадает с предельны­ми издержками.         Таким образом, объем выпуска, максимизирующий прибыль моно­полиста, определяется точкой пересечения кривой предельного дохода и кривой предельных издержек. На графике 4 это точка А.

Вспомним, что конкурентная фирма также выбирает объем выпуска, при ко­тором предельный доход равен предельным издержкам. В следовании этому правилу максимизации прибыли конкурентные фирмы и монополии схожи. Однако между ними существует важное различие: предельный доход конкурен­тной фирмы равен цене, в то время как предельный доход монополии меньше цены. То есть

 

Для конкурентной фирмы: Р = MR = МС.

 

Для монополии: Р > MR = МС.

Равенство предельного дохода и предельных издержек при максимизирующем прибыль объеме выпуска справедливо как в случае конкурентной фирмы, так и монополии. В чем разница, так это в том, как соотносится цена с предельным доходом и предельными издержками.

Как монополия находит для своей продукции цену, которая максимизировала бы прибыль? На этот вопрос нам дает ответ кривая спроса, которая показывает цену, которую покупатели желали бы заплатить за предлагаемый объем продук­ции. Поэтому после того как монополия определяет объем выпуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам, она использует кривую спроса для нахождения цены, соответствующей этому объему. На графике 4 монопольная цена находится в точке Б.

Мы получаем возможность сформулировать коренное различие конкурентного и монополизированного рынков: на конкурентных рынках цена товара равна предельным издержкам. На монополизированных рынках цена товара превыша­ет предельные издержки. Вскоре мы убедимся, что это открытие — ключ к понима­нию социальных издержек монополии.

Какую прибыль получает монополия? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что прибыль равна разности валового дохода и совокупных издержек:


Прибыль = TR- ТС.

 

Перепишем это равенство, разделив и умножив правую часть на Q:


Прибыль = (TR/Q - TC/Q) x Q.

TR/Qэто средний доход, равный цене Р, a TC/Qэто средние совокупные издержки ЛГС. Следовательно,

Прибыль = (Р - АТС) x Q.

Такое выражение прибыли фирмы (в точности совпадающее с выражением для прибыли конкурентной фирмы) позволяет нам измерить прибыль на нашем графи­ке монополии.

Взгляните на затененный прямоугольник на графике 5. Высота его (отрезок ВС) равна Р - АТС, то есть разности между ценой и средними совокупными издержками, а значит, и прибыли от продажи одной типичной единицы продукции. Основание его (отрезок DC) равно количеству проданной продукции QMAX. Сле­довательно, площадь данного прямоугольника равна прибыли фирмы-монополии.


 


ГЛАВА 4. Государственная политика в отношении монополии.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.