Монополизм в российской экономике: причины, последствия и пути преодоления
ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И
ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
Монополизм в российской экономике: причины, последствия
и пути преодоления
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
1. Введение........................................................................................................... 3
2. Монополия и ее
формы................................................................................... 4
3. Экономический вред
монополии.................................................................... 7
4. Особенности
монополии в советской экономике......................................... 10
5. Формы монополизма в
советской экономике............................................... 16
6. Возможные антимонопольные меры............................................................. 19
Заключение......................................................................................................... 29
Список использованной литературы................................................................. 30
Когда рассматривается взаимодействие спроса и
предложения, считается обычно, что равновесная цена возникает в точке их
пересечения:
Но при этом подразумевается, что конкурируют между собой многие
производители, а в реальности на рынке может быть всего несколько фирм или даже
одна фирма и тогда приведенная выше картинка уже становится неверной.
В
своем реферате я хочу рассмотреть как раз тот случай, когда на рынке
какого-либо товара господствует один производитель или поставщик, т.е.
монополию (от греч. mono - один, poleo - продаю) и
отметить ее особенности в советской экономике.
Этот
термин можно связать и с определенной структурой рынка или производства, и с
соответствующим типом экономических отношений.
В
экономике под монополией обычно подразумевается абсолютное преобладание на
рынке единоличного поставщика или продавца, т.е. такая структура рынка, когда
отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок
некоторого продукта. Монополистом может быть даже маленькое предприятие, если
оно имеет высокую долю в производстве какого-либо товара, а крупная фирма может
монополистом и не быть, если другие не менее крупные производители
уравновешивают ее мощь на рынке.
Монополия
может быть искусственной, основанной на государственной привилегии на исключительное
право сбыта какого-либо товара, или естественной, появляющейся как следствие
конкурентных взаимодействий. Естественная монополия всегда требует государственного
вмешательства, так как она может установить ту цену, которая максимизирует ее
прибыль, и перераспределить ресурсы в свою пользу в ущерб обществу.
Естественная монополия обычно “нестойка, преходяща и может быть закреплена
только внеэкономическими методами - опять же покровительством властей или
какими-либо формами террора и подавления конкурентов”[1].
В
обществах с традиционной формой хозяйствования имела место и монополия - рынок
единоличного покупателя.
Особый
интерес представляет собой двусторонняя монополия - противоборство на рынке
определенного товара единого поставщика и объединенного покупателя.
Часто, когда производство связано с важными системами жизнеобеспечения
общества, предельная концентрация деятельности обусловлена технологически
(например, в случаях, связанных с энерго-, водо-, газоснабжением). Но такая
технологически обусловленная монополия может подавить остальное хозяйство.
Поэтому законом устанавливаются умеренные цены и тарифы. Здесь можно говорить
уже об учреждении общественной монополии, “призванной нейтрализовать
хищнические поползновения единого или объединившегося поставщика”[2].
Часто встречаются и олигопольные структуры - наличие на рынках
немногих поставщиков.
Противоположным же монополии является состояние рынка, соответствующее
“совершенной конкуренции”. “Совершенный рынок предполагает неограниченное число
продавцов и покупателей, так что никто в отдельности или в какой-либо коалиции
не в состоянии произвольным варьированием поставок или закупок повлиять на
цену”[3].
Совершенный рынок - это полный диктат общества над производством. Завершенная
монополия, наоборот, означает абсолютное доминирование производства над
обществом. Можно сказать, что близкая к завершенной монополия существовала
только в СССР.
Монополизмом также называют и “тип экономических отношений, при
котором отдельные хозяйственные субъекты могут навязывать собственные интересы
своим контрагентам и обществу в целом, игнорируя их действительные потребности”[4]. Именно такое определение является
наиболее приемлемым для советской экономики.
Далее можно сказать, что монополия, как и конкуренция, является
атрибутом любого хозяйства, основанного на обмене и разделении труда, ибо
стремление к монопольной власти - естественное стремление любого субъекта
экономики (и государства в том числе) упрочить свои позиции.
В современном обществе (как в западном, так и в бывшем советском)
монопольная экономическая власть связана не столько с величиной собственных
денежных накоплений, сколько со стабильностью влияния на распределение
общественных накоплений.
Советские экономисты, ориентировавшиеся, в основном, на работы В.И.Ленина,
видели в монополии “тенденцию к техническому застою и загниванию, а также
инструмент перераспределения стоимости в пользу крупного производства”[5].
Все это, конечно, верно, но лишь до некоторой степени. Ведь лишь очень
крупный бизнес способен к осуществлению серьезных инноваций, фирма лишь тогда
способна к техническому прогрессу, когда она имеет стабильное, прочное
финансовое положение. Много говорят об особой роли небольших предприятий в
техническом прогрессе, но это мнение основано только на их высоких
адаптационных возможностях. Мелкие фирмы могут лишь распространить уже
найденный технологический принцип, возможно, несколько усовершенствовав его.
Инновации же доступны лишь крупным, финансово независимым предприятиям.
Тенденции “технического застоя и загнивания” подвержены одинаково и
абсолютная монополия, и совершенная конкуренция.
Наибольшими же возможностями для серьезного технического прогресса
обладает крупная фирма, олигополист или монополист, подвергающаяся некоторому
конкурентному давлению, но не погрязшая в жес-
токой борьбе с клиентами за сиюминутный доход.
Не слишком точна также была трактовка монополии как “инструмента
перераспределения стоимости в пользу крупного производства”. Ибо она
предполагает, видимо, что монополист получает как раз столько, сколько теряет
покупатель, вынужденный платить завышенную монопольную цену. Если бы это было
действительно так, то тогда в условиях социалистической экономики, прибыль
монопольного производителя без труда можно было бы перераспределить через
специальные фонды на предприятиях (или другим путем) обратно в пользу
трудящихся.
Но “суть дела состоит в том, что выигрыш поставщика, своекорыстно
использующего свое монопольное положение на рынке, всегда меньше ущербов, в
которые он ввергает покупателя.
Монополистическая организация рынка уменьшает производственные
возможности страны, искусственно их ограничивает”[6]. Действительно, заставить платить покупателя
высокую монопольную цену можно только тогда, когда объем предложения
устанавливается на уровне, меньшем, чем он мог бы быть при рыночном равновесии.
Монополисту нет смысла увеличивать поставку продукции сверх равновесного
объема, так как цена от этого понизится, а предельные затраты наоборот
увеличатся, а следовательно упадет общая прибыль по сравнению с равновесным
уровнем. Но зато он может повысить прибыль, понизив поставку. Ведь в этом
случае цена поднимется, а издержки понизятся.
Дополнительная прибыль монополиста достигается всегда путем уменьшения
поставки по сравнению с равновесным объемом.
Первоочередным объектом монополизации являются товары неэластичного
спроса. Объектами государственной монополии, например, испокон веков были соль,
водка - предметы потребления, закупка которых очень незначительно зависит от
цены.
И еще раз я хочу заметить, что монопольная эксплуатация рынка всегда
повышает прибыль производителя - монополиста, но так, что покупатель теряет
больше, чем выигрывает продавец.
Социалистическая монополия обладает рядом отличий от классической
рыночной монополии. Западные монополии вырастали из рыночной конкуренции на
основе экономического обобществления производства при сохранении рынка, поэтому
монополистами в полном смысле слова их назвать нельзя. Советский же монополизм
был основан на универсальной государственной собственности, отсутствии рынка.
Это - государственная монополия, пронизывавшая почти все сферы хозяйственной
жизни советского общества. Практически во всех сферах экономической жизни
государство осуществляло не регулирующие функции, а было основным, а подчас и
единственным, субъектом хозяйствования.
Особенности социалистической монополии касаются и самих условий ее
возникновения и роли в этом процессе государства.
Первые монополистические образования в России начали появляться в
конце XIX - начале ХХ веков. В это время, благодаря
привлечению крупных иностранных капиталов. Стали образовываться гигантские
тресты и синдикаты (например, “Продуголь”, сосредоточивший в своих руках
продажу всего донецкого угля), государство же имело лишь “спиртовую” монополию.
Но с началом первой мировой войны государство, заинтересованное в налаживании
ритмичного, могущего обеспечить военные потребности производства, начало
процесс огосударствления основных сфер производства. И к началу революции
основная часть российской промышленности уже находилась под контролем государства.
Пришедшие к власти большевики, в свою очередь, декларировали ряд
положений о социальном равенстве и начали осуществлять их на практике.
Очевидно, что в условиях разрушенной военной экономики, решать эти задачи можно
было лишь путем государственного регулирования производства и потребления.
Новое государство, исходя из того, что крупное производство эффективнее мелкого
и на его базе легче осуществлять единый хозяйственный план, начало конкуренцию
и централизацию экономики. Но официально провозглашенной целью было не создание
государственных монополий, а формирование некой “единой фабрики”, охватывающей
всю страну. Превращение же главков и трестов в монополистов явилось не целью, а
лишь следствием проводимой партией политики.
Отсюда видно, что если классические монополии появились “снизу”, из
массы производителей путем захватов и слияний - законных и незаконных, то
социалистическая монополия насаждалась “сверху”, была создана бюрократическим
аппаратам.
Отсюда следует и второе отличие социалистической монополии от
классической. В условиях конкурентной борьбы на рынке монополистам могло стать
лишь предприятие с максимальным научным и техническим потенциалом, а при
социалистическом обобществлении монополия, наоборот, могла складываться на
отсталой технической базе.
В-третьих, различной была сама реакция экономики на возникновение
монополий. Рыночной экономикой монополия была отвергнута, к середине нашего
века в развитых капиталистических странах широкое распространение получили
олигополии, оказавшиеся более экономически выгодными. В советской же экономике
складывавшаяся командно-административная система лишь укрепила положение
монополий, ускорив процессы концентрации и специализации производства. Причем в
этом были заинтересованы даже не столько сами предприятия, сколько высшие
органы управления, которые таким образом могли с легкость осуществлять контроль
за производством. “По данным Госкомстата СССР, абсолютными монополистами по
выпуску важнейших видов продукции считались 83 промышленных предприятия”[7].
Стремление к упрощению управленческой деятельности привело и к
чрезмерно узкой предметной специализации предприятий. Возникла схема “один
продукт - один производитель”.
Единый в принципе рынок какого-то определенного товара в СССР
распадался на несколько самостоятельных рынков различных подвидов этого товара.
Получалось, что там, где в рыночной экономике сталкивались 10 конкурентов, в
советской экономике мирно соседствовало такое же количество монополистов. Особенно
ярко это проявлялось в производстве промежуточной продукции. У потребителей
там, как правило, отсутствовала возможность замещения товаров, что порождало их
жесткую зависимость от поставщиков-монополистов.
По конечной продукции эта зависимость была менее заметна, так как
специализация производителей там происходила не по видам, а по классам
продукции.
Классическим примером в этом отношении может быть производство
легковых автомобилей, отрасль, которая во всем мире является наиболее
монополизированной.
В Германии основными производителями в этой отрасли, например,
являлись 11 фирм. У нас ведущих производителей было 7: ВАЗ, АЗЛК, ЗАЗ, ГАЗ,
УАЗ, РАФ и ПО “Ижмаш”. Различие между цифрами 7 и 11, конечно, небольшое, но в
Германии с учетом разброса цен, потребительских свойств, технических и
качественных свойств различных моделей выделяли 5 классов машин, в рамках
которых производители конкурировали друг с другом. Продукция же советских
автозаводов почти не конкуриро-
вала между собой.
Что же касается легкой и пищевой промышленности, чья структура сама по
себе должна была создать условия для конкуренции, то там также складывались
отношения монополизма. Это происходит потому, что уже сказываются
географические границы рынка из-за масштабов страны и неразвитости
инфраструктуры (складской, транспортной и информационной)[8]. В итоге, хотя и по разным причинам,
отношения монополизма в СССР господствовали во всем народном хозяйстве.
Особую роль в формировании и развитии монополизма играла
материально-финансовая несбалансированность. Еще Маркс замечал, что при
“превышении спроса над предложением на рынке возникает “случайная” монополия.
“Случайная” потому, что случайны сами отклонения спроса и предложения”[9]. В социалистической же экономике дефицит
становится хроническим. Конкуренция между потребителями превратила всех производителей
дефицитного товара, сколько бы их ни было, в монополистов. У них появилась
возможность выбрать самых сговорчивых покупателей, ориентированных на
выполнение заказов, требующих наименьших усилий.
Монопольное положение предприятия - поставщика позволяло ему
навязывать потребителю выгодный для себя ассортимент, завышать или занижать
качество поставляемой продукции. Монопольные тенденции в деятельности
предприятий проявлялись и в регулировании производителями сроков и объемов
поставок.
Законодательно была закреплена государственная монополия на
предпринимательскую деятельность. Такая монополия государства, с одной стороны,
ограждала государственные предприятия от конкуренции, а с другой. - ограничивая
создание предприятий по инициативе трудящихся, тормозила развитие рынка.
Можно сказать, что монополия предприятий в советской экономике -
прямое следствие государственной монополии в экономике.
Как уже говорилось, в Советском Союзе основным монополистом, по
существу, являлось само государство, сконцентрировавшее в своих руках
подавляющую часть материальных и финансовых ресурсов. его роль монополиста
реализовывалась через рассредоточение по определенным ступеням иерархической
лестницы власти.
Страницы: 1, 2
|